Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: - умение высказывать свое отношение к событиям и героям, - умения выражать эмоции - осмысление взаимосвязи деятельности человека с общим благополучием |
Метапредметные | Регулятивные: -умение прогнозировать деятельность; -умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Познавательные: - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить ответы на вопросы в тексте; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы. | Коммуникативные: -умение строить монологическое высказывание; -слушать и понимать собеседника; -умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; - умение работать в паре, группе. |
Предметные: понимать особенности были и сказочного текста, соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. |
Цель урока (с ориентацией на ученика): | - познакомить учащихся с произведением с. Михалкова «Новогодняя быль»; - отработать навыки беглого осознанного чтения; - развивать внимание, память, речь; - совершенствовать умения работать с иллюстрациями. |
Задачи: | формировать умение сопереживать, понимать другого, себя; развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность; использовать приёмы технологии развития критического мышления. |
Проблема: | воспитание бережного отношения к природе. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
1 этап: Организационный момент Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие | Приветствуют учителя. | Организационный момент | Эмоциональный настрой | Фронтальная работа |
2 этап: Мотивация познавательной деятельности Цель: Вызвать устойчивый интерес к данной теме и побудить к активной работе на уроке | Организует работу групп обучающихся | Составление кластера | - Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (о зиме) - Ребята. Сегодня утром по дороге в школу я увидела на снегу под елкой странные слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил. - Помогите мне. Вы любите зиму? А за что? (снежная, катание на лыжах, санках, лепят снеговиков, Новый Год, Дед Мороз, подарки, каникулы, веселье, снежинки, и.д.). - Давайте разделимся на группы и заполним кластер. - К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить , прочитав эти слова? ( О Новом годе) - А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” - А без чего не обходится новогодний праздник? (без ёлки) | Диалог Кластер | Фронтальная работа Групповая работа |
3 этап: Речевая разминка Цель: развитие артикуляционного аппарата обучающихся | Демонстрация дыхательных упражнений | Повторяют за учителем | Работа над развитием речевого аппарата: - Начнём с разминки. (Хором) Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. а. Дыхательная гимнастика. а) « Надуть шарик» – вдох через нос, медленный выдох через рот. б) «Дышит носик» - указательным пальцем нажимаем на левую половинку носа, а через другую - делаем вдох, выдох; потом на правую половинку. б. Артикуляционные упражнения. Чистоговорка. (Презентация) Ма-ма-ма – наконец пришла зима. Су-су-су – стало холодно в лесу. Са-са-са – под кустом сидит лиса. Ву-ву-ву – в лесу видели сову. Ри-ри-ри – а на ветках снегири. Ой-ой-ой – зайке голодно зимой. | Речевая разминка | Фронтальная работа |
4 этап: Сообщение темы и цели урока Цель: познакомить учащихся с темой урока | Знакомит учащихся с темой урока | Отвечают на вопросы | Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской (литературной) сказкой С. Михалкова “Новогодняя быль”. Будем учиться правильно и выразительно читать, задавать вопросы, находить ответы в тексте. | Словесный | Фронтальная работа |
5 этап: Организация познавательной деятельности Цель: познакомить обучающихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль» | Предлагает прослушать в записи текст произведения. | Слушают диктора | C/D Литературное чтение. 2 класс. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой | | Коллективная работа |
6 этап: Осмысление полученной информации Цель: научить понимать особенности прочитанного текста | Предлагает вопросы | Отвечают на вопросы | - Как вы думаете, почему автор назвал сказку былью? - А почему новогодней? - А можно ли назвать произведение сказкой? Докажите. | Прием «Толстые и тонкие вопросы» | Индивидуальная беседа |
7 этап: Первичное чтение текста обучающимися Цель: | Предлагает выразительно прочитать текст и подчеркнуть непонятные слова | Читают текст, Подчеркивают слова в тексте | Чтение теста и пометки карандашом. | Прием «Чтение с пометками» | Частично-поисковая работа |
8 этап: Словарная работа Цель: объяснить обучающимся значение непонятных слов | Оказывает помощь, руководство ситуацией | Выполняют поисковую деятельность | Помогите мне разобраться с некоторыми непонятными словами: Лесничий, копошиться, макушка и т.д. Где можно уточнить лексическое значение слова? Найдите в словаре значение непонятных вам слов. | Работа с информационными источниками, словарная работа | Работа в парах |
9 этап: Физминутка | | | Видеоролик | | |
10 этап: Вторичное чтение текста и анализ произведения Цель: совершенствовать умения и навыки чтения | Организует чтение цепочкой | Выразительно читают текст | Чтение текста произведения цепочкой | Работа с источником информации | Индивидуальная работа |
11 этап: Анализ произведения Цель: понять авторский смысл произведения | Направляет деятельность учащихся, оказывает помощь | По очереди задают вопросы, отвечают на вопросы | Задайте своим одноклассникам простые вопросы, используя ромашку вопросов: - Кто изображен на рисунке? - Какой вы себе представляете Сороку по характеру? - Что она делает? - Какой Елочку изобразил художник? - Хочется ли вам немного успокоить Елочку? | Прием «Ромашка Блума» Наглядный метод с использованием иллюстрации в учебнике. | Индивидуальная работа, коллективная работа |
12 этап: Подведение итогов Цель: предложить решение экологической проблемы проблемы вырубки елок к Новому Году | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | Какую мысль хотел донести до нас С.В. Михалков? - С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Подумайте и предложите, как можно еще отпраздновать Новый год не навредив Елочке (нарядить комнатное растение или искусственную ёлку) | Словесный | Фронтальная работа |
13 этап: Рефлексия Цель: выражение собственного отношения к изученному произведению | Предлагает высказать свое мнение по уроку | Украшают елку игрушками | - А мы с вами смастерили ёлочку сами. Давайте её украсим. Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик. Если на уроке не всё получалось – шарик. А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – сосульку | Прием «Дерево критики» Наглядный | Индивидуальная работа |
14 этап: Домашнее задание Цель: закрепить полученные знания и навыки чтения | Предлагает записать домашнее задание | Записывают домашнее задание | Дома внимательно прочитайте «Новогоднюю быль» и перескажите ее своими словами. Наш сегодняшний урок подходит к концу, и я хочу обратить ваше внимание на нашу маленькую ёлочку. Какая она стала нарядная от наших знаний. Я надеюсь, что к Новому году она станет ещё красивее! | | |