СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность расщитана на изучение истоков дымковской игрушки.

Научить превращать пластилин в дымковскую игрушку.

Развить художественный вкус, воспитать интерес к народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»

МБОУ СОШ № 3 г.Ардона



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗО

5 класс

ТЕМА:

«РОЛЬ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Ученика 5 «А» класса

Соболева Юрия

Руководитель проекта:

Скрипченко Наталья Федоровна

2017 г.



План :

  1. Введение

  • Актуальность темы

  • Проблема

  • Цель

  • Задачи

  • Вид проекта

  1. Этапы работы над проектом и ожидаемые результаты

  • Поисковый

  • Технологический

  • Аналитический

  1. Выводы

  2. Информационное-методическое обеспечение

  3. Приложение









ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность темы

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.

Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них.


Дымковская слобода, что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.


Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы.

   (В.Фофанов)


Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.



Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые

А волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.


Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья »  где народные мастера продавали свои игрушки.


Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.



Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения . Но вятичи – люди  находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные  враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в  страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей».



Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных  индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.



Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.


Посмотри, как хороша 
Эта девица-краса, 
Щечки алые горят, 
Удивительный наряд.

(Народное творчество)


Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами, 
Да под ручку с франтами 
Мы гуляем парами, 
Проплываем павами.

(П. Синявский)


Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.


Кони глиняные мчатся 
На подставках, что есть сил. 
И за хвост не удержаться, 
Если гриву упустил.           (Народное творчество)


Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.


Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.


Голосисты эти птицы 
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)


И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.


Мы игрушки знатные, 
Складные да ладные, 
Мы повсюду славимся, 
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)





  • Проблема

«Игрушка, в которую никто не играет…» Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке

  • Цель

Познакомиться с народным промыслом «Дымковская игрушка», с народными традициями декоративно-прикладного искусства.

  • Задачи

1. Изучить истоки дымковской игрушки.

2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму. 3. Научиться превращать пластилин в дымковскую игрушку.

4. Развивать художественный вкус, умение видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.

5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

6. Создать дымковскую игрушку «Лошадку»

  • Вид проекта

  • Творческий, краткосрочный - 2 недели

  1. Этапы работы над проектом и ожидаемые результаты

I этап –поисковый

Определяем проблему.

Выбираем тему проекта.

Обосновываем необходимость изготовления проектного изделия и определяем требования к нему.

Придумываем несколько вариантов изделия и выбираем лучший.

Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия.

Создаем презентацию «Дымковская игрушка»

Узнаем историю зарождения народных промыслов на Руси.

Изучаем историю дымковской игрушки, прослеживаем её развитие.

Изучаем узоры при росписи игрушки.

II этап – технологический

Придумываем конструкцию изделия.

Разрабатываем последовательность изготовления.

Подбираем и приобретаем необходимые материалы и инструменты.

Организовываем рабочее место.

Изготавливаем изделие, соблюдая правила безопасной работы.

Создаем презентацию «Изготовление дымковской игрушки»

III этап – аналитический

Проводим испытание изделия.

Обобщаем результаты работы

Готовимся к защите проекта

Доказываем, что в наше время игрушка, сделанная своими руками, может принести радость и быть полезной



  1. Выводы



Сейчас в магазинах продается большое количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомился с произведениями народных мастеров, узнал, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

Данный проект достиг цели, заинтересовал меня. Игрушка, выполненная мною, доставила чувство радости, удовлетворения, восхищения.

















  1. Информационное-методическое обеспечение

 Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

 Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

 Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

 Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

 Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

 Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

 Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

















  1. . Приложение 1



История дымковской игрушки



Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник! А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.







































Приложение 2

Технология изготовления дымковской игрушки

Образец

Эскиз

Дымковская лошадка из пластилина своими руками

Необходимые материалы:

  • пластилин разноцветный;

  • стека;

  • подставка;

  • салфетки для рук;

  • гуашь;

  • кисти;

  • палитра;

  • стакан с водой.

Рассматриваем схему и стараемся слепить лошадку таким же способом.




1. Лепим туловище

Раскатываем валик и сгибаем дугой.

2. Формируем тело

Надрезаем стекой с одной стороны так, чтобы получились шея и ноги.

3. Формируем ноги

Делаем надрезы стекой, чтобы получились пары ног.

3. Оформляем.

Рассматриваем варианты оформления лошадки, выбираем способ и лепим гривку с хвостиком.



4. Покрываем белым слоем (гуашь белая и клей «ПВА»)

5. Наносим рисунок (простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.).



















Приложение 3

Роспись дымковской игрушки

Расписывают игрушку, используя от 4 до 10 цветов, и украшают листочками сусального золота.

Как правило, роспись выполняется в такой последовательности:

- у фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет;

-широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом;

-на белом лице рисуют круглые красные пятна щёк и рта, черные дужки бровей над точками – глазками;

-волосы окрашивают черным или коричневым цветом;

-уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами.

Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны.

Образы игрушек: разряженные щеголихи, няньки – кормилицы  с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки и др.
Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый (в фоне) и черный цвета.
Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии). 
В облике дымковской игрушки находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной. 

•    Характерная отличительная особенность дымковской игрушки– она белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке. 
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. 
Что же означают узоры на Дымковских игрушках?

Кружочки, солнышки – символ жизни

Точки, крестики – начало жизни

Квадратики – жилище

Квадратики с точками – засеянное поле

Линии – покой, волнистые линии – вода.





Приложение 4.

Мастера дымковской игрушки

На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Кстати, не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской.

В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире.

Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).

Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.

В 1930-х годах стараниями Алексея Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник».

В 1939 году бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ века.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, – во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.

Уже в следующем 1944 году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

В ближайший послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в это же время уходит из жизни старшее поколение мастериц, уходит из жизни и Алексей Деньшин.

Тем не менее проведенная им работа, заданный импульс обеспечили достаточное поступательное движение в дальнейшем развитии промысла.

Теперь, в начале XXI века, дымковская игрушка – явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого.

В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц.

С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка.

Продолжается развитие дымковского наследия и вне творческого объединения «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Другой продолжательницей традиций дымковской игрушки является традиционная вятская глиняная игрушка. Как правило, это произведения, созданные в целом в традициях дымковской игрушки, однако не имеющие статуса таковой, официально предоставляемого решением художественного совета, действующего при «Народном художественном промысле «Дымковская игрушка». Многие мастерицы, имеющие большой трудовой стаж в промысле, работают индивидуально. Среди них также есть члены Союза художников России. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России – мастерицы-дымковчанки Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина и Людмила Николаевна Докина.

В настоящее время ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» также ведет работу по сохранению и развитию традиций старинной дымковской игрушки. В «Центре народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничают десять мастериц с богатым опытом создания дымковской игрушки, из них семь – члены Союза художников России. На предприятии существует художественно-экспертный совет, призванный оберегать особенности дымковского промысла, направлять работу молодых мастериц. Одновременно руководством «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» поддерживается активная творческая деятельность мастериц, их коллективные и персональные экспозиции регулярно становятся частью всероссийских и международных выставок.

Для более точного обозначения производимых мастерицами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» дымковских изделий руководство «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» использует наименование «дымковская глиняная игрушка». Данное наименование с одной стороны позволяет сохранить указание на преемственность вековых традиций промысла, а с другой стороны не прибегать к использованию ранее зарегистрированного организацией «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» наименования «дымковская игрушка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!