СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Реализация современных образовательных технологий в процессе обучения химии в вечерней (сменной) школе».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагогический проект" Реализация современных образовательных технологий в процессе обучения химии в вечерней (сменной) школе» разработан для учителей, работающих со взрослыми учениками, имеющими большие пробелы в знаниях по химии.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Реализация современных образовательных технологий в процессе обучения химии в вечерней (сменной) школе».»

Проект

«Реализация современных образовательных технологий в процессе обучения химии в вечерней (сменной) школе».

Цель проекта:

Разработка методических рекомендаций к внедрению современных образовательных технологий в процессе обучения химии в вечерней школе

Задачи проекта:

  • Дать характеристику некоторым современным образовательным технологиям (инновационные, интерактивные, здоровьесберегающие технология развивающего обучения);

  • Составить рекомендации по использованию элементов образовательных технологий в процессе изучения химии с учетом специфики предмета и работы вечерней школы для лиц с асоциальным поведением и низкой мотивацией к обучению;

  • Проследить поэтапное развитие учащихся путем использования в учебном процессе все более усложняющихся форм деятельности.


Актуальность темы:

  • Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, связанных с развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учеников с большими пробелами в знания и низкой мотивацией к обучении и асоциальным поведением универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни (возможности так называемых социальных лифтов).

Проблема:

формирование у учеников устойчивого интереса к изучению химии, мотивации к выбору тех профессий и профессиональных компетенций, в которых используются знания по предмету химии.

Новизна предлагаемого опыта.

  • усовершенствование, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения;

  • Использование множество методических приемов, которые позволяют учителю реализовать современные образовательные технологии на разных этапах урока и во внеклассной работе;

  • Реализация через выработку навыков, которые, в свою очередь предполагают определенные умения.


Тип проекта: информационный, индивидуальный, долгосрочный (учебный год).

Результат: оформленный проект, подготовленный доклад с презентацией

Презентация проекта:

выступление на педагогическом форуме «Современные образовательные технологии» 31 октября 2012 года, который проходил на базе ГКВОУ ЦО Самарской области.

Этапы работы.

Этапы работы

Содержание

работы

Сроки

реализации

примечание

1. Подготовительный

  • Определение темы, цели и задач проекта;

  • Выделение подтем в теме проекта;

  • Подготовка материалов к исследовательской работе;

  • Установление способа предоставления результатов.

Сентябрь 2016 года

Выполнено

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации.

Сентябрь-октябрь 2016 года.

выполнено

3. Разработка проекта.

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, ее обобщение.

Ноябрь 2016 года – июнь 2017 года.

выполнено

4. Оформление результатов.

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Сентябрь 2017 года.

выполнено

5. Презентация

Предоставление выполненной работы на педагогическом форуме.

29.09.2017года

выполнено











I.Введение.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни, акцент переносится на воспитание асоциальной личности с большими пробелами в знаниях, низкой мотивацией к обучению, в возрасте от18 до 30 лет, формирование у таких учеников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В предлагаемом проекте дается характеристика некоторым современным педагогическим технологиям (инновационные, интерактивные, здоровьесберегающие, технология развивающего обучения). Также предлагаются рекомендации по использованию их элементов в образовательном процессе по химии с учетом специфики преподавания в вечерней школе на территории исправительного учреждения; прослеживаются поэтапное развитие учеников путем использования в учебном процессе все более усложняющихся форм деятельности.

II.Основная часть.

II.1. Современное понимание качества образования.

Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, понимание, инициатива, поисковая деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности. На решение этих задач направлена модернизация содержания общего образования, которая предполагает, прежде всего, усиление го практической ориентации.

Государственный стандарт второго поколения(2009год) задает ориентиры в оценке достижений ученика(мотивы, отношения), межпредметных результатов ( универсальные учебные действия), предметных результатов( знания умения, навыки по химии).

II.2. Универсальный характер учебных действий.

Универсальный характер учебных действий (УУД) – это способность самостоятельно использовать приобретенный учебный опыт в любом виде деятельности, с которой ученик встречается в жизни.

(Н.Ф. Виноградова).

  • Универсальные личностные действия – установка на здоровый и безопасный образ жизни, развитие познавательных интересов и мотивация учения, мотивов достижения и социального признания, нравственное отношение человека к природному и социальному окружению.

  • Регулятивные действия – умение составить план с выделением существенной и дополнительной информации текста, умение планировать и осуществлять практические способы решения при работе с приборами и веществами.

  • Познавательные действия – развитее действий моделирования природных и социальных явлений, развитее логических действий (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, доказательство) и самостоятельного решения проблемы, формирования общеучебных умений: поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.

  • В вечерней школе важно сделать обучение практико-ориентированным.

Проблема:

Отсюда вытекает проблема, которая состоит в формировании у учеников средней школы устойчивого интереса к изучению химии, а у учеников вечерней школы – мотивации к выбору тех профессий и профессиональных компетенций, в которых используются знания по данному предмету (по химии).

Решение означенной проблемы возможно при наличии системы, которая позволит, начиная с первого класса сформировать необходимый познавательный инструментарий в данной предметной области.

Если построенная таким образом система будет эффективно функционировать, то и результативность участия школьников в олимпиадах, сдача ими экзаменов в форме ЕГЭ, а также осознание старшеклассниками личностно-значимых профессиональных ценностей приведет к желаемому результату- адаптации учеников вечерней школы в современных социальных условиях с последующим занятием профессиональной деятельностью.




II.3. Виды современных образовательных технологий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса

Что отличает педагогическую технологию

от методики преподавания?

Признаки педагогической технологии:

1. Четкая заданность целей и способов их достижения.

2. Гарантированность результата (технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата).

3. Высокая степень воспроизводимости.

II.4.Инновационные технологии.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и ученика, что позволяет ученикам получать знания с перспективой их использования в практической деятельности, соответствуя высоким стандартам ученика XXI века.

Инновационные технологии, которые используются в образовании, не должны быть односторонними, предполагающими только развитие умственных способностей учеников.

Необходимо вывести ученика на равный с учителем уровень общения, научить адекватно мыслить, решать поставленные перед ним задачи, в том числе и химические, как в рамках учебного процесса, так и при решении бытовых проблем.

Вместе с тем, стратегия развития нашей страны на среднесрочную перспективу предполагает приоритетное развитие инновационной составляющей экономики, что невозможно обеспечить без технологического прорывы в естественнонаучных областях знаний, в том числе, в химии. Потребность же учеников в освоении данного предмета в вечерней школе не сформирована.

Применение инновационных технологий.

Рассмотрим применение инновационных технологий на примере урока в 8 классе «Кислород как простое вещество и элемент».

Цели этого урока:

  • закрепить понятие об элементах и простых веществах на примере кислорода, его распространение в природе и физиологическое действие;

  • сформировать понятие о катализаторе,

  • выяснить физические свойства кислорода,

  • подготовить учеников к выполнению практической работы; развивать умение работать в группах, выделять главное, сравнивать, делать выводы; воспитывать общительность, взаимопомощь.

  • Первым этапом урока стала актуализация опорных знаний. Ученики выполняют упражнение «Незаконченное предложение». Простые вещества – это… Варианты ответов: вещества , состоящие из атомов одного вида; металлы; неметаллы; вещества молекулярного строения; вещества немолекулярного строения. Учитель формулирует вывод. Далее следует работа в парах по карточкам, проверка работы в парах. Затем учитель объявляет тему и цель урока: « Тему нашего урока вы прочитаете, пройдя лабиринт. (Кислород – химический элемент, кислород – простое вещество). Потом «Ожидание». То, о чем вы хотите узнать и что ожидаете после сегодняшнего урока, запишите на листе и прикрепите к древу мудрости.

  • Изучение нового материала состоит из беседы – мозаики. Перед уроком учитель раздает ученикам карточки определенного цвета с номером на каждой из них (1,2, 3). Ученикам предлагается объединиться в группы в соответствии с цветом карточки, которую они получили. Сформировалось 4 группы по 3 ученика . Группы поучают задание – обработать материал учебника: «красные»- открытие кислорода, «синие» -распространение в природе, «желтые» -физиологическое действие кислорода, «зеленые» - физические свойства кислорода.

  • Учитель предлагает ученикам объединиться в группы в соответствии со своими номерами и поделиться вопросы, и ученики отвечают в «микрофон»). Вводится понятие катализатора. Далее следует эвристическая беседа. Вводится понятие реакции разложения. Ученики самостоятельно дают определение реакции разложения, учитель их дополняет записями на доске уравнений реакций разложения.

  • Четвертый этап урока – обобщение и систематизация знаний. (Игра «да – нет»). (Молекулярная формула кислорода; относительная молекулярная масса атома кислорода; молекулы кислорода и т.д.) Продолжением урока стала самостоятельная работа: вычислить массовую долю кислорода в перманганате калия.

  • Далее следует домашнее задание,

  • и шестой этап урока – его итоги. Как материал урока поможет вам в жизни? Для чего вам необходимо знать этот материал? Ученики срывают листья с «дерева мудрости» и определяют, осуществились ли их желания.




II.5.Интерактивные технологии.

  • С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет получать ученикам знания от учителя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы.


Для этого в своей работе с учениками я использую стратегии создания ситуации успеха. Результаты применения этой работы я оформила в виде памятки-рекомендации для своих коллег.

Рекомендации (памятка)

Стратегия: делайте ошибки нормальным и нужным явлением, рассказывайте об ошибках, минимизируйте следствия от совершенных ошибок (редко применяйте позицию «красного карандаша»).

Стратегия: формируйте в ученике веру в успех; открытая перспектива (из опыта Шаталова); «Ты можешь!», «Я могу!». Делайте акцент на любых улучшениях, сообщайте ученикам о любых вкладах, раскрывайте сильные стороны учеников, демонстрируйте веру в силы учеников, эмоциональное поглаживание, авансирование, даю шанс, исповедь, общая радость, эврика, линия горизонта.

Стратегия: концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Анализ прошлого успеха, повторение и закрепление успеха.

Стратегия: делайте процесс обучения ощутимым. Рассказ о вчера, сегодня, завтра. «Помнишь, когда ты не смог решить простую задачу по химии, а сегодня, посмотри. Какие у тебя достижения! А что может быть завтра?»

Стратегия признания достижений. Аплодисменты, вознаграждения, выставки, положительна изоляция, самопризнание.

Применение этих стратегий (в моем понимании) и есть часть современного качественного образования.

II.6.Технология развивающего обучения.

Как сделать урок развивающим

Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на задания, выполнение которых требует привлечь память, внимание, мышление, речь.

Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, наблюдения, решение практических и исследовательских задач.

Составление учебных заданий

Для того, чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся учителю необходимо научиться составлять учебные задания так, чтобы их операционная структура соответствовала педагогическим целям и планируемым результатам обучения




Задания, требующие воспроизведения знаний


  • К ним относятся задания репродуктивного характера: по узнаванию, воспроизведению отдельных фактов, понятий, правил, схем, опорных конспектов.

  • Начинаются задания подобного типа со слов: какая из, что это, как называется, дайте определение и т.д.

Задания, требующие применения мыслительных операций

  • Это задания по выявлению, перечислению, описанию фактов(измерение, взвешивание, простые исчисления, перечень и т.д.)

  • Данная группа заданий начинается со слов: установите, какого размера; опишите, из чего состоит; составьте перечень; опишите, как протекает; как действует при; почему; каким способом; что является причиной и т.д.


Выводы и рекомендации по применению развивающей технологии.

Для учеников, имеющие большие пробелы в знаниях, низкую мотивацию к обучению, асоциальное поведение необходимо составлять задания программируемого уровня сложности.

  • Данная технология применима для однородных групп учащихся при уровневой дифференциации, где в зависимости от уровня интеллекта меняется соотношение между заданиями репродуктивного характера и требующими использования мыслительных операций;

  • Для более сильных учащихся необходимо вводить и творческие задания.

  • Необходимо составление индивидуальных заданий возрастающей сложности.

  • Развитие учащихся в процессе обучения осуществляется только при грамотном применении средств преподавания каждого учебного предмета, в том числе и химии.

  • Химия – один из самых сложных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс

  • Наиболее часто применяются на уроках химии умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.

  • В основном используются элементы развивающего обучения: дидактические игры, дискуссии, также приемы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, внимания, памяти, речи.






II.7.Здоровьесберегающие технологии.

За время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшиеся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в три раза – органов пищеварения и опорно-двигательной системы. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств, а также заболеваний сердечно-сосудистой системы. Только 105 школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Возникает вопрос: « Как формировать компетентности, сохраняя здоровье школьников?» Возможно ли это? Опыт работы показывает: « Да, это возможно». Решение проблемы мне видится в формировании первоначально компетентности как основы.

Информационная компетентность формируется с момента рождения человека. А следом проявляется необходимость общения с взрослыми и сверстниками. Не это ли начало коммуникативных умений? Зачатки технической компетентности появляются гораздо позже.

Новизна предлагаемого опыта состоит в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения.

Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным условием развития личности обучающегося. Все современные педагогические технологии ставят во главу угла формирование умений работать с информацией и выработку коммуникативных умений. В своей практике я особенно широко использую технологию развития критического мышления, которая, на мой взгляд, позволяет решить целый комплекс учебных задач по формированию различных компетентностей обучающегося.

В этой технологии используется множество методических приемов, которые помогают учителю реализовывать здоровьесберегающие задачи разных этапов урока. К наиболее часто используемых относятся: разбивка на кластеры, синквейн, Знаем, Хотим узнать, Узнали (З-Х-У), чтение с остановками, шесть шляп критического мышления, заметки на полях.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через выработку навыков, которые в свою очередь, предполагают определенные умения.

В своей работе по формированию здоровьесбережения я придерживаюсь принципа накапливания умений, то есть включаю в уроки упражнения на формирование сначала одного определенного умения, затем нескольких, потом предлагаю задания, выполнение которых вырабатывает комплекс умений. Например, на тему «Галогены» программой выделяется очень мало времени. Между тем, это очень интересный и нужный материал! Поэтому я провожу мероприятие для учащихся восьмых классов, используя прием интегративного погружения, который очень эффективен и универсален в формировании здоровьесбережения. Способ применения данного метода одинаков и использованием Интернет – ресурсов, и с использованием книг. Но в плане здоровьесбережения целесообразен он в «книжном» варианте.

Создаются четыре группы учащихся. Каждая получает свое задание, выполняет его в течение нескольких дней, затем докладывает… шефу в присутствии коллег, ведь обучающиеся выступают в роли сыщиков, которым пришло письмо. Вот пример послания, которое предназначено для группы, работающей над раскрытием тайны йода.

Многоуважаемые детективы!

Обращаюсь в ваше агентство в надежде на то, что вы польете свет на событие, которое произошло в моем пансионате «Французские ласточки» не далее как вчера, в полдень. Месье Куртуа – человек весьма почтенного вида, котором я соблаговолила сдать комнату на втором этаже, никогда ни в чем предосудительном замечен не был. Однако вчера я услышала из его комнаты звон стекла и душераздирающий вопль кота. Я подошла к двери и потребовала, чтобы месье немедленно открыл ее. Когда дверь распахнулась, я увидела месье в клубах фиолетового дыма. Это была страшная картина, ведь фиолетовый – это цвет смерти. Может месье Куртууа занимается колдовством? Или здесь таится что-то другое?

Прошу вас незамедлительно посетить мой пансионат и разобраться, что же произошло? Нет ли опасности здоровью моему и моих постояльцев? Пожалуйста, помогите.

Мадам Мари.

Р.S. В посылке некоторые вещи из комнаты месье, возможно, они вам помогут».

В посылке набор: консервы морской капусты, картофель с синим пятном на срезе, поваренная соль йодированная. Клочок бумаги и слово на нем (тироксин), лекарство йодомарин, настойка йода спиртовая, фотография кошки.

Начинается работа групп по поиску и обработке информации – расследование. Через несколько дней проводится расширенное заседание детективного агентства, где каждая группа сыщиков представляет оформленные результаты работы. Работа такого вида всегда интересна ребятам.

Данный метод обучения можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения и систематизации знаний.

Составление тестов.

Для этого я составляю тесты по формированию компетенций здоровьесберегающими приемами. Составляя задания, придерживаюсь рекомендаций авторов публикаций о формировании здоровьесбережения.




  1. Любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (предлагается сценарий задания). Это делается специально, для того, чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи.

  2. Очень важный момент- объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. Текст дается из расчета скорости чтения 180-200 слов в минуту для сильных учеников и 120 для слабых.

  3. Предложенные задания не должны требовать знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий строится на общекультурных вопросах, «житейских ситуациях».


Введение в обучение тестовых заданий «оживляет» предмет, способствует пониманию целостности окружающего мира, увязывает учебный материал с жизнью, с практической деятельностью.

Основными результатами этого можно считать: заинтересованную работу учеников, дружескую рабочую атмосферу, а самое главное – обучение без принуждения, построенное на интересе.

Формирование компетенций здоровьесберегающими приемами и методами, выравнивающими учебные возможности обучающихся, - главное преимущество предлагаемого опыта.

У данного опыта большие перспективы. Изменения, происходящие в обществе, влекут новое в требованиях к его гражданам: нужны инициативные, самостоятельные, умеющие работать в команде, решать возникающие проблемы, но самое главное – нужны здоровые люди! Сегодня миссия школьного образования – не только давать знания, а готовить к жизни во всем: в предметных, коммуникационных областях и здоровьесбережении.

II.8.Применение современных образовательных технологий во внеклассной работе оп химии.

Проблема вовлечения в работу слабо мотивированных учеников в нашей школе решена с помощью массовых увлекательных мероприятий: работа клуба «КЛЕСТ» и организации работы консультационного пункта (индивидуально-групповые занятия).






II.9.Анализ

работы клуба «КЛЕСТ» за первое полугодие 2016 - 2017 года.

Работа клуба началась с общего заседания, где обсуждался план работы на первое полугодие. Основное направление работы было выбрано – проведение внеклассных мероприятий по химии и биологии, выпуск стенгазет, творческих папок, оформление результатов работы.

Поскольку в октябре традиционно проводится общешкольная декада биологии, то вся работа была сосредоточена в этом направлении.

Тема декады: «Любуюсь тобой, мой край дорогой!» С помощью учителя и книг, имеющихся в школе, был собран богатый материал по краеведению. В частности были обсуждены тайны Самарской Луки, проблемы Жигулевского государственного заповедника.

Результатом этой работы стали:

  1. выпуск краеведческой биолого-химической стенгазеты «Флогистон»;

  2. составление файлов по результатам периодической печати;

  3. изготовление творческой папки-раскладушки «Любуюсь тобой, мой край дорогой!»

  4. беседа о кашах. Здесь было обращено внимание учеников на культуры, которые произрастают в Самарской области: пшеница, рожь, ячмень, просо, гречиха, кукуруза, ячмень, овес и др., как из них получают крупы и как эти крупы называются.

  5. С помощью учеников, посещающих заседания клуба, был проведен классный час «Загадки природы и человека», который проходил в форме пресс-конференции. Класс был заранее поделен на три группы: корреспонденты ( Алексеев С, Татарин А,), Знатоки (Ерилкин Е, Скоробогатов С.) и обычные зрители (ученики 11-х классов). Журналисты заранее (с помощью учителя) готовили вопросы, знатоки находили на них ответы, зрители внимательно слушали, могли (если захотят) задавать вопросы. В конце конференции были подведены итоги, выбраны лучший вопрос и ответ. Наиболее активные участники классного часа были награждены призами (конфеты Самарской кондитерской фабрики).

  6. В десятом классе был проведен с помощью участников клуба экологический брейн-ринг. Вопросы были составлены таким образом, что включали в себя пройденный материал предыдущего класса и вопросы, проверяющие уровень начитанности и широту кругозора. Оказалось, что ученики десятых классов имеют низкий уровень начитанности и не обладают достаточно широким кругозором даже в простых житейских вопросах.

  7. Конкурс биологов-эрудитов в 12 классах проходил в виде занимательных вопросов и ответов на них. Большую помощь в подготовке и проведению мероприятия оказал Федюков Роман. Он нашел много занимательных биологических фактов, которые озвучил на конкурсе.

  8. Все участники клуба активно участвовали в проведении эколого-биологической олимпиады, картофельной викторины.

  9. В заключение биологической декады состоялся праздник «Здравствуй, милая картошка!» . Эта тема итогового праздника была выбрана потому, что картофель распространен повсеместно, в том числе и в Самарской области собирают богатые урожаи картошки, кроме того, картофель ценный продукт питания и не только.

Данный праздник завершил биологическую декаду, на нем были подведены итоги всех мероприятий, награждены победители и активные участники.

Продолжая свою работу в ноябре, было заслушано сообщение Духовного Г. на тему: « Биологическая очистка сточных вод», где он остановился на работе фирмы «Евроботен», офис которой находится в поселке Управленческий. Тема сообщения была выбрана не случайно, соответствует общему краеведческому направлению, помощь в подготовке ему оказала учитель Гурьянова О.Ф.

В декабре с помощью учителя химии ученики Татарин А. и Борисенков И. оформили краеведческую папку-раскладушку «Любуюсь тобой, мой край дорогой!». Планируется в декабре и встреча Нового года для учеников, посещающих заседания клуба «КЛЕСТ».

Проблемы в работе клуба возникали, когда необходимо было оформить результаты работы клуба: покупка канцелярских товаров, красок, карандашей, фломастеров, бумаги и, т. д., а также использование компьютера (в школе его нет). Еще одна проблема – текучесть учеников: кто-то освободился, кто-то на этапе, кто-то в больнице, многие боятся выступать перед аудиторией, большие пробелы в знаниях, низкий уровень развития.

В целом в результате работы клуба за первое полугодие поставленные цели и задачи были реализованы.


















III.Выводы и рекомендации:

III.1. Выводы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что использование учителем различных технологий обучения как инновационного инструмента позволяет сформировать у учеников необходимый багаж знаний в данной предметной области и последовательно решать совокупность поставленных задач в направлении формирования личности, обладающей должными конкурентными преимуществами и компетенциями.

  • В результате применения современных образовательных технологий на уроке и во внеклассной сложился благоприятный морально-психологический климат в классе;

  • Повысился уровень обученности учащихся, многие из них с желанием посещают уроки химии, активно участвуют во внеклассных мероприятиях;

  • На 1,1% повысился процент качества знаний и на 1,3% успеваемости.

  • В рамках разрабатываемой проблемы есть много перспективных направлений для дальнейшей работы на уроках химии и во внеклассных мероприятиях.

III.2.Результаты и перспективы.

Основными результатами применения современных образовательных технологий можно считать:

  • Заинтересованную работу учеников на уроках химии и во внеклассных мероприятиях, дружескую рабочую атмосферу в классе, а самое главное – обучение без принуждения, построенное на интересе и мотивации.

  • Главное преимущество предлагаемого опыта - применение инновационных, интерактивных, технологий. здоровьесберегающими приемами и методами, выравнивающими учебные возможности учеников вечерней школы

  • Изменения, происходящие в обществе, вносят новое в образование его граждан:

  • Нужны инициативные, самостоятельные, умеющие работать в команде, решать возникающие проблемы, профессионалы.

  • Сегодня миссия школьного образования – не только давать знания, а готовить к жизни во всем: в предметных, коммуникационных областях.

  • Использование современных образовательных технологий на уроках химии должно повысить интерес к получению знаний.



















Приложения.


































Клуб


любителей


естествознания









ГКОУ ЦО,

Отделение №2.

Учитель химии

Высшей категории

Гурьянова

Ольга Федоровна








Г.о. Самара,2017год.













Девиз:

Мы рождены пролить

все то, что льется,

просыпать то,

чего нельзя пролить!

Наш клуб

Химическим зовется,

так будем вечно химию любить!


Цели:

  1. Развитие познавательного интереса учеников к предметам химия и биология;

  2. Развитее умений и навыков работать индивидуально, в группе, коллективом.


Задачи:

1.Привлечь учеников (асоциальных), в том числе далеких в своих предпочтениях от изучения химии и биологии;

2. стимулировать к социальному образу мышления, заучивать и играть роли, публично выступать.

Клятва «ЛЮЕСТА» (люест – любитель естествознания).

Я, любитель естествознания,

перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

  • Горячо любить уроки химии и биологи и никогда их не прогуливать.

  • Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

  • Знать все 110 химических элементов наизусть.

  • Знать все растения, животные и микроорганизмы, обитающие на нашей планете.

  • Порошкообразные вещества не просыпать.

  • Жидкие не проливать.

  • Газообразные не выпускать наружу.

  • Беречь окружающую среду.

  • Не тратить зря спирт в спиртовке.

  • Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев!


Клянусь! Клянусь! Клянусь!


КЛЕСТ – это мы! (список учеников, занимающихся в клубе).






План работы клуба на первое полугодие 2012-2013 года.


Nп/п

Тема заседания

Дата проведения

ответственные

Примечание

1

Организационное, обсуждение плана, графика работы и мероприятий

сентябрь

Гурьянова О.Ф.

Выполнено

2.

Подготовка и проведение предметной декады по биологии

октябрь

Гурьянова О.Ф.,

Ученик.

Выполнено.

3.

Выпуск газеты «Флогистон»

ноябрь

Гурьянова О.Ф.,

Ученик.

Выполнено

4.

Изготовление творческой папки « Любуюсь тобой, мой край дорогой!»

ноябрь

Гурьянова О.Ф.

Ученики.

Выполнено

5.

Итоговое новогоднее заседание. Награждение наиболее активных учеников.

декабрь

Гурьянова О.Ф.

Ученики.

Выполнено








Праздник

«Посвящение в клуб КЛЕСТ».

Подготовила и провела:

Гурьянова О.Ф.,

Учитель химии,

ГКВОУ ЦО,

отделение №2.

Г.о. Самара, 2017 г.

Цели и задачи:

  1. способствовать развитию познавательного интереса учеников к предмету;

  2. стимулировать к социальному образу мышления;

  3. заучивать и играть роли, выступать публично.

Оборудование :

карточки с заданиями, плакаты, рисунки.

Ход мероприятия.

Учитель. Добрый день! Сегодня мы собрались на праздник посвящения наших учеников в клуб любителей естествознания, т.е. «КЛЕСТ».

Вас ждет путешествие-триллер по заколдованному химическому лесу. Вы должны пойти по маршруту, включающему семь различных препятствий. Если справитесь с заданиями, то получите путевку в химическую страну и будете посвящены в клуб «КЛЕСТ». В составе жюри – мои коллеги – учителя нашей школы. Чтобы успешно справиться с заданиями вы должны собрать и взять с собой «Рюкзачок удачи».

(На доске прикреплены кружочки со словами: трудолюбие, взаимопомощь, дисциплина, хорошее настроение, усидчивость, плохое настроение, безделье, сам по себе. На доске же прикреплен рюкзачок. Каждый ученик должен поместить в рюкзак один кружочек и объяснить, почему он взял именно его.)

Желаю вам успеха! Перед началом соревнований исполняется гимн клуба.

( На мотив песни «Маленькая страна»)

Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной –

Нам без нее не жить.

Химия, химия,

Ты для людей важна.

Химия – будущее наше,

нет жизни без тебя.

Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огнь.

Без кислорода

нет жизни в мире,

свет нам дает неон.

Феррум находится

В клетках крови,

Без «аш-два-о»

Не жить.

Химию в школе изучают,

Чтобы жизнь ей посвятить.

Химия – это я,

Химия – это жизнь.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Препятствия.

Аллея окаменевших растений, тихий омут, трухлявый пень, дом с приведениями, у лесных гномов, каморка лешего, дупло Соловья-разбойника.

Аллея окаменевших растений.

Ведущий. Это та часть заколдованного леса, где живут давно вымершие растения. Большую часть времени они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и не пропускают никого из тех, кто появится на аллее. Вновь сделать их неподвижными можно, если правильно выполнить задание.

Задание 1. «Расшифруй». Запиши названия зашифрованных веществ.

( ребусы).

Тихий омут.

Здесь обитают маленькие зеленые лизуны. Эта противно пахнущая тиной и плесенью масса так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Избавиться от них можно, только если выполнить следующее задание.

Задание 2. «Кто я?»

Обведи буквы, соответствующие правильным ответам, составь из них и запиши фамилию великого русского химика.

Формулы веществ

Бинарные соединения

Кислородсодержащие кислоты

основания

Соли кислородсодержащих кислот

K2O

м

а

ш

А

H2CO3

П

е

т

р

NH3

н

и

м

а

CuSO4

П

о

с

д

Ca(OH)2

л

и

е

С

Fe(NO)3

А

н

у

л

CaC2

е

л

з

А

H3PO4

Н

е

л

с

Na3PO4

ч

у

м

В

Трухлявый пень.

Здесь живут головешки, которые жгут огнем любого, кто здесь окажется. Справиться с ними можно, только выплеснув ведро воды. Тогда они потухнут, а пень рассыплется. Чем больше воды наберете в ведро, тем легче справиться с головешками.

Задание 3. «Разгадай филворд»

Химическая посуда и оборудование.

Найди названия химической посуды и оборудования. Буквы одного слова находятся в соседних по горизонтали и вертикали клетках.

п

р

о

в

к

о

л

б

С

с

б

о

р

о

н

а

т

п

и

р

к

а

к

Ч

а

и

р

т

о

в

а

А

к

а

н

к

а

к

к

Ш

Т

р

у

б

в

а

а

а

ш

т

а

т

и

п

р

К

Ф

и

л

ь

т

р

о

б


(пробирка, стакан, чашка, колба, штатив, спиртовка, пробка, воронка, фильтр)

Дом с приведениями.

Живут в этом доме приведения, оборотни, упыри, и вурдалаки, которые не появляются в светлое время суток. Но только сядет солнце, как они выползают из всех щелей. Они очень любят поболтать и задают множество вопросов. Сумеешь ответить на вопросы – они пропустят тебя беспрепятственно. Ну а если не сумеешь, то загрызут до смерти.

Задание 4. «Кто больше?»

Команды отвечают на вопросы.

  1. Почему углекислый газ применяют для тушения пожаров?

  2. Какой металл можно резать ножом?

  3. Назовите самую «древнюю» кислоту.

  4. Из-за какого природного соединения возникали войны и народные волнения?

  5. Какой металл самый распространенный на нашей планете?

  6. Назовите самый распространенный на планете оксид.

У лесных гномов.

Живут они в маленьких домиках и, как все гномы, любят прятать свои сокровища в разных углах подземелья. А когда отдыхают – любят играть в поддавки. Если им отказать, то они запрячут вас в подземелье вместе со своими сокровищами. Один выход – выиграть у них, и тогда они сразу становятся тихими и смирными.

Каморка лешего.

Совершенно безобидный на вид, маленький тщедушный старичок. Но очень любит пошалить. Заведет в такие дебри, в такую глушь, что никак не выбраться. Но он очень любит, когда узнают по описанию химические вещества. И любого, знающего их пропустит беспрепятственно через свои владения.

Задание 5. «Узнай меня».

  1. Его называют безжизненным газом.

  2. Это довольно инертный газ.

  3. Он легче воздуха.

  4. Он входит в состав воздуха.

  5. Его химическая формула N2

Дупло Соловья – разбойника.

Не смотря на свое грозное название, он самый доброжелательный из всех. Чтобы его не разозлить и не оглохнуть от его свиста, достаточно выполнить задание.

Жило-было вещество А в пробирке, черное, некрасивое и к воде устойчивое. Откуда не возьмись – кислотный дождь. И произошло чудо. Появилось новое вещество Б в красивом голубом кафтане. Назовите вещества А, Б.

Подведение итогов.

Вы успешно справились со всеми заданиями, которые мы вам предложили. А теперь настало время для торжественного посвящения вас в химики. (Учитель читает клятву, а ученики ее повторяют.)

Закончить мероприятие мы хотим гимном химиков.

Мы рождены пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш клуб химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Припев.

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот следом отправится сам.


Мы дышим все аммиаком и хлором!

Мы кислотой для сердца прожжены!

Предосторожность мы считаем вздором

И все на вкус попробовать должны!

Припев

У нас есть цель – пройдя огонь и воду,

Попасть в ученых славную семью,

И, победив могучую природу,

Навек прославить химию свою.

Рекомендации (памятка)

Стратегия: делайте ошибки нормальным и нужным явлением, рассказывайте об ошибках, минимизируйте следствия от совершенных ошибок (редко применяйте позицию «красного карандаша»).

Стратегия: формируйте в ученике веру в успех; открытая перспектива (из опыта Шаталова); «Ты можешь!», «Я могу!». Делайте акцент на любых улучшениях, сообщайте ученикам о любых вкладах, раскрывайте сильные стороны учеников, демонстрируйте веру в силы учеников, эмоциональное поглаживание, авансирование, даю шанс, исповедь, общая радость, эврика, линия горизонта.

Стратегия: концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Анализ прошлого успеха, повторение и закрепление успеха.

Стратегия: делайте процесс обучения ощутимым. Рассказ о вчера, сегодня, завтра. «Помнишь, когда ты не смог решить простую задачу по химии, а сегодня, посмотри. Какие у тебя достижения! А что может быть завтра?»

Стратегия признания достижений. Аплодисменты, вознаграждения, выставки, положительна изоляция, самопризнание.

Применение этих стратегий (в моем понимании) и есть часть современного качественного образования.

Список литературы.

1.Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М., 2009 г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.. 1996г.

3. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании. Школьные технологии, 1997, №1.

4. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М., 2009г.

5. Денисова В.Г. Химия.8-9 классы. Открытые уроки.

6.Злотников Э.Г. и др. Урок окончен – занятия продолжаются. М., Просвещение,1992

7.Журналы «Химия в школе»

8.Мастер – класс учителя химии. М., Планета. Вып. 2, 3.

9. Зуева М.В. Развитее учащихся при обучении химии. М., 1978г.

10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ростов н/Дон, 2006г.

11.Левитес Д.Г. практика обучения. Современные образовательные технологии. Воронеж, 2008г.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2010г.

Интернет ресурсы:

http://www. Home-edu.ru




24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!