Просмотр содержимого документа
««Проектирование образовательного процесса на основе разработки рабочей программы по биологии в рамках реализации ФГОС»»
«Проектирование образовательного процесса на основе разработки рабочей программы по биологии в рамках реализации ФГОС»
Капустина Ольга Витальевна
Учитель биологии
МБОУ «СОШ № 12»
- Рабочая программа- это программа, разработанная педагогом на основе авторской для конкретного образовательного учреждения, имеющая дополнение и изменения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
Характеристика примерной программы по биологии
- Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования
- Является базовой для определения минимального объема содержания курса биологии
- Является ориентиром для составления рабочих программ
- Определяет инвариантную часть учебного курса
- Оставляет возможность авторского выбора вариативной составляющей курса
- Позволяет предложить авторам учебных программ собственный подход в части: структурирования учебного материала, последовательности его изучения, расширения объема содержания, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии в 5-9 классах
3. Содержание курса биологии
4. Приложение к рабочей программе (Тематическое планирование)
5. Планируемые результаты освоения программы по биологии в основной школе
6. Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7. Контрольно-измерительные материалы и критерии оценки
Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы
- федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №-1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- примерная программа по биологии. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011;
- авторская учебная программа Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; на основе основной образовательной программы
Изменения в обучении биологии по стандарту второго поколения
- Новая структура предмета биологии 5-9 классов.
- Увеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельности;
- Введена система универсальных учебных действий (УУД). В том числе: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные;
- Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями,
т. о., знания из цели обучения становятся
средством обучения и развития ученика ;
- Введены новые требования к качеству образования.
- Усилена работа на развитие самостоятельности учеников в учебно-познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Содержание урока
Характеристика действий учащихся (УУД)
Виды контроля
(по необходимости)
Авторская линия учебников
под редакцией
проф. И.Н. Пономаревой.
Автор: Пономарева Ирина Николаевна ,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный профессор РГПУ им.Герцена, действительный член (академик) МАНЭБ (Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности), доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии.
Биология. 5 класс
- Для 5 класса создан совершенно новый
учебный курс биологии
пропедевтического содержания.
- Основная идея курса – «Введение в современную биологию».
- В курсе отображены: экологизация, историзм культурологичность, компетентностный подход.
- Расширен методический аппарат учебника. Его основная идея – развитие самостоятельности в познании и деятельностный подход в обучении.
ТЕМЫ КУРСА :
Глава 1. Живой организм: строение и изучение.
Глава 2. Многообразие живых организмов.
Глава 3. Среда обитания живых организмов.
Глава 4. Человек на Земле.
Состав учебно-методического комплекта:
- Программы «Биология. 5 ─ 11 классы»
- Учебник
- Рабочая тетрадь
- Методические рекомендации для учителя
- Электронное приложение
Содержание аппарата усвоения в учебнике для 5 класса
- Проверьте себя.
- Выполните задания:
А - задания на сравнение и объяснение;
Б - выберите правильный ответ;
В -составьте слово;
Г - найдите лишнее понятие.
- Обсудите с друзьями.
- Выскажите своё мнение.
- Работа с моделями схемами,
таблицами.
ориентированы
на самоконтроль, самопроверку, самооценку.
Что нового в методике обучения биологии в настоящее время в связи с ФГОС 2010
- Использовать учебник и УМК в целях развития самостоятельности учащихся в познании, для развития умений применять свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, при формировании ключевых компетентностей и УУД;
- Применять технологии, обеспечивающие развитие у школьников умений самостоятельно и мотивированно организовывать учебно-познавательную деятельность.
- Мотивировать учащихся принимать участие в проектах и «работать в команде»;
- Предусматривать в практической деятельности учителя определение новых педагогических целей обучения, направленных на развитие личностных качеств у ученика.
Спасибо за внимание!