СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит требования к современному уроку, планирование УУД на разных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий   Автор: Андреева Н.Н.,  учитель начальных классов МОУ Ореховской СОШ Галичского муниципального района Костромской области

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Автор: Андреева Н.Н.,

учитель начальных классов

МОУ Ореховской СОШ

Галичского муниципального района

Костромской области

Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),учитель консультирует

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования к уроку

Объявление темы урока

Урок современного типа

Сообщение целей и задач

Универсальные учебные действия

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Регулятивные планирования

Осуществление коррекции

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует)

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи (задания)

Целеполагание:  умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование:  умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные планирования. Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий : выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия

Регулятивные осуществления учебных действий . предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

Прогнозирование: может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление  и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль: умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля. Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция: вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные коррекции нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

Оценка: умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция: способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»

Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

Объявление темы урока

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Ведение проблемного диалога

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Ведение проблемного диалога

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Работа по решению проектных задач.

Оценивание учащихся

Применение методики безотметочного обучения. Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проведение ролевых игр.

Использование памяток. Организация взаимопомощи.

Применение методики безотметочного обучения. Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Список литературы   1.  Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. 2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. 3. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997. 4.  Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010. 5.  Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. 6.  Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. 7.   Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 8.   Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

Список литературы

1.  Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.

3. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.

4.  Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

5.  Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

6.  Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

7.   Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

8.   Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!