СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе игровых средств педагогики Ф. Фрёбеля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение игровых средств педагогики Ф.Фрёбеля в образовательный процесс для полноценного развития детей

Просмотр содержимого документа
«Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе игровых средств педагогики Ф. Фрёбеля»

Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе игровых средств педагогики Ф. Фрёбеля


Введённый в 2014 году федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые требования к организации образования детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность должна строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в сотрудничестве детей и взрослых, обеспечивать условия для поддержки инициативы, полноценного развития ребёнка в различных видах деятельности, с учётом реализации ведущей игровой деятельности.

Принципы ФГОС ДО полностью соответствуют принципам педагогики Фридриха Фрёбеля, которая становится очень актуальной на современном этапе.

Принципы Ф. Фрёбеля:

  • признание уникальности каждого ребёнка;

  • признание целостности детства во всех его проявлениях;

  • выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

  • создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;

  • признание ребёнка как части семьи и общества;

  • целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

  • единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.

Фридрих Фрёбель (1782-1852г.г.) - немецкий гуманист и педагог, создатель первых детских садов (1837г.), педагогическая прозорливость и научное предвидение, которого позволили выстроить оригинальную систему воспитания и психического развития детей в коллективе.

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее». Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

По мнению Ф.Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе», - говорил Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незабываемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С.И. «Основы педагогики»

Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребёнка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» - цветные мячики – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр – знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб, делённый на мелкие части, дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.

Игрушки Фрёбеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определённее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка. Фрёбелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше - игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.

Однако жизнь не стоит на месте, и идеи фрёбель – педагогики получили своё развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика), С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова). Последователи идей фрёбель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров». Если во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.

На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Изучив методические основы фрёбель – педагогики, возникла идея создания программы по развитию детей 5 – 6 лет игровыми средствами данной педагогической системы, а также идея авторской разработки игр с практическим пособием «Дары Фрёбеля», используя технологию «Эйдо – рациоминутки».

«Эйдо – рациоминутки» можно отнести к инновационной технологии развития памяти, образного и творческого мышления. Возникает вопрос, что же такое «Эйдо – рациоминутки»? Название этой технологии состоит их трех слов: эйдо, рацио, минутки. «Минутки» - означают, что в эти игры можно играть в свободные минуты как совместно с ребенком, так и дети могут использовать в самостоятельных играх после обучения.

Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. использованием игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков, игра будят детское воображение., создает приподнятое настроение.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников.

Теоретическая значимость моей работы заключается во внедрении игровых средств педагогики Ф. Фрёбеля в образовательный процесс для полноценного развития детей, использование учебной игровой деятельности как форма обучения в режимных моментах.

Практическая значимость состоит в возможности разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе, создать условия для самовыражения, полноценного развития ребёнка в различных видах деятельности, с учётом реализации ведущей игровой деятельности и личностно-ориентированного подхода в педагогической практике.

Цель: развитие игровой, двигательной, речевой, познавательной, исследовательской и творческой активности ребёнка игровыми средствами «Дары Фрёбеля», использование технологии «Эйдо – рациоминутки».

Если системно использовать игровые средства Ф.Фрёбеля «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе, то это позволит обеспечить полноценное развитие ребёнка.

В процессе работы использовались следующие методы:

- изучение и анализ литературных источников по теме работы;

- наблюдение за детьми в ходе деятельности;

- анкетирование и беседы с родителями;

- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).

Ожидаемые результаты: положительная динамика в качественных изменениях развития дошкольников.

Вначале изучила методическую литературу:

- педагогическая система Ф. Фрёбеля;

- Ф. Фрёбель «Детский сад»;

- методические рекомендации Ю.В. Карповой, В.В. Кожевниковой, А.В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;

- научные статьи и презентации, представленные в профессиональной периодической печати, пользователями Интернет – сообщества.

Разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе. Организовала уголок самостоятельного детского развития, в котором для детей в свободном доступе предлагаются 14 модулей игрового набора «Дары Фрёбеля». Модули состоят из плоских и объёмных геометрических фигур разного цвета и размера (кубов, шаров, цилиндров, полуцилиндров, призм, квадратов, треугольников, прямоугольников, кругов и др.), конструктивного материала (кубиков, брусков, кирпичиков, столбиков и др.), шерстяных мячиков, деревянных палочек пяти разных длин и шести цветов, колец и полуколец трёх типоразмеров, цветных плоских фишек, мозаики, шнуровок, башенок, криволинейных фигур и кубиков с цифрами. Все эти предметы используются детьми для самостоятельных и коллективных игр, конструирования, творческой деятельности, двигательной активности. Причём один и тот же предмет может быть использован в разных видах деятельности, разных функциях и вариантах, использоваться как предмет заместитель, в зависимости от фантазии и желания ребёнка.

На втором этапе – практическом, использовала игровые средства фрёбель - педагогики в образовательной деятельности с детьми 5-6 лет, систематизировала их по пяти образовательным областям с учётом интеграции и в соответствии с комплексно- тематическим планированием учреждения в авторской программе «Дары Фрёбеля».

Использование игровых средств фрёбель - педагогики помогает мне сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, самостоятельно развиваться в различных видах деятельности.

Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач. Например, каждая из игр образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», «Её величество точка» дети могут проявить оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретаются в играх «Большая стирка», «Пир на весь мир», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, продукты, лекарства, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагаются игры «В мире фигур», «Гербы и флаги». Игра «Королевство кривых зеркал», «Морские обитатели» ориентирует ребёнка на самостоятельную, исследовательскую работу через решение проблемной ситуации. При этом все вышеперечисленные игры подразумевают продуктивную, речевую, двигательную деятельность. Такие игры как «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

В образовательной области «Речевое развитие» при помощи игр «Аукцион», «Волшебники», «Экскурсия в музей» эффективно развиваются внеситуативно – познавательные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Ситуативно-деловые формы общения развивают такие игры как «Я – змея», «Пчёлы и змеи», «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё» в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» игровыми средствами «Даров Фрёбеля» формируется эстетическое отношение к окружающему миру, через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх «Бабочки», «За окном», «В лес». В играх «Посади дерево», «Украшаем ёлку», «Её величество точка» формируется элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная) в играх «Пастушок», «Живая шляпа», «В лес», «Снежинка», «Ритмические рисунки» через создание нотных станов, изображение песен и придуманных ритмов. Способствуют развитию музыкально-сенсорного восприятия, художественной литературы, фольклора такие игры как «Кот, петух и лиса», «Дудочка и кувшинчик», «Угадай песню» и др. через театрализованную и концертную деятельность, конструирование декораций к спектаклям.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в процессе дидактических и сюжетно – ролевых игр «Почта», «Пароход», «Итальянское кафе» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развивается самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий. В играх «Дорожное движение», «Стихийное бедствие», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности. Игры «Золушка», «Магазин», «Путешествие», «Настроение» также как и все остальные формируют у детей готовность к совместной деятельности.

Игры в образовательной области «Физическое развитие» не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых видах спорта и играх с правилами – «Спортивные игры», «Волшебный мяч», «Верёвочка». Игры «Охрана зрения», «Умею – не умею» знакомят детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови – лови», «Боулинг», «Тише – мыши», «Карусели», «Ручеёк», «Эстафета», «Тайные агенты» и др. способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или речедвигательная гимнастика.

Так как я работаю в группе комбинированной направленности, которую посещают дети с нарушением речи, то совместно с логопедом разработала логопедические игры с учётом использования комплекта «Дары Фрёбеля», которые позволяют не только развивать звуковую культуру речи детей, но и грамматический строй речи, формировать словарь детей, их связную речь, знакомить детей с грамотой.

В своей работе осуществляю тесное сотрудничество с музыкальным руководителем, педагогом – психологом которые с удовольствием используют вышеперечисленные игры в образовательной деятельности с детьми, индивидуальной работе.

Конечно же, главные помощники в моей работе - это родители воспитанников. Они активно приветствовали появление «Даров Фрёбеля» в группе, заинтересованно изучали игры фрёбель – педагогики на семинарах – практикумах и мастер – классах. Некоторые родители принимают активное участие в образовательной деятельности с детьми, с удовольствием берут игры из комплекта домой, чтобы поиграть с детьми в выходные дни. Комплект «Дары Фрёбеля» - это дидактический материал, который можно использовать в домашних условиях, он привлекателен и прост для понимания родителями того, как он может применяться с детьми.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение игровых средств фрёбель – педагогики даёт положительные результаты.

По результатам промежуточной диагностики освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования выявлено, что уровень познавательного развития детей группы за полгода повысился на 13% и составил 92%, уровень речевого развития повысился на 10% и составил 90%, уровень художественно-эстетического развития составил 93%, что больше на 11% по сравнению с началом учебного года, уровень физического и социально-коммуникативного развития повысился на 9% и составил 95%.

Дети стали более внимательны, инициативны, приобрели навыки самостоятельного поиска решения проблемы, демонстрируют способность нестандартно мыслить при решении проблемных задач, стали более активны, коммуникабельны, научились взаимодействовать друг с другом и взрослыми, более выразительно передавать образы окружающего мира, овладели социальными навыками и формами поведения. Все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии к концу учебного года.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!