СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учащегося 11 класса "Разработка объкта труда для 6 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка объекта труда (болида Формула 1) была выполнена учащимся 11 класса и заняла призовое место на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в Волгограде в 2017 г. Модель удовлетворяет уровню требований к работам 6 класса. Шаблоны деталей можно выполнить с чертежа в масштабе 1:1.  

Просмотр содержимого документа
«Проект учащегося 11 класса "Разработка объкта труда для 6 класса"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2 имени Героя Советского Союза Н.П. Белоусова Красноармейского района Волгограда»

400112, г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, 43

тел. (844-2) 67 -52-49, 67 -53-08, факс 67 -56-17

E-mail: [email protected]

ИНН 3448915006 КПП 344801001 ОГРН 1023404368415

________________________________________________________________________________









Проектная работа

Разработка объекта труда по разделу

«Технология ручной обработки древесины

и древесных материалов»

для учащихся 6 классов


Проектант

учащийся 11 Б класса

Смусев Виктор Алексеевич

Руководитель

учитель технологии

Игнатьев К.В.























Волгоград 2017

СОДЕРЖАНИЕ



1.Организационно – подготовительный этап

1.1.Обоснование выбора темы…………………………………………3

1.2.Исследование, выявление традиций……………………………….5

1.3.Разработка и анализ идей…………………………………….……..7

1.4. Разработка чертежей изделия……………………………….…....10

1.4. Выбор материалов…………………………………………………13

1.5.Выбор инструментов, оборудования……………………………...13



2.Технологический этап

2.1.План работы над изделием…………………………………………14

2.2.Технологическая карта выполнения работы………………………15

2.3.Организация рабочего места и техника безопасности……………18



3.Заключительный этап

3.1.Экономические расчёты…………………………………………….19

3.2.Экологический анализ проекта……………………………………..21

3.3.Подведение итогов, самооценка…………………………………....22

Источники………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………23-24

Заключение……………………………………………………………..25



1.Организационно – подготовительный этап

    1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

В этом году я оканчиваю школу, и мне предстоит выбор профессии. Я увлекаюсь моделированием и техническим дизайном. Зная о моём увлечении, учитель технологии предложил мне разработать объекты труда для учащихся 5-7 классов по разделу «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов». Не скажу, что меня эта просьба очень воодушевила, но я решил, что если уж всё равно выполнять проект придётся, то лучше это делать на хорошо знакомом мне материале. К тому же именно этим я хочу заниматься в своей профессиональной деятельности.

К сожалению, сейчас в нашей стране, обучению и подготовке конструкторов и технических дизайнеров уделяется очень мало внимания. Такие страны, как Китай, ЕС выпускаются сотни конструкторов, моделей технических устройств для привлечения детей к техническому моделированию. И, до тех пор, пока этого не будет у нас, мы постоянно будем отставать в техническом развитии от этих стран. Чем в более раннем возрасте дети начнут заниматься моделированием, тем больших успехов они добьются в профессиональной деятельности в дальнейшем.

Сегодня число детей, занимающихся техническим и художественным моделированием и конструированием, катастрофически мало. Об этом говорят руководители кружков и нашей СЮТ и ДТДМ.

Мой проект задумывался для привлечения внимания подрастающего поколения к столь интересному, но незаслуженно забытому делу. Почему был выбран 6-й класс? Пятиклассники только начинают осваивать деревообработку. Поэтому спроектировать изделие для них значительно сложнее. В 7-ом классе – 1 урок в неделю. Попробуй что-нибудь сделать! Остаётся только шестой класс. Естественно, что из шестиклассников никто не сможет просто так ни с чего взять и разработать модель машины, звездолёта, робота или любого другого устройства. Поэтому в качестве базовой модели я выбрал модель гоночного болида. Почему именно её? Здесь, в первую очередь, я исходил из набора операций по деревообработке, которые должны были изучить шестиклассники и времени, отводимого на это изучение.

1. Модель болида легко узнаваема и имеет огромное число вариантов (смотреть приложение 1).Поэтому даже если ребёнок не очень качественно выполнит изделие, всё рано спутать его именно с моделью болида будет сложно. При этом есть возможность переделать её под одну из более ранних моделей болида этого конструкторского ряда. Этим обеспечивалась ситуация успеха в работе будущего конструктора.

2. Технологический процесс изготовления изделия я разрабатывал с учётом тех операций, которые учащиеся уже освоили в 5-ом классе. Это – выпиливание лобзиком, зачистка, шлифовка, сверление древесины.

3. Я постарался вместить в свою разработку все технологические операции, которые учащиеся должны будут изучить в разделе «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» в 6-ом классе: объёмная разметка, токарные работы, соединение на шипах, резание слесарной ножовкой, резьба по дереву.

4. При разработке изделия, я учитывал наличие в мастерской соответствующих материалов и инструментов и их размеры.

5. Разработав базу модели и изготовив соответствующие шаблоны, изготовление формы части деталей я оставил на усмотрение учащихся, т.е. носовой обтекатель с передним антикрылом и радиаторы шестиклассники могут делать по своему усмотрению, выбрав их из таблицы (смотреть приложение 1) или просто придумав. Это позволит делать непохожие друг на друга изделия.

Я считаю, что мне удалось разработать модель достаточно интересную в работе, посильную в изготовлении для учащихся 6 – го класса, многовариантную и, несмотря на это, легко узнаваемую.







    1. И

      Моделизм — изготовление уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений.

      Википедия – свободная энциклопедия

      Модель (лат. modulus — мера, образец),…

      4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо др. («моделируемого») устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных целях…

      Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»


      ССЛЕДОВАНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ


Моделизм делится на два основных направления:

  • постройка действующих моделей;

  • стендовый моделизм, то есть создание статичных макетов, максимально точно воспроизводящих внешний вид прототипа.

Некоторые виды моделизма являются официальными видами спорта.

Моделизм изначально связан с техникой и средствами передвижения, …поэтому первыми моделями стали именно модели кораблей, а первым видом моделизма можно считать корабельный моделизм.

История моделизма берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Старейшие находки данной тематики восходят к Х веку до н.э. и представляют собой копии кораблей того времени, выполненные из раскрашенной глины и дерева.

Следующим шагом в развитии моделизма стали так называемые «построечные» модели. При помощи подобных моделей строились настоящие корабли: деталь в модели увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть корабля. Таким образом строился весь корабль. Здесь впервые был применен термин масштаб.

Однако технический прогресс не стоял на месте, создавались новые машины и, как следствие, их модели. В конце XVIII века появилась первая модель паровой машины – паровоза. С этого момента начинает отсчет железнодорожный моделизм.

В XIX веке появились первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолетов. Самый большой интерес получил именно авиационный моделизм, т.к. такие модели и сами их прототипы в те годы считались экзотикой.

Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании «Skybird», выпустившей такую модель в масштабе 1/72. Первый модельный набор для сборки представлял собой бумажный пакет, в котором находились инструкция, выпиленные по контуру детали, стойки из проволоки, детали из жести и наждачная бумага. Увлечение оказалось настолько популярным, что уже к концу Второй Мировой войны каталог моделей фирмы «Skybird» составил свыше 120 единиц. Пригодились они и во время войны: стендовые модели использовались при обучении личного состава королевских войск для распознавания вражеской техники.

В дальнейшем появились сборные модели вертолетов, зданий, сооружений, фигуры экипажа и участников военных действий, а также целые масштабные композиции – диорамы.

В настоящее время стендовый моделизм имеет большое военно-прикладное значение и плотно вошел в число популярных хобби во всем мире.












1.3.РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ИДЕЙ

Приступая к разработке изделия я, прежде всего, должен быть решить, что это будет. Рассмотрев возможные варианты, я решил остановиться на одном из них:

А) модель - игрушка;

Б) модель контурная из фанеры;

В)модель – копия (стендовая модель);

Г) действующая модель с применением искусственных материалов.

образца

Оценка по критериям, баллы

Сумма баллов

Сложность операций

Соответствие программе

6 класса

Время на изготовление изделия

Эстетичность


А

3

5

4

4

16

Б

2

4

5

3

12

В

5

1

1

5

12

Г

4

3

4

2

13



А. Модель - игрушка. Все дети с увлечением играют. Н е составляют исключения и двенадцатилетние. Нужно только посмотреть, с какой любовью и тщательностью сделаны малышами модели оружия и техники. Они очень гордятся своими работами и охотно играют именно игрушками собственного изготовления. А если работу хорошо и аккуратно раскрасить, применить цветные наклейки, сделанные на принтере, то она будет смотреться не хуже магазинной.

При изготовлении изделия применяются все технологические операции, запланированные для изучения в 6 классе. При этом незначительное отклонение в размерах, форме готового изделия не сильно влияют на его внешний вид. Более того, многие размеры и общий вид изделия в этом случае можно сознательно гипертрофировать, добиваясь эффекта «детскости».

На изготовление образца я потратил около четырёх уроков. Для учащихся 6-го класса я запланировал 8 уроков. Как показала практика, некоторым хватило и 6-ти, а три человека уложились примерно в 10, доделывая работы на дополнительных занятиях.

К недостаткам изделия можно отнести его сравнительно высокую себестоимость.

Б . Контурная модель проще в изготовлении, а если поставить на неё резиномотор, то её можно использовать для проведения соревнований. Но, при этом, выглядеть она будет менее зрелищно, чем игрушка. Что же касается её качеств как действующей модели, то они тоже будут не очень хорошими. Такую тяжёлую конструкцию, при небольшой длине резиномотора, можно будет разогнать метров на 10, не более.

Из технологических операций придётся выбросить объёмную резьбу и точение, а колёса выпиливать и обрабатывать шлифшкуркой вручную. Поэтому подобная модель по требованиям скорее подойдёт для учащихся 5-х классов.

Из-за установки резиномотора времени на изготовление силуэтной модели понадобится примерно столько же, сколько и на модель - игрушку.

В. От идеи модели-копии пришлось отказаться почти сразу, хотя я рассматривал и этот вариант, но быстро пришёл к заключению, что;

1. даже в условиях кружка на её изготовление потребуется не менее 100 часов;

2. и, главное - такая работа окажется не по силам учащимся 6 класса.

Г. Действующая модель с применением искусственных материалов. Подобными моделями увлекались мои сверстники в 5 - 6 классах: покупали коробки с наборами для технического творчества, собирали по инструкциям на уроках труда или дома, окрашивали, принимали участие в районных соревнованиях.

К достоинствам данного варианта следует отнести самую низкую себестоимость изделия, доступность материалов, простоту изготовления, хороший внешний вид и ходовые качества (30-40 метров).

К недостаткам – простота изготовления (в этом варианте практически не встречается технологических операций, предусмотренных для изучения программой 6 класса). Деревянных деталей тоже очень мало. Так что при изучении раздела «Деревообработка…» запускать подобное изделие не имеет смысла.


Итак, после рассмотрения этих четырёх вариантов, я решил остановиться на модели – игрушке.

















1.4. РАЗРАБОТКА ЧЕРТЕЖА ИЗДЕЛИЯ

1







3







2













4













Перед началом работы я сделал несколько набросков, для того, чтобы уточнить как общую форму изделия, так и конфигурацию отдельных деталей. Для работы я решил выполнить только чертёж общего вида, т. к. разметку деталей учащимся, из-за сложности формы, можно будет выполнить только по шаблонам, а не по чертежам.

В первом варианте неудачным оказалось крепление и расположение заднего антикрыла.

Во втором – ширину переднего антикрыла я выбрал больше общей ширины рамы, что привело к лишнему расходу материалов и значительно повысило сложность работы над деталью.

В окончательном (4) варианте, я устранил эти недостатки.

Форму носового обтекателя и воздухозаборников я решил оставить на усмотрение учащихся: в приложении 1, которое я предложил распечатать как раздаточный материал, они смогли выбрать такую форму деталей, которая им больше понравилась. Эти детали не несут никакой силовой нагрузки в конструкции модели, но сильно влияют на её внешний вид.





















1.4. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Для изготовления я решил использовать фанеру, предпочтительно берёзовую, и древесину. Легче всего достать древесину сосны. Она вполне подходит для изготовления модели: лёгкая, мягкая, хорошо обрабатывается напильниками, шлифуется. Но у неё есть ряд недостатков, она слишком сильно скалывается и неравномерно режется вдоль и поперёк волокон. Поэтому, коль уж сколов не избежать я решил срезать легко крошащиеся кромки полукруглой стамеской, а направления среза расположить вдоль волокон. Для осей использовалась стальная проволока Ø 3мм. Для сборки изделия использовался клей «Мастер – Момент»







1 .5. ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ






В работе использовались лобзик, столярная и слесарная ножовки, напильники и надфили различных профилей, полукруглая стамеска, шлифшкурка разной зернистости, сверлильный и токарный станок




2. Технологический этап



2.1. ПЛАН РАБОТЫ НАД ИЗДЕЛИЕМ

Разработка изделия – это всегда самое сложное в работе. А на этот раз это было целью моей работы. Иногда требуется довольно много времени для того, чтобы решение окончательно созрело.

Хорошо помогает эскизная проработка изделия. Но поскольку у меня небольшой опыт в работе с объёмными формами, я попытался определить композицию будущего изделия с помощью набросков, затем, уже рисовал эскизы, уточняя детали, пока это не вылилось в общую форму изделия. По чертежу были изготовлены шаблоны всех деталей. По шаблонам я изготавливал каждый образец, проверяя каждую модель, засекал время работы над каждым изделием.

Для своей работы я выбрал самый доступный материал, тот же самый, который использовали в своей работе шестиклассники – берёзовую фанеру и сосну. Сосна – лёгкий, мягкий, но прочный материал, легко подающийся обработке. К тому же, обилие этого материала позволяет подобрать качественные заготовки для большого количества учеников. Недостатком этого материала является скалываемость вдоль волокон. Поскольку этого дефекта в изделиях было не избежать, я решил срезать эти участки стамеской, что позволило ввести в работу такую технологическую операцию как резьба.

Уже при разработке изделия, я старался продумать технологический процесс таким образом, чтобы задействовать как можно большее число технологических операций, изучаемых в разделе «Технология обработки древесины и древесных материалов» для 6 класса. При этом учитывалось оборудование и инструменты, имеющиеся в кабинете труда.

Результатом моей работы должны были стать образец изделия, технологическая карта и шаблоны деталей.








2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ



Деталь

п/п

Наименование

операции

Эскиз

Оборудование, инструменты

1

2

3

4

5






Корпус

1

Разметка

Карандаш, линейка

2

Выпиливание

Ножовка

3

Опиливание, резьба стамеской

Стамеска,

напильник

4

Шлифовка


Шлифшкурка

Фанерные детали

1

разметка

Карандаш, линейка

2

выпиливание

Ручной лобзик

3

зачистка

Шлифшкурка, напильник

Колеса

1

Точение на токарном станке

Токарный станок

Сборка

1


Клей столярный



Технологическая карта на изготовление колёс





1

разметка

Рейсмус

2

сострогать ребра

Рубанок

3

установить заготовку

Ключ *17

4

проточить цилиндр

Полукруглая стамеска

5

разметить заготовку

Линейка, карандаш

6

разметка заготовки

Резец (плоская стамеска)

7

проточить пазы

Плоская стамеска шириной 5 мм



2.3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

От умения правильно организовать рабочее место зависит не только качество изделия, но и производительность труда, утомляемость, травматизм. Я работаю за обычным столярным верстаком. Высота рабочего места подбирается таким образом, чтобы положив ладони на верстачную доску можно было стоять без напряжения прямо, не наклоняясь ни вперёд, ни назад. Инструменты складываются в укладку, либо на верстаке, лезвиями от себя.

Одним из важных условий является чистота рабочего места. Это необходимо для того, чтобы не испортить заготовку о срезанный материал, а также для того, чтобы нечаянно сколовшийся или срезанный кусочек детали не затерялся среди стружек. Запрещается сдувать стружки и опилки или сметать их руками. Для этого используют щётку – смётку.

При выполнении резьбы соблюдаются общие правила техники безопасности, те же, что и при выполнении столярных работ. Стамеска удерживается двумя руками.

  • Инструменты должны быть хорошего качества с правильно заточенным и отполированным лезвием.

  • Рукоятки не должны иметь расколов и трещин.

  • Заготовка надёжно крепится на верстаке при помощи струбцин или зажимов. Под заготовку обязательно кладётся подкладная доска. Резьба стамесками ведётся от себя по всему объёму изделия.

  • Во время работы на верстаке не должно быть ничего лишнего, не относящегося к данной работе.



3.Заключительный этап.

3.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ

Сейчас, после окончания работы над изделием, можно подвести некоторые итоги, прежде всего экономические. Себестоимость изделия складывается из суммы затрат на материалы и электроэнергию, амортизационных отчислений и стоимости моего труда, затраченного на изготовление подарка. Определяется по формуле:

С = Мз + Ао + Рот,

где, С – себестоимость продукции,

Мз – материальные затраты на производство и реализацию продукции;

Ао – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов труда;

Рот – расход на оплату труда;


Формула материальных затрат:

Мз = Змат + Зтэ,

где: Змат – затраты на сырьё, основные материалы, покупные изделия, вспомогательные материалы;

Зтэ – затраты на топливо и энергию;

Наименование

материала

Стоимость

единицы

Фактические

затраты

Стоимость

Сосновая рейка

40 руб. – 1 п. метр

0,15 п. метра

6 руб.

Столярный клей

750г = 155 руб.

5г.

1 руб.

Шлифшкурка

15 руб. – 1 лист

2 листа

30 руб.

Итого:

37 руб.


Материальные затраты составили 37руб.




Затраты на электроэнергию

Следует учитывать затраты электроэнергии только при работе на токарном станке, т. к. время работы на сверлильном станке составляет 2-3 мин.

Зтэ = 0,3х3,47х0,55= 0,57 руб., где

0,3ч – время работы на станке,

3, 47 – стоимость 1 КВт*ч,

0,55 КВт – мощность электродвигателя СТД-120М

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов труда;

Ао = Ао1+ Ао2 + Ао3


Наименование

инструмента

Стоимость инструментов и оборудования

Время работы

Амортизационные

отчисления

Стамеска

140 руб.

0,79 руб.

Ручной лобзик

200 руб.

1ч.

0,95 руб.

Итого

Ао = 1,74 руб.


Таким образом, себестоимость работы без учёта стоимости затраченного труда составит

С = 37+1,74+0,57= 39руб. 31 коп.

В себестоимость работы входит стоимость моего труда, которую можно было бы рассчитать исходя из минимальной оплаты. Образец я изготовил за 4 часа, следовательно

Рот = 4х43,12 = 177,2 руб.

Себестоимость изделия будет равна

С = Мз + Ао + Рот,

С = 39,31 +177,2 = 216,51 руб.

При этом себестоимость работы учащихся будет выше, т.к. затраты времени у них будут выше.

Цена продукции

Цена – денежное выражение стоимости товара

При определении цен на товары необходимо исходить из следующих предпосылок:

  • цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции, включая НДС и обеспечить изготовителю прибыль, которая позволила бы ему работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, пополнять фонды;

  • цена должна соответствовать спросу на данную продукцию, быть достаточно гибкой и стабильной одновременно.

Цн = С + П,

где: Цн – нижний уровень цены, которую предприниматель может установить без ущерба для себя;

П – прибыль;

С – себестоимость;

Реальная стоимость модели на рынке может быть до 300 рублей.



3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

Сейчас большое значение уделяется не только экологической чистоте продукции, но и экологической безопасности производственных процессов.

Что же касается материалов, то очень хочется надеяться на то, что дерево не поливалось сточными водами какого-нибудь химического предприятия или не получило некоторую дозу радиации. В этом случае, изделие действительно можно считать экологически чистым и пригодным к эксплуатации.




3.3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, САМООЦЕНКА

По окончании работы можно подвести итоги и сделать некоторые выводы. В целом, задачу, которую я ставил перед собой в начале работы, можно считать решённой на «хорошо». Изделие получилось:

  • довольно интересным;

  • технологичным;

  • соответствующим требованиям программы для учащихся 6-го класса.

Я считаю, что работа получилась.














Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Моделизм

https://www.drive2.ru/c/288230376151870634/









































Приложение 1

Силуэты моделей

Раздаточный материал







































































Приложение 2

Шаблоны для разметки

Раздаточный материал







Заключение

Не стоит объяснять, сколь важен для процесса обучения удачный выбор объекта труда. Это – когда дети с нетерпением ждут урок, когда никого не нужно дополнительно мотивировать, а между учащимися устанавливается негласное соревнование кто быстрее и «круче» сделает «тачку».

Модель Болида Ф1, разработанная Смусевым Виктором, оказалась именно таким объектом. Технологичная, эстетичная, многовариантная, рассчитанная на разные уровни сложности, разработка может применяться как на уроках труда, так и в кружковой работе. Очень удачно разработаны шаблоны для разметки. Есть недочёты в разработке технологической карты. Но, в целом, работу можно считать удачной и полезной, в том числе и для разработчика, мечтающего получить специальность конструктора.

Учитель технологии Игнатьев К.В.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!