Учитель:
Говорят, алгебра держится на четырех китах: уравнение, число, тождество, функция. Сегодня мы поговорим с вами об одном из фундаментов алгебры – уравнениях. С уравнениями вы встречаетесь с начальной школы. Умеете их решать различными методами. Сегодня мы с вами будем решать тригонометрические уравнения.
Учитель: Дайте определение тригонометрическим уравнениям.
Ученик: Это уравнение, в котором неизвестное входит только под знак тригонометрических функций непосредственно или в виде функции неизвестного, причём над тригонометрическими функциями выполняются только алгебраические действия.
Учитель:
Одно из замечательных качеств математика-исследователя – любознательность. Вот он что- то сделал, и сделал неплохо. Можно успокоиться. Но нет! А что если попробовать сделать по -другому? А что будет, если… А быть может, вот так…
Учитель:
А нельзя ли этот способ, метод решения применить в других обстоятельствах?
Задания:
1. Перед вами уравнения:
а) 2tg2 x – tg x – 3 = 0 д) sin2x-3sin x cos x+2 cos2 x=0
б) sin x cos x + cos2 x =0 е) sinx =
в) 5sin x + 6cos x = 0 ж) 5sin 2x – 2sin x = 0
г) cos x = з) 2 cos2 x + sinx +1=0 и) 2sinx cos 5x – cos 5x =0;
к) cosх = - ;
л) cos2 x + 9cos x +14=0
м) sin 2х = -1 п)ctgх =
н) cos 3x = 0;
о) cos (х- ) = ; р) sin ( + )= - .
с) sin х - cos x = -1
а) В течение двух минут распределите уравнения по известным вам видам, результат занесите в таблицу №1 (в таблицу занести букву, под которой стоит уравнение):
Таблица №1
Вид уравнения
|
Метод решения
|
Линейное
ур-ние
|
Квадратное
полное
|
Неполное
квадратное
|
Простейшее
тригон-ское
|
Замена переменной
|
Разложение на множители
|
в
|
а
|
б
|
г
|
а
|
б
|
|
з
|
ж
|
е
|
д
|
ж
|
|
д
|
|
к
|
з
|
и
|
|
л
|
|
м
|
л
|
|
|
|
|
н
|
|
|
|
|
|
о
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
|
р
|
|
|
б) Решите те тригонометрические уравнения, из предложенных выше уравнений, которые можете решить, время выполнения 3 минуты. В группе проведите взаимопроверку. Проверьте результат на слайде. Результат отметьте в оценочном листе.
Ученик рассказывает алгоритм решения простейших тригонометрических уравнений :
Алгоритм решения:
Шаг 1: Выразить тригонометрическую функцию через известные компоненты
Шаг 2. Найти аргумент функции по формулам (формулы на слайдах):
cos x = a; x = ±arccos a + 2πn, n ЄZ.
sin x = a; x = (-1)n arcsin a + πn, n Є Z.
tg x = a; x = arctg a + πn, n Є Z.
ctg x = a; x = arcctg a + πn, n Є Z.
Частные случаи:
sin х = 0;
n, где n? Z.
sin х = -1;
х = - n, где n? Z.
sin х = 1
х = n, где n? Z.
cos x = 0;
х = n, где n? Z.
cos x = 1;
n, где n? Z.
cos x = -1;
n, где n? Z.
tg x = 1;
х = n, где n? Z.
ctg x =0;
х = n, где n? Z.
Шаг 3: Найти неизвестную переменную х.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Решение тригонометрических уравнений "»
Урок – проект по теме: "Основные формулы тригонометрии". 10-й класс
Цели урока:
научить старшеклассников самостоятельно собирать и предоставлять информацию;
научить комплексному восприятию и осмыслению изученного материала;
закрепить путём расчетов теоретическое изучение основ темы;
развивать партнёрские отношения в группе и учителя с учеником;
повышать уровень адекватной самооценки учеников;
научить анализировать результаты и делать выводы.
Организационный момент: класс делится на 4 группы по 4 человека. Выбирается консультант .
Из класса выделяются два человека из числа хорошистов, которые будут помогать оценивать команды, следить за их работой, правильностью выполнения заданий, оказывать помощь учителю.
Для учета ответов команд и отдельных учащихся выдаются карточки трех цветов (красные – 5 баллов, синие – 4 балла, желтые – 3 балла).
1 команда:
1.Подготовка и планирование проекта. Он посвящён обоснованию выбора учащимися:
а) формул для вычисления данных тригонометрических выражений.
2. Реализация расчёта по выбранным формулам тригонометрических выражений.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/1/fe1ee02fe6fdfef445aef9f044a5f65a0a4385fb/proiekt-rieshieniie-trighonomietrichieskikh-uravnienii_1.png)
3. Стадия подведения итогов и выводов из решений тригонометрических выражений.
2 команда
1.Подготовка и планирование проекта. Он посвящён обоснованию выбора учащимися:
а) формул для вычисления данных тригонометрических выражений.
2. Реализация расчёта по выбранным формулам тригонометрических выражений.
Следующие тригонометрические функции выразите через функции вдвое меньшего аргумента:
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/1/fe1ee02fe6fdfef445aef9f044a5f65a0a4385fb/proiekt-rieshieniie-trighonomietrichieskikh-uravnienii_2.png)
3. Стадия подведения итогов и выводов из решений тригонометрических выражений.
3 команда
1.Подготовка и планирование проекта. Он посвящён обоснованию выбора учащимися:
а) формул для вычисления данных тригонометрических выражений.
2. Реализация расчёта по выбранным формулам тригонометрических выражений.
Следующие тригонометрические функции выразите через косинус вдвое большего аргумента:
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/1/fe1ee02fe6fdfef445aef9f044a5f65a0a4385fb/proiekt-rieshieniie-trighonomietrichieskikh-uravnienii_3.png)
3. Стадия подведения итогов и выводов из решений тригонометрических выражений.
4 команда (сильных учеников)
1.Подготовка и планирование проекта. Он посвящён обоснованию выбора учащимися:
а) формул для вычисления данных тригонометрических выражений.
2. Реализация расчёта по выбранным формулам тригонометрических выражений.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/e/1/fe1ee02fe6fdfef445aef9f044a5f65a0a4385fb/proiekt-rieshieniie-trighonomietrichieskikh-uravnienii_4.png)
3. Стадия подведения итогов и выводов из решений тригонометрических выражений.
Итог урока:
Каждая команда защищает свой проект у доски.
Каждый ученик оценивается в зависимости от его участия в создании проекта.