СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках географии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня технология проектной деятельности в учебном процессе у всех на слуху, и каждый для себя и в различных отчетах наверняка указывал, что владеет этой методикой. И действительно, отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело называют проектом.  Так ли это?

Какие отличительные признаки проекта? (проблема, гипотеза, цель, задачи и т.д.). Значит, любая деятельность на уроке, имеющая эти характеристики – это проект? Давайте разбираться. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках географии.»

Торшина Е.А.

Проектная деятельность на уроках географии.


Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
китайская пословица

Сегодня технология проектной деятельности в учебном процессе у всех на слуху, и каждый для себя и в различных отчетах наверняка указывал, что владеет этой методикой. И действительно, отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. Общаясь на детской площадке с мамами детсадовцев и школьников, приходится слышать такое «Наша учительница сказала: «Родители! Сейчас мы должны делать проекты! Скачайте из Интернета какую-нибудь информацию по теме и назовите ПРОЕКТ» или «У нас в садике на каждую неделю расписали проекты, мы уже устали делать всякие поделки». Складывается впечатление, что любую деятельность можно назвать модным словом ПРОЕКТ. Так ли это?

Какие отличительные признаки проекта? (проблема, гипотеза, цель, задачи и т.д.). Значит, любая деятельность на уроке, имеющая эти характеристики – это проект? Давайте разбираться.

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся: Слайд 3.

1этап: анализ проблемной ситуации, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.

2 этап: выдвижение гипотезы исследования, планирование действий по решению проблемы.

3 этап: исследование, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.

4 этап: получение конечного продукта и его защита.

5 этап: рефлексия деятельности учащихся.

Используя технологию проектной деятельности, учителю важно помнить, что сутью данной технологии, является не банальная игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровней сформированности ключевых компетенций

Любой учебный проект начинается с анализа проблемной ситуации, при которой возникает осознанное затруднение. Важно, чтобы дети разграничили, обнаружили разрыв между ситуацией реальной и идеальной.

В своей книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Евгения Семёновна Полат в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности говорит о 4-х уровнях проблемности. Пройти эти уровни придется каждому учителю. Первый уровень- учитель сам формирует проблему и решает её, второй уровень- учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает, третий уровень учитель создает проблемную ситуацию, а ученика решают её самостоятельно и четвёртый уровень - учащиеся из информации учителя находят проблему и сами её решают.

Например, при организации мини-проекта по теме «Температура воздуха» в 6 классе я предложила учащимся небольшую информацию в форме сказки: « Жил был старый тролль, и всегда ему было холодно на земле. И однажды тролль решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет тролль по горе – холодно, но ничего, вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Так он думал, полз, пока не замерз». У детей возникает мысль - противоречие: как же так, если чем ближе к солнцу, то должно быть теплее, то почему же замерз тролль? В результате диалога в форме дискуссии, дети самостоятельно формулируют проблему: «Так ли это, чем ближе к солнцу, тем теплее?». Отсюда вытекает гипотеза: Если высота местности увеличивается, значит, становится теплее. Затем начинается этап планирования разрешения проблемы, этап исследования и получения конечного продукта – гипотеза опровергается и формулируется ответ на проблемный вопрос.

При закреплении темы в 5 классе «План местности» организую урок мини-проект, где учащиеся, используя текст сказки, например «Гуси-лебеди» переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений. Знания о масштабе, азимуте, условных знаках учащиеся применяют для решения столь важной жизненной ситуации - умении составлять план местности. И придумать взаимное расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.

Из-за дефицита времени, на уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию. Например, при изучении темы «Типы климатов России» суть проблемной ситуации состоит в следующем: «Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Сиднее. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на территории Росси вы не сможете, так ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома». В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?». Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Формируется план действий. Учащиеся, работая в группах, установили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Чтобы собрать чемодан вещей для проживания в незнакомом типе климате, надо знать климатические условия городов (недостающая информация).

Проблемная ситуация на уроке связана с жизнью, прежде чем отправиться в незнакомую страну, каждый человек сначала находит информацию о климате территории, изучает её, а затем только пакует чемодан. Задача учащихся – провести анализ и выбрать самую необходимую информацию, соответствующую климатическим условиям своего города (например, г. Норильска), и в соответствии с климатическими условиями своего города собрать чемодан вещей, т.е. низким tº должны соответствовать такие виды одежды: шубы, меховые шапки, валенки, меховые рукавицы, теплое белье и т.д.

Организация мини-проекта на уроке строго ограничена временем. За 45 минут урока ученик, работая над мини-проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Сложно, но как мы видим, возможно.

Наша школа уже на протяжении многих лет работает в рамках модульной технологии, согласно которой учебный материал разбит на блоки-модули. Как и любая педагогическая технологии, модульная технология имеет свои достоинства и недостатки. «Минусом» технологии является большой объем материала по итогам спаренных уроков, а, как следствие, и большое домашнее задание, что особенно актуально для учеников 5 – 6 классов. «Плюсом» является удвоенное количество часов в течение недели, а значит и возможность организовать проекты в рамках одного блока-модуля.

В 7 классе был организован проект «Австралия – страна наоборот».

На первом уроке класс разбился на 6 произвольных групп. На основе типового плана характеристики материка были предложены темы проектов, каждая из которой, по сути, являлась проблемным вопросом, на основе которого ребята формулировали гипотезу и разрабатывали этапы решения проблемы. Группа выбирала для себя тему проекта и распределяла роли внутри проекта. Поскольку дети не знакомы со структурой проектной деятельности, то была рассмотрена структура проекта, ребятам было предложено обсудить конечный результат - тот образовательный продукт, который они будут презентовать на итоговом уроке.

Особое внимание следует уделить структуре проекта, принципам его оформления. Каждая проектная работа должна содержать все указанные элементы. При выступлении, демонстрации итогов своей деятельности, на экран выводятся только иллюстрации с минимумом надписей. Экран помогает выступлению, но не дублирует его!

На первом уроке роль учителя крайне важна – помощь в формулировке гипотезы, целей и задач проекта, а также способов решения поставленных задач. На последующих уроках учитель играет роль координатора. Учителю перед началом проекта предстояла кропотливая работ по отбору дополнительной информации (список дополнительной литературы , сайтов в сети Интернет, необходимой для успешного и быстрого решения учебных проблем, поскольку времени на решение и оформление работы – 3 урока, четвертый урок – презентация образовательного продукта. На итоговом уроке каждая группа готовит вопросы для конкурентов, а, значит, изучается и материал целого модуля.

Выходной контроль показал, что качество знаний оказалась выше в том классе, где материал изучался с помощью проектной технологии.

Мною были представлены примеры урочных проектов. Большинство из нас являются классными руководителями, поэтому, я думаю, актуальным остается вопрос создания социальных проектов.

Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Человек, который делает выбор, несет и личную ответственность за его последствия. Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Разумеется, обе эти позиции можно и нужно сочетать, переключаясь с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные. Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. Это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.

Безусловно, социальные проекты можно провести и в классе, например, по окончании учебного года был проведен проект «Книга пожеланий», где учащиеся могли сказать теплые и не очень слова в адрес одноклассников и учителей. Честно сказать, организуя этот проект, было опасение, что будет негатив. Оказалось, что все пожелания были только оптимистичными и добрыми. Поэтому в итоге у нас появилась Книга Добрых пожеланий, которая стала нашей доброй традицией.

Воспитательная программа школы подталкивает нас к участию в социальных проектах: «Дневник добрых дел!», «Покормите птиц зимой», «Экскурс и Я», «Бессмертный полк», «История школы», «Жизнь замечательных людей» и т.д. А Неделя науки и творчества, ежегодно проводимая в школе, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, и, прежде всего, демонстрации результатов проектной деятельности ребят. В рамках данных мероприятий мне приходилось оценивать работы учащихся. К сожалению, зачастую качественная работа теряет большое количество баллов, поскольку не соответствует заявленному виду работ. Итак, каковы же отличительные черты проекта? Какие обязательные элементы должны быть представлены в проектной работе?

Таким образом, проектная работа состоит из двух частей – описательной, состоящей из 3-х частей и собственно образовательного продукта. Важно, чтобы работа по выполнению проекта была действительно интересна ребенку, положительно эмоционально окрашена; работа по выполнению проекта способствовала расширению познавательного интереса учеников (а в идеале и учителя), требовала использования минимально необходимых знаний и привлечения более широкого поля знаний, дополнительных источников.



 











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!