СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Рок- музыка и молодежь

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание значения рок-музыки в жизни подростка, выявление причин малой заинтересованности молодёжи к  рок-культуре

Просмотр содержимого документа
«Проект "Рок- музыка и молодежь»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МБОУ Школа № 18 г.Уфа










Исследовательский проект на тему

« Рок – музыка и молодежь»












Выполнили работу:

Учащиеся 8 Б класса

Костригина Н, Салов С,

Салова П, Трофимова В

Руководитель проекта:

Грошева А; Местяшова.Н Учитель музыки: Богданова В. В.




Уфа 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I Теоретические основы проблемы рок-музыки молодежи

1.1. Рок-музыка с музыкально-теоретической точки зрения

1.2. Исторический аспект проблемы

ГЛАВА II Взаимовлияние рок-музыки и слушателей-подростков как часть общественной жизни (практический аспект)

2.1 Формирование интереса к рок-музыке подростков

2.2 Рок-музыка с социологической и психологической точек зрения

2.3 Практический аспект

Заключение

Список использованных источников

Приложение

…………………………………...










\







ВВЕДЕНИЕ

Цель: осознание значения рок-музыки в жизни подростка, выявление причин малой заинтересованности молодёжи к рок-культуре

Задачи:

  • Изучить специальную литературу по избранной проблеме;

  • Дать понятие «рок-музыка»;

  • Проследить становление рока в истории как музыкального жанра в ссср и современной России;

  • Систематизировать собственный слушательский опыт;

  • Выявить проблему малой заинтересованности в рок-культуре;

  • Проанализировать анкеты учащихся о роли рок музыки в их жизни.

  • Осознать значение рок-музыки в жизни подростка;

Гипотеза исследования: Выявить проблему малой заинтересованности в

рок-культуре. Найти способ вызвать интерес к этому направление

среди

Предмет исследования: влияние особенностей рок-музыки на слушателя

подростка.

Объект исследования: процесс взаимодействия рок-культуры и слушателя-подростка.

Методы исследований
теоретическое изучение литературы по проблеме исследования;

  • анкетирование;

  • обобщение собственного слушательского опыта;

  • наблюдение;

  • анализ;

  • синтез ;

  • классификация полученных данных.

Результаты исследования: Данное исследование имеет практическую значимость. Данные материалы можно использовать при проведении внеклассных тематических мероприятий и родительских собраний. Они помогут осознать, что заставляет подростков слушать музыку данного направления, какие качества характера может формировать рок-культура, является ли подобное увлечение безвредным. Работа может быть интересна поколению наших родителей и учителей, часто беспокоящихся по поводу наших музыкальных увлечениий.

Общепризнанно, что рок-музыка – часть музыкальной культуры. Тем не менее, избранная мною тема, подразумевает несколько противоречий. С одной стороны, она является полноценным музыкальным жанром, имеющим свои особенности, историю, достижения, но, с другой стороны, классические музыканты очень снисходительно относятся к такой музыке. Так же о рок-музыке в настоящее время существует обилие информации, но при этом практически отсутствуют интерес к данному направлению в музыке.

Именно эти противоречия заключают в себе проблему, рассматриваемую в данной работе.Мы, будучи учениками музыкальной школы и общеобразовательной школы, являемся большими любителями рок-музыки, и поэтому хотим разобраться в данной проблеме.

Данная проблематика актуальна уже несколько лет. Нами опрошено более 200 сверстников, из этого количества активно интересуются вопросами рок-культуры 50% подростков, при этом 50% нейтрально относятся к такой музыке . Проделав, ряд мероприятий нами было решено, что, данная работа будет иметь практическую значимость. Данные материалы можно использовать при проведении внеклассных тематических мероприятий и родительских собраний. Они помогут осознать, что заставляет подростков слушать музыку данного направления, какие качества характера может формировать рок-культура, является ли подобное увлечение безвредным. Работа может быть интересна поколению наших родителей и учителей, часто беспокоящихся по поводу наших музыкальных увлечений.




ГЛАВА I Теоретические основы проблемы рок-музыки среди подростков

1.1. Рок-музыка с музыкально-теоретической точки зрения

Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки, возникших в 50х годах в Великобритании ( «rock» — в переводе с английского качать, укачивать, качаться). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста , бас-гитариста и барабанщика. Существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Отличительная черта классической рок-музыки — неизменный ритм, однако, уже начиная с 60-х годов, ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом обычно является электрогитара. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, бритпоп, пауэр-поп, поп-рок до довольно брутальных и даже в чём-то агрессивных жанров — дэт-метала, альтернативный рока, панк-рока, хеви-метала, хард-кора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Данную музыку характеризует повышенная, в сравнении с иными видами музыки, динамика (громкость). Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке.

К классикам англоязычного рока относятся Beatles, Metallica, Nirvana , Deep Pearl.Среди мастеров отечественного рока можно выделить А.Макаревича и «Машина времени», В.Цоя и «Кино», В.Бутусова и «Наутилус Пампилиус», Б.Гребенщикова и «Аквариум», Ю.Шевчука и «ДДТ», К.Кинчева и «Алиса».

1.2. Исторический аспект проблемы:

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой, джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как панк-рок, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хард-кор (крупный поджанр панк-рока), а позже — dead&black - метал. В 90-х годах вышеперечисленные жанры получили широкое развитие.

Рок — это рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. Но, к сожалению, рок-музыка породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию, многие аспекты которой так смущают взрослых. Тем более, что отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) выяснили, что «основной для подростка деятельностью является усвоение норм взаимоотношений».

Таким образом, мы проанализировали рок-музыку с музыкально-теоретической точки зрения, проследили историческое развитие этого жанра. Основы второй главы являются фундаментом третьей, практической, части данной работы.





ГЛАВА II Взаимовлияние рок-музыки и слушателей-подростков как часть общественной жизни (практический аспект)

2.1. Рок-музыка с медицинской точки зрения

Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного воздействия на психику часто приводится современная рок-музыка. Этому популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно жёсткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффекты. Они-то как раз и не самым лучшим образом влияют на наш организм.

Ритм - это вообще сильнейшее средство воздействия на человека. Еще в древнейшие времена шаманы умели при помощи определённых музыкальных ритмов ввести человека в транс или добиться у него состояния экстаза. Почему же так происходит?

Это связано с функциями нашего слухового аппарата. Ритм захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы. Но самый мощный удар приходится на участки головного мозга, связанные с половыми функциями человека. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства. То есть ритм способен оказывать влияние на способность к анализу, здравомыслию, логике. Можно даже добиться того, что они будут совсем нейтрализованы.


2.2. Рок-музыка с социологической и психологической точек зрения

Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто «один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру» (15). Она сформировала определенную атрибутику рок движения: узкие джинсы, длинные волосы, непривычные названия рок-коллективов.

Рок — это всегда конфликт, преодоление чего то. Он говорит на своем особом языке – на языке бунта и протеста. Именно эти особенности вызывают тревогу психологов, неприязнь к рок-музыке старшего поколения и ,как следствие, общественные конфликты и даже трагедии.

Таким образом, установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния:

агрессивность; ярость; гнев; депрессия; страх; склонность к самоубийству;

непроизвольное движение мышц; отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения; желание постоянного звучания рок-музыки; социальная отчуждённость.

Конечно, никто не говорит о том, что человек, который страстно любит рок, обязательно обладает набором этих качеств. В данном жанре занимаются творчеством десятки талантливейших музыкантов, поэтов, имеющих право на жизнь в искусстве. Песни Beatles, баллады А.Макаревича, Стихи А.Башлачева, голос А. Градского и др. стали признанной классикой жанра. Рок обогатил многие академические жанры. Мир гордится рок-операми Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Рейса, А.Рыбникова, И.Демарина. Лучшие классические музыканты с интересом сотрудничают с рок- коллективами. Тому пример союз группы Nirvana и симфонического оркестра. При участии рок-музыкантов возникают новые жанры: впервые в истории музыки Королевский филармонический оркестр и хард-рок группа Deep Pearl исполнили произведение для рок-группы с оркестром. Истинные патриоты рока уважают классическую музыку: известны роковые обработки произведений И.С. Баха , М.П. Мусоргского, Белы Бартока. Как показал наш опрос, творчество в стиле рок позволяет молодому поколению общаться с окружающим миром на принципиально новом языке, учит отстаивать свой взгляд на события общественной жизни, позволяет реализовать себя. Оказывает моему поколению эмоциональную поддержку, способствует становлению характера. Для них рок – зеркало современной жизни.


2.3 Практический аспект

Изучив теоретические и социологические данные мы пришли к выводу, что;

- необходимо провести опрос среди учащихся 5-8 классовых

- на основе обработанных данных провести несколько встреч, творческих вечеров с привлечением местных рок музыкантов

- провести повторный мониторинг среди этих же классов, для того чтобы отслетить изменения в заинтересованности и мотивации молодёжи

Для проведения первого опроса, который должен был показать уровень интереса и знания рок-музыки среди 5-8 параллелей учащихся нашей школы, мы взяли следующие вопросы:

  1. Какую музыку вы слушаете?

  2. Как вы относитесь к рок-музыке?

  3. Каких рок-исполнителей вы знаете?

  4. Как вы думаете, о чем поют большинство рок-музыкантов?

И результаты показали, что:

  • Большинство ребят слушают популярную музыку, на втором месте – дабстеп (электронная музыка), на третьем месте – рэп, на четвертом – рок-музыка и на пятом месте расположились джаз (блюз) и классическая музыка;

  • 25% опрашиваемых положительно относятся к рок-музыке, 15% – отрицательно и остальные 60% – нейтрально;

  • Наиболее часто ребята называют такие группы как Metallica, Three Days Grace, Green Day, The Beatles, Nirvana, Skillet и Linkin Park;

  • На 4 вопрос огромное количество людей (около 87%) написали, что понятия не имеют, о чем поют рок-музыканты. Честно говоря, мы были немного в шоке, и мысли о лекции, которая рассказала бы учащимся хоть каплю информации о рок-музыке, появлялись все чаще.

Чтобы наша лекция не получилась однообразной и скучной, мы с ребятами решили исполнить пару песен, так как в процессе исследовательской работы нами была образованна музыкальная группа. Правда, с названием мы ещё не определись.

Тщательно подобрав информацию, включая интересные факты о добрых поступках рок-исполнителей, и отработав песни «Gone Forever» группы Three Days Grace и «Wake Me Up When September Ends" группы Green Day. Нами был приглашён бас гитарист одной из местных молодежных коллективов Кудакаев Максим, который лубезно согласился помочь нам в выступлении. Мы немного рассказали о истории рок-музыки, о тех рок-группах, которые заинтересовали учащихся, и, конечно, о российских рок-группах. После лекции к нам подходили восхищенные ребята и просили выступить еще раз.

Немного позже, а если точнее, то на следующий учебный год , собрав ту же аудиторию, было проведено ещё одно тестирование. Цель повторного опроса: определить уровень интереса к Рок музыке, после нашего ознакомительного выступления. Обработав полученные результаты были сделаны следующие выводы

  • Количество людей, слушающих рок-музыку, возросло на 10%;

  • Количество людей, положительно относящихся к рок-музыке, возросло почти на 35%;

  • Так же на этот раз гораздо большее количество людей проявило неподдельный интерес к нашей работе, и многие давали очень развернутые ответы на поставленные вопросы.

Из этого всего можно сделать вывод, что причина «не любви » к рок-музыке банальна и проста недостаток информации и предвзятое отношение взрослого поколения из-за некоторых негативных сведений в СМИ о рок-музыкантах. К сожалению, предмет на котором можно было бы более развернуто и подробно познакомиться с разными направлениями и представителями в современной музыке, у нас всего лишь 1 раз в неделю, что не позволяет учителю развернуться.

С экранов телевизора и по радио транслируют больше коммерческую музыку.

Мы бы хотели дать вам несколько советов, если вы все-таки заинтересовались данным направлением музыки и хотите познакомиться с ним:

  1. Начинайте прослушивание с «легких» поджанров. Агрессивные и тяжелые поджанры, например, метал или хард-рок, могут отпугнуть вас своим звучанием.

  2. Вслушивайтесь в текст. Именно в рок-музыке текст всегда содержит глубокий смысл и раскрывает актуальные проблемы или переживания общества.

  3. Ловите драйв и наслаждайтесь. В конце концов, рок-музыка – это все-таки музыка, хоть и звучит по-особенному. В ней содержится сильная энергия, способная заставить людей прочувствовать все то, что хотел донести музыкант.

Для выявления положительного или отрицательного воздействия рок- музыки на молодое поколение было проведено исследование, состоящее из следующих компонентов:

  1. сбор и анализ информации из литературных и интернет - источников;

  2. составление, опрос и анализ анкет для учащихся и родителей школы;

  3. выводы по исследованию.

Анализ информации из литературных и интернет – источников показал: большинство исследователей, врачей, психоаналитиков утверждают, что рок-музыка имеет пагубное влияние на здоровье человека и его моральные ценности. В книгах и журналах очень трудно найти положительное мнение о рок-музыке, все интернет-сайты переполнены недовольством рок-музыкой и её влияния на молодежь.

Вывод

  • Рок-музыка – особый жанр музыки с необычным, «тяжелым» звучанием;

  • Причина «не любви» к рок-музыке – это банально недостаток информации;

  • Начинать свое знакомство с рок-музыкой нужно постепенно.

Для выявления положительного или отрицательного воздействия рок- музыки на молодое поколение было проведено исследование, состоящее из следующих компонентов:

  • сбор и анализ информации из литературных и интернет - источников;

  • составление, опрос и анализ анкет для учащихся и выводы по исследованию.

Анализ информации из литературных и интернет – источников показал: большинство исследователей, врачей, психоаналитиков утверждают, что рок-музыка имеет пагубное влияние на здоровье человека и его моральные ценности. В книгах и журналах очень трудно найти положительное мнение о рок-музыке, все интернет-сайты переполнены недовольством рок-музыкой и её влияния на молодежь.

Для создания объективной картины о влиянии рок-музыки на подростков было проведено анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования:

  1. Из опрошенных родителей, 50% относятся к рок-музыке положительно, в то время как число учащихся, не равнодушных к этому направлению, составляет 90%. На долю наших родителей приходится лишь 5% случаев отрицательного влияния рок-музыки на жизнь человека, у молодежи больше - 15%. В жизни обоих поколений было в разы больше примеров положительного влияния рока, у взрослых- 35%, у подростков-40%.

  2. Проведя анализ ответов учащихся, мы узнали, что в их жизни значит рок-музыка. Для 36%-это кумиры, идеалы, увлечения, 46% считает рок просто красивой музыкой, всего лишь для 4%-это протест против родителей/ общества, 11% не имеют никакого отношения к рок-музыке. Мы попросили опрашиваемых ответить на вопрос, считают ли они возможным творчество рок музыкантов без употребления наркотиков. 80% родителей оказалось немного оптимистичнее 75% детей, которые утверждают, что это возможно

Подводя итог, можно сказать, что нельзя однозначно утверждать о «не любви» или не заинтересованности рок-музыкой молодого поколения.

Воздействие музыки на каждого человека отдельно разное. Все зависит от уровня его развития и информирования. Это подтверждает анализ проведенных анкет. В зависимости от направления, рок-музыки и целей, которые ставят пред собой её исполнители, композиция может побудить к глубокому размышлению, или, напротив, погрузить в состояние апатии, или вызвать вспышку агрессии. Но это в ПЕРВУЮ очередь зависит от самого человека.

Музыка- это важная единица самовыражения, решение человек принимает САМ.

Таким образом, во второй главе мы рассмотрели практический аспект проблемы взаимовлияния рок-музыки и слушателей подростков. Выявлены положительные и отрицательные стороны влияния рока с позиций медицины, социологии и психологии. Привнесли в общую картину результаты собственного опроса, проведенного среди 150 сверстников. Систематизировали полученные данные























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной исследовательской работе рассмотрены теоретические основы влияния рока на подростка, а так же выявлены положительные и отрицательные стороны такого влияния в практической жизни.

Решены следующие задачи исследования:

  • изучена специальная литература по избранной проблеме;

  • проведен опрос сверстников с целью выявления их предпочтений и мнений в сфере музыки;

  • дано понятие «рок-музыка»;

  • прослежено становление рока как музыкального жанра

  • систематизирован собственный слушательский опыт;

  • выделены возрастные особенности подростков;

  • влияния рок-культуры на мое поколение;

  • осознано значение рок-музыки в жизни подростка;

  • обобщены полученные данные

Безусловно, рок-музыка способна привить моим ровесникам ряд ценных качеств, взглядов, умений, жизненных ориентиров. Но мы выяснили, что данная субкультура имеет целый ряд негативных сторон. Отменить рок-музыку нельзя, она – отражение мира, в котором мы живем. Следовательно, всем нам нужно не бездумно потреблять «продукты» рок-культуры, а осознанно воспринимать лучшее из этого жанра в разумных дозах .

Таким образом, мы подошли к осознанию роли рок-музыки в жизни моего поколения. Следовательно, гипотеза подтвердилась. Цель исследования достигнута.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев // М.: Владос, 2000.

  2. Баимов,П.А. Эволюция зарубежной рок музыки в XX—XXI веках [Текст] / П.А.Баимов // Красноярск.: КГПУ, 2010.

  3. Володихи,Д.М. Музыка наших дней [Текст] / Д.М.Володихи// М.: Аванта+, 2002.

  4. Выготский,Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С.Выготский // СПБ., 2002.

  5. Герасимов,А.А., Герасимова Ю. Ю Популярная музыка за рубежом [Текст] / А.А.Герасимов // Ульяновск.: РИА «Симбвестинфо», 2003.

  6. Кнаб, Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры [Текст] // Г.С.Кнаб // СПб., 2006.

  7. Риман,Г.А. Музыкальный словарь [Текст] / Г.А.Риман // М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

  8. Троицкий,А. Рок в Союзе: 60-е,70-е,80-е [Текст] / А.Троицкий // М.: Искусство, 1991.

  9. Феофанов,О.А. Рок-музыка вчера и сегодня [Текст] / О.А.Феофанов // М.: Детская литература, 2000.

  10. Югин,И.Г. Рок-лексикон [Текст] / И.Г.Югин // М., 2011.

  11. [Электронный ресурс] Режим доступа http://biglib.com/podrostky/34 . Дата обращения: 9.04.2017.г

  12. [Электронный ресурс] Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/570831/ . Дата обращения: 9.04.2017.г

  13. [Электронный ресурс] Режим доступа http://otkrytaya-jemchujina.ru/Vliynie%20roka.htm. Дата обращения: 11.04.2017.г

  14. [Электронный ресурс] Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка. Дата обращения: 12.04.2017.г














ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые учащиеся, ответьте на вопросы анкеты

(для исследовательской работы учащихся по рок-музыки):

1.Каково ваше отношение к рок-музыке?

А. Положительное

Б.Нейтральное

В.Никогда не слушал(а)

Г.Негативное

2.Что в вашей жизни значит рок-музыка?

А.Протест против родителей/общества

Б.Связь с сомнительной компанией

В.Кумиры, идеалы, увлечение (возможно, создание собственной рок-группы)

Г.Ничего

Д. Ваш вариант ответа_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Был ли в вашей жизни случай, когда жизнь ваших друзей/знакомых изменилась в отрицательную сторону из-за рок-музыки? Какой?

А.Да______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б.Нет

В.затрудняюсь ответить

4. Был ли в вашей жизни случай, когда жизнь ваших друзей/знакомых изменилась в положительную сторону из-за рок-музыки?

А.Да______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б.Нет

В.Затрудняюсь ответить

5. Как думаете, будете ли вы слушать рок-музыку в будущем?

А.Конечно, это на всю жизнь

Б.Не думаю, что больше 5 лет

В.Не буду слушать вообще

Г.Затрудняюсь ответить

6. «Как вы считаете, возможно, ли творчество современных музыкантов без каких-либо наркотических веществ?»

А. Да

Б.Нет

7. Ваши любимые рок - исполнители (стиль рок-музыки )________________



Скачать

© 2017, 5199 41

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!