СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Секреты школьного мела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно - экспериментальный проект для учащихся начальных классов "Секреиы школьного мела".

Цель работы: изучение строения школьного мела и влияния его на организм человека.

 Задачи:

  1. Изучить информацию по вопросу исследования. 
  2. Провести опыты. 
  3. Провести социологический опрос учителей МОУ НШ п.Харп. 
  4. Выяснить влияние мела на организм педагогов. 
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Выступление»

- Здравствуйте, меня зовут Черкасова Кермен

- А меня Вершегрук Полина

СЛАЙД 2.

Им  дети  любят  рисовать,
Художник  он,  в  руках  умелых
Картины  может  создавать!


Нам  без  него  ремонт  не  сделать,
И  потолок  не  побелить,
Ведь,  чтобы  потолок  был  белым,
Его  нам  надо  применить!


Выводит  им  слова  учитель,
Детишкам  в  школе  на  доске,
Кто  он,  загадки  этой  житель,
Живущий  в  маленьком  куске?


- Вы, наверное, догадались? Да. Это мел.

СЛАЙД 2.

- Мы представляем работу: «Секреты школьного мела».

- На уроках вместе с учителем, мы, каждый день, работаем мелом у доски.

- Иначе, как мы научимся чему-то новому? Или как покажем учителю свои знания?

- Но, откуда берут мел? Из чего он состоит? И безопасно ли им работать?

- Нам стало интересно, и мы решили провести исследование, чтобы узнать из чего состоит школьный мел и влияет ли он на наше здоровье и здоровье педагогов .

- Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, а педагоги пользуются им постоянно.

- Поэтому мы считаем, что школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом.

СЛАЙД 4.

- Во время исследования мы узнали:

- Мел – это осадочная горная порода белого цвета. А ещё она мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде.

СЛАЙД 5.

- Оказывается мел состоит из известковых водорослей и одноклеточных существ. Отмирая, они опускались на дно океанов. Через некоторое время из них образуется толстый слой, который цементируется и превращается в мягкий известняк. Мы называем его мелом. Но на это уходит миллионы лет.

СЛАЙД 6.

- Известняки встречаются почти на всех материках, за исключением Австралии.


- Самое большое месторождение мела в России в Белгородской области, а самый старый завод по производству мела находится в г. Белгороде. Даже само название города происходит от слова «белый».

СЛАЙД 7.

- Сотни лет человек использует мел. Мелом можно не только писать и рисовать – его применяют для многих целей.

- Он есть даже в зубной пасте.

СЛАЙД 8.

- Мел производят разными способами, а в нашей школе используют круглые и прямоугольные мелки.

- При изучении литературы мы выявили следующие показатели качества. Мел должен быть:

1. Быть чистым (белым).
2. Крошиться при письме.
3. Пачкать руки.
4. Быть твёрдым или мягким.

- Мы работали с двумя образцами мела – круглой и прямоугольной формы.

- Образец № 1 – мел прямоугольной формы. Он белый, крошится при письме, хорошо пачкает руки, он мягкий, потому что не царапает доску.

- Образец № 2 – мел круглой формы. Он белый, менее крошится при письме и пачкает руки, он мягкий, потому что не царапает доску.

СЛАЙД 9.

Результаты работы видите в Таблице №1.

- Вывод: образцы школьного мела соответствуют качественным показателям нормы.


- Мел, которым мы пишем на доске, должен состоять из фораминиферы, то есть карбоната кальция и примесей (крахмала, гипса, клея), которые считаются безопасными для здоровья.


СЛАЙД 10.

ОПЫТ 1. Определение наличия природного известняка.

- Мы использовали: молотый мел, уксусную кислоту.

- Известняк, при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяет углекислый газ.

- Поэтому в молотый мел наливаем немного уксуса.

- На меле появляются пузырьки - это углекислый газ.

- Значит, школьный мел состоит из известняка.

СЛАЙД 11.

ОПЫТ 2. Распознавание наличия крахмала.

- Мы использовали: мелки, медицинский спиртовой раствор йода.

- Крахмал мы обнаруживали с помощью йода.

- На кусочки мела наносим по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась yf j,hfp. Она стала синей.

Значит, школьный мел содержит крахмал.

СЛАЙД 12.

Опыт 3. Распознавание наличия гипса.

- Мы использовали: молотый мел, чистую воду, микроскоп.

- Для этого молотый мел заливаем водой, взбалтываем и фильтруем. Каплю этого раствора рассматривем под микроскопом.

- Если в мелке есть гипс, то при высыхании, растут его кристаллики. Они имеют форму иголок.

- Это мы и увидели под микроскопом.

- Значит: мел содержит гипс.


-Результаты опытов вы видите на таблице № 2.

- А мы пришли к выводу, что образцы № 1 и № 2 содержат известняк.

- Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал. 


- Влияет ли мел на здоровье педагогов?

- Мел состоит в основном из карбоната кальция. Его считают одим из самых важных элементов для организма человека.

Это наши кости и зубы.

- Значит, школьный мел безопасен.


- Как и любая пыль, меловая пыль может вызывать кашель, першение в горле, чихание.

- Пострадать может также и кожа рук, она может чесаться и сохнуть.

- Для того, чтобы узнать влияет ли мел на здоровье были опрошены педагоги.

Результаты анкеты вы видите в виде Таблица № 3. 

Вывод: школьный мел может вызыват сухость кожи.

- Изучая особенности мела мы установили, что при работе с ним необходимо:

  1. Стирать мел с доски только влажной тряпкой.

  2. Промывать тряпку как можно чаще.

  3. Во время работы мыть руки со смягчающим туалетным мылом.

  4. После работы смазывать руки увлажняющим кремом.


- На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Школьный мел соответствуют качествам нормы.


  1. Школьный мел содержит в своём составе известняк. Из примесей в наших образцах были гипс, крахмал и клей.  


  1. Школьный мел безопасный для здоровья продукт.

Значит, школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом.







Просмотр содержимого документа
«Заявка Черкасова Вершегрук»

Заявка

на участие в научно-исследовательской конференции обучающихся образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, муниципального образования Приуральский район «Я - исследователь»


Образовательное учреждение

муниципальное общеобразовательное учреждение начальная школа п. Харп

Фамилия, имя участника конференции

Черкасова Кермен

Вершегрук Полина

Возраст

9 лет

Класс

3 класс

ФИО руководителя проекта, должность


Баглык Валентина Степановна

учитель начальных классов

Название работы

Особенности школьного мела

Вид проекта по количеству участников

(индивидуальный, групповой)

Групповой

Вид проекта по доминирующей деятельности (исследовательский, опытно-экспериментальный, творческий, практико-ориентированный, социально­

личностный и т.д.)

опытно-экспериментальный

Для публичной защиты работы необходимо следующее оборудование:

Проектор, экран, стол

Состав делегации участников Конференции (участник и сопровождающие):

3 (участники и сопровождающий)



«11» апреля 2017 г.

Просмотр содержимого документа
«Черкасова Кермен Вершегрук Полина Особенности школьного мела»

Научно-исследовательская конференция

начального общего образования

образовательных организаций муниципального образования

Приуральский район




Исследовательская работа

«Секреты школьного мела»







Работу выполнили:

Черкасова Кермен

Вершегрук Полина

обучающиеся 3 А класса

МОУ начальная школа п. Харп


Научный руководитель:

Баглык Валентина Степановна

учитель начальных классов

МОУ начальная школа п, Харп



Харп

2017 г

Содержание



Введение

Основная часть.

  1. Мел. Что мы знаем о меле.

    1. Что такое мел? История возникновения мела.

    2. Месторождения известняков.

    3. Состав и производство мела.

    4. Использование мела человеком.

  1. Показатели качества и безопасность мела.

    1. Очевидные качества мела.

    2. Качественный анализ школьного мела.

2.2.1 Опыт 1. Распознавание карбоната кальция (известняка).

2.2.2 Опыт 2. Распознавание наличия крахмала.

2.2.3 Опыт 3. Распознавание наличия гипса.

    1. Социологический опрос.

Заключение

Источники информации
















Им  дети  любят  рисовать,
Художник  он,  в  руках  умелых,
Картины  может  создавать!
Нам  без  него  ремонт  не  сделать,
И  потолок  не  побелить,
Ведь,  чтобы  потолок  был  белым,
Его  нам  надо  применить!
Выводит  им  слова  учитель,
Детишкам  в  
школе  на  доске,
Кто  он,  загадки  этой  житель,
Живущий  в  маленьком  куске?


Мел – удивительное вещество на Земле.

Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В классах школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела. Но давайте обратим внимание и познакомимся со свойствами это интересного и всем известного продукта.

Цель работы: изучение строения школьного мела и влияния его на организм человека.

Задачи:

  1. Изучить информацию по вопросу исследования. 

  2. Провести опыты. 

  3. Провести социологический опрос учителей МОУ НШ п.Харп. 

  4. Выяснить влияние мела на организм педагогов. 

Гипотеза:

Школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом.

Предмет исследования: состав школьного мела и воздействие его на организм.

Объект исследования: школьный мел.

Методы исследования:

  • изучение и анализ материалов по теме исследования;

  • наблюдение;

  • опыты.

Актуальность исследования: на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья людей - одна из достаточно весомых проблем.

Известно, что в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно - сосудистые заболевания. По информации Института иммунологии, каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.

Как только ребенок начинает активно двигаться и развиваться, он начинает пользоваться мелом. С первого до одиннадцатого класса мы работаем со школьным мелом, педагоги пользуются им постоянно.

Меловая пыль способна вызывать аллергические реакции. Поэтому, изучение состава, качества школьного мела и его воздействия на здоровье людей актуально и практически значимо.




















  1. Мел. Что мы знаем о меле

    1. Что такое мел? История возникновения мела

С мелом хорошо знакомы все, и взрослые, и дети.

Мел - это мягкий и хрупкий материал белого цвета, состоящий из чистого известняка.

Мел - осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения.

Мел - мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов (фораминифер).

Он образовался 125 - 65 миллионов лет назад.

В состав мела входят известковые водоросли – «кокколитофориды» и «корненожеки», а это одноклеточные, которое ещё называют «фораминифера». Это такие простые одноклеточные организмы, которые впитывают из морской воды карбонат кальция и строят из него свои раковины и скелет. Панцирь таких организмов состоит из извести.

Отмирая, они опускаются на дно океанов. Через определенное время из этих раковин и скелетов образуется толстый известковый слой. который мы называем мелом. Но это не просто, на это уходят годы, миллионы лет.

1.2.Месторождения известняков

Известняки есть почти на всех материках, нет только в Австралии. Они образовались в разные геологические эпохи. Земная поверхность изменялась, дно океанов, морей вместе с толстым слоем мела поднялось и стало сушей.

В России самое большое месторождение мела расположено в Белгородской области. В городе Белгороде работает достаточно старый завод по производству мела. Название города произошло от слова «белый». В нашей стране на сегодняшний день много предприятий, работающих на производство мела. Производство качественного школьного мела сосредоточено в первую очередь на меловых заводах Белгородской области

1.3.Состав, производство и виды мела

Мел - слабо сцементированная, мажущаяся, тонкозернистая разновидность карбонатных пород, состоящая в основном из карбоната кальция.

Природный мел в основном состоит из «кальцитованных скелетных частиц микроорганизмов», то есть известковых водорослей. Иногда в меле можно увидеть раковины моллюсков, скелеты кораллов.

Мел, которым мы работаем в школе, состоит в основном из раковинок морских корненожек «фораминифер», точнее из карбоната кальция.

Мел изготавливают несколькими способами. Самые распространенные из них:

Первый способ: экструзионный

Мокрый мел в виде тонких колбасок выкладывается на противень, режется и сушится в печи. Так мы получаем мелки круглой формы.

Особенность таких школьных мелков - это то, что «связывание» происходит за счет клея ПВА, а это не всегда безопасно для детей. Зато этот мел мягкий, приятен на ощупь, практически не пачкает рук. 

Второй способ: литой

Литой, формованый, прямоугольный школьный мел абсолютно безопасен для здоровья, так как его связывающим веществом является гипс и в небольшом количестве.

При изготовлении литым способом, порошок мела перемешивается с гипсом. От качества порошка зависит качество мела ( в порошке не должно быть твердых частиц гипса или песка, которые потом царапают доску при письме). разводится водой. Смесь заливается в матрицы и остается там на некоторое время - вода постепенно испаряется, происходит химическая реакция связывания молекулярной структуры мела и гипса. Затем матрицу переворачивают на специальный решетчатый поддон и «снимают» ее с мелков. Поддон ставят в сушильный шкаф, выдерживают там мел определенное время, затем готовые мелки поступают в цех упаковки.

Формованный, литой школьный мел на 40% состоит из карбоната кальция и на 60 % из гипса.

Добавляя в влажную меловую смесь различные красители, можно получить цветной мел.

Школьный мел бывает твердым и мягким. Твердый мел получается от наличия большого количества гипса, а мягкий - от долгой пересушки или при высокой температуре в печи.

Интересные факты о меле:

  • на асфальте удобнее и практичнее использовать твердый мел, он дольше служит, а на школьных досках, ткани, мебели - мягкий или средне-мягкий;

  • мягким мелом хорошо работать на старых школьных досках. Для современных досок подходит любой мел;

  • для изготовления школьного мела используют очищенную воду;

  • лучший мел для работы в школе должен на 95% состоять из карбоната кальция;

  • мел делают и химическим путем из кальций содержащих минералов.

1.4.Использование мела человеком

Многие годы человек использует мел для самых разнообразных целей. Мелом можно не только писать и рисовать – его используют во многих областях и для различных целей.

После промывания и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется в разных сферах:

  1. Мел — важный компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий.

  2. Порошок мела применяется для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев.

  3. Мел применяют в лакокрасочной, резиновой, бумажной, стекольной и в сахарной промышленности:

  • для изготовления цемента и извести;

  • как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов;

  • для получения соды, стекла, очистки сахара;

  1. Мел применяется в медицине (как лечебный препарат), при недостатке кальция медицинский мел прописывают как добавку к пище.

  2. В парфюмерии (составная часть зубных порошков).

  3. В сельском хозяйстве для известкования почв, подкормки домашних животных.

  4. В пластическом искусстве мел применяют как компонент при изготовлении художественных красок.

2. Показатели качества и безопасность мела

2.1 Очевидные качества мела

Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе основные безопасные (как считается) компоненты: известняк, гипс, крахмал.

При изучении и анализе материала выявлено следующие качественные показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах:

  1. Чистота (быть белым)

  2. Крошится при письме

  3. Пачкать руки

  4. Быть твердым или мягким

В школе мы работаем с мелом круглой и прямоугольной формы. Результаты изучения очевидных качественных показателей школьных мелков приведены в Таблице 1. Основные показатели качества мела.

Вывод: образцы школьного мела соответствуют качествам нормы.

    1. Качественный анализ школьного мела.

В водах океанов существуют различные виды мельчайших водорослей и организмов. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести.

Если мел образовался от фораминифера с панцирем из извести, значит, качественный школьный мел состоит из известняка, примесей (крахмала, гипс,

2.2.1 Опыт 1. Распознавание карбоната кальция (известняка).

Мы использовали: молотый мел, уксусная кислота, стеклянная посуда для эксперимента.

Цель опыта: показать, что мел состоит из известняка.

В молотый мел капнули немного уксуса. На меле появились пузырьки, это пузырьки углекислого газа. Уксус – это кислота. Мел состоит из известняка, который взаимодействует с кислотой. Известняк, при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяется углекислый газ, что мы и увидели при проведении первого опыта.

Значит, мел состоит из известняка.

2.2.2 Опыт 2. Распознавание наличия крахмала

Мы использовали: мелки, медицинский спиртовой раствор йода,

Цель опыта: показать, что в составе школьного мела присутствует крахмал.

Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода.

На образцы 1, 2 нанесли несколько капель раствора йода. Окраска раствора йода изменилась на образце круглой формы. Она стала фиолетового цвета. С образцом прямоугольной формы окраска спиртового раствора йода не менялась. Она осталась коричневой. Значит, мел круглой формы содержит крахмал.

2.2.3 Опыт 3. Распознавание наличия гипса

Мы использовали: молотый мел, воду (перекипяченную), микроскоп.

Цель опыта: показать, что в школьном меле присутствует гипс.

Наличие гипса мы доказывали проведением следующего опыта. Для этого образцы 1, 2 растирали до получения порошка. Заливали его чистой водой, взбалтывали и фильтровали. Капля отфильтрованного раствора рассматривалась под микроскопом. В процессе высыхания капля образца литой формы менялась, росли кристаллики гипса, они очень похожи на иголки. Капля образца круглой формы не менялась при высыхании. Значит, мел прямоугольной формы в составе имеет гипс.

Результаты опытов систематизированы и предоставлены в виде Таблица 2. Качественная характеристика школьного мела.

Вывод:  образцы № 1 и №2 содержат известняк. Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал. 

    1. Социологический опрос

Действие мела на организм человека очень индивидуально. Как и любая пыль, меловая пыль способна вызвать раздражение в горле, кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может кожа рук. Они могут чесаться, кожа сохнуть.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека были опрошены педагоги, которые постоянно пользуются мелом. Результаты анкеты вы видите в виде Таблица № 3 Социологический опрос

Вывод: школьный мел может вызывать сухость кожи.

Работающим с мелом рекомендуем:

  1. Для того, чтобы избежать сухости кожи рук можно завернуть мел бумагой.

  2. Стирать мел с доски только влажной тряпкой.

  3. Промывать тряпку как можно чаще.

  4. Во время работы мыть руки со смягчающим туалетным мылом.

  5. После работы смазывать руки увлажняющим кремом для рук

Заключение:

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Школьный мел соответствуют качествам нормы.

  2. Школьный мел содержит в своём составе известняк. Из примесей в наших образцах были гипс, крахмал.  

  3. Школьный мел безопасен для педагогов и школьников.

Поэтому, с школьным мелом работать безопасно.







Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

1.Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.6. МАН-Б79 МОС – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 797, [3]с.:ил.

2. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.11. МАН-Б79 МОС – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 797, [3]с.:ил.

3. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта. Хочу всё знать.- М.: Эксмо, 2011. – 44с.: ил.

3. Я познаю мир (химия), «Издательство АСТ» М: 1999г.

Сайты в Интернете:

1.  http://www. *****/printletter. php? n_id=5935

2.  http://*****/school/542.html

3.  http://www. *****/user/lkolganovado/blog/9963/

4.  http://www. *****/chalk. php

5.  http://www. *****/index. php? part=him005&page=020

Иллюстрации:

1.  http://*****/8buR214



















Таблица 1. Основные показатели качества мела.


Мел

Цвет

Сыпучесть

Маркость

Твёрдый- мягкий

Круглый

Белый

Слабая

Слабая

Мягкий


Прямоугольный

Белый

Средняя

Средняя

Мягкий




Таблица 2. Качественная характеристика школьного мела


Мел 


Выделение углекислого газа 


Наличие гипса 

Наличие крахмала


Окраска раствора йода

Наличие йода

Круглый 


Медленно 


Нет  


Коричнево-черный

Имеется 


Прямоугольный


Бурно 


Имеется 


Коричневый


Нет




Таблица № 3. Социологический опрос


Довольны

качеством мела

Влияние

мела на здоровье

Отрицательные последствия работы с мелом

Да

Нет

Да

Нет

Пачкает

кожу рук

Вызывает сухость кожи

100 %

0 %

100 %

0 %

90 %

100 %



Просмотр содержимого презентации
«3-А.Секреты шк. мела»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  начальная школа посёлка Харп Секреты школьного мела  Подготовили: Черкасова Кермен  Вершегрук Полина  обучающиеся 3 «а» класса   Руководитель: Баглык В.С .   Харп 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная школа посёлка Харп

Секреты школьного мела

Подготовили: Черкасова Кермен

Вершегрук Полина

обучающиеся 3 «а» класса

Руководитель: Баглык В.С .

Харп 2017

Цель работы : изучение строения школьного мела и  влияния его на организм человека .  З адачи :  1. Изучить информацию по данному вопросу.   2. Провести опыты.   3. Провести социологический опрос учителей  МОУ НШ п.Харп.   4. Выяснить влияние мела на организм преподавателей.     Гипотеза:  Школьный мел является экологически чистым и безопасным  продуктом.  Предмет исследования : строение школьного мела и  влияние его на организм.  Объект исследования : школьный мел. 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Цель работы : изучение строения школьного мела и влияния его на организм человека . З адачи : 1. Изучить информацию по данному вопросу.  2. Провести опыты.  3. Провести социологический опрос учителей МОУ НШ п.Харп.  4. Выяснить влияние мела на организм преподавателей.   Гипотеза: Школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом. Предмет исследования : строение школьного мела и влияние его на организм. Объект исследования : школьный мел.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Мел - осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения   4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Мел - осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение.  Он состоит из известковых водорослей – кокколитофорид и корненожек – одноклеточное существ, которое ещё называют «фораминифера»   4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей – кокколитофорид и корненожек – одноклеточное существ, которое ещё называют «фораминифера»

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

4/16/17 http://aida.ucoz.ru

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Использование мела Сахарная Лакокрасочная промышленность промышленность Чистый мел- это порошок белого цвета Бумажная промышленность Резиновая промышленность Получение соды Известкование почв Производство спичек В парфюмерии Изготовление Изготовление школьных мелков художественных красок  http://aida.ucoz.ru 4/16/17

Использование мела

Сахарная

Лакокрасочная

промышленность

промышленность

Чистый мел- это порошок белого цвета

Бумажная

промышленность

Резиновая

промышленность

Получение соды

Известкование почв

Производство спичек

В парфюмерии

Изготовление

Изготовление

школьных мелков

художественных красок

http://aida.ucoz.ru

4/16/17

Экструзионный способ   Технологическая  особенность этих мелков -  «связывание» происходит  за счет клея Литой мел  Литой белый мел абсолютно безопасен для  здоровья 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Экструзионный способ

Технологическая

особенность этих мелков -

«связывание» происходит

за счет клея

Литой мел

Литой белый мел

абсолютно безопасен для

здоровья

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Основные показатели качества мела   1. Быть чистым (белым).  2. Крошиться при письме.  3. Пачкать руки.  4. Быть твёрдым или мягким.         4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Основные показатели качества мела 1. Быть чистым (белым). 2. Крошиться при письме. 3. Пачкать руки. 4. Быть твёрдым или мягким.  

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Образцы мела 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Образцы мела

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Таблица 1 . Основные показатели  качества мела        Мел   Цвет   Круглый Прямоугольный  Сыпучесть   Белый  Маркость  Белый   Слабая  Слабая  Средняя  Твёрдый-  Средняя  мягкий  Мягкий  Мягкий Вывод: образцы школьного мела  соответствуют качествам нормы.  4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Таблица 1 . Основные показатели качества мела  

Мел

Цвет

Круглый

Прямоугольный

Сыпучесть

Белый

Маркость

Белый

Слабая

Слабая

Средняя

Твёрдый-

Средняя

мягкий

Мягкий

Мягкий

Вывод: образцы школьного мела

соответствуют качествам нормы.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Основные показатели качества мела   Мел, которым мы пишем на доске, должен состоять:  1. Из карбоната кальция, то есть извести.  2. Примесей (крахмала, гипса, клея), которые считаются безопасными для здоровья.    4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Основные показатели качества мела

Мел, которым мы пишем на доске, должен состоять: 1. Из карбоната кальция, то есть извести. 2. Примесей (крахмала, гипса, клея), которые считаются безопасными для здоровья.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

ОПЫТ 1 . Определение наличия природного  известняка   Мы использовали : молотый мел, уксусную  кислоту   Известняк, при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяет углекислый газ.  Поэтому в молотый мел наливаем немного уксуса.  На меле появляются пузырьки - это углекислый газ.   Значит , школьный мел состоит из  известняка .   4/16/17 http://aida.ucoz.ru

ОПЫТ 1 . Определение наличия природного известняка Мы использовали : молотый мел, уксусную кислоту Известняк, при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяет углекислый газ. Поэтому в молотый мел наливаем немного уксуса. На меле появляются пузырьки - это углекислый газ. Значит , школьный мел состоит из известняка .

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

ОПЫТ 2.  Распознавание наличия крахмала   Мы использовали:  мелки, медицинский  спиртовой раствор йода   Крахмал мы обнаруживали  с помощью йода.  На кусочки мела наносим  по 1 – 2 капли раствора йода.  Окраска раствора йода  изменилась на Образце №2  мела (круглой формы).    Значит , школьный мел круглой формы  содержит крахмал.   4/16/17 http://aida.ucoz.ru

ОПЫТ 2. Распознавание наличия крахмала Мы использовали: мелки, медицинский спиртовой раствор йода Крахмал мы обнаруживали с помощью йода. На кусочки мела наносим по 1 – 2 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась на Образце №2 мела (круглой формы). Значит , школьный мел круглой формы содержит крахмал.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Опыт № 3. Распознавание наличия гипса  Мы использовали:  молотый мел, чистая вода,  микроскоп.  Если в мелке есть гипс, то при высыхании, растут его кристаллики. Они имеют форму иголок.  Это мы и увидели под микроскопом.  Значит: мел содержит гипс.    4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Опыт № 3. Распознавание наличия гипса Мы использовали: молотый мел, чистая вода, микроскоп. Если в мелке есть гипс, то при высыхании, растут его кристаллики. Они имеют форму иголок. Это мы и увидели под микроскопом. Значит: мел содержит гипс.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

- мел прямоугольной формы      - мел круглой формы     Значит: мел содержит гипс. 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

- мел прямоугольной формы - мел круглой формы Значит: мел содержит гипс.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Таблица 2.  Качественная характеристика  школьного мела       Мел   Выделение углекислого газа  Круглый    Наличие гипса    Медленно  Прямоуголь-ный Наличие крахмала  Окраска Бурно   Нет   Коричнево-черный  раствора йода Наличие  Имеется  крахмала Коричневый  Имеется  Нет   Вывод:   образцы № 1 и №2 содержат известняк.  Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал.  4/16/17  http://aida.ucoz.ru

Таблица 2. Качественная характеристика школьного мела

Мел 

Выделение углекислого газа 

Круглый 

Наличие гипса 

Медленно 

Прямоуголь-ный

Наличие крахмала

Окраска

Бурно 

Нет  

Коричнево-черный

раствора йода

Наличие

Имеется 

крахмала

Коричневый

Имеется 

Нет

Вывод:   образцы № 1 и №2 содержат известняк.

Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал. 

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Безопасность  Основу химического состава мела составляет карбонат кальция . Из элементов-металлов кальций является главным. Основным его местом накопления служит костная система.     Вывод : мел безопасный  для здоровья.   4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Безопасность Основу химического состава мела составляет карбонат кальция . Из элементов-металлов кальций является главным. Основным его местом накопления служит костная система. Вывод : мел безопасный для здоровья.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Таблица № 3.   Социологический опрос.    Довольны  качеством мела  100 % Да Нет 0 % Влияние 100 % Да мела на здоровье  0 % Отрицательные последствия работы с мелом Нет  Пачкает  90 % кожу рук Вызывает сухость кожи 100 % Вывод: школьный мел может вызывать  сухость кожи. 4/16/17  http://aida.ucoz.ru

Таблица № 3.   Социологический опрос.

Довольны

качеством мела

100 %

Да

Нет

0 %

Влияние

100 %

Да

мела на здоровье

0 %

Отрицательные последствия работы с мелом

Нет

Пачкает

90 %

кожу рук

Вызывает сухость кожи

100 %

Вывод: школьный мел может вызывать

сухость кожи.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Чтобы избежать сухость кожи надо:  1. Стирать мел с доски только влажной тряпкой    2. Промывать тряпку как можно чаще   3. Во время работы мыть руки со смягчающим туалетным мылом        4. После работы смазывать руки увлажняющим кремом 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Чтобы избежать сухость кожи надо:

1. Стирать мел с доски только влажной тряпкой

2. Промывать тряпку как можно чаще

3. Во время работы мыть руки со смягчающим туалетным мылом

4. После работы смазывать руки увлажняющим кремом

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

Выводы: 1. Школьный мел соответствуют качествам нормы  2. Школьный мел содержит в своём составе известняк. Из примесей в наших образцах были гипс, крахмал            3. Школьный мел безопасный для здоровья продукт Значит, школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом. 4/16/17 http://aida.ucoz.ru

Выводы:

1. Школьный мел соответствуют качествам нормы

2. Школьный мел содержит в своём составе известняк. Из примесей в наших образцах были гипс, крахмал   

3. Школьный мел безопасный для здоровья продукт

Значит, школьный мел является экологически чистым и безопасным продуктом.

4/16/17

http://aida.ucoz.ru

4/16/17 http://aida.ucoz.ru

4/16/17

http://aida.ucoz.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя