Тема: «Методика проектирования уроков (Слайд1)
в ходе реализации ФГОС основного общего образования».
Тема: «Проектирование современного урока физики в контексте требований ФГОС». (Слайд 2)
Эпиграф.
«Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи, американский философ
Цель: спроектировать урок по физике в контексте требований ФГОС.
Учитель: Ризванов Замил Гадилович
Содержание (Слайд 3)
Требования к современному уроку.
Аспекты современного урока.
Разработка технологической карты в свете требований ФГОС.
Выводы.
1. Требования к современному уроку. (Слайд 4)
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо орга-низованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятель-ность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Задачи урока: (Слайд 5)
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на со-трудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учите-лем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· время-сбережение и здоровье-сбережение;
· в центре внимания урока – дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как про-филь класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках: (Слайд 6)
· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков. (Слайд 7)
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскур-сия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изуче-ние и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собесе-дование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семи-нар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в ком-плексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, колок-виум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: (Слайд 8)
· формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
· развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
· формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
· реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века. (Слайд 9)
Современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и раз-витие универсальных учебных действий (УУД).
- действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопре-деление)
- действия смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
- действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваивае-мого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
Целеполагание, Планирование, Прогнозирование, Контроль, Коррекция,
Оценка, Волевая саморегуляция
Общеучебные, включая специально-предметные действия
Универсальные логические действия
Постановка и решение проблемы
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Построение речевых высказываний
2.Аспекты современного урока. (Слайд 14
Первый аспект: Мотивационно – целеполагающий
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).
Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значе-ния знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Второй аспект современного урока – Деятельностный (Слайд 15)
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в про-цессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной де-ятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких,
как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры,
открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
технология критического мышления, проектная деятельность,
исследовательская работа, дискуссионная технология,
коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
3. Разработка технологической карты в свете требований ФГОС. (Слайд16)
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.- русский педагог, правовед.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционно-деятельностной струк-туризации урока, но и чёткой фиксации субъект - субъектных форм взаимодействия его участников.
Под технологической картой понимают обобщенно - графическое выражение сцена-рия урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных ме-тодов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного заня-тия.
Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключа-ется в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образователь-ных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помо-гут нам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продук-ции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения ос-новных образовательных программ на ступени начального образования в соответст-вии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных дейст-вий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сокра-тить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, та-блица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного мате-риала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятель-ность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы ор-ганизации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной ин-формации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Структура технологической карты включает: (Слайд 17)
· название темы;
· цель освоения учебного содержания;
· планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
· основные понятия темы;
· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятель-ность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль ре-зультатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальней-шим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможнос-ти реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между пред-метами и результатами обучения);
· определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
· соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.
Преимущества технологической карты: (Слайд 18)
· использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
· освобождается время для творчества учителя;
· обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
· снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
· обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качес-тва обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятель-ности.
(Слайд 19) При самоанализе урока форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
· реализацию учителем целей урока;
· использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
· осуществление оценивания и контроля.
Заключение. (Вывод) (Слайд 20)
Так что такое современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поко-ления?
Современный урок – это:
· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
· урок, содержащий разные виды деятельности.
· урок, на котором ученику должно быть комфортно.
· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
· современный урок развивает у детей креативное мышление.
· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увле-ченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отража-ются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентри-руется в уроке.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть деятельностным
Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.
8.http://festival.1september.ru/articles/639414/
9.file:///C:/Users/Учитель/Desktop/Tehnologicheskaya-karta-uroka.pdf
10. file:///C:/Users/Учитель/Desktop/Primernaya-osnovnaya-programma-5-9-klass.pdf
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа им. М.Горького» муниципального
образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Доклад
по теме:
«Проектирование современного урока физики в контексте требований ФГОС»
Учитель физики
1 категории:
Ризванов З.Г.
2016-2017 учебный год