Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать). Организует работу мини-групп (парами). | Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе. По названию параграфа дети должны предположить, о каких видах деятельности первобытных людей будет идти речь. Учащиеся заполняют кластер и определяют место понятий «охота» и «собирательство» в кластере: Присваивающее Охота Собирательство | Познавательные. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемной задачи, которую надо решить. | Обсуждение в классе предложенных вопросов. Как? Почему? Что изменилось? | Познавательные. Анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного. Личностные. Умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3. Выявление места и причины. | Учитель спрашивает: - На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству? | Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов. | Познавательные. Анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы. Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного. Личностные. Самоопределение себя как представителя человечества как вида. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Организует презентацию подготовленных группами заданий. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск. Задания для мини-групп (пары): 1.Работа с картой – изучить карту, придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами, придумать значки и прикрепить к карте. 2.Найти в учебнике, дополнительной литературе, ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев. Выделить понятия для «Словаря в картинках». Составить кластер – «Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями». 3.Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие», которая бы объяснила зависимость нужд человека и приручения животных. Определит понятия для «Словаря в картинках». Составить схему соответствия и объяснить взаимосвязи. | Мини-группы проектируют и представляют свой материал. *Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему? *Какие территории были пригодны для разведения скота и почему?
Земледелие Обработка Ячмень земли Пшеница Мотыга Серп Оседлость Зернотёрка Жилище Шерсть Корова Мясо Овца Молоко Коза Кожа Собака
Находят в источнике информацию о возникновении ремесел. Определяют понятия для «Словаря в картинках». Составляют текст, в который надо вставить слова-понятия. (Текст с пропусками из 5 предложений.) Предлагают классу вставить слова в текст (ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти). | Познавательные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; показывать на карте места развития земледелия; рассказывать о причинах развития земледелия и скотоводства; свободная ориентация и восприятие текстов изобразительного материала; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видеоматериала; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста. Коммуникативные. Умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Личностные. Жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценностях коллективизма. |
5. Первичное закрепление | Предлагает заполнить схему управления племенем.
Дает задание всему классу: Определить, к каким последствиям привело возникновение земледелия (поставить + и -). | В источнике находят понятия, которые характеризуют управление людьми и вставляют их в схему, объяснив взаимосвязи. Задание классу: Определить, как называется хозяйство, к которому относится земледелие и охота. Учащиеся определяют место новых занятий в кластере. Отвечают на вопрос: чем отличается присваивающее хозяйство от производящего? Пользуясь разными источниками, отвечают: 1.Начало кочевого образа жизни. 2.Переход к оседлому образу жизни. 3.Занятия собирательством. 4.Выращивание злаковых растений. 5.Переход к производящему хозяйству. 6.Накопление запасов жизни. 7.Изменение образа жизни людей. 8.Сохранение прежнего образа жизни. | Познавательные. Моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в графическую модель; умение структурировать знания. Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Личностные. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность. Тестирование: 1.Земледелие возникло из: А) охоты Б) собирательства В) рыболовства Г) ремесла. 2. Найдите лишнее: В земледельческих работах применяли: А) мотыгу Б) серп В) каменный топор Г) гончарный круг. 3. Земледелие возникло: А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке В) около 10 т.л.н. в Западной Азии Г) около 7 т.л.н. в Двуречье 4. Скотоводство возникло из: А) охоты Б) собирательства В) рыболовства Г) ремесла 5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а): А) тигр Б) лошадь В) корова Г) собака 6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия: Собирательство и земледелие, охота и скотоводство А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство 7.Что такое ремесло? А) обработка земли Б) разведение скота В) изготовление изделий Г) продажа товаров 8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей 9.Гончарство – это: | Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах. | Познавательные. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
7. Рефлексия. | Организует осмысление и корректирует приобретенные знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание. | Познавательная рефлексия: V – знакомая информация; + новая информация; --Я думал (думала) иначе; ? меня это заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Психологическая рефлексия: Выбери смайлик. Д.з.: обязательное: проект «Словарь в картинках». Читать параграф 4. Творческое задание по выбору: нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу» или «Первобытный обряд захоронения», либо, используя ключевые понятия, составь рассказ на эти темы. | Познавательные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные. Умение слушать. Регулятивные. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные. Формирование навыков самооценки.
|