Проектная деятельность.
(Из опыта работы)
Проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время занимаюсь не один год.
Слово «проект» является сегодня необычайно популярным. В целом оно означает запланированное действие, которое реализуется в определенное время и завершается измеримым результатом. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая. Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст деятельности.
Естественно, успех проекта зависит также от того, заинтересуют ли участников поставленные перед ними проблемы, мотивировав к действию. Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся приобщаются к "взрослым" проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов. Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Для этого я избавляюсь от его привычной функции "всезнающего оракула" и работаю в роли консультанта, направляющего познавательную деятельность школьника. Стоит помнить о трех моментах: во-первых, старательно планировать; во-вторых, тщательно контролировать; в-третьих, помнить, что только тот не допускает ошибок, кто ничего не делает.
На уроках русского языка и литературы практикую разные типологии проектов:
Исследовательские проекты приближенны к научным исследованиям. Это актуальность темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческий проект -это свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это альманахи, театрализация, видеофильмы.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком - либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, государства. Это может быть учебное пособие, модель.
Ролевой проект наиболее сложен. Участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра.
2. По предметно-содержательной области:
- монопроекты - в рамках одной области знаний;
- межпредметные - на стыке различных предметных областей.
3. По количеству участников проекта:
- индивидуальные (личностные);
- парные;
- групповые;
- коллективные;
- массовые.
4. По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что дает метод проектов, его использование на уроках?
1. Общеучебные умения.
. 2. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
3. Исследовательские умения: умения самостоятельно найти информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.
4. Навыки оценочной самостоятельности.
5. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-умения коллективного планирования;
-умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-навыки делового партнерского общения;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
6. Менеджерские умения и навыки:
-умение проектировать изделие;
-умение планировать деятельность, время;
-умение принимать решения и прогнозировать их результат;
-навыки анализа собственной деятельности.
7. Коммуникативные умения:
-умение вступать в диалог, задавать вопросы;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
8. Презентационные умения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Чаще использую исследовательские, творческие, информационные. По количеству участников –индивидуальные, коллективные. Продолжительность – краткосрочные, средней продолжительности.
Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.
Познакомимся с работой над проектом по литературе.
Исследовательский проект «Татьяна – милый идеал А.С.Пушкина».
Работа по проекту начинается во время изучения романа «Евгений Онегин».
Даю темы проектов по роману «Евгений Онегин»
Предполагаю, что желающие поработать темой « Татьяна – милый идеал Пушкина» будут, знакомлюсь с отечественными и зарубежными литературными источниками, соответствующим предполагаемой теме.
В соответствии с выбранной темой, подбираю соответствующие литературные источники (книги. брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатываю их.
Составляем содержание исследовательской работы. При составлении содержания работы, прежде всего, необходимо сделать обоснование темы, определить её актуальность, новизну, поставить цель, разработать задачи и т.п
Цель исследования – это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и т.д.)», «обосновать...», «обнаружить...», «раскрыть особенности...», «выявить возможности использования...» и т.д.
Сформировать гипотезу, научное предвидение, предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящие следствие. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения типа «Если ..., то ..., так как ...».
Определяем задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить...; 2) выявить...; 3) разработать... и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи было содержание соответствующих разделов работы.
Определяем методы исследования.
В школьных исследовательских работах применяем преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других исследователей, проводится научный эксперимент, различные специальные исследовательские методы.
Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют.
Систематизируем накопленный материал в соответствии с планом работы, проводим анализ научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.
. На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы обработываем статистически. После исследования результатов исследования может выясниться, что полученные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением её.
Составляем расширенный план исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.
Оформляем результаты исследования. Проекты должны быть выполнены и оформлены в соответствии с Международными стандартами, принятыми Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
По проделанной работе сделать выводы.
Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина .
Цель:
Раскрыть своеобразие женского образа в романе.
Задачи:
1)Рассмотреть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры
главой героини.
а) Итак, она звалась Татьяной…»
б)Татьяна и Ольга.
в).Связь Татьяны с народом и природой.
г).« Я..знаешь, няня, влюблена.»
д).«Как изменилася Татьяна». Татьяна – законодательница мод.
е). А счастье было так возможно, так близко.
ё).Героиня Пушкина и современность .
2) Чем же отличается Татьяна от других героинь романа?
Что в ней такого особенного, что именно она стала для Пушкина «милым идеалом?
Вывод
Таким образом, методика проведения мини-проектов, в основе которых лежит кропотливая подготовительная работа учащихся во время ознакомления, отработки и закрепления определённой темы дают возможность сделать выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.
"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.