СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность ( из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы  по созданию проекта на уроках литературы:актуальность,самостоятельность,виды проектов,цели,задачи, этапы работы.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность ( из опыта работы)»

Проектная деятельность.

(Из опыта работы)



Проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время занимаюсь не один год.

Слово «проект» является сегодня необычайно популярным. В целом оно означает запланированное действие, которое реализуется в определенное время и завершается измеримым результатом. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая. Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст деятельности.

Естественно, успех проекта зависит также от того, заинтересуют ли участников поставленные перед ними проблемы, мотивировав к действию. Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся приобщаются к "взрослым" проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов. Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Для этого я избавляюсь от его привычной функции "всезнающего оракула" и работаю в роли консультанта, направляющего познавательную деятельность школьника. Стоит помнить о трех моментах: во-первых, старательно планировать; во-вторых, тщательно контролировать; в-третьих, помнить, что только тот не допускает ошибок, кто ничего не делает.

На уроках русского языка и литературы практикую разные типологии проектов:

Исследовательские проекты приближенны к научным исследованиям. Это актуальность темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческий проект -это свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это альманахи, театрализация, видеофильмы.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком - либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, государства. Это может быть учебное пособие, модель.

Ролевой проект наиболее сложен. Участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра.

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).



Что дает метод проектов, его использование на уроках?

1. Общеучебные умения.

. 2. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

3. Исследовательские умения: умения самостоятельно найти информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно- следственные связи.

4. Навыки оценочной самостоятельности.

5. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

6. Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать изделие;

-умение планировать деятельность, время;

-умение принимать решения и прогнозировать их результат;

-навыки анализа собственной деятельности.

7. Коммуникативные умения:

-умение вступать в диалог, задавать вопросы;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс.

8. Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Чаще использую исследовательские, творческие, информационные. По количеству участников –индивидуальные, коллективные. Продолжительность – краткосрочные, средней продолжительности.

Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.

Познакомимся с работой над проектом по литературе.

Исследовательский проект «Татьяна – милый идеал А.С.Пушкина».

Работа по проекту начинается во время изучения романа «Евгений Онегин».

Даю темы проектов по роману «Евгений Онегин»

  1. Предполагаю, что желающие поработать темой « Татьяна – милый идеал Пушкина» будут, знакомлюсь с отечественными и зарубежными литературными источниками, соответствующим предполагаемой теме.

  2. В соответствии с выбранной темой, подбираю соответствующие литературные источники (книги. брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатываю их.

  3. Составляем содержание исследовательской работы. При составлении содержания работы, прежде всего, необходимо сделать обоснование темы, определить её актуальность, новизну, поставить цель, разработать задачи и т.п



Цель исследования – это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и т.д.)», «обосновать...», «обнаружить...», «раскрыть особенности...», «выявить возможности использования...» и т.д.

  1. Сформировать гипотезу, научное предвидение, предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящие следствие. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения типа «Если ..., то ..., так как ...».

  2. Определяем задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить...; 2) выявить...; 3) разработать... и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи было содержание соответствующих разделов работы.

  3. Определяем методы исследования.

В школьных исследовательских работах применяем преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других исследователей, проводится научный эксперимент, различные специальные исследовательские методы.

Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют.

  1. Систематизируем накопленный материал в соответствии с планом работы, проводим анализ научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.

  2. . На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы обработываем статистически. После исследования результатов исследования может выясниться, что полученные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением её.

  3. Составляем расширенный план исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.

  4. Оформляем результаты исследования. Проекты должны быть выполнены и оформлены в соответствии с Международными стандартами, принятыми Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

  5. По проделанной работе сделать выводы.

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина .

Цель:

Раскрыть своеобразие женского образа в романе.

Задачи:

1)Рассмотреть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры

главой героини.

а) Итак, она звалась Татьяной…»

б)Татьяна и Ольга.

в).Связь Татьяны с народом и природой.

г).« Я..знаешь, няня, влюблена.»

д).«Как изменилася Татьяна». Татьяна – законодательница мод.

е). А счастье было так возможно, так близко.

ё).Героиня Пушкина и современность .

2) Чем же отличается Татьяна от других героинь романа?

Что в ней такого особенного, что именно она стала для Пушкина «милым идеалом?

Вывод

Таким образом, методика проведения мини-проектов, в основе которых лежит кропотливая подготовительная работа учащихся во время ознакомления, отработки и закрепления   определённой темы дают возможность сделать  выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.

"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!