Проект урока «Качественные реакции на анионы кислот».
Урок проводится в 9 классе с профильным обучением химико-биологического направления. Большинство учащихся планируют продолжить обучение в 10 химико-биологическом классе с углубленным изучением химии.
1.Программа и учебник: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара « Химия 9 класс»; Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин «Задачник по химии 9 класс».
2.Психолого-педагогическая характеристика 9в класса.
В классе обучается 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. Психологические исследования показали, что 68% ребят обладают умением сосредоточиться и точно выполнить инструкцию учителя. Концентрация внимания сохраняется не длительное время, поэтому требуется частая смена деятельности. Предпочтительными являются групповые и парные занятия.
Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что приоритетными являются:
-мотив общения – 100%
-социальный мотив – 79%
-познавательный мотив – 75%
Сочетание этих мотивов позволяет формировать мотивацию учебной деятельности по углубленно изучаемым предметам, организовать работу учащихся в парах и группах.
Высокий уровень интереса к занятиям по химии проявляют 32% учащихся; средний уровень – 53%; низкий уровень -15%.
По ведущему каналу восприятия:
визуалы – 46%
аудиалы – 44%
кинестетики – 10%
Исходя из этих данных, на занятиях целесообразно использовать различные способы визуализации – средства мультимедиа, интерактивную доску, таблицы, дидактические материалы. Для учащихся с кинестетическим типом восприятия предлагаются индивидуальные задания по уровню сформированности познавательной деятельности.
Большинство учащихся класса обладают достаточным уровнем сформированности навыков саморегуляции. Их отличает самостоятельность мышления, способность к осознанному выбору действий.
Характеристика, составленная при помощи школьного психолога, подтверждается результатами успеваемости: 75% учащихся имеют оценки по химии 4 и 5.
3.Название урока: «Качественные реакции на анионы кислот».
4.Тема: «Неметаллические элементы и их важнейшие химические соединения» (28 часов) 10-й урок.
5.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
6.Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о качественном анализе веществ на примере анионов кислотных остатков.
Образовательные задачи: актуализировать, обобщить и углубить знания по качественным реакциям на анионы кислот.
Развивающие задачи: научить находить способы идентифицировать предложенные вещества.
Воспитательные задачи: вырабатывать умение объективно себя оценивать,
осознать, что наука и практика - это два неразделимых процесса при изучении химии.
7.Методы по степени самостоятельности мышления обучающихся: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
8.Формы организации работы учащихся: фронтальная беседа, экспериментальная работа.
9.Средства обучения: технические средства обучения (ММП, компьютер, интерактивная доска); реактивы и приборы для лабораторного опыта; таблица растворимости кислот, оснований, солей; дидактические материалы (задания на идентификацию предложенных веществ).
10.Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая.
11.Хронометраж урока:
1.Организационный этап – 2 мин.
2. Этап целеполагания – 1 мин.
3. Этап актуализации знаний – 10мин.
4. Этап постановки и решения проблемы – 15мин.
5. Этап рефлексии – 10мин.
6.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.
12. Содержание урока.
Приложения:
Приложение 1. В пробирках под номерами находятся: сульфат калия, хлорид калия, карбонат калия и нитрат калия. С помощью каких реактивов можно идентифицировать эти вещества. Составьте план определения. Укажите признаки реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Приложение 2.Тест: Выбери правильный ответ.
1.Качественный катион на сульфат - анион:
Na+ Ba2+ Ag+ Cu2+
2.Качественный реактив на нитрат – анион:
AgNO3 FeCl3 Cu, H2SO4(конц.) Na2CO3
3.Качественный реактив на соли угольной кислоты:
H2SO4 NaOH CuSO4 K2CO3
4.С помощью какого реактива можно отличить соль двух валентного железа от соли трех валентного железа:
NaOH KCNS HCl K2CO3
5.Как, с помощью одного реактива, отличить фосфат - анион от хлорид – аниона:
По выделению по выпадению осадка по выделению по изменению
Газа разного цвета запаха окраски раствора
6.Качественный реактив на анионы галогенидов:
BaCl2 K2CO3 KCNS AgNO3
7.Признак качественной реакции на сульфит-анион:
Выпадение осадка выделение газа изменение окраски выделение запаха
8.Цвет осадка, образующегося при проведении качественной реакции на сульфид-анион:
Черный белый желтый голубой
9.Качественнй катион на силикат – анион:
Ba2+ Cu2+ H+ Ag+
10.Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе:
Cl- Na+ SO42- K+
NO3- Ca2+ I- Al3+
Ag+ PO43- NO3- Na+
Fe3+ Cu2+ Cl- SO42-
Приложение 3.
Оценочный лист. Ф.И.класс____________________________________________
1.Выполнение домашнего задания:
За каждое правильно написанное уравнение 1 балл: ___________________
2.Работа с тестом:
За каждый правильный ответ 1 балл: ____________________
3.Лабораторная работа:
За каждый правильно проведенный эксперимент 1 балл: ____________________
4.Написание уравнений к лабораторной работе:
За каждое правильное уравнение 1 балл: ____________________
Критерий оценки:
Максимальный балл: 24
Ваш балл: _____
22 – 24 «5»
15 – 21 «4»
10 – 14 «3»
Ваша оценка: ______
Приложение 4. Задание для лабораторной работы:
В пяти пробирках под номерами находятся: соляная кислота, хлорид бария, гидроксид натрия, нитрат алюминия и карбонат натрия. Не прибегая к другим реактивам, определите, в каких пробирках находятся вещества. Составьте план определения. Полученные результаты эксперимента занесите в таблицу. Составьте уравнения полученных реакций.
| BaCl2 | NaOH | Al(NO3)3 | HCl | Na2CO3 |
BaCl2 | | | | | |
NaOH | | | | | |
Al(NO3)3 | | | | | |
HCl | | | | | |
Na2CO3 | | | | | |
Приложение 5. Заполненная таблица. Выводы:
| BaCl2 | NaOH | Al(NO3)3 | HCl | Na2CO3 |
BaCl2 | ----- | ----- | ----- | ----- | Осадок. Не растворяется в избытке щелочи |
NaOH | ----- | ----- | Осадок. Растворяется в избытке щелочи | ----- | ----- |
Al(NO3)3 | ----- | Осадок. Растворяется в избытке щелочи | ----- | ----- | Осадок. Не растворяется в избытке щелочи |
HCl | ----- | ----- | ----- | ----- | газ |
Na2CO3 | Осадок. Не растворяется в избытке щелочи. | ----- | Осадок. Не растворяется в избытке щелочи. | газ | ----- |
Вывод. Там, где выпал только 1 осадок, не растворяющийся в избытке щелочи, находится BaCl2
Там, где выпал только 1 осадок, растворяющийся в избытке щелочи, находится NaOH
Там, где выпал 1 осадок, растворяющийся в избытке щелочи и1 осадок, не растворяющийся в избытке щелочи,
находится Al(NO3)3
Там, где выделился только 1 газ, находится HCl
Там, где выпало 2 осадка, не растворяющихся в избытке щелочи и выделился 1 газ, находится Na2CO3
Приложение 6. Задание на интерактивной доске: сопоставить ионы и признаки реакций.
Анион Катион Признак реакции
1. Cl- 1. Ba2+ 1. выделение бурого газа
2. Br- 2. Ca2+, H+ 2. выпадение желтого осадка
3. I- 3. Pb2+, H+ 3. выпадение белого творожистого осадка
4. SO42- 4. Ag+ 4. выделение бесцветного газа
5. CO32- 5. H+ 5.выпадение белого осадка или выделение бесцветного газа
6. SO32- 6.H2SO4, Cu 6.выпадение черного осадка или выделение газа с характерным запахом
7. S2- 7. выпадение белого осадка с желтым оттенком
8. PO43- 8.выпадение белого осадка
9. NO3-
Приложение 7. Верное сопоставление.
Анион Катион Признак реакции
1. Cl- 4. Ag+ 3. выпадение белого творожистого осадка
2. Br- 4. Ag+ 7. выпадение белого осадка с желтым оттенком
3. I- 4. Ag+ 2. выпадение желтого осадка
4. SO42- 1. Ba2+ 8.выпадение белого осадка
5. CO32- 2. Ca2+, H+ 5.выпадение белого осадка или выделение бесцветного газа
6. SO32- 5. H+ 4. выделение бесцветного газа
7. S2- 3. Pb2+, H+ 6.выпадение черного осадка или выделение газа с характерным запахом
8. PO43- 4. Ag+ 2. выпадение желтого осадка
9. NO3- 6.H2SO4, Cu 1. выделение бурого газа
Приложение 8. Домашняя задача.
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
1.Организационный этап Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Готовность класса к работе |
2.Этап целеполагания. Сегодня на уроке мы обобщим знания по качественным реакциям, закрепим умения идентифицировать предложенные вещества, составим аналитическую таблицу. | Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. |
3.Этап актуализации знаний. 1.На предыдущих уроках мы знакомились с качественными реакциями на анионы кислотных остатков. Дома вы выполнили задание на идентификацию четырех веществ, предложенных в пробирках под номерами. (приложение 1) В пробирках под номерами находятся: сульфат калия, хлорид калия, карбонат калия и нитрат калия. С помощью каких реактивов можно идентифицировать эти вещества. Составьте план определения. Укажите признаки реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций. 2 .Работа с тестом. (приложение 2) Выбери правильный ответ. 1.Качественный катион на сульфат - анион: Na+ Ba2+ Ag+ Cu2+ 2.Качественный реактив на нитрат – анион: AgNO3 FeCl3 Cu, HNO3(конц.) Na2CO3 3.Качественный реактив на соли угольной кислоты: H2SO4 NaOH CuSO4 K2CO3 4.С помощью какого реактива можно отличить соль двух валентного железа от соли трех валентного железа: NaOH KCNS HCl K2CO3 5.Как, с помощью одного реактива, отличить фосфат - анион от хлорид – аниона: По выделению по выпадению по выделению по изменению газа осадка запаха окраски раствора разного цвета 6.Качественный реактив на анионы галогенидов: BaCl2 K2CO3 KCNS AgNO3 7.Признак качественной реакции на сульфит-анион: Выпадение осадка выделение газа изменение окраски выделение запаха 8.Цвет осадка, образующегося при проведении качественной реакции на сульфид-анион: Черный белый желтый голубой 9.Качественнй катион на силикат – анион: Ba2+ Cu2+ H+ Ag+ 10.Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе: Cl- Na+ SO42- K+ NO3- Ca2+ I- Al3+ Ag+ PO43- NO3- Na+ Fe3+ Cu2+ Cl- SO42- | Проверка выполнения домашнего задания. Этот материал известен школьникам из ранее изученных тем. | Комментируют выполненное домашнее задание. Учащиеся без затруднения выбирают правильные ответы и заносят баллы в оценочный лист (приложение3) |
4.Этап постановки и решения проблемы. Учащимся предлагается выполнить задание по идентификации веществ, не прибегая к другим реактивам, кроме тех, что находятся в предложенных пробирках. (приложение 4) В форме групповой работы происходит а).теоретическое обоснование возможности идентифицировать предложенные вещества, не прибегая к другим реактивам, а смешивая поочередно имеющиеся вещества и отмечая признаки протекающих реакций. б). Через лабораторную работу происходит практическое доказательство того, что вещества, реагируя друг с другом, дают определенный набор признаков реакций, с помощью которых можно установить состав исследуемых веществ. Работа сопровождается занесением видимых признаков реакций в таблицу и завершается написанием соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде. | Учителем создается проблемная ситуация. Для решения проблемной ситуации учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска решения, организует работу в группах. Учитель организует лабораторную работу. Учитель на интерактивной доске предлагает правильный вариант решения задачи, совместно с учащимися комментируют полученные результаты. | Для решения проблемной ситуации у учащихся имеются необходимые знания, но нет алгоритма выполнения таких заданий. Это побуждает школьников к самостоятельному рассуждению. Они применяют опыт использования знаний для решения проблемы. Учащиеся заполняют таблицу.(приложение5) Идентифицируют вещества. Записывают уравнения происходящих реакций. Учащиеся сравнивают свои результаты с теми, что видят на доске, поэтому не исключается и репродуктивная деятельность. Заносят баллы в оценочный лист. |
5.Этап рефлексии. --вопросы: 1).Какую учебную задачу мы поставили перед собой? 2).Как мы решили эту задачу? --Работают в роли будущего лаборанта в химической лаборатории, определяя какую этикетку нужно наклеить на склянку с бесцветной жидкостью, если она образует белый осадок с раствором хлорида бария и изменяет окраску метилового оранжевого на розовую. На интерактивной доске предложены катионы, анионы и признаки реакций. Необходимо их сопоставить и выбрать нужный признак. (приложение 6) | Учитель задает вопросы. Учитель организует работу «будущих лаборантов». Учитель предлагает работу на интерактивной доске: сопоставление качественных реактивов(приложение6) | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся без труда определяют предложенное вещество. Работают со схемой сопоставления ионов кислотных остатков и реактивов, с помощью которых можно определить данный ион, Делают самооценку работы на уроке, занося баллы в оценочный лист. |
6.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Сегодня на уроке мы познакомились с новым алгоритмом решения качественных задач. Дома вам необходимо закрепить это умение, составить схему идентификации предложенных веществ, составить уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. (приложение8) | Учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска решения поставленной задачи. | Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание, а задачу получают в электронном дневнике. |
Самоанализ и результаты урока.
Проведен урок обобщения и закрепления знаний по теме «Качественные реакции на анионы кислот».
9