СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: "Политическая элита и политическое лидерство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка в ключает работу не только с презентацией, но и с видеоматериалами и с онлайн-тестом на закрепление темы в конце урока.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: "Политическая элита и политическое лидерство"»

Методическая разработка урока по обществознанию

  1. Тема: Политическая элита и политическое лидерство

Класс: 11

  1. Цели и задачи урока:

  • Познавательная – изучить признаки политической элиты, выявить способы ее рекрутирования, выяснить особенности политической элиты России, рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства

  • Развивающая – развивать навыки работы с документом, навыки групповой самоорганизации, умение выделять главное в изучаемом объекте

  • Обучающая – воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни, политическую активность

  1. Модель урока: Комбинированная

  2. Тип урока: Занятие по сообщению нового учебного материала

Форма урока: Эвристическая беседа, практическая работа

  1. Используемая литература:

  • Учебник по обществознанию для 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, издательство «Просвещение»;

  • Ольшанский Д. В. Основы политической психологии;

  • Отрывок статьи М.Г. Херманн «Составные части лидерства»;

  1. Основные понятия: элита, политическая элита, политическое лидерство;

  2. Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин

Организационный

«Здравствуйте, ребята. Давайте разберемся с тем, кто у нас сегодня отсутствует, и начнем урок»

Приветствуют учителя, называю фамилии отсутствующих на уроке.

2

Изучение нового материала

1) Учитель мотивирует учеников на изучение нового материала: «Мы с вами живем в демократическом государстве, что предполагает участие граждан в выборах. Нормальное демократическое государство не может развиваться без сознательных граждан, которые принимают решения, исходя из оценки личного опыта погружения в политику (если речь идет о выборах). И для того, чтобы наш выбор был осознанным в дальнейшем, сегодня мы затронем тему политического лидерства и политических элит, это поможет нам лучше ориентироваться в проблеме».

2) «Итак, первый сегодняшнего урока – «Политическая элита». Что же такое элита? Запишите определение понятия «политическая элита». И сразу же отметьте в тетрадях ее основные черты, которые представлены на слайде.

Какие элиты, кроме политической мы с вами знаем? В чем, на ваш взгляд, отличие политической элиты от других элит?»

3) «Существует множество теорий элит, однако из этого кластера можно выделить три основные Остановимся на них поподробнее»

5) «Итак, по-вашему, почему общество не может обойтись без элиты?»

4) «Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы попасть в элиту? Хорошо.

По-вашему, какие основные критерии отбора в элиту существуют сегодня в России? Давайте запишем характерные черты политической элиты в целом и остановимся на особенностях элиты России.

4) «Теперь перейдем к изучению более широкой темы – «Политической лидерство». Итак, что же такое лидерство. Запишите определение»

5) «Как вы думаете, обязательно ли формальный лидер становится авторитетом, и, наоборот, всегда ли авторитет становится формальным лидером? Эти понятия вообще совместимы? Обоснуйте»

6) «На слайде вы видите функции политического лидерства. Запишите их»

7) «Теперь рассмотрим типологии лидерства. Будем пользоваться теми теориями, которые помогут вам на экзаменах». Учитель при помощи слайдов и конкретных примеров политических деятелей наглядно объясняет сущность типологий.

При объяснении типологии харизматического лидерства, учитель включает видеонарезку с выступлениями лидеров-харизматиков.

Ученики записывают в тетрадь то, что говорит учитель, а также принимают участие в обсуждении поднимаемых учителем вопросов.

30

Закрепление изученного материала

Учитель просит учеников охарактеризовать политических лидеров, согласно изученному материалу и приобретенному жизненному опыту при помощи интерактивной игры.


5-7

Домашнее задание

Учитель пишет на доске задание

Ученики записывают задание в дневник

1-2



  1. Краткое изложение содержательного материала

  • Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти;

  • Виды элит: политическая, экономическая, информационная, военная;

  • Основные теории элит:

  • Гаэтано Моска (Господство меньшинства необратимо, т.к. это меньшинство более организованно; Самый важный критерий для отбора в элиту – способность управлять, знания о национальном характере; Три основных способа отбора в элиту: наследование, выборы или кооптация; Две тенденции элит: одни хотят удержать власть, другие – захватить её)

  • Вильфредо Парето (Никакой демократии не существует: всегда есть правящее меньшинство, которое обманывает массы; Круговорот элит (история – «кладбище аристократии»); Основной критерий отбора в элиту – психологический, выражающийся в стремлении к превосходству; Элита разделяется на правящую и неправящую

  • Роберт Михельс (Массы некомпетентны, они не могут сами управлять делами общества, поэтому им нужны те, кто будут ими командовать)

  • Характерные черты политической элиты:

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

  • Высокий социальный статус

  • Значительный объем государственной и информационной власти

  • Непосредственное участие в осуществлении власти

  • Организаторские способности и талант

  • Политическое лидерство – это долговременное влияние на большие группы людей.

  • Лидерство:

  • Формальное

  • Неформальное (чаще всего на основе авторитета)

  • Функции политического лидерства:

  • Интеграция общества, объединение масс.

  • Нахождение и принятие политических решений.

  • Социальный арбитраж, защита масс от беззакония и произвола.

  • Коммуникация власти и масс.

  • Мобилизация масс на реализацию политических целей.

  • Легитимация власти, политического строя.

  • Типологии политического лидерства:

  • Макс Вебер (Харизматическое; рационально-легальное; традиционное)

  • Маргарет Херманн (дудочник в пестром костюме; торговец; марионетка; пожарник)

  1. Результаты урока

Результат урока будет подведен учителем по итогам ответа учеников на заключительные вопросы, который может свидетельствовать об усвоении/не усвоении предложенного учителем материала.

Оценки выставляются по результатам работы на уроке.

  1. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Мои лидерские качества как возможность стать членом политической элиты или политическим лидером». Ученик должен оценить свои качества, и, основываясь, на критериях отбора в элиту, оценить свои шансы.

Сделать развернутую характеристику любого выбранного политического лидера.

  1. Самоанализ.

Первая часть урока, связанная с сугубо теоретическими моментами, не смогла увлечь учеников. В этом я вижу в ом числе свой недостаток – нужно было менять подачу материала. Однако, когда дело дошло до обсуждения российской элиты и типологий лидерства, учащиеся заинтересовались и работа оживилась, чему помогли приводимые мной примеры и истории из жизни политиков.




Скачать

© 2017, 1570 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!