ПРОЕКТ воспитательно - образовательной работы с детьми подготовительного класса «С чего начинается Родина?»
учитель начальных классов
Левченко Галина Николаевна
МОУ Краснокустовская СОШ
Мучкапского района
Тамбовской области
Пояснительная записка
- Основная цель проекта : стимулирование развития интереса родителей к совместному познанию окружающего мира и оказание помощи взрослым в том, чтобы взглянуть на мир глазами ребёнка.
- Одной из важнейших тем проекта является краеведение . Цель краеведения – воспитание любви и интереса к малой родине на основе изучения природы родного края, экологических проблем, народных традиций, истории и культуры. Народные традиции необходимо не только знать, но и поддерживать, бережно хранить и передавать своим детям, внукам с истинным уважением к прошлому!
Содержание проекта
ПРОБЛЕМА:
- снижение уровня патриотического и гражданского воспитания;
-разрушение устоев человеческого рода, традиций народа, семейного очага;
-невнимание к трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию с детства.
Проект действует в подготовительном классе. Рассчитан на 1 год.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- расширить знания детей о родном крае, его людях;
- познакомить с образом жизни, традициями, бытом населения;
- воспитывать любовь к своей Родине, гордость за её историю и культуру;
- воспитывать любовь и уважение к ближним, к старшим членам семьи;
- воспитывать любовь и уважение к труду, желание по-хозяйски решать
проблемы обустройства своего будущего дома;
-помочь ребёнку увидеть красоту обыденных вещей, почувствовать тёплое
отношение к явлениям природы, убедиться в том, что народные обычаи,
повседневный труд, весёлые праздники укрепляли любовь в семье и
порождали дружеские отношения с другими семьями.
Цель, поставленная перед детьми:
- самостоятельный творческий поиск материала и информации по данной
проблеме;
-«проживание» жизни ребёнка из далёкого прошлого.
Задачи и прогноз проекта
ЗАДАЧИ:
разработать перспективные планы по всем видам деятельности в этом
направлении; конспекты занятий, экскурсий, развлечений для
систематической работы в дальнейшем.
ПРОГНОЗ:
-повышение уровня патриотического воспитания;
-улучшение психологического комфорта в классе;
-более тесное сотрудничество педагогов и родителей по воспитанию
подрастающего поколения;
-формирование представления о богатстве, разнообразии,
благородстве,
нравственности и красоте культуры родного народа;
-привитие уважения к культуре и истории своей страны, традициям
русского народа, чувства ответственности за их сохранение;
-привитие уважения и заботливого отношения друг к другу, к старшим
членам семьи;
-расширение информационного поля детей.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА :
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА:
Возникновение проблемы, постановка цели.
Выбор участников проекта:
Левченко Г.Н. – учитель подготовительного класса,
Теленкова М.А. – воспитатель,
Королёва А.И. – музыкальный руководитель,
родители и дети подготовительного класса, другие учащиеся школы.
Планирование:
анализ проблемы;
определение источников информации.
Реализация.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-поиск информации;
-создание предметно-развивающей среды, уголка русского быта;
-оформление альбома « «Золотые» руки нашего села»;
-разработка перспективных планов по всем видам деятельности в данном
направлении;
-составление конспектов и сценариев.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:
- Занятия познавательного цикла, включающие получение естественно-
научных и этнографических знаний;
-занятия эстетического цикла, дающие представление о культуре и
самобытности нашего народа;
-физкультурные занятия – знакомство с народными играми и состязаниями;
-формирование уголка для родителей с информацией по данной теме;
-самостоятельный поиск информации детьми совместно с родителями;
-поиск материала, изготовление поделок, рисунков, чтение произведений
устного народного творчества и авторских произведений, рассматривание
иллюстраций;
-практическая работа на занятиях и вне занятий;
-дидактические игры;
-развлечения и праздники.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Подведение итогов, анализ результатов (успехов, неудач и их причин).
- Встреча в музыкальной гостиной: тематический вечер «Семь «Я» - одна семья».
ЦЕЛИ проведения вечера:
- организация семейного досуга, сплочение
семьи;
- воспитание культуры семейного отдыха;
- привлечение родителей к более тесному
сотрудничеству в воспитательно-
-образовательной работе школы;
- формирование навыков коммуникативного
поведения, музыкальных и актёрских
способностей дошкольников;
- воспитание чувства долга и любви к
близким;
- создание тёплой дружеской обстановки.
I блок – «Путешествие в прошлое»
Цикл занятий по ознакомлению дошкольников с
окружающей действительностью на тему «Путешествие
в прошлое» проводится на протяжении всего учебного
года – 1 раз в неделю.
- экскурсии в школьный краеведческий музей;
- фольклорные праздники – деревенские посиделки,
- коляда, святки, масленица;
- дидактические игры: «Чей предмет?», «Откуда к нам пришёл?» и др.;
- рисунки, аппликации, лепка;
- чтение русских народных сказок.
II блок – «Сердцу милый край»
Народное искусство – одно из важнейших средств
эстетического воспитания дошкольников и младших
школьников. Приобщая детей к народному искусству,
необходимо учитывать следующее:
- народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
- произведения народного и декоративно-прикладного искусства способствуют формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности.
Экскурсии в школьный краеведческий музей
Мы начали с посещения школьного
краеведческого музея. Там дети не
только увидели, но и смогли подержать
в руках, потрогать предметы русского
быта: прялку, люльку, валёк, рубель,
кухонную утварь.
Результативность
- введение ребёнка в мир семейных отношений,
культуры, быта;
- приобщение дошкольников к духовным материальным ценностям, созданным человечеством;
- воспитание уважительного отношения к народному
творчеству;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, кругозора;
- формирование чувства патриотизма, воспитание
чувства долга и любви к ближним;
- привитие интереса к фольклору, к своей истории.
Создание комнаты русского быта
Затем мы решили создать в своём игровом уголке комнату русского быта.
В ее создании участвовали все: взрослые, дети-дошкольники, помогали и учащиеся средних классов.
В гостях у мастеров и мастериц нашего поселка
Наконец, в своём родном краю мы
решили поискать людей, которые
всё ещё являются носителями и
хранителями традиционных
народных ремёсел. В своём посёлке
Красный Куст мы нашли таких
мастеров и мастериц и побывали у
них в гостях. По фотографиям и
рассказам заочно познакомились
с другими мастерами своего дела,
проживающими в соседних сёлах. В
этом нам большую помощь оказали
родители подготовительного класса
и учащиеся разных классов нашей
школы.
Результативность
- дети смогли лично познакомиться с творческими людьми нашего посёлка, носителями и хранителями традиционных народных ремёсел;
- увидели, потрогали и даже примерили те вещи, которые создали эти люди;
- экскурсии расширили кругозор детей, пополнили их словарный запас, способствовали развитию их художественного вкуса, творческих начал личности;
- народное искусство явилось катализатором детского творчества;
- на занятиях ручного труда, рисования, конструирования дети
пытаются создать то, что они видели у народных умельцев;
- материалы народного промысла включают в сюжетно-ролевые игры.
Проект «С чего начинается Родина?» III блок – «Семь «Я» - одна семья»
В условиях предшкольного образования тесное сотрудничество с
семьёй становится решающим фактором. Полноценное развитие
ребёнок может получить лишь в том случае, если родители играют
и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и
результаты консультаций профессиональных педагогов.
Для того, чтобы заинтересовать и привлечь родителей к
совместной работе, необходимо доказательно обосновать
необходимость такого сотрудничества, представить
(спрогнозировать) результаты работы.
Организация совместной работы строится на следующих положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
- единство;
- систематичность и последовательность;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Формы работы с родителями
- родительские собрания, консультации;
- лектории для родителей на такие важные темы, как «Влияние семейных отношений на психическое развитие ребёнка»,«Режим в жизни дошкольников»;
- Дни открытых дверей;
- Совместное проведение различных внеклассных мероприятий.
Активное, общественно организованное участие
родителей в воспитании и обучении своих детей
приводит к социальной реабилитации многих семей –
восстанавливается нормальная жизнь семьи.
Наша главная задача, как педагогов, содействовать
сплочению не только классного коллектива, но и
семьи, защитить некоторые из них от развала.
Ребёнок должен с радостью идти в школу и радостно
возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в классе
было комфортно, интересно, чтобы он дружил с
ребятами, зная, что дома его ждут любящие родные.
Результативность
- мероприятие способствовало более тесному сотрудничеству педагогов и родителей в вопросах
воспитания детей;
- более тесное сплочение семьи, воспитание культуры
семейного отдыха;
- привитие интереса к малым фольклорным формам,
таким как пословицы, поговорки, развитие навыков и
умений вести беседу;
- приобщение дошкольников к духовным и
материальным ценностям, созданным человечеством;
- пополнение словарного запаса детей, расширение
кругозора;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка.