СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Качественные реакции на анионы кислот"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен проект урока, который можно использовать при закреплении знаний учащихся о качественных реакциях в неорганической химии. Работа содержит различные задания для закрепления качественных реакций. Рекомендована эта разработка для классов с углубленным изучением химии.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Качественные реакции на анионы кислот"»

Проект урока «Качественные реакции на анионы кислот».

Урок проводится в 9 классе с профильным обучением химико-биологического направления. Большинство учащихся планируют продолжить обучение в 10 химико-биологическом классе с углубленным изучением химии.

1.Программа и учебник: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара « Химия 9 класс»; Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин «Задачник по химии 9 класс».

2.Психолого-педагогическая характеристика 9в класса.

В классе обучается 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. Психологические исследования показали, что 68% ребят обладают умением сосредоточиться и точно выполнить инструкцию учителя. Концентрация внимания сохраняется не длительное время, поэтому требуется частая смена деятельности. Предпочтительными являются групповые и парные занятия.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что приоритетными являются:

-мотив общения – 100%

-социальный мотив – 79%

-познавательный мотив – 75%

Сочетание этих мотивов позволяет формировать мотивацию учебной деятельности по углубленно изучаемым предметам, организовать работу учащихся в парах и группах.

Высокий уровень интереса к занятиям по химии проявляют 32% учащихся; средний уровень – 53%; низкий уровень -15%.

По ведущему каналу восприятия:

визуалы – 46%

аудиалы – 44%

кинестетики – 10%

Исходя из этих данных, на занятиях целесообразно использовать различные способы визуализации – средства мультимедиа, интерактивную доску, таблицы, дидактические материалы. Для учащихся с кинестетическим типом восприятия предлагаются индивидуальные задания по уровню сформированности познавательной деятельности.

Большинство учащихся класса обладают достаточным уровнем сформированности навыков саморегуляции. Их отличает самостоятельность мышления, способность к осознанному выбору действий.

Характеристика, составленная при помощи школьного психолога, подтверждается результатами успеваемости: 75% учащихся имеют оценки по химии 4 и 5.

3.Название урока: «Качественные реакции на анионы кислот».

4.Тема: «Неметаллические элементы и их важнейшие химические соединения» (28 часов) 10-й урок.

5.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

6.Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о качественном анализе веществ на примере анионов кислотных остатков.

Образовательные задачи: актуализировать, обобщить и углубить знания по качественным реакциям на анионы кислот.

Развивающие задачи: научить находить способы идентифицировать предложенные вещества.

Воспитательные задачи: вырабатывать умение объективно себя оценивать,

осознать, что наука и практика - это два неразделимых процесса при изучении химии.

7.Методы по степени самостоятельности мышления обучающихся: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

8.Формы организации работы учащихся: фронтальная беседа, экспериментальная работа.

9.Средства обучения: технические средства обучения (ММП, компьютер, интерактивная доска); реактивы и приборы для лабораторного опыта; таблица растворимости кислот, оснований, солей; дидактические материалы (задания на идентификацию предложенных веществ).

10.Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая.

11.Хронометраж урока:

1.Организационный этап – 2 мин.

2. Этап целеполагания – 1 мин.

3. Этап актуализации знаний – 10мин.

4. Этап постановки и решения проблемы – 15мин.

5. Этап рефлексии – 10мин.

6.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

12. Содержание урока.

Приложения:

Приложение 1. В пробирках под номерами находятся: сульфат калия, хлорид калия, карбонат калия и нитрат калия. С помощью каких реактивов можно идентифицировать эти вещества. Составьте план определения. Укажите признаки реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций.















Приложение 2.Тест: Выбери правильный ответ.

1.Качественный катион на сульфат - анион:

Na+ Ba2+ Ag+ Cu2+

2.Качественный реактив на нитрат – анион:

AgNO3 FeCl3 Cu, H2SO4(конц.) Na2CO3

3.Качественный реактив на соли угольной кислоты:

H2SO4 NaOH CuSO4 K2CO3

4.С помощью какого реактива можно отличить соль двух валентного железа от соли трех валентного железа:

NaOH KCNS HCl K2CO3

5.Как, с помощью одного реактива, отличить фосфат - анион от хлорид – аниона:

По выделению по выпадению осадка по выделению по изменению

Газа разного цвета запаха окраски раствора


6.Качественный реактив на анионы галогенидов:

BaCl2 K2CO3 KCNS AgNO3

7.Признак качественной реакции на сульфит-анион:

Выпадение осадка выделение газа изменение окраски выделение запаха

8.Цвет осадка, образующегося при проведении качественной реакции на сульфид-анион:

Черный белый желтый голубой

9.Качественнй катион на силикат – анион:

Ba2+ Cu2+ H+ Ag+

10.Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе:

Cl- Na+ SO42- K+

NO3- Ca2+ I- Al3+

Ag+ PO43- NO3- Na+

Fe3+ Cu2+ Cl- SO42-


Приложение 3.

Оценочный лист. Ф.И.класс____________________________________________

1.Выполнение домашнего задания:

За каждое правильно написанное уравнение 1 балл: ___________________

2.Работа с тестом:

За каждый правильный ответ 1 балл: ____________________

3.Лабораторная работа:

За каждый правильно проведенный эксперимент 1 балл: ____________________

4.Написание уравнений к лабораторной работе:

За каждое правильное уравнение 1 балл: ____________________


Критерий оценки:

Максимальный балл: 24

Ваш балл: _____

22 – 24 «5»

15 – 21 «4»

10 – 14 «3»

Ваша оценка: ______

Приложение 4. Задание для лабораторной работы:

В пяти пробирках под номерами находятся: соляная кислота, хлорид бария, гидроксид натрия, нитрат алюминия и карбонат натрия. Не прибегая к другим реактивам, определите, в каких пробирках находятся вещества. Составьте план определения. Полученные результаты эксперимента занесите в таблицу. Составьте уравнения полученных реакций.



BaCl2

NaOH

Al(NO3)3

HCl

Na2CO3

BaCl2






NaOH






Al(NO3)3






HCl






Na2CO3













Приложение 5. Заполненная таблица. Выводы:


BaCl2

NaOH

Al(NO3)3

HCl

Na2CO3

BaCl2

-----

-----

-----

-----

Осадок. Не растворяется в избытке щелочи

NaOH

-----

-----

Осадок.

Растворяется в избытке щелочи

-----

-----

Al(NO3)3

-----

Осадок.

Растворяется в избытке щелочи

-----

-----

Осадок. Не растворяется в избытке щелочи

HCl

-----

-----

-----

-----

газ

Na2CO3

Осадок. Не растворяется в избытке щелочи.

-----

Осадок. Не растворяется в избытке щелочи.

газ

-----


Вывод. Там, где выпал только 1 осадок, не растворяющийся в избытке щелочи, находится BaCl2

Там, где выпал только 1 осадок, растворяющийся в избытке щелочи, находится NaOH

Там, где выпал 1 осадок, растворяющийся в избытке щелочи и1 осадок, не растворяющийся в избытке щелочи,

находится Al(NO3)3

Там, где выделился только 1 газ, находится HCl

Там, где выпало 2 осадка, не растворяющихся в избытке щелочи и выделился 1 газ, находится Na2CO3


Приложение 6. Задание на интерактивной доске: сопоставить ионы и признаки реакций.

Анион Катион Признак реакции

1. Cl- 1. Ba2+ 1. выделение бурого газа

2. Br- 2. Ca2+, H+ 2. выпадение желтого осадка

3. I- 3. Pb2+, H+ 3. выпадение белого творожистого осадка

4. SO42- 4. Ag+ 4. выделение бесцветного газа

5. CO32- 5. H+ 5.выпадение белого осадка или выделение бесцветного газа

6. SO32- 6.H2SO4, Cu 6.выпадение черного осадка или выделение газа с характерным запахом

7. S2- 7. выпадение белого осадка с желтым оттенком

8. PO43- 8.выпадение белого осадка

9. NO3-








Приложение 7. Верное сопоставление.

Анион Катион Признак реакции

1. Cl- 4. Ag+ 3. выпадение белого творожистого осадка

2. Br- 4. Ag+ 7. выпадение белого осадка с желтым оттенком

3. I- 4. Ag+ 2. выпадение желтого осадка

4. SO42- 1. Ba2+ 8.выпадение белого осадка

5. CO32- 2. Ca2+, H+ 5.выпадение белого осадка или выделение бесцветного газа

6. SO32- 5. H+ 4. выделение бесцветного газа

7. S2- 3. Pb2+, H+ 6.выпадение черного осадка или выделение газа с характерным запахом

8. PO43- 4. Ag+ 2. выпадение желтого осадка

9. NO3- 6.H2SO4, Cu 1. выделение бурого газа








Приложение 8. Домашняя задача.




Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1.Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Готовность класса к работе

2.Этап целеполагания. Сегодня на уроке мы обобщим знания по качественным реакциям, закрепим умения идентифицировать предложенные вещества, составим аналитическую таблицу.

Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

3.Этап актуализации знаний. 1.На предыдущих уроках мы знакомились с качественными реакциями на анионы кислотных остатков. Дома вы выполнили задание на идентификацию четырех веществ, предложенных в пробирках под номерами. (приложение 1)

В пробирках под номерами находятся: сульфат калия, хлорид калия, карбонат калия и нитрат калия. С помощью каких реактивов можно идентифицировать эти вещества. Составьте план определения. Укажите признаки реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций.


2 .Работа с тестом. (приложение 2)

Выбери правильный ответ.

1.Качественный катион на сульфат - анион:

Na+ Ba2+ Ag+ Cu2+

2.Качественный реактив на нитрат – анион:

AgNO3 FeCl3 Cu, HNO3(конц.) Na2CO3

3.Качественный реактив на соли угольной кислоты:

H2SO4 NaOH CuSO4 K2CO3

4.С помощью какого реактива можно отличить соль двух валентного железа от соли трех валентного железа:

NaOH KCNS HCl K2CO3

5.Как, с помощью одного реактива, отличить фосфат - анион от хлорид – аниона:

По выделению по выпадению по выделению по изменению

газа осадка запаха окраски раствора

разного цвета


6.Качественный реактив на анионы галогенидов:

BaCl2 K2CO3 KCNS AgNO3

7.Признак качественной реакции на сульфит-анион:

Выпадение осадка выделение газа изменение окраски выделение запаха

8.Цвет осадка, образующегося при проведении качественной реакции на сульфид-анион:

Черный белый желтый голубой

9.Качественнй катион на силикат – анион:

Ba2+ Cu2+ H+ Ag+

10.Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе:

Cl- Na+ SO42- K+

NO3- Ca2+ I- Al3+

Ag+ PO43- NO3- Na+

Fe3+ Cu2+ Cl- SO42-



Проверка выполнения домашнего задания.








Этот материал известен школьникам из ранее изученных тем.

Комментируют выполненное домашнее задание.







Учащиеся без затруднения выбирают правильные ответы и заносят баллы в оценочный лист (приложение3)













4.Этап постановки и решения проблемы.

Учащимся предлагается выполнить задание по идентификации веществ, не прибегая к другим реактивам, кроме тех, что находятся в предложенных пробирках. (приложение 4)

В форме групповой работы происходит а).теоретическое обоснование возможности идентифицировать предложенные вещества, не прибегая к другим реактивам, а смешивая поочередно имеющиеся вещества и отмечая признаки протекающих реакций.






б). Через лабораторную работу происходит практическое доказательство того, что вещества, реагируя друг с другом, дают определенный набор признаков реакций, с помощью которых можно установить состав исследуемых веществ.


Работа сопровождается занесением видимых признаков реакций в таблицу и завершается написанием соответствующих уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.


Учителем создается проблемная ситуация.



Для решения проблемной ситуации учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска решения, организует работу в группах.


Учитель организует лабораторную работу.






Учитель на интерактивной доске предлагает правильный вариант решения задачи, совместно с учащимися комментируют полученные результаты.

Для решения проблемной ситуации у учащихся имеются необходимые знания, но нет алгоритма выполнения таких заданий. Это побуждает школьников к самостоятельному рассуждению. Они применяют опыт использования знаний для решения проблемы.

Учащиеся заполняют таблицу.(приложение5)

Идентифицируют вещества.

Записывают уравнения происходящих реакций.

Учащиеся сравнивают свои результаты с теми, что видят на доске, поэтому не исключается и репродуктивная деятельность.

Заносят баллы в оценочный лист.

5.Этап рефлексии.

--вопросы:

1).Какую учебную задачу мы поставили перед собой?

2).Как мы решили эту задачу?


--Работают в роли будущего лаборанта в химической лаборатории, определяя какую этикетку нужно наклеить на склянку с бесцветной жидкостью, если она образует белый осадок с раствором хлорида бария и изменяет окраску метилового оранжевого на розовую.


На интерактивной доске предложены катионы, анионы и признаки реакций. Необходимо их сопоставить и выбрать нужный признак. (приложение 6)





Учитель задает вопросы.




Учитель организует работу «будущих лаборантов».



Учитель предлагает работу на интерактивной доске: сопоставление качественных реактивов(приложение6)

Учащиеся отвечают на вопросы.




Учащиеся без труда определяют предложенное вещество.


Работают со схемой сопоставления ионов кислотных остатков и реактивов, с помощью которых можно определить данный ион,

Делают самооценку работы на уроке, занося баллы в оценочный лист.

6.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Сегодня на уроке мы познакомились с новым алгоритмом решения качественных задач. Дома вам необходимо закрепить это умение, составить схему идентификации предложенных веществ, составить уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. (приложение8)

Учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска решения поставленной задачи.

Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание, а задачу получают в электронном дневнике.










Самоанализ и результаты урока.

Проведен урок обобщения и закрепления знаний по теме «Качественные реакции на анионы кислот».


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!