СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Веселые открытия за 18 дней" для пришкольного лагеря

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новенький проект, посвященный Году науки в Беларуси, для реализации на площадке пришкольного лагеря. Предлагается вниманию замов по воспитательной работе, педагогов-организаторов, учителей начального звена

Просмотр содержимого документа
«Проект "Веселые открытия за 18 дней" для пришкольного лагеря»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

НОВОПОЛОЦКОГО ГОРИСПОЛКОМА


Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г. Новополоцка»



ПРОЕКТ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

«Веселые открытия за 18 дней»



\





























2017 год


Печатается по решению

методического совета

ГУО «Средняя школа №3

г. Новополоцка»

25.05.2017, Приказ № 253-од




Тематический проект «Веселые открытия за 18 дней» смены оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО», сборник методических материалов/сост. Ворона О.Л., Белоусова Л.Д., Поцелуенок Л.С. ГУО «Средняя школа №3 г. Новополоцка», 2017 – С. 53


Материалы будут полезны заместителям директоров учреждений образования по воспитательной работе, психологам, педагогам-организаторам, воспитателям в планировании детского отдыха в лагере дневного пребывания в условиях учреждения образования, направленного на организацию разнообразного досуга и развитие творческих способностей учащихся.

Особенностью проекта является то, что он посвящен научным открытиям и экспериментам.


Подготовили:

Ворона Ольга Леонидовна,

Начальник лагеря

Белоусова Лариса Дмитриевна,

Зам. начальника лагеря

Поцелуенок Любовь Семеновна,

Воспитатель


Адрес учреждения образования:

211440 г. Новополоцк

ул. Блохина, 41

тел. 8 (0214) 520766



Содержание


Обоснование проекта

4

Информационно-методическое обеспечение проекта

7

Эмблема, девиз, гимн лагеря

7

Информационная карта проекта

8

Механизм реализации проекта

14

План работы оздоровительного лагеря

14

Нормативно-правовая база

20

Ресурсное обеспечение проекта

21

Организационный этап проекта

22

Блок 1«Лагерь открываем для себя»

22

Ключевое дело организационного этапа, практический материал –открытие лагерной смены «Лагерь открываем для себя»

22

Основной этап проекта «Веселые открытия»

27

Блок 2 «В мире географических открытий»

27

Диагностика основного этапа

27

Практический материал. Концепция мастер-класса «В поисках радуги»

31

Блок 3 «Научные открытия и эксперименты»

32

Практический материал. Сценарий научного шоу «В лаборатории профессора Открывашкина»

32

План научно-воздушного квеста «Летая между облаками», план научно-космического квеста «Путешествуя по галактике»

41

«Академия веселых наук» – познавательная викторина

41

Блок 4 «Творческие открытия»

43

Практический материал. Сценарий фестиваля рекламы

43

Заключительный этап проекта

45

Блок 5 «Расстаемся, чтобы встретиться вновь»

45

Диагностика заключительного этапа

45

Литература

47

Приложение

48

Приложение 1.

Ролевые поручения в проекте

Совместные мероприятия, тематические акции

48

48

49

Расписание объединений по интересам

50

Режим дня

51

Приложение 2.

Презентация «Картотека опытов и экспериментов»

52

Обоснование проекта




Лагерь – это большая,

умная Игра,

которая помогает детям

радоваться жизни,

праздновать жизнь

практически ежечасно


Лето – это дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем.

Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Лагерный «пятачок» - территория активной жизни. Каждый день, каждый час жизни в лагере удивителен и неповторим.

Тема научно-исследовательского образования школьников актуальна и привлекательна, трудна и необходима.

Лето – время открытий. Если вы не можете удовлетворить любопытство ребенка тысячью ответов на сто вопросов "почему?", значит, пора провести несколько веселых и увлекательных эксперементов и опытов с маленьким "почемучкой". Экспериментируя, ребенок сможет сделать для себя множество маленьких научных открытий, увидеть обратную сторону загадочных для детей явлений.

Как получить радугу? Создать молнии? Запустить двигатель? Эти опыты можно легко проделать с предметами, которые всегда есть под рукой. А провести их можно на полянке, на лужайке, в игровой комнате. Можно вырастить кристалы, возвести жидкую башню, получить синюю молнию и многое другое. В Год науки, объявленный в Республике Беларусь, это особенно актуально.

Согласно программе воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, ведущими видами деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря являются: познавательная, творческая, игровая, коммуникативная. Для реализации каждого из данных видов деятельности необходимо выбирать оптимальные приемы, методы и формы организации работы. Так, познавательная деятельность реализуется, в большей степени, в следующих формах: акции познавательной направленности, исследовательские проекты, интеллектуальные турниры, экскурсии, викторины, информационные часы, дискуссии, диспуты, дебаты и др.

Для организации творческой деятельности целесообразно использовать творческие задания и конкурсы детского творчества (вокального, хореографического, театрального, декоративно-прикладного, художественно-изобразительного, литературного, фольклорного и т.д.), игры на развитие творческих и креативных способностей и др. [6, С. 3].

В проекте «Веселые открытия за 18 дней» время пребывания детей в пришкольном лагере разделено на 5 блоков:

1 блок – «Лагерь открываем для себя», это знакомство воспитанников с педагогами, с условиями пребывания в пришкольном лагере.

2 блок – «В мире географических открытий», посвящен окрытиям в мире географии. Блок освещает две стороны географии – нашу Беларусь и географию мира,

3 блок – «Научные открытия и эксперементы», в котором ребята будут изучать и исследовать различные стороны жизни, получат знания о профессиях, связанных с наукой.

4 блок – «Творческие открытия», фестивали и конкурсы ждут ребят при реализации мероприятий этого блока.

5 блок – «Расстаемся, чтобы встретиться вновь», заключительный и его целью становится общение и дружба.

Вместе с героем профессором Открывашкиным ребята путешествуют по галактике и морским глубинам, экспериментируют с пеком и водой, выращивают кристалы и создают радугу. Проект является частью школьной программы «Воспитание», ее компонентом непрерывной воспитательной системы.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Продуманная система организации, планирование лагерной смены, позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт.

При организации работы с детьми целесообразно использовать следующие методы и приемы: методы словесной коммуникации (беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (упражнения, исследования, проведение опытов, эксперименты, выполнение творческих заданий, разработка и реализация социально значимых проектов); методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций и т.п.); методы стимулирования и мотивации (пример, поощрение, создание ситуации успеха, проблемных ситуаций и т.п.). Выбор метода зависит от целей, задач, содержания деятельности и стиля педагогического взаимодействия[6, С. 4].

Проект рассчитан на детей 1-7 класса. Оптимальное количество детей в лагере – 50 человек. Дети объединяются в 4 отряда по 12-13 человек. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, заместитель начальника лагеря, педагог-организатор, воспитатели,педагогсоциальный, библиотекарь, руководитель физического воспитания. Для обеспечения работы лагеряиспользуются методический кабинет, библиотека, компьютерный класс.

Проект реализуется за одну лагерную смену.



Информационно-методическое обеспечение проекта






Эмблема













Наш девиз:




Светить всегда! Светить везде!

Светить на суше и в воде!

Гимн лагеря




Солнечный круг, небо вокруг

Это рисунок мальчишки

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке


Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я



Информационная карта проекта


1.

Название проекта:

Тематический проект «Веселые открытия за 18 дней»

2.

Авторы проекта:

Ворона Ольга Леонидовна, начальник лагеря

Белоусова Лариса Дмитриевна, заместитель начальника лагеря

Поцелуенок Любовь Семеновна, воспитатель

3

Участники:

  • учащиеся 7 – 13 лет;

  • родители;

  • педагоги;

  • администрация

4.

Цель проекта:

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период, создание оптимальных условий для личностного роста, развития научного мышления, творческих способностей через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную игровую деятельность в разновозрастном коллективе

5.

Задачи проекта:

  • Организовать культурный досуг детей

  • Формировать навыки общения

  • Увеличить количество учащихся, охваченных организованными формами отдыха и занятости

  • Развивать устойчивое стремление к личностному росту и самосовершенствованию, через организацию научной и исследовательской деятельности

6.

Принципы деятельности:

  • Принцип включенности в социально-значимые отношения, который предусматривает:

-наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;

-взаимоуважение всех участников работы лагеря.

  • Принцип самореализации, означающий:

-добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;

-создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

  • Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:

-создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

-формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  • Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности)

7.

Методы реализации проекта:

  • Методы словесной коммуникации (беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции);

  • Методы организации практической деятельности (исследования, проведение опытов, эксперименты, выполнение творческих заданий);

  • Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций);

  • Разработка и апробация научных и творческих мероприятий, направленных на организацию содержательного досуга в рамках летнего отдыха;

  • Проведение мониторинга эффективности проектной деятельности;

  • Подведение итогов проектной деятельности


8.

Предполагаемый результат

  • Организация полноценного отдыха детей.

  • Создание системы летнего отдыха и занятости подростков в период с 1 по 24 июня.

  • Расширение кругозора детей, привитие интереса к исследовательской и научной деятельности.

  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.

  • Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива воспитанников.

  • Знакомство с профессиями, связанными с наукой.

  • Личностный рост участников проекта

9.

Сроки реализации:

В течение смены: 1 - 24 июня 2017 года

10.

Краткая идея проекта:









Герой проекта:

В ходе осуществления проекта ребята узнают много нового о науке, опытах и экспериментах, знакомятся с географией открытий, участвуют в творческих фестивалях и конкурсах. Путешествуя по Стране научных открытий с профессором Открывашкиным, они открывают что-то новое каждый день. За успешное участие в лагерной жизни дети получают самоцветы, символы хорошо выполненного дела.


Профессор Открывашкин

11.

Ресурсное обеспечение

проекта:

- нормативно-правовое

























- кадровое обеспечение









- материально-техническое обеспечение





- финансовое обеспечение


  • Программа «Каникулы»;


  • Устав лагеря;

  • Санитарные правила и нормы;

  • Приказ отдела образования «Об организации оздоровления учащихся на каникулах»;

  • Приказ УО «Об организации работы пришкольного оздоровительного лагеря»;

  • Разрешение на открытие лагеря от центра гигиены;

  • Списочный состав работников лагеря с датой прохождения флюорографии;

  • Заявления от родителей с резолюцией директора;

  • Списочный состав воспитанников лагеря;

  • Лист здоровья с допуском медработника;

  • Проект смены;

  • Перспективный план организационно-воспитательной работы лагеря;

  • Ежедневный план организационно-воспитательной работы;

  • Режим работы лагеря;

  • Дневник учета посещаемости, план воспитательной работы у каждого воспитателя;

  • Графики влажной уборки и проветривания

  • начальник лагеря;

  • заместитель начальника лагеря;

  • педагог-организатор;

  • воспитатели;

  • руководитель физического воспитания;

  • библиотекарь;

  • педагог социальный;

  • техперсонал;

  • работники пищеблока

  • Материалы для оформления и творчества детей.

  • Канцелярские принадлежности.

  • Аудиоматериалы и видеотехника.

  • Медиатека.

  • Картотека исследовательских работ, карточки с описанием экспериментов.

  • Призы и награды для стимулирования.

Бюджетное финансирование.

Родительский взнос

12.

Периоды проекта:

Организационный период блок «Лагерь открываем для себя» – время привыкания детей к новым условиям жизни, к новому режиму дня, друг к другу, к воспитателям. Знакомство с идеей лагерной смены

Цель: заинтересовать детей перспективой пребывания в лагере, настроить на продуктивную работу.

Основной период смены «Веселые открытия» – это период, который идёт после организационного периода, включает три основных блока – «В мире географических открытий», посвящен открытиям в мире географии. Блок освещает две стороны географии – нашу Беларусь и географию мира; блок – «Научные открытия и эксперементы», в котором ребята будут изучать и исследовать различные стороны жизни, получат знания о профессиях, связанных с наукой; блок – «Творческие открытия», фестивали и конкурсы ждут ребят при реализации мероприятий этого блока.

Цель: максимально проявить способности и возможности детей, сплотить детский коллектив, добиться активной научно обоснованной деятельности детей и педагогов.

Итоговый (заключительный) период смены блок «Расстаемся, чтобы встретиться вновь», заключительный и его целью становится общение и дружба.

Цель: подвести итоги смены и успешно её завершить

13.

Уровни

реализации:

  • индивидуально-личностный (вариативность выбора деятельности, самовыражение, самореализация, самопознание, самоанализ, система индивидуального роста и активности).

  • уровень «Отрядный» - деятельность детей внутри временного коллектива (сотворчество).

  • уровень «Общелагерный» - участие детей и родителей в ключевых мероприятиях проекта.

  • уровень «Внешний» - участие в городских мероприятиях, конкурсах, акциях

14.

Условия успешности

  • творческий подход педагогов к реализации проекта;

  • умение воспитателей – педагогов уделить внимание каждому ребёнку;

  • отслеживание хода игровой ситуации в течение всей смены

15.

Социальное партнерство


ГУДО ДДМ,

ГУО «СПЦ г. Новополоцка»,

ПАСО-1,

УО «Полоцкий государственный университет»,

Музей культуры и быта белорусов УО «Новополоцкий государственный политехнический колледж»,

Музей истории и культуры г.Новополоцка,

Новополоцкая городская организация «Красный крест»,

Пограничный отряд войсковой части 2034

г. п. Фариново и др.


Механизм реализации проекта



План работы оздоровительного лагеря


День

недели

Лагерные мероприятия

Отряды/отрядные

мероприятия

Организационный период

Блок 1 «Лагерь открываем для себя»

01.06

Лагерь открываем для себя

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Встреча с сотрудниками МЧС «Детство БезОпасности»

2. «Уютная лаборатория» - оформление лагерной смены

3. Спортивно-игровая программа «Покорение Олимпа»

Операция

«Уютная лаборатория»

Игра по станциям

«Безопасное лето – 2017»

Конкурс рисунков

«Волшебные краски лета»

Минутка здоровья

«Осанка – основа красивой походки»

02.06

Лагерь открываем для себя

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Торжественное открытие лагерной смены «Лагерь открываем для себя»

2. ФЭСТ «О. спорт – ты мир!»

3. Спортивный час. Игра-эстафета «Кто быстрее»

Подготовка к открытию

лагерной смены

Конкурс – игра «Хочу все знать»


Интеллектуальная игра «Крестики - нолики»

Игра-знакомство

Дружеские

ладошки

В кругу

друзей

Ты мне,

я тебе

Построй-ка

Основной период «Веселые открытия»

Блок 2 «В мире географических открытий»

05.06

В мире географических открытий

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Віртуальны экскурс “Славутыя імены Полацкай зямлі”

2. Коллаж «Заступница земли белорусской»

3. Спортивный час «Веселые старты»

Беседа «Моя малая Родина. Культура родного языка»

Познавательная программа «Традиции моего народа»

Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

Правильное питание

Гигиена тела

Твое поведение в нестандартной ситуации

06.06

В мире географических открытий

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд









1. Акция «Помоги книге». Экскурсия в школьную библиотеку.

2. Мастер – класс «В поисках радуги»

3. Спортивный турнир «Горячая картошка»

Фотогербарий «Цветы мира»

«Книжкина больница»

Цветик –семицветик

в стране Здоровья

Конкурс рисунков

«По следам географических открытий»

Подготовка к благотворительному концерту

07.06

В мире географических открытий

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Час общения «Открытие новых земель»

2. «Должны смеяться дети» благотворительный концерт для воспитанников ГУО «СПЦ г. Новополоцка»

3. Спортивный час “Быстрее! Выше!Сильнее!”

Репетиция к благотворительному

концерту

Час открытий

Посещение музея культуры и быта белорусов УО «Новополоцкий государственный политехнический колледж»

Поисковая игра

«Остров сокровищ»

08.06

В мире географических открытий

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Час открытий «Ветеран рядом» в рамках акции «Согреем их теплом сердец», совместно с Красным Крестом

2. Видео - экскурсия «История нашего города»

3. Спортивный час. Пионербол

Беседа «Опасности повседневной жизни»

Викторина «Безопасность при пожаре»

Путешествие в царство бытовой химии

Чтение с обсуждением «За други своя…» (Е.Н. Опочин рассказ «Сиротка»)

Час общения «Открытие Колумба, Магеллана и других мореплавателей»

Минутка здоровья «Сок-шоу»

09.06

В мире географических открытий

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Викторина «Устами младенца» об окружающем нас мире, явлениях природы.

2. Научно-воздушный квест «Летая между облаками»

3. Спортивный час. Веселые старты с мячами и шарами

Видеосалон «Мир океанов»

Отрядная скарбонка.

Игры народов мира

Отрядная скарбонка.

Игры народов мира

Видеосалон«Мир океанов»

Конкурс на лучший рисунок

«Костюмы народов мира»

Основной период

Блок 3 «Научные открытия и эксперементы»

12.06

Научные открытия и эксперементы

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Фотовыставка «Научные чудеса»

2. Академия веселых наук – познавательная викторина

3. Спортивный час. «Футбольный фестиваль»

Конкурс «Летний букет», в рамках праздника города

Научно-практическая игра «Вода и ее свойства»

Научная игра – викторина «Мир знаний»

Мастер-класс «Лего - робототехника»

13.06

Научные открытия и эксперементы

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд


1. Музыкальный конкурс «Чудесная симфония»

2. Научный квест «Путешествие в космос»

3. Споривный час “Джунгли зовут!”

Слушаем музыку

Рисуем музыку

Говорим о музыке

Экскурсия в музей истории и культуры г. Новополоцка

Знакомство с профессиями, связанными с наукой

14.06

Научные открытия и эксперементы

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Научно-исследовательская конференция «Шаг за шагом»

2. Акция «Молодежь против наркотиков»

3. Спортивный час «Два капитана»

Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»

Огонь друг или враг человека

Как защититься от насекомых

Беседа «История ЭВМ»


Выставка технического творчества

15.06

Научные открытия и эксперементы

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1.Конкурс поделок «Удивительное рядом!»

2. Научное шоу «В лаборатории профессора Открывашкина»

3. Спортивный час «Раз, два, начинается игра»

Мастер-класс «Самоделкин»

Мастер-класс «Хэндмэйд»

Конкурс «Юных цветоводов»

Конкурс «Юных садоводов»

Конкурс «Юных пчеловодов»

Конкурс «Юных огородников»

Видеосалон «Загадки космоса»


Видеосалон «Семь чудес солнечной системы»

16.06

Научные открытия и эксперементы

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. «О физике и в шутку и всерьез» (познавательная программа о великих открытиях современности)

2. Экскурсия в центр ремесел. Мастер-класс по изготовлению игрушки.

3. Спортчас. Веселое состязание

Знакомство с профессией вулканолога. Научно-вулканический квест

Конкурс рисунков на асфальте

«Самый фантастический проект»

Опыты и эксперименты с водой

Основной период

Блок 4 «Творческие открытия»

19.06

Творческие открытия

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Фестиваль творчества «Все краски, кроме чёрной».

2. Музыкально-развлекательная программа «Голос»

3. Спортивный час «Лужайка – поиграй-ка»

Мастер- класс «СПА – салон»

Мастер-класс «Косметическая лаборатория»

Фестиваль рекламы

Опыты и эксперименты с песком

20.06

Творческие открытия

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Конструирование военной техники

2. Встреча с малолетними узниками (в рамках акции «Дети войны»)

3. Спортчас. «Кожаный мяч»

День именинника «Под знаком Зодиака»


Видеосалон «Моана»

21.06


Творческие открытия

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Встреча с военнослужащими Полоцкого погранотряда. Оборонно-патриотическая игра «Зарница»

2. Путешествие по цветным морям

3. Спортчас «Золотая скакалка»

Посещение музея боевой славы

ГУО «Средняя школа №2 г. Новополоцка»

Операция «Памятник» (благоустройство площади Л. Костецкой)


22.06


Творческие открытия

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Митинг «Мы этой памяти верны»

2. Конкурс военно-патриотической песни «Эх, дорожка фронтовая»

3. Спортчас «Длинная скакалка»

Конкурс на лучший бумажный самолетик

Конкурс на лучший бумажный кораблик

Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых»

Опыты и эксперименты с магнитом

Заключительный период

Блок 5 «Расстаемся, чтобы встретиться вновь»

23.06


Расстаемся, чтобы встретиться вновь

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Встреча с членами рыцарского клуба «Железный волк» «В глубь истории»

2. Посещение конноспортивной школы г. Полоцка «Открытия продолжаются»

3. Спортчас. «Морской бой»

Анкетирование

«Отдых в лагере – это…»

Изготовление флага отряда

(из самоцветов)

Опыты и эксперименты с воздухом

24.06

Расстаемся, чтобы встретиться вновь

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1. Закрытие лагерной смены «До встречи, лагерь Солнышко!»

2.Спортивно-развлекательная программа «Друзья всегда помогут»

Видеосалон «Наука на благо людям»


1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Нормативно-правовая база

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, 22.08.2013 № 736).

3. Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.06.2004 № 662 (в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 № 1577, 22.08.2013 № 736).

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования» (в ред. постановления Минобразования от 24.05.2013 № 27).

5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 205 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства здравоохранения Республики Беларусь и главного государственного санитарного врача Республики Беларусь (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78).

6. Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205) (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78).

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».


Ресурсное обеспечение проекта




Организационный этап проекта


Подготовка к работе летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей начинается с разработки проекта деятельности. 2017 год в Беларуси объявлен Годом науки, в связи с этим родилась идея «Веселых открытий за 18 дней».

Организационный период «Лагерь открываем для себя» – характеризируется привыканием детей к новому режиму дня, друг к другу, к воспитателям. Проходит знакомство с идеей проведения лагерной смены.

Цель: заинтересовать детей перспективой пребывания в лагере, настроить на продуктивную работу.


Блок 1 «Лагерь открываем для себя»


В этом периоде два ключевых дела «Уютная лаборатория» - оформление лагерной смены и открытие лагерной смены «Лагерь открываем для себя». Здесь происходит знакомство с главным героем проекта – профессором Открывашкиным и его помощниками лаборантами. Объявляется, что дети всю смену будут ставить опыты, экспериментировать и изучать науки. Познакомятся с профессиями – вулканолога, географа, физика, астронома, инженера по ядерной технике, биолога, математика, биоинженера, изобретателя, конструктора и др. За активность каждый отряд ежедневно будет получать самоцветы, символы научных открытий.


Ключевое дело организационного этапа, практический материал – открытие лагерной смены «Лагерь открываем для себя»


Цель.

  • Создание атмосферы доброжелательности и успеха

Задачи.

  • Формировать дружеское отношения к коллективу отряда;

  • Раскрыть идею проведения смены;

  • Содействовать успешной адаптации в лагере.


Место проведения.

Актовый зал

Действующие лица.

Профессор Открывашкин, фиксики Симка, Нолик, Шпуля

Фонограмма: веселая музыка.

Входит профессор Открывашкин и в растерянности начинает искать пропавшую идею (открытие лагерной смены).

Профессор Открывашкин: Вот так и знал, что не успею эту идею записать. А теперь она пропала. Просто вывалилась из головы! И что мне теперь прикажите делать?! Всё пропало! Всё пропало!

Забегает Симка.

Симка: Кого Вы ищете, профессор? Кто пропал? Необходимо снарядить поисковую экспедицию!

Профессор Открывашкин: Всё гораздо хуже, чем ты думаешь! Пропала моя идея! Я не могу найти её у себя в Голове! Какую экспедицию я могу туда направить???

Симка: Да. В голову к Вам забраться будет нелегко! Хотя…

Профессор Открывашкин: Нет, нет и нет! К себе в мой мозг я никого не пущу!!!

Симка: Тогда мы сделаем его прокачку по британской методике!!!

Профессор Открывашкин: Я не дам!

Симка: Профессор, всё очень просто! Ваши мозги устали! Их надо привести в порядок! А сделать это можно правильным питанием и тренировкой!!!

Профессор Открывашкин: Но я сегодня уже завтракала! Овощи и фрукты я ем регулярно! Рыба в моем рационе присутствует. Витамины на грядке… Что ещё надо?

Нолик: Кажется, вы злоупотребляете сладким, профессор! Но сейчас не об этом! Мы можем усилить ваши умственные способности тренировками!!! Тогда и память к Вам вернется!

Профессор Открывашкин: Так, что ты говорила о британской методике???

Нолик: Мы сейчас все вместе потренируем свои мозги! Вот, профессор, известные всем афоризмы и высказывания знаменитых людей. Буквы в них перепутаны, на месте стоят правильно только первая и последняя буквы слова! Читать такие выражения по мнению специалистов – хорошая тренировка для мозга!!! Давайте попробуем! А помогут нам юные помощники (по 5-7 выражений предоставляется командам)

Профессор Открывашкин: Вот это да! Действительно, интересно! Но идею я найти что-то не могу… Может, ещё раз попробуем?

Симка: Тогда потренируем Вашу сообразительность?

Профессор Открывашкин: Ты, что задумала?

Симка: А давайте позовем Шпулю, у неё, я знаю, всегда есть какая-нибудь идея!

Шпуля: Ура! Привет!!! Что за кипишь?! Почему без меня?!

Симка: Всё очень просто! У тебя есть задачи на сообразительность! И вы сейчас их будете решать, чтобы потренировать Мозги!!!

Профессор Открывашкин: Да мне это просто необходимо уметь!

Шпуля:(Вопросы и задания для команд) А для верности, нужно ещё расшифровать коды! (Задания по расшифровки кодов)

Симка: Уф! Вот это тренировки! Ну как, профессор, нашли идею?

Профессор Открывашкин: Что-то не получается…

Шпуля:(Разочарованно…) Что же делать?!

Профессор Открывашкин: Я знаю одно средство! Профессор Павлов говорил, чтобы снять усталость –необходимо сменить деятельность.

Симка: Я хочу в творчество! Этот танец поможет оказаться в другой реальности! (Танец, флеш-моб)

Шпуля: Вот, здорово! У меня идея! Вы совсем забыли о физических нагрузках! Пора вашим мозгам отдохнуть! Нам нужно порезвиться – играем в кошки-мышки! (Игра «Кошки - мышки») Выбираются две кошки, остальные мыши. Под музыку ловят мышей. Команды меняются местами.

Симка: А теперь в творчество! Но нам нужно переместиться в творческое пространство! Нас ждет спектакль!


Экспромт театр «Солнечная карусель»

Роли: дуб, бабочка, кабанчик, принцесса, луна, луч, рыцарь, конь, Соловей-разбойник.

Ведущий читает текст:

Большая светлая поляна. В центре поляны стоит старый раскидистый дуб. Он поскрипывает. Вокруг дуба летает удивительной красоты бабочка. Пробегает туда-сюда кабанчик: ищет он желуди или проводит спортивную разминку, неизвестно.

Неподалеку во дворце сидит и грустит принцесса. Она смотрит на дуб из своего окна и отмахивается от назойливых мух.

Наступает вечер, всходит луна. Она плывет по небу. Вдруг из-за дуба появляется Соловей-разбойник. Он хитро улыбается, почесывает затылок – видно, задумал какое-то злодейство. Вот Соловей-разбойник пробирается к дворцу, хватает принцессу и уводит ее. Дойдя до дуба, злодей привязывает красавицу к дереву, ходит вокруг, радуясь добыче. Принцесса плачет. В кустах шуршит кабанчик. Он дрожит от страха. Бабочка вспорхнула и полетела подальше от этого зловещего места. И только Луна не оставила принцессу. Она направила на нее свои лучи с теплом и светом.

В это время мимо проезжал отважный рыцарь на славном вороном коне. Его заинтересовал яркий свет на полянке. Рыцарь отправился туда.

Что он видит?

Дуб качается и размахивает ветвями. К нему привязана принцесса. Она плачет, низко опустив голову.

Соловей-разбойник бегает вокруг и трясет своей бородой. В кустах дрожит кабанчик. Луна посылает свои яркие лучи на поляну.

Рыцарь слез с коня, достал свой меч. Начался страшный бой. Оба противника были сильны. Но рыцарь сумел нанести сильнейший удар, после которого враг был повержен.

Соловей-разбойник упал, а рыцарь отвязал принцессу, посадил ее на своего верного коня и повез во дворец.

Из куста вышел кабанчик. Он внимательно осмотрелся, еще раз прислушался и стал искать желуди под дубом.

Дуб, старый и развесистый, стоял спокойно, лишь изредка поскрипывая веточками.

Прилетела бабочка. Она села на одну из веток дуба.

Луна продолжала освещать поляну, но уже не посылала своих ярких лучей. Она была довольна, что все так хорошо закончилось.

Профессор Открывашкин: Как же здорово я отдохнул! Вспомнил! Мне нужен Помогатор!

Нолик: Профессор, Вы уверены?

Профессор Открывашкин: На все сто процентов! Он знает, что делать! (Танец «Помогатор»)

Профессор Открывашкин: Я вспомнил! Я хотел открыть лагерную смену в замечательном лагере в средней школе№3 г. Новополоцка.

Шпуля: Профессор, так мы уже здесь.

Профессор Открывашкин: Ребята, вы все удивительные и творческие, умненькие! Давайте лагерную смену откроем представлением отрядов!

Представление 1 отряда

Представление 2 отряда

Представление 3 отряда

Представление 4 отряда

3-4 творческих номера

Симка: Мы приглашаем самого главного человека в лагере – начальника оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко» Ольгу Леонидовну Ворону.

Выступление начальника лагеря. Рассказ о идее проведения лагерной смены

Ребята! Наша смена пройдет под знаком веселых открытий, она так и называется «Веселые открытия за 18 дней». Вы узнаете много нового о науке, опытах и экспериментах, познакомитесь с географией открытий, будете участвовать в творческих фестивалях и конкурсах. Путешествуя по стране научных открытий с профессором Открывашкиным, будете открывать что-то новое каждый день. Познакомитесь с профессиями – вулканолога, географа, физика, астронома, инженера по ядерной технике, биолога, математика, биоинженера, изобретателя. Вы не только увидите, как проходят эксперименты, но и сами попробуете сделать первые небольшие опыты. И кто знает, может быть когда-нибудь вы станете самыми настоящими учеными и конструкторами. За успешное участие в лагерной жизни вы будете получать самоцветы, символы хорошо выполненного дела.

Вручение самоцветов командирам отрядов.

Выступление отряда воспитателей

После выступления все воспитатели поднимаются на сцену и поют финальную песню (гимн лагеря).

Профессор Открывашкин: Ещё раз поздравляю всех с открытием лагеря. Приятного вам отдыха и до встречи в моей лаборатории!

Веселый танец


Основной этап проекта «Веселые открытия»


Основной период смены «Веселые открытия» – это период, который идёт после организационного периода, включает три основных блока – «В мире географических открытий», посвящен открытиям в мире географии. Блок освещает две стороны географии – нашу Беларусь и географию мира; блок – «Научные открытия и эксперементы», в котором ребята будут изучать и исследовать различные стороны жизни, получат знания о профессиях, связанных с наукой; блок – «Творческие открытия», фестивали и конкурсы ждут ребят при реализации мероприятий этого блока.

Цель: максимально проявить способности и возможности детей, сплотить детский коллектив, добиться активной научно обоснованной деятельности детей и педагогов.


Блок 2 «В мире географических открытий»


В данном блоке дети изучают родной город, страну и карту географических открытий мира. Знакомятся с культурой других народов, путешествуют по материкам и океанам, открывают их тайны. Здесь проводится первичная диагностика.

Ключевые дела блока географических открытий – это: Віртуальны экскурс “Славутыя імены Полацкай зямлі”, Мастер – класс «В поисках радуги», Видео - экскурсия «История нашего города», Научно-воздушный квест «Летая между облаками» и др.


Диагностика основного этапа


Анкета организационного периода

Цель: проведение исследования личностных особенностей детей и подростков для определения педагогической позиции педагога в работе с ними в течение лагерной смены.

  1. Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере?

  2. Как ты относишься к спорту?

  3. Как ты относишься к научным опытам и экспериментам?

  4. Как ты относишься к творчеству?

  5. Как ты оцениваешь свое здоровье?

  6. Твой пол?

    1. Мальчик

    2. Девочка

  1. Фамилия, имя

  2. Твой возраст, дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака

  3. Место, в котором ты живешь


Анкета – игра «Вот я какой!»

Цель: эта игра прекрасно подходит для начала смены. Дети могут представить себя небольшому кругу своих товарищей по отряду, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло (младшие отряды), то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие в твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?».

Материалы: каждому ребенку выдается один экземпляр анкеты и ручка или карандаш.


Анкета «Вот я какой!»

  1. Меня зовут______________________________________________________

  2. Мне ______________ лет.

  3. У меня____________________________________________________ глаза.

  4. У меня__________________________________________________ волосы.

  5. Улица, на которой я живу, называется ______________________________.

  6. Моя любимая еда - ______________________________________________.

  7. Мой любимый цвет - ____________________________________________.

  8. Мое любимое животное - ________________________________________.

  9. Моя любимая книга - ____________________________________________

  10. Моя любимая телевизионная передача - ____________________________.

  11. Самый прекрасный фильм, который я видел - ________________________

  12. Я люблю в себе _________________________________________________.

  13. Моя любимая компьютерная игра - ________________________________.

  14. Моего лучшего друга зовут _______________________________________.

  15. Страна, в которую я бы хотел съездить - ____________________________.

  16. Лучше всего я умею _____________________________________________.

  17. Моих братьев и сестер зовут - _____________________________________

18.Самая главная моя цель - __________________________________________

____________________________________________________

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую вам раздали. Затем впишите в ней недостающие слова (10 минут). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других участников: «С кем из них у тебя больше всего общего?», «На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?», «Чьи ответы показались тебе самыми интересными?».


Цветовая диагностика

Предлагаемая методика помогает наглядно представить настроение отряда на протяжении смены, а также самочувствие, настроение и картину взаимоотношений в отряде, и каждого ребенка в частности. Методику желательно использовать индивидуально, но возможно и коллективное применение. Предполагается, что отрицательное эмоциональное состояние отображается темными цветами, а положительное – яркими, светлыми.

Изготовить рисунки цветовой диагностики лучше всего с детьми. Это занятие их увлекает, здесь раскрываются и проявляются творческие способности ребят. Личные сектора диагностики по окончании смены могут являться замечательным сувениром на память о пребывании в лагере.

В зависимости от возраста детей в отряде, их наклонностей, интересов рисованные формы цветовой диагностики можно варьировать. Это может быть общий рисунок для всех или индивидуальный по выбору ребенка. Ежедневно, дети фиксируют свое настроение – закрашивают сегменты определенным цветом. На основании преобладания цветов в сегментах педагог может сделать вывод об эмоциональном благополучии и физическом состоянии ребенка.


Анкета организационного периода

Дорогой друг!

Чтобы ты смог лучше провести время в лагере, мы предлагаем тебе ответить на несколько вопросов. Твои ответы помогут нам построить свою работу так, чтобы ты смог хорошо отдохнуть и восстановить свои силы. Выбери из предложенных ответов тот, который считаешь нужным и подчеркни его.

Если у тебя есть свой вариант ответа, то впиши его.

1.Чего ты больше всего ждешь от пребывания в лагере (выбрать не более 3-х вариантов)?

а) подружиться с ребятами, найти друзей

б) приобрести новые знания, умения в области своих интересов

в) научиться влиять на людей, самостоятельно организовать какие-либо дела

г) укрепить свое здоровье, улучшить физ. подготовку

д) выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя

е) просто отдохнуть, весело провести время

2. Предлагаем тебе выбрать направления кружков, мастер-классов, в которых ты хотел бы заниматься:

а) вокал

б) танцы

в) спорт

г) общение

д) компьютерная техника

е) научная деятельность (опыты, эксперименты)

ж) свой вариант (запиши)

3. Отметь, пожалуйста, те качества, которые, по твоему мнению, очень важны для людей:

а) любознательность

б) честность

в) доброта

г) дисциплинированность

д) смелость

е) трудолюбие-

ж) инициативность

з) толерантность

и) справедливость

4. Как ты относишься к физическим упражнениям и спорту?

а) Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях

б) Занимаюсь на досуге

в) Спортом интересуюсь как зритель, болельщик

г) Занятия спортом меня не увлекают

5. Как ты оцениваешь свое здоровье?

а) Чувствую себя совершенно здоровым

б) Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким

в) Здоровье иногда «хромает», хотя больным себя не ощущаю

г) К сожалению, здоровьем похвастать не могу, болею довольно часто

6. Как ты думаешь, стоит ли уделять особое внимание своему здоровью?

а) Да, это необходимо

б) Да, нужно, но я специально этим не занимаюсь

в) Я над этим не задумывался

г) Я не считаю это необходимым, т.к. считаю себя здоровым

7. Что из ниже перечисленного тебе удается лучше всего без особых усилий?

а) Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор

б) Найти для себя интересное дело

в) Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, игры, занятия

г) Справиться с возникающими в жизни проблемами

д) Довести задуманное дело до конца

е) Прийти на помощь к другим при необходимости

ж) Выступить с каким-либо предложением, инициативой

з) Самостоятельно решить вопрос и принять решение


Практический материал.


Концепция мастер-класса «В поисках радуги»

Веселый профессор Открывашкин вместе с юными исследователями попытаются в лаборатории создать... радугу!

Для мастер класса необходимы:

Емкость, наполненная водой,

Фонарик,

Зеркало,

Листы белой бумаги,

Карандаши или мелки.

Суть опыта.

В емкость наливается вода, на дно кладется зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на котором должна появиться радуга.

Объяснение.

Далее детям предлагается нарисовать собственную радугу на листах бумаги, придумать название собственной радуги, рассказать какие еще бывают радуги, где появляются. В конце мастер-класса детям вручаются дипломы «Веселых открытий» за создание собственной радуги.






Блок 3 «Научные открытия и эксперименты»


На данном этапе проекта дети занимаются настоящей наукой. Они не только смотрят как проходят эксперименты, но и сами пробуют сделать первые небольшие опыты. И кто знает, может быть когда-нибудь они станут самыми настоящими учеными и конструкторами.

Ключевые дела блока научных открытий: научное шоу «В лаборатории профессора Открывашкина», Академия веселых наук – познавательная викторина, Научно-исследовательская конференция «Шаг за шагом», Научный квест «Путешествие в космос», «О физике и в шутку и всерьез» (познавательная программа о великих открытиях современности).


Практический материал. Сценарий научного шоу

«В лаборатории профессора Открывашкина»


В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное.

Перед тем, как устраивать научное шоу, следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, чтобы потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Ведущий, который проводит шоу, профессор Открывашкин – герой проекта.


ЧАСТЬ 1. ХИМИЧЕСКОЕ ШОУ


ПЕННЫЙ ФОНТАН

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее встряхнуть. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.


ВАРИАНТ 1

Для проведения эксперимента понадобятся:

• таблетки гидроперита;

• марганцовка;

• жидкое мыло;

• вода;

• стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);

• стаканчик;

• молоток;

• поднос.

Постановка опыта

1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.

2. Поставьте колбу на поднос.

3. Добавьте жидкого мыла и воды.

4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперитом.

Результат и научное объяснение

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперита (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

Под действием кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать.


ВАРИАНТ 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• пластиковая бутылка;

• сода;

• уксус;

• пищевой краситель;

• жидкое мыло.

Постановка опыта

1. Налейте в бутылку уксуса.

2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.

3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO2.

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет.


ВЕСЕЛЫЙ ШАРИК

Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• сода;

• уксус;

• бутылка;

• воздушный шарик.

Постановка опыта

1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.

2. Налейте в бутылку уксуса.

3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO2. Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его наиболее активному.


ХАМЕЛЕОН

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

• крахмал;

• йод;

• спиртовая горелка;

• пробирка;

• стакан;

• вода.

Постановка опыта

1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.

2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.

3. Зажгите горелку.

4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.

5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета. Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.

РЕЗИНОВОЕ ЯЙЦО

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• уксус;

• сырое куриное яйцо;

• стакан.

Постановка опыта

1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.

2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».

3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму.


СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Внимание! Этот эксперимент следует проводить особенно осторожно, чтобы реактивы не попали на руки и одежду. Смеси очень едкие.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• марганцовка;

• уксус;

• перекись водорода;

• колба;

• ватные палочки;

• шариковая ручка;

• лист бумаги;

• вода;

• бумажные полотенца или салфетки;

• утюг.

Постановка опыта

1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.

2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.

3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.

4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.

5. Промокните салфеткой.

6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.

7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия — очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп2, имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н2O2, восстанавливающий нерастворимое соединение Мп2 до хорошо растворимой соли марганца.


СИЛА МЫСЛИ

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

• уксус;

• сода;

• стаканы;

• свечи;

• спички.

Постановка опыта

1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.

2. Зажгите несколько свечей.

3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного наклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.

4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CO2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.


ЧАСТЬ 2.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

ДЖИН-СИЛАЧ

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие, с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую стеклянную бутылку и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

• пустая стеклянная бутылка;

• пробка;

• полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.

2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.

3. Надуйте пакет.

4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!


НЕПРАВИЛЬНЫЙ СТАКАН

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• стаканы с водой;

• краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);

• бумага.

Постановка опыта

1. Налейте в стаканы воды.

2. Добавьте в нее красок.

3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.

4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.

5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.

6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.


ПРОЖОРЛИВАЯ БУТЫЛКА

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• вареное куриное яйцо;

• бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);

• спички;

• бумага.

Постановка опыта

1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?

2. Подожгите кусок бумаги.

3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.

4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку.

Подведение итогов.

Самых активных профессор Открывашкин награждает дипломами опытных исследователей.


План научно-воздушного квеста

«Летая между облаками»


Исследования облаков... Звучит заманчиво! Но так ли все просто?

В данном квесте исследуется состав воздуха, создается собственное облако в бутылке, рассматривается природа ветра, дети фантазируют на тему «Если бы облака могли говорить», устраивается шуточный бой с облачками, сделанными своими руками...

Квест проходит в лаборатории профессора Открывашкина с участием его помощников.

В конце квест-приключения ребят ждет виртуальная прогулка по облаку и создание собственного воздушного змея!

За работу дети получают диплом покорителя облаков.


План научно-воздушного квеста

«Путешествуя по галактике»


Давно мечтали о покорении бескрайних просторов нашей Галактики?!

Это космическое квест - путешествие именно для таких отчаянных!

В ходе квеста ребята строят собственную ракету, воспроизводят вулканы Венеры, готовят защитные костюмы от Солнца на Меркурии, проходят по лабиринтам астероидного пояса, фантазируют, на что похожи пятна Юпитера.

В конце возвращаются на Землю, исследуют вопрос гравитации, мастерят научную игрушку на память и получают диплом космического исследователя.

Рассчитан на учащихся 3-5 класса.


«Академия веселых наук» – познавательная викторина


Цель и задачи.

Основная цель данного мероприятия - развитие познавательного интереса ребят. В этом направлении реализуется задача развития кругозора и фантазии. Это становиться возможным на основе раскрытия творческих способностей, посредством демонстрации детьми эрудиции, интеллектуальных возможностей и актерских способностей. Обращает на себя внимание факт организации мероприятия на материале предметов, изучаемых ребятами в школе, что способствует развитию у них мотивации учебной деятельности.

Форма.

Увлекательная театрализованная викторина с элементами ролевой игры, используется с целью группового сплочения детей.

Организация, материалы и оборудование.

Игра-викторина проходит в форме заседания «научного совета» Академии веселых наук и требует предварительной организации.

Каждый отряд – «факультет академии» получает задание - подготовить краткое инсценированное сообщение, отражающее содержание науки, которую представляет отряд. Тематику сообщения ребята выбирают самостоятельно. Перед отрядом ставится задача в логике изложения содержания той или иной, выбранной ими науки, допустить определенное число неточностей таким образом, чтобы это было неявно для зрителей, увлеченных сюжетом сценки.

Жюри – «научный совет академии» состоит из профессора Открывашкина и почетных магистров. Заблаговременно каждый факультет предоставляет в жюри список намеренных ошибок, обеспечивая тем самым объективность оценок.

Описание.

На заседании научного совета, которое происходит в актовом зале, выходя на сцену каждый отряд (факультет академии), в порядке очередности представляет свою науку: математику, литературу, иностранный язык, медицину, историю и т.п.

Представление – это небольшая сценка на любую тему, отвечающую содержанию науки, которую представляет отряд. На первый взгляд на сцене идет логичное обоснованное и занимательное повествование о том или ином явлении, изучаемом данной наукой. Однако, в этой логике можно не заметить те факты, которые умышленно не соответствуют истине. Именно эти ошибки должны обнаружить остальные отряды, наблюдающие за ходом действия. Число ошибок определено заранее по договоренности (например, 5).

По окончании выступления каждого факультета отводится специальное время, за которые они коротко формулируют содержание обнаруженных ошибок и результаты передают в жюри.

Итоги игры.

Награждаются победители – интеллектуалы, набравшие наибольшее количество очков, а также отряд– факультет, миниатюра которого была лучшей.








Блок 4 «Творческие открытия»


Открытия поджидают нас по всюду, но основные все же – это творческие открытия, это те открытия, которые мы делаем сами. Творчество приносит радость и удовлетворенность, заставляет радоваться успехам и результату. Количество самоцветов на этом этапе может удвоиться и утроиться. Творчество рождает ситуацию успеха, не талантливых детей не бывает!

Ключевые дела блока – Фестиваль рекламы, Фестиваль творчества «Все краски, кроме чёрной», Музыкально-развлекательная программа «Голос», Конкурс военно-патриотической песни «Эх, дорожка фронтовая» и др.


Практический материал. Сценарий фестиваля рекламы


Цель. Познакомить ребят с рекламой, дать представление о том, что хорошая реклама – это не только хороший продукт, но и условие хорошего спроса.

Подготовительная работа.

Отряды должны подготовить следующие выступления:

1. Рекламу собственного отряда (слоган, который говорится с места);

2. Реклама продуктов питания (1,5-2 мин.);

3. 2 пародии на известные телерекламы;

4. Изготовить рекламный стенд;

5. Реклама средств личной гигиены (1,5-2 мин.);

6. 5-7 предложений рекламного характера и сдать их ведущему до начала фестиваля, они будут зачитываться ведущим как реклама спонсоров фестиваля.

Система оценки.

Оценивается оригинальность, юмор – максимально 10 баллов за каждое выступление.

Ход мероприятия

Все отряды собираются в актовом зале. Звучит динамичная музыка.

На сцену выходит ведущий.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья. Вы думаете, я просто так сказал эту фразу? Но только вдумайтесь: одним предложением я произвел на свет две рекламы. Я сказал: «Добрый день», значит, разрекламировал этот замечательный день, и произнес «Дорогие друзья», хотя, конечно, друзья в рекламе не нуждаются. Итак, всем давно уже стало ясно, что реклама нас окружает повсюду. Реклама была, есть и будет. Кстати, будет именно сегодня и именно у нас. Да, фестиваль рекламы открывает свои широко разрекламированные глаза. Ну что ж, я не буду дольше отвлекать ваше внимание и внимание нашего глубокоуважаемого жюри. Оценивать наших конкурсантов сегодня будут: (представление жюри).

Итак, первый блок нашего фестиваля посвящается рекламе в прямом смысле этого слова. И на сцену приглашается рекламное агентство 1 отряда

Выступление группы. Комментарии ведущего.

Ведущий: А теперь мы все с нетерпением ждем выступления конкурсной группы №2 (выступление группы) Комментарии ведущего.

Дальше: выступления групп с недолгими комментариями ведущего.

Ведущий: На этом первая часть первого блока нашего фестиваля закончена. Мы переходим ко второй части - рекламе продуктов питания. Но я хотел бы сделать небольшой экскурс в неопубликованную историю рекламы в нашей стране. У нас эта диковина появилась достаточно давно, а точнее с тех времен, когда появились первые заборы, да, именно заборы были первыми досками объявлений. Там появлялись надписи типа Катя+Петя= и всякие другие надписи, которые по большей своей части рекламировали интеллектуальное развитие.

Выступления отрядов с краткими комментариями ведущего и рекламой спонсоров.

Ведущий: На этом мы можем закончить просмотр настоящей рекламы. Насколько она была настоящей будут определять члены нашего многоуважаемого жюри. Ну, а мы переходим к следующему блоку нашего фестиваля. Блоку пародий на известные телерекламы. Я напоминаю, что участники нашего фестиваля должны были подготовить две пародии на известные телерекламы. В первой части второго блока мы увидим первые пародии, а во второй - вторые. Итак, мы начинаем первый блок. На сцену приглашаем конкурсную группу под номером 1.

Выступления конкурсантов с краткими комментариями ведущего, реклама спонсоров.

Ведущий: На этом первая часть второго блока закончена и переходим ко второй части. Приглашаем на сцену отряд №1.

Выступления конкурсантов с краткими комментариями ведущего, реклама спонсоров.

Ведущий: Вот и закончились выступления наших участников. Жюри осталось подвести итоги и выявить победителя. (Звучит музыка пока идет подсчет баллов)

Объявления итогов, вручение призов и дипломов.

Заключительный этап проекта

Блок 5 «Расстаемся, чтобы встретиться вновь»


Итоговый (заключительный) период смены блок «Расстаемся, чтобы встретиться вновь», заключительный и его целью становится общение и дружба.

Цель: подвести итоги смены и успешно её завершить


Диагностика заключительного этапа


Анкета «Отдых в лагере – это…»

  1. Напиши своё имя, фамилию и отряд.

  2. Что запомнилось в лагере более всего?

  3. С каким настроением ты приходил в лагерь?

  4. Рассказывал ли ты дома родителям о том, что происходило в лагере за день?

  5. Нашел ли ты новых друзей?

  6. Пожелания в улучшении работы лагеря.

  7. Захочешь ли ты в следующем году пойти в пришкольный лагерь?


Анкета-отзыв о летнем лагере

Эту анкету предлагают заполнить каждому ребенку в конце лагерной смены, чтобы учесть его мнение при организации лагеря в следующем году.

1. Фамилия, имя

2. Сколько дней ты провёл в лагере?

3. Если бы время вернулось назад, ты пришел бы в лагерь ещё раз?

4. Какому занятию ты бы посвятил больше времени?

- свободное время

- общение с друзьями

- спорт

- игры

- опыты и эксперименты

- просмотр фильмов

- твой вариант

5. Выбери три самых интересных занятия.

6. От чего можно было бы отказаться в следующем году?

7. Чтобы ты изменил в режиме дня на месте начальника лагеря?

8. Какие темы ты хотел бы обсудить в следующий раз?

9. Что для человека должно быть главным в жизни (поставь только 5 галочек)?

- приобрести профессию

- найти друга

- стать известным

- окончить университет

- обеспечить себя

- найти нужную компанию

- заработать деньги

- быть честным

- заниматься любимым делом

- другой вариант

10. Если бы у тебя был выбор, с каким человеком ты провёл бы весь день?

- с другом, друзьями

- с мэром города

- со знаменитым артистом

- в одиночестве

- с родителями

- твой вариант

11. Какая идея проведения смены будет актуальна для тебя в следующем году?






Литература




  1. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе/ Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - Москва: Педагогическое общество России, 2002.-96с.
  2. Жук Л.И. И снова – лето/ Л.И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2010.-128с.- (Праздник в школе)

  3. Жук Л.И. Летние фантазии/Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт, 2007.-128с.- (Праздник в школе)

  4. Жук О.Л. Педагогика лета, или Пятая школьная четверть/О.Л. Жук, К.В. Лавринович. - Мн.: «Аверсэв», 2003.-140с.

  5. Матыцина И.Г. Мир коммуникативной игры: Методические рекомендации.- Мн.: изд-во Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2002.- 56с.

  6. Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

  7. Шереш Г.Л. Летний детский отдых/ Г.Л. Шереш. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008.



















Приложение



Приложение 1


Ролевые поручения в проекте


Поручение


Характеристика

Доктор наук


Магистр

Начальник лагеря


Заместитель начальника лагеря


Лаборанты

Педагог-организатор, воспитатели, педагог социальный


Исследователь

Ответственный за прохождение игрового маршрута и выполнение заданий отрядом


Заведующие мастерскими

Ответственные за организацию работы проекта по направлениям


Главный инженер

Оказывает помощь в приобретении умений и навыков в каком- либо деле


Вестник науки



Летописец


Фотокорреспондент


Картограф





Кладодержатель

Освещает значимые события в отряде, помогает в составлении презентации


Записывает значимые события


Фотографирует события в отряде


Оформитель маршрутной карты отряда, организатор конкурсов рисунка; оказывает помощь пресс-центру в оформительской работе стенда «Лагерный калейдоскоп»


Ведет учет заработанных бонусов за весь период смены





Совместные мероприятия


Содержание


Место

Мастер-класс «Изготовление белорусской куклы»


Центр ремесел

Совместная работа с Красным крестом и центром сестринского ухода

Красный крест

Музей культуры и быта белорусов


Политехнический колледж

Встреча с сотрудниками МЧС

ПАСО-1

Экскурсия в конноспортивную школу

г. Полоцк

Экскурсия в пограничный отряд

войсковой части 2034

г. п. Фариново


Тематические акции


Название акции


Ответственный

1.

«Помоги книге»

Цель: Формирование качеств бережного отношения к книге

воспитатели

2.

«Согреем их теплом сердец» (совместно с организацией

Красного креста)

Цель: Формирование чуткого отношения к людям

заместитель начальника лагеря,

представитель Красного креста

3.

«Должны смеяться дети»

Цель: Создание условий для воспитания нравственных качеств.

начальник лагеря

4.

«Молодежь против наркотиков»

Цель: Формирование у воспитанников навыки здорового образа жизни

начальник лагеря

5.

«Дети войны»

Цель: Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению

начальник лагеря, заместитель начальника лагеря



Расписание объединений по интересам


п/п

Название кружка

День недели

Время

Место проведения

1.

Вокальная студия «Нотка»

Руководитель Назарова Л.П.


Понедельник

15.00


Кабинет №8


Среда

Пятница

2.

Спортивный кружок «Веселый мяч»

Руководитель Ульянова М.А.


Вторник

15.00

Спортзал

Четверг

3.

Танцевальная студия «Лайф»

Руководитель Поцелуенок Л.С.

Понедельник

9.30-11.00

Кабинет ритмики


Вторник

9.30-11.00 15.00-15.45

Среда

9.30-11.00 15.00-15.45

Четверг

9.30-11.00

Пятница

9.30-11.00

4.

«Занимательная информатика»

Руководитель

Клыго М.Е.


Каждый четверг

12.00-12.30

Компьютерный класс










Режим дня

8.30 – 8.40





Все мы в лагерь пришли

И друзей привели.

8.40 – 8.50





Чтобы быть весь день в порядке,

Надо делать нам зарядку!

8.50 – 9.00



Пора-пора на линейку,

Детвора!

9.00 – 9.30




Нас столовая зовёт:

Манная каша, сыр и компот!

9.45 – 11.00






Лишь заслышим зов игры,

быстро на улицу выбегаем мы.

11.00 – 12.30



Ждёт нас много забав интересных,

Соревнований прогулок чудесных! Только бездельники от скуки маются,

А все ребята делом занимаются.

12.30 – 13.15




Время обеда настало, и вот

Отряд за отрядом

к столовой идёт…

13.30 – 15.00


К нам приходит тишина – отдыхает детвора.

Сладок сон после обеда,

Тише, не буди соседа

15.15 - 16.00



Полдник.

Надо в порядок всё привести

И итоги подвести

16.00




До свидания, до завтра,

Будем рады вам сказать:

«Приходите к нам опять!»

Приложение 2


Презентация «Картотека опытов и экспериментов»



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!