СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Животные и растения Архангельской области»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект представлен на занятии экологического кружка у второклассников.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Животные и растения Архангельской области»»

МАОУ «Ягринская гимназия»





Проект

«Животные и растения Архангельской области»









Выполнили: обучающиеся 2 «В» класса

Руководитель: Чумаченко М.Ф.








г. Северодвинск

2018 год

Задачи проекта:

Обучающие:

- формирование представлений об уникальности животного и растительного мира Архангельской области;

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, умения самостоятельно добывать знания из специальной литературы, навыков исследовательской деятельности;

Воспитательные:

-воспитание бережного отношения к природе.


Участники проекта: дети младшего возраста, родители.


Срок реализации проекта –долгосрочный.


Основные формы реализации проекта:


Проект реализуется по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми (различные виды деятельности, проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, продуктивная и трудовая деятельность).

- взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, информационный стенд, совместная продуктивная деятельность, участие родителей в школьных мероприятиях).








Примерный план – график реализации проекта.

этап

мероприятия

результат

I этап-подготовительный этап.

Цель – разработать проект

Изучение материала и литературы по данной теме

Система мероприятий с детьми и родителями.


- Разработка мероприятий проекта «Животные и растения Архангельской области»

- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями

Пополнение методической литературы

II этап – основной.

Цель – реализация проекта в образовательной деятельности.

Знакомство с обрядами и традициями.

«Наполним лукошко» (Знакомство с обрядом сбора ягод и грибов. Закрепить название северных ягод.)

«Звери к зиме готовы» (Беседа о том, кто как зимует.)

«Рябинушка-красавица» (Знакомство с почитанием дерева, традицией сбора ягод).

«Птицы Севера» (Познакомить детей с пернатыми обитателями северных лесов. Учить узнавать по внешнему признаку).

«Гриб-грибок, полезай в кузовок» (Познакомить детей с грибами северного леса)




Итоговое мероприятие: выставка книжек-малышек, альбомов, поделок.



Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Кто есть, кто?»; «Чьи следы»

Дидактические игры:«Чей детёныш потерялся? »

«Что было бы, если бы из леса исчезли…»,

«Какого растения не стало»,

«С чем нельзя ходить в лес»,

«Деревья и их плоды»,

«Назови птицу»,

«Кто живёт в лесу?»,

«Узнайте по описанию»,

«Кто есть, кто? »;

«Назови чьё жилище».

Лото «Животные леса. Ассоциации»,

«Растения леса».

Сюжетная игра «Лесная ветлечебница»





Рассказ-рассуждение «Зачем нужна Красная книга? »;

беседы о жизни животных в разные времена года;

составление и отгадывание загадок;

составление описательных рассказов «У медведя во бору».

Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных?»


Чтение художественной литературы:

Устинов С. К. «Пятнистая шубка», «Медведь близко».

Устинов С. К. «Рысь», «Заячье зеркало», «Ласка – белая лента»; Бунтовская С. «Цветок лета».

Трофимов М. Е. «Лесная азбука»

Киселев В. В «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).

Презентация «Наш край- Поморье»



Лепка и аппликация:

«Лесные жители».

Изобразительная деятельность:

«Таёжные следы»,

«Цветок- ромашка»

Аппликация:

Коллективная работа «Таёжная опушка».

Знакомство с картинами русских художников – пейзажистов


Привлечение родителей к проведению мероприятий на экологическую тему.

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Стендовая информация «Знакомство с родным краем – как средство патриотического воспитания дошкольников».

Изготовление макета «Тайга и её обитатели»


III этап - заключительный.

Цель - анализ результатов по реализации проектной деятельности.

Познавательно – исследовательская деятельность.

«Почему заяц меняет шубу? »

Конструирование – «Терем для всех зверей» - строительный материал,

Беседа «Сбережём Тайгу – дом для животных».

Составление правил поведения в лесу.

Классный час «Тайга – защитник и лекарь»

1. Презентация «Животные и птицы Архангельской области».

2. Оформление «Красной книги Архангельской области».

3. Оформление выставки работ детей и родителей по теме «Эти забавные животные и растения».





Анализ проведённых мероприятий, планирование работы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников













ЛИТЕРАТУРА



  1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» М., «Просвещение»,1991

  2. Детская энциклопедия «Живая природа» М., «РОСМЭН»,2014

  3. Г.Снегирёв «Про птиц» М., «Малыш» ,1990

  4. Детская энциклопедия «Кто где живёт. Север» М., «РОСМЭН», 1997

  5. Детская энциклопедия «Мир природы. Волки» М., «Слово»,1995

  6. Красная Книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных.- Архангельск, 1995г.

  7. Я познаю мир : Дет. Энциклопедия: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.

  8. Я познаю мир : Дет. Энциклопедия: Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.



Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.





«Природа — дом, в котором живет человек»

Дмитрий Сергеевич Лихачев




ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА


1 ученик

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

2 ученик

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

3 ученик

Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

Клип «Прекрасная Земля».

Ведущий:

Но не всегда наша планета выглядит так прекрасно.

Кто виноват во всех причинах болезни планеты?

Наверное, люди забыли о том, что навсегда в ответе за всех, кого приручили. Мы в ответе за тех животных и растения, которые живут рядом с нами. За ту речку, которая бежит в нашем посёлке. За ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав был А. Экзюпери, когда говорил: «Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда».

Признаки грозной беды.

1. Отравление почвы.

2. Вырубка лесов.

3. Загрязнение воды и воздуха.

4. Накопление мусора.

5. Гибель животных.


4 ученик

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий:

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что заметили? (Мало растений и нет животных)

- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения)

- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Беречь и охранять)

- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге).

- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нужно предпринять для их спасения.)

- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка,

Я травинку бы выходил каждую,-

Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца

Обойти и объехать её.

Только в песне да в сказке уместится

Поморье моё!..

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем (шаг на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

- Для охраны природы люди создают специальные территории, такие как:

Заповедники - где природа находится под строгой охраной.
или
Заказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.

- На территории Архангельской области находится несколько заповедников и заказников. (Рассказ о заповедниках и заказниках Архангельской области).



Составим правила друзей природы к каждому экологическому знаку.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  2. Старайтесь не шуметь, а то лес затаится, напугается, и вы не узнаете ни одной его тайны.

  3. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.





6 ученик

Все- все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых:

Нужны все на свете!

Нужны все подряд!

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется.

То это, конечно, ошибкой окажется.

7 ученик

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля - наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте теперь подумаем и скажем, что каждый из нас должен делать, чтобы сохранить природу. (Правила друзей природы.)

8 ученик

Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

9 ученик

Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых  слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

Ведущий:

А теперь отгадайте загадки о растениях наших лесов: (Отгадки-картинки)

1.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.            (Колокольчик )

2.Бусы красные висят,

   Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.     (Малина)

3.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.        (Липа)            

4.Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем,

Пчёл- нектаром  от души.           (Иван –чай)

5.Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без   огня.                   (Крапива)

6.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.        (Одуванчик)

7.У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки-

Жёлтые глазочки.                   (Мать-и-мачеха)

Ведущий:

Я предлагаю поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья».



Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А, когда домой собрался,
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит?

Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!