СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока литературы по теме: «Стихи Н.М. Рубцова о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Обучающие:
    1. Добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых поэтом в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
    2. развивать умение учащихся работать с текстом;
    3. проверить осознание прочитанного;

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературы по теме: «Стихи Н.М. Рубцова о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Проект урока литературы в 7 классе по теме: «Стихи Н.М. Рубцова о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения «Звезда полей»,

«В горнице».

(Номинация «Тихая моя Родина…» Н.Рубцов)






Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»,

первая квалификационная категория, стаж 38 лет

Стихи Н.М. Рубцова о Родине, родной природе и о себе.

Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».

Эпиграфы: «И буду жить в своём народе…».

Н.Рубцов.

«Катит воды медленная Сухона.

Там, где пристань, - пожелтела мгла.

Исповедь поэта недослушана.

Родина его не сберегла».

В. Скорынкин


Цели:

  1. Обучающие:

    1. Добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых поэтом в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

    2. развивать умение учащихся работать с текстом;

    3. проверить осознание прочитанного;

    4. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    5. включить ребят в творческий процесс постижения поэзии Рубцова;

    6. ввести термины: заледенеть, полынья, горница

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. Раскрыть творческие способности обучающихся;

    2. развивать логическое мышление;

    3. развивать речевую деятельность, самостоятельные связные высказывания в устной форме;

    4. следить за произношением учащихся;

    5. развивать навык чтения с губ;

    6. развивать самостоятельность, чувства, эмоции.

  3. Воспитывающие:

3.1. прививать обучающимся чувство любви к большой и малой Родине, чувство гордости за то, что они живут на нашей святой земле, родившей столько удивительных талантов;

3.2. помочь понять, что такое душа и почувствовать душу Н.Рубцова через его поэтические творения.

3.3. развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Методические приёмы: сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словесное рисование.

Опережающее задание:

1) прочитать стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей», «В горнице»;

2) подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;

3) выбрать из класса группу «художников» для выполнения рисунков к стихотворениям;

4) группе «литературоведов» подготовить сообщения о судьбе поэта, повторить литературоведческую терминологию: элегия, метафора, олицетворение, антитеза.

Оборудование: фотографии Н. Рубцова, сборники стихов поэта, иллюстрации картин русских художников, посвящённые пейзажным зарисовкам; карточки – информаторы, презентация к уроку, словари С.Ожегова, рисунки учащихся, аудиозапись с песнями «Звезда полей» в исполнении А.Градского, «В горнице» А.Морозова на стихи поэта.

Технологические особенности:

  • Проблемный и деятельностный подход;

  • Творческие методы;

  • Работа вокруг нравственно - этических понятий, объединённых темой «Стихи о Родине, родной природе».

Формы организации:

  • групповая

  • фронтальная

  • индивидуальная

Тип урока:

Свободный разговор с элементами анализа по заявленной теме

Система контроля на уроке:

  • взаимоконтроль

  • контроль учителя

  • самоконтроль

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.
1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения Николая Астафьева «Светоносец» (звучит песня А.Морозова на стихи Н.Рубцова «В горнице»):

Не сможем перечесть по пальцам

России подлинных творцов-

ее воителей, страдальцев,

ее тишайших мудрецов! -

А сколько их еще родится-

Руси пронзительных певцов! -

Но кто к ней снова обратится,

так по - сыновьи, как Рубцов?


« Россия, Русь!..» Два этих слова

он так пророчески связал,

словно предчувствовал Голгофу,

и с умилением сказал:

«Храни себя…» Ее спасая,

он сам себя не уберег,

но светит нам, не угасая,

его бессмертный огонек!


II. Основная часть

1. Мотивация и целеполагание.

Писатели и поэты всегда писали о русской природе и Родине. Очень часто в их произведениях пейзажные зарисовки сочетаются с размышлениями о судьбах Родины, поэта, с высокими гражданскими мотивами: любовью к родному краю и болью за то, что совершается на Родине.

Как вы уже поняли из стихотворения, мы сегодня на уроке будем говорить о Н.Рубцове. Превыше всего он ценил в человеке его привязанность к родине, к земле, на которой трудится, к природе, окружающей человека, наделяющей его своими дарами. Видит поэт ширь родного северного края, бездонность неба, глубину вод. И хочется, чтобы мы сегодня прикоснулись к его сердцу и нежной чистой душе через его стихи.

2.Сообщения группы «литературоведов» о непростой судьбе поэта.

Задание обучающимся:

  • Заполните таблицу, слушая выступления одноклассников из группы «литературоведов».

3 января 1936 года

родился Н.Рубцов в селе Емецк Архангельской области


переехал с семьей в Вологду


отец ушел на фронт


умерла мать


Николая отправили в Никольский детский дом


Учеба в Тотемском лесотехническом техникуме


Работал кочегаром в архангельском траловом флоте


Служба в Североморске


Учеба в Литературном институте в Москве.

Выходят первые сборники стихов.

19 января 1971 года

(в Крещение)

Трагически погиб в Вологде.


1-й ученик (3 слайд) Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска. Детство будущего поэта пришлось на военные годы. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где его и застала война. Она разрушила всё.

2-й ученик (4 слайд) В 1942 году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать, главная опора своих детей (их было шестеро – три девочки и три мальчика). Тётка забирает старших детей – Галину и Альберта – к себе, а младших – Бориса и Николая – ожидает детдом. Жили тогда в детдоме очень трудно. В спальне зачастую было холодно. Не хватало постельного белья. Спали на койках по двое. При детдоме было своё подсобное хозяйство, работали все, в том числе и дети младших классов.

3-й ученик (5 слайд) О дальнейшей своей судьбе поэт рассказал в стихотворении «Детство»:

Вот говорят, что скуден был паёк,

Что были ночи с холодом, с тоскою,-

Я лучше помню ивы над рекою

И запоздалый в поле огонёк.

До слёз любимые места!

И там, в глуши, под крышею детдома

Для нас звучало, как – то незнакомо,

Нас оскорбляло слово «сирота».

4 –й ученик (6 слайд) Село Никольское среди диких лесов и болот стало малой родиной. Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во многих стихах поэта нарисован образ этого глухого уголка Северной Руси. Поэт писал: «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу».

5- й ученик (7 слайд) В 1946 году Н.Рубцов закончил с похвальной грамотой 3 класс и начал писать стихи. Он в это время был хрупким мальчиком «с бездонными глазами и очень располагающей к себе улыбкой». В 1950 году Н.Рубцов, получив свидетельство об окончании семи классов, отправился в город Тотьму, в лесотехнический техникум.

6 –й ученик (8 слайд) Мечтал о море, 16 – летним попал кочегаром на рыболовецкое судно, потом четыре года служил на флоте, на эсминце, где начал печататься во флотских газетах. В 1959 году демобилизовался из армии.

7 – й ученик (9 слайд) Первые стихи Рубцова были напечатаны в самодеятельных сборниках молодых поэтов, издаваемых в Ленинграде в литературном объединении «Нарвская застава».

8 – й ученик (10 слайд) В 1962 году Н.Рубцов поступает в Ленинградский институт, когда ему исполнилось 26 лет.

9 – й ученик (11 слайд) С 1967 по 1970 год были изданы сборники стихов «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», а сборник «Зелёные цветы» вышел в свет уже после гибели поэта.

10 – й ученик (12 слайд) Жизнь поэта была неустроенной. В целом ряде стихотворений звучит предчувствие близкой смерти:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат морозы…

В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года, Николай Рубцов был убит. Ему исполнилось только 35 лет.

11 – й ученик (13 ученик) Именем Н.Рубцова названа улица в Вологде. В родном его городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». И звучит она как обращение к людям любить и беречь свою Родину.

3. Чтение и анализ стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей».

- Трудно представить Рубцова без стихов о родной природе, о деревне, о её жителях, о лесных избушках. О берёзах. И за всем этим он видел Россию с её просторами, зелёными лугами, медленными водами, прохладными вечерами, с её доброй душой. Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Н.Рубцова «Звезда полей».

1). Выразительное чтение наизусть стихотворения, заранее подготовленным учеником.

  • Понравилось ли вам это стихотворение?

 2). Исследовательская работа. Работа в группах.

  • Объясните значение слов и выражений, которые встретились в стихотворении:

«полынья», «мгла заледенелая», «в минуты потрясений» (учащиеся работают со словарями С.Ожегова; лексические значения слов фиксируются в тетрадях, на доске появляются следующие записи:

& Словарная работа

Полынья незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.

Заледенеть закоченеть, застынуть.

Мгла заледенелаямгла закоченевшая, заледеневшая от холода.

Потрясение 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) душевное переживание.

В минуты потрясенийв минуты душевных переживаний, волнений.

Угасать — то же, что и гаснуть.



3). Ответьте на вопросы:

Основные вопросы для анализа стихотворения.

  • О чём оно? Какова его основная
    тема? (В стихотворении говорится о любви к природе, к родному краю. В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю. Это тема Родины, тема родной природы.)

Поэт говорит:

«И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…».

  • Что в приведенных строках символизирует звезда?

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…


Звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. 


  • Какую картину рисует Н.Рубцов в этом стихотворении? (Словесное рисование, при ответе на этот вопрос учащиеся используют рисунки, выполненные дома).

Предполагаемые ответы:

В первой строфе мы видим картину: зима, морозная ночь, полночь; страна спит; звезда смотрит в полынью.

  • Когда горит звезда?


Обратите внимание на эти строки:


Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда, в любое время года: и «под золотом осенним», и «над зимним серебром».

  • Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

  • Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

  • Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта, городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом  света, доброты, душевного спокойствия, а это всё связано с понятием «Родина».)

Вывод:

В третьей строфе мы видим не одно поле и речку с полыньёй, а всю страну и даже планету.

  • Где же звезда «восходит ярче и полней»?

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…


(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.) 



В четвёртой строфе описаны города, поднявшиеся вдали, и русское поле.

  • Что в приведенных строках символизирует звезда?

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…


Звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. 

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?

(В стихотворении звучит и взволнованная радость, и восхищённая нежность, и тихая грусть. Тишина, покой заставляют испытать лирического героя чувство нежности к своей родной земле. «Звезда полей», звезда его родины была рядом с ним в «минуты потрясений». И не только с ним. Она горит «для всех тревожных жителей земли». Лирический герой счастлив от того, что на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»).

  • Как называется стихотворение, проникнутое грустью?

(Работа со словарями литературоведческих терминов:

Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).

Творческая мастерская

Анализ средств выразительности.

 Какие художественные приёмы помогают автору передать взволнованность и любовь к родной земле?

(Учащиеся работают в группах по карточкам – информаторам).

Задание 1-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «эпитет». Выпишите из стихотворения эпитеты.

Задание 2-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «метафора». Выпишите из стихотворения метафоры.

Задание 3-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «олицетворение». Выпишите из стихотворения олицетворения.

Задание 1-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «антитеза». Выпишите из стихотворения антитезы.

На доске и в тетрадях заполняется таблица.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;  своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

 повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

 Сделайте вывод.

  • С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё различные средства художественной выразительности.)

  • Какое значение имеет название стихотворения?

(Образ звезды окрашивается тёплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон Родины. Звезда далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, /Для всех тревожных жителей земли». Рубцов сосредотачивает своё внимание на звезде, как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру).



4.Чтение и анализ стихотворения «В горнице».

1).Слово учителя.

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.

Послушайте песню на стихи поэта и скажите, какое настроение у этого стихотворения.

2). Прослушивание песни «В горнице» на слова Н.Рубцова в аудиозаписи.

3).Основные вопросы для анализа стихотворения.

  • Как построено это стихотворение?

(Звёздное мерцание и тишина ночи противопоставлены «хлопотливому дню», воспоминание об умершей матери сквозь призму детского мироощущения).

  • От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Докажите строками из текста.

(Повествование ведётся от лица поэта - это автобиографический образ: «В горнице моей светло! Дремлет на стене моей…/ Завтра у меня по ней…/ Буду поливать цветы! Буду до ночной звезды лодку мастерить себе»).

  • На что указывает название стихотворения «В горнице»?

(Место, где находится лирический герой).

  • Определите по Толковому словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «горница».

Горница – чистая половица крестьянской избы или лучшая комната в крестьянском доме.

(Значение слова записывается на доске и в тетрадях).

  • А по словарю В.И. Даля слово «горница» связано с таким понятием как «покой». Таким образом, название стихотворения можно понимать более широко, как описание душевного состояния лирического героя – полного покоя, умиротворённости. Слова поэта «в горнице моей светло» можно понимать так: в душе моей полный покой, удовлетворённость жизнью..

  • Найдите и запишите изобразительные средства языка, которые помогают автору передать любовь к родному дому, матери, состояние покоя (самостоятельная работа).

5. Итог урока. Рефлексия.

  • Я думаю, вы убедились в том, что лирика Н.М. Рубцова истинно народная, насыщена светом, заставляет сопереживать, восхищаться, любить.

  • Как вы думаете, прав ли поэт, сказавший о себе: «И буду жить в своём народе!»?

Предполагаемые ответы:

  • Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить свободные, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его души, его поэзии будет светить нам в пути.

  • Стихи Н. Рубцова живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом, его звезда не погасла. Пусть в ваших сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Николая Рубцова.

Использованная литература:
1. Блок А. Избранное. Стихотворения и поэмы Краснодарское книжное издательство, 1998.
2. Егорова Н.В. В помощь школьному учителю. М., «Вако», 2005
3. Есенин С. Стихотворения. Краснодарское книжное издательство,1980
5. Литература. 6 класс. Учебник под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2009.
б. Рубцов Н. Стихотворения 1953—1971. Петрозаводск, 1994.
7. Паскевич Н.Я. Уроки Мастеров слова. Учебное пособие по литературе. Краснодар.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!