СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование уроков краеведения в учреждения среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показаны основные принципы, на которые необходимо опираться преподавателю краеведения при проектировании уроков по истории края для лучшей подачи материала. 

Просмотр содержимого документа
«Проектирование уроков краеведения в учреждения среднего профессионального образования»

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ КРАЕВЕДЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преподавание краеведения в общеобразовательных учреждениях – дело трудоемкое и ответственное. Помимо главной цели – воспитания гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, краеведение также осуществляет образовательную деятельность обучающихся.

Различные подходы к преподаванию краеведения в целом делятся на три группы. Первая группа – диффузное преподавание, когда идёт о соответствующем тематическом расширении курсов биологии, литературы, истории, географии за счёт регионального компонента. Такой подход является наиболее распространенным, однако недостатками такого подхода является расчлененность общей картины и дублирование материала. Вторая группа – предметное преподавание, при котором происходит создание интегративного курса в строгих, определенных рамках. И третья группа – комплексное преподавание, с помощью которого формируется единая комплексная программа из различных подходов.

Актуальность исследования состоит в том, что в большинстве случаев преподавание краеведения является диффузным, то есть история края влияет на другие курсы, соответственно дополняя их и забирая часть материала себе. Ярким примером такой интеграции является взаимодействие краеведения и географии. По мнению А.С. Баркова «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малую географию», точнее, как малое страноведение”.1

Конкретный пример проектирования будет показан на взаимодействии с группой студентов, обучающихся по специальности «электромеханик». В связи со спецификой профессии в статье будет предпринята попытка отойти от диффузного преподавания краеведения как такового, и спроектировать уроки посредством предметного преподавания с упором на изучение технического и военного оснащения Курского края с древнейших времен и вплоть до 2016 года.

Целью данного исследования является выявление принципов проектирования уроков краеведения в учреждениях СПО, причем основываться принципы будут на естественнонаучном подходе.

Основные задачи, которые решит предметное преподавание: во-первых, в силу профессии у обучающихся возникнет интерес к изучению истории не только родного края, но и страны в целом благодаря углубленному изучению достижений техники и военного ремесла тех времен; во-вторых, практически полный отход от интеграции с другими науками позволит разрабатывать специальные курсы для каждой профессии, которым обучают в учреждениях СПО.

Проектирование и проведение уроков краеведения в естественнонаучном ключе связано с определенными трудностями. Первопричиной такой сложности является элементарное отсутствие интереса обучающихся к истории одного края. Вторая причина – курс краеведения в целом не является настолько ярким и динамичным, как история России: ведь до Курского края практически всегда доходили только последствия великих событий, будь то революции или военные действия, он не являлся эпицентром масштабных действий. Третья причина – применение естественнонаучного подхода превращает историческое краеведение в полноценный курс по истории вооружения и технического оснащения России в целом. В связи с этим необходимо найти информацию о достижениях ученых и инженерах Курского края, чтобы по максимуму приблизить историю страны и историю Малой Родины.

Конечно, первой проблемой, с которой мы сталкиваемся при проектировании уроков в таком ключе, это создание необходимой базы. В истории края информация о технических и военных достижениях находится в малых количествах. Опираясь на эти сведения, можно полноценно говорить о преподавании краеведения в естественнонаучном ключе, дополнив историю Курска и области данными из истории России.

В качестве примера применения предметного подхода можно привести фрагмент из книги «История Курского края» под редакцией Королева: «31 мая 1223 года на реке Калке началось сражение с главными силами монголо-татар. Храбро дрались русские воины, и в их строю – конный отряд курян, которым командовал князь Олег, внук Игоря Святославовича»2. После этого рассказывается о проигрыше в этой битве и последующих событиях. Информация предоставляет интерес, но имеет определенный смысл дополнить ее материалами о вооружении русских воинов XIII века: «Основным ударным оружием остаются булавы. Боевые топоры вновь входят в обиход,  в основном они имеют довольно узкое лезвие трапециевидной формы. Копья используются чаще всего с нешироким гранёным остриём, всадники могли применять узкую гранёную пику с остриём квадратным в сечении»3, дополнив текст иллюстрациями. И подобный метод целесообразно использовать на протяжении всего курса краеведения, дополняю «сухие» факты и цифры описанием. Ещё один яркий пример – Отечественная война 1812 года. Помимо упоминаний о курянах-героях войны и врученным им наградам4, целесообразно рассказать о вооружении русских солдат, о пушках, которыми они пользовались, о флоте.

Одно из событий истории России, которое затронуло непосредственно Курскую область – это Великая Отечественная война. Обучающиеся знают об оккупации Курска, о военных действиях при деревне Прохоровке, о коренном переломе в ходе этой танковой битвы, а вот причины победы не известны многим обучающимся. В связи с этим проектируем уроки, посвященные Курской битве информацией о русских и немецких танках, о мощности снарядов и т.п. В результате у обучающихся складывается полноценная картина, благодаря которой они осознают, что победа в этом танковом сражении далась путем не столько мощного военного вооружения, сколько отвагой солдат русской армии.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектирование уроков краеведения посредством естественнонаучного подхода в учреждениях среднего профессионального образования является актуальным подходом. Это связано с тем, что излагаемая информация обладает большей информативностью, яркостью, расширяет знания обучающихся не только по истории Курского края, но и по истории России в целом.

1 Вопросы методики и истории географии/ А. С. Барков - М, 1961. – С. 80

2 История и современность Курского края/под ред. Б.Н. Королева. - Курск, 1998. - С. 67

3 Войны и дружины древней Руси/В.П. Волков. – М., Прометей,2016. – С. 86

4 История и современность Курского края/под ред. Б.Н. Королева. - Курск, 1998. - С. 179


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!