СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектирование программы сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время прохождения курсов по инклюзивному обучению составила контрольную работу по теме" Проектирование программы сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ".

Просмотр содержимого документа
«"Проектирование программы сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА





ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ











Выполнила:

Самойлова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ ЗАТО Видяево



г. Мурманск

2017г

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

Эффективность воспитания ребенка с ОВЗ напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

В «Конвенции о правах ребёнка» записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

        Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.

В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье  со стороны образовательного учреждения.

Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта.

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательных и образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Существуют различные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

1. Университет педагогических компетенций  - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.

2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.

3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

5.  Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

6.  Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

7. Тренинг – активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные  в данный момент проблемы.

9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

10. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

11. Родительское собрание

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку — не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще.
Поэтому важно исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.
Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.
Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:
1) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
4) социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых — соответственно, круг несемейного функционирования сужается;
5) «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также дает возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей.
Причины нарушений в поведении и развитии детей с интеллектуальными нарушениями во многом могут быть определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю их воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.
В целях повышения осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, повышения их активности, преодоления социальной изоляции, формирования партнерских отношений родителей и педагогов школы, а также совместного решения проблемных ситуаций необходимо создание программы сотрудничества с семьей ребенка с ОВЗ.


Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
психологическая поддержка семьи - тренинги,
коррекционные занятия,
встречи родительского клуба,
индивидуальные консультации с психологом.

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка - индивидуальные консультации родителей со специалистами,
тематические семинары.

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;
убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;
посещение родителями уроков/занятий в организации;
домашние визиты.

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;
консультирование;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения ведение дневника наблюдений (краткие записи);
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;
проведение открытых уроков/занятий.

Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях, привлечение родителей к планированию мероприятий;
анонсы запланированных внеурочных мероприятий;
поощрение активных родителей.

Цель программы сотрудничества с семьёй обучающихся: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.

Участниками программы являются родители, лица, их заменяющие, администрация школы, педагоги: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-логопед, учащиеся школы, классные руководители, представители правоохранительных органов, медицинский работник.

Ожидаемые результаты:

1.Сформированность психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала.

2. Положительная динамика активности родителей и их вовлеченность в учебно-воспитательный процесс школы.

3.Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Родители и учащиеся в этот момент не видят границ между семьёй и школой, а видят единство мира. Проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения в школе-интернате, родители переносят их в семейную жизнь.

Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа включает в себя консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:

- психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение участия семьи в учебно - воспитательном процессе;

- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;

- организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о его успехах и проблемах в школе;

- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Формы и принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:

  • -принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;

  • -принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;

  • -принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;

  • -принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

  • Направление организации совместной работы.

  • Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие: 

  • 1)  психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

  • 2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

  • 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • - изучение семей обучающихся;

  • - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

  • - диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

  • - индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

  • - повышение педагогической и психологической грамотности;

  • - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

  • - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

  • - изучение закономерностей развития ребенка;

  • - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

  • - встречи, консультации специалистов (психолог, медицинские работники);

  • - работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

  • - рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС и учебно-методических комплектов;

  • - изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике;

  •  - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

  •  - изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

  • -изучение Семейного кодекса РФ;

  • - изучение Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • - Устав образовательного учреждения;

  • - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

  • Участие родителей в учебно-воспитательном процессе:

  • - пропаганда здорового образа жизни;

  • - организация спортивно-оздоровительной работы в семье (родительские практикумы по закаливанию, практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье);

  • - совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

  • - профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей;

  • - развитие навыков противостояния;

  •  - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по району;

  • - формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;

  • - практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

  • - день здоровья;

  • -изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;

  • - беседы, анкетирование;

  • - общешкольные и классные родительские собрания.

  • Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом.

  • - участие в работе советов различного уровня;

  •  - участие в работе школьных и общественных Советов  (родительских       советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

  • - организация деятельности Родительского комитета;

  • - участие родительского комитета в разработке Устава школы;

  • - материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

  •  - организация благоустройства и озеленения школьного двора;

  • - ремонт и оформление классных кабинетов;

  • - участие в профориентационной работе;

  • - проведение мастер-классов по профессиональной направленности;

  • - участие в проведении тематических классных часов;

  • - организация экскурсий на место работы родителей;

  • - организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

  • - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, праздников общешкольного уровня;

  •  - организация или участие в конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

  •  - совместные выходы обучающихся и родителей в кино, экскурсионные и туристические поездки;

  • - проведение открытых мероприятий для родителей;

  •  - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей;

  • - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

  • Предполагаемые результаты.

  • 1. Укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников.

  • 2. Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей.

  • 3. Овладение родителями новыми психолого-педагогическими знаниями.

  • 4. Единение и сплочение семьи.

  • 5. Установление взаимопонимания родителей и детей.

  • 6. Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка.

  • 7. Профилактика формирования вредных привычек и правонарушений.

  • 8. Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.

  • 9.Формирование системы творческого взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!