СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Конструктор урока.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет найти ответ на вопрос "В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? "

Просмотр содержимого документа
«Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Конструктор урока.»

Современный = актуальный актуальный [от лат. actualis - деятельный]  обязательно закладывает основания для будущего

Современный = актуальный

  • актуальный [от лат. actualis - деятельный]
  • обязательно закладывает основания для будущего
Критерии Традиционный урок Цель : Урок в условиях введения ФГОС Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности Развитие личности Способ усвоения материала Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Деятельность по образцу Контроль Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Целеполагание Самооценка , рефлексия результатов деятельности Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

Критерии

Традиционный урок

Цель :

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Развитие личности

Способ усвоения материала

Репродуктивный, воспроизводящий

Исследовательский, продуктивный, творческий

Деятельность по образцу

Контроль

Мыслительная деятельность, рефлексия

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Целеполагание

Самооценка , рефлексия результатов деятельности

Определяет учитель

Определяют ученик и учитель по согласованию

Обмен мнениями Выявление спорных вопросов выявление спорных вопросов  обмен  мнениями  Поиск дополнительного материала на заданную тему Построение системы доказательств построение системы доказательств поиск  дополнительного  материала  на заданную тему  обсуждение в группах  экскурсии  экскурсии Обсуждение в группах Выступление перед аудиторией выступление  перед аудиторией

Обмен мнениями

Выявление спорных вопросов

выявление

спорных

вопросов

обмен

мнениями

Поиск дополнительного материала на заданную тему

Построение системы доказательств

построение

системы

доказательств

поиск

дополнительного

материала

на заданную тему

обсуждение

в группах

экскурсии

экскурсии

Обсуждение в группах

Выступление перед аудиторией

выступление

перед

аудиторией

Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения 90% того , что говорим и делаем Степень включённости в учёбный процесс Реальная работа   Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях    50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом     Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Джон Кийосаки

Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода?

Спустя две недели у нас в памяти остаётся

Конус обучения

90% того , что говорим и делаем

Степень включённости в учёбный процесс

Реальная работа

Активная

Имитация реального опыта

Ролевая игра

70% того, что говорим

Проведение бесед

Участие дискуссиях

50% того, что видим и слышим

Наблюдение за реальным процессом

Пассивная

Просмотр презентаций

Наблюдение за демонстрационным процессом

Просмотр кинофильмов

30% того, что видим

Просмотр иллюстраций

20% того, что слышим

Прослушивание выступлений

10% того, что читаем

Чтение

Джон Кийосаки

Урок 

Урок 

Требования к современному уроку Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Требования к современному уроку

  • Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  • Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
  • Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  • Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  • Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  • Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Типология урока Традиционные уроки  Уроки деятельностной направленности Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок « открытия» нового знания; Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков  Урок рефлексии; Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок  Урок общеметодологичес- кой направленности;  Урок развивающего контроля.

Типология урока

Традиционные уроки

Уроки деятельностной направленности

  • Урок формирования знаний
  • Урок формирования и совершенствования знаний
  • Урок « открытия» нового знания;
  • Урок совершенствования знаний
  • Урок закрепления и совершенствования знаний
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок контроля знаний, умений и навыков

  • Урок рефлексии;
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков
  • Комбинированный урок

  • Урок общеметодологичес- кой направленности;

  • Урок развивающего контроля.

Структура урока  «открытия» нового знания   1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи- зационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Структура урока «открытия» нового знания

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока общеметодологической направленности 1) Этап мотивации к учебной деятельности. 2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 4) Этап включения изученного в систему знаний. 5) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока общеметодологической направленности

1) Этап мотивации к учебной деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

4) Этап включения изученного в систему знаний.

5) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Примерная форма  технологической карты урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная Осуществляемые действия 1 этап урока коммуникативная Формируемые способы деятельности 2 этап урока и т.д. Осуществляемые действия регулятивная Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Примерная форма технологической карты урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

Осуществляемые действия

1 этап урока

коммуникативная

Формируемые способы деятельности

2 этап урока и т.д.

Осуществляемые действия

регулятивная

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

«Пирамида обучаемости учащихся»   Лекция-монолог 5%  Чтение (самостоятельное) 10%  Аудио-видеообучение 20%  Показ (демонстрация) 30%  Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)   50% Практика в процессе деятельности  75%  Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%

«Пирамида обучаемости учащихся»

Лекция-монолог

5% 

Чтение (самостоятельное)

10% 

Аудио-видеообучение

20% 

Показ (демонстрация)

30% 

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)

  50%

Практика в процессе деятельности 

75% 

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)

90%

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?   Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?

  • Это вычитывание трех видов текстовой информации:
  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ в технологии продуктивного чтения (Школа 2100)  до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение  Результат: включение механизма антиципации 3 ) После чтения текста – рефлексивное чтение Результат: 2) Во время чтения текста понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации – изучающее (медленное, художественное) чтение Результат:  интерпретация текста

ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ в технологии продуктивного чтения (Школа 2100)

  • до чтения текста

ознакомительное чтение

– просмотровое чтение

Результат:

включение механизма антиципации

3 ) После чтения текста – рефлексивное чтение Результат:

2) Во время чтения текста

понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации

изучающее (медленное, художественное) чтение Результат:

интерпретация текста

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.
Шпаргалка «Конструктор урока»   Параметр Возможные   формы реализации Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока) комбинированные (смешанные); уроки изучения нового материала; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки контроля и коррекции знаний, умений; уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Шпаргалка «Конструктор урока»

Параметр

Возможные   формы реализации

Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока)

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений

(Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Формы уроков (форма организации учебной деятельности) 1.      Уроки-«Погружения» 2.      Уроки – деловые игры 3.      Уроки – пресс-конференции 4.      Уроки-соревнования 5.      Театрализованные уроки 6.      Уроки-консультации 7.      Компьютерные уроки 8.      Уроки с групповыми формами работы 9.      Уроки взаимообучения учащихся 10.  Уроки творчества 11.   Уроки-аукционы 12.   Уроки, которые ведут учащиеся 13.   Уроки-зачеты 14.    Уроки – творческие отчеты 15.    Уроки-конкурсы 19.    Уроки-общения 20.    Уроки-фантазии

Формы уроков

(форма организации учебной деятельности)

1.      Уроки-«Погружения»

2.      Уроки – деловые игры

3.      Уроки – пресс-конференции

4.      Уроки-соревнования

5.      Театрализованные уроки

6.      Уроки-консультации

7.      Компьютерные уроки

8.      Уроки с групповыми формами работы

9.      Уроки взаимообучения учащихся

10.  Уроки творчества

11.   Уроки-аукционы

12.   Уроки, которые ведут учащиеся

13.   Уроки-зачеты

14.    Уроки – творческие отчеты

15.    Уроки-конкурсы

19.    Уроки-общения

20.    Уроки-фантазии

Приемы мотивации   (мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования) 1.“Профи” Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? 2. “Кумир” На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказать вам о необходимости изучения этой темы? 3. “Автор”. … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д. 4. “Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Приемы мотивации

 

(мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования)

1.“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. “Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказать вам о необходимости изучения этой темы?

3. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

4. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Методы обучения          объяснительно-иллюстративный          репродуктивный          проблемного обучения          частично-поисковый          исследовательский Технологии обучения И.Я.Лернер        дифференцированного обучения          групповые технологии          игровые технологии          технология развития критического мышления          метод проектов

Методы обучения

         объяснительно-иллюстративный

         репродуктивный

         проблемного обучения

         частично-поисковый

         исследовательский

Технологии обучения

И.Я.Лернер

       дифференцированного обучения

         групповые технологии

         игровые технологии

         технология развития критического мышления

         метод проектов

Приемы и средства для формирования познавательной активности - увлеченное преподавание - новизна учебного материала - историзм - связь знаний с судьбами людей, их открывших - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся - использование новых и нетрадиционных форм обучения - чередование форм и методов обучения - проблемное обучение - обучение с компьютерной поддержкой -использование интерактивных компьютерных средств взаимообучение (в парах, микрогруппах) - показ достижений обучаемых - создание ситуаций успеха - соревнование - создание положительного микроклимата в группе - доверие к обучаемому - педагогический такт и мастерство педагога - положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, - гуманизация межличностных отношений и др.

Приемы и средства для формирования познавательной активности

- увлеченное преподавание

- новизна учебного материала

- историзм

- связь знаний с судьбами людей, их открывших

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся

- использование новых и нетрадиционных форм обучения

- чередование форм и методов обучения

- проблемное обучение

- обучение с компьютерной поддержкой

-использование интерактивных компьютерных средств

  • взаимообучение (в парах, микрогруппах)
  • - показ достижений обучаемых

- создание ситуаций успеха

- соревнование

- создание положительного микроклимата в группе

- доверие к обучаемому

- педагогический такт и мастерство педагога

- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

- гуманизация межличностных отношений и др.

Рефлексия Рефлексия Участникам урока предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример  С – следствие (или суждение) Первое предложение (позиция) начинается со слов:  «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».  Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».  

Рефлексия

Рефлексия

Участникам урока предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …». Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

Виды деятельности

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

1.Организационный момент (1-2 минуты)   Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».  • У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

1.Организационный момент (1-2 минуты)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

  • Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.   Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

  • Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
  • Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.  Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

  • проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»  ( построение проекта выхода из затруднения).  Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

IV. «Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

  • Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
  • В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
  • Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.  Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий;  выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий;

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

  • В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль  Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

  • При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
  • При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания  в систему знаний и повторение. • 7-8 минут; • Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам .

VII. Включение нового знания

в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

  • При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
  • Это создаёт положительный эмоциональный фон,

способствует развитию у детей интереса к урокам .

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты;  Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Планируя урок, определяя его задачи, учитывай, что он всегда является лишь частью, одним звеном более или менее длинной цепочки уроков, реализующих тему, раздел, курс.  «Уроки, проводимые в одной форме , могут иметь разные структуры , и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру » (по В.В.Гузееву)

Планируя урок, определяя его задачи, учитывай, что он всегда является лишь частью, одним звеном более или менее длинной цепочки уроков, реализующих тему, раздел, курс.

«Уроки, проводимые в одной форме , могут иметь разные структуры , и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру » (по В.В.Гузееву)

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке:

  • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
  • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
  • изменяется структура урока;
  • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
  • отдается приоритет деятельности ученика;
  • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Правила на каждый день, которые помогут учителю организовать урок, соответствующий требованиям ФГОС:

  • Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
  • Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
  • Я уже исключил (-а) из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».  
  • Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.  
  • Работа в группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
  • Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
  • Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка ни в голове, ни в сердце он не оставил и следа.

 

 Пример рефлексии   Большой – для меня это важно и интересно… Указательный – я получил конкретные рекомендации… Средний – мне было трудно (не понравилось)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…

Пример рефлексии

  •  
  • Большой – для меня это важно и интересно…
  • Указательный – я получил конкретные рекомендации…
  • Средний – мне было трудно (не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно…
 
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!