СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках литературы

Категория: Литература
Тема: Проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использования исследовательского метода на уроках на разных ступенях обучения .

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы»



(Статья учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназии № 133 Герасимовой Е.Ю.)

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использования исследовательского метода на уроках на разных ступенях обучения . Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность , уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно открывать для себя новые знания. Поэтому несомненно важным является использование заданий исследовательского характера на всех уроках. Это не должно зависеть от темы урока, возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, так как путей использования заданий данного направления существует огромное количество. Данные формы построения уроков помогают избежать пассивного, механического заучивания материала, усиливая заинтересованность учащихся в успешности своего умственного труда.

Учителя всегда интересовал очень важный вопрос : как сделать свой урок интересным, познавательным, завлечь ребёнка, развивать в нём способность получать не только готовую информацию, но и , что очень важно, самому выбирать и обрабатывать её.

Я хотела бы более подробно остановиться на уроке литературы, так как тот факт, что не все дети, к сожалению, читают произведения, предусмотренные программой. Да, они могут интересоваться книгами, по сюжету которых сняты кинофильмы, и это уже хорошо. Но цель литературы заключается не только в прочтении текстов, а изучении произведений, способных заставить размышлять, сопереживать, делать выводы. Поэтому, говоря о литературе как школьном предмете, важно сделать урок таким, чтобы вызвать в детях интерес. На помощь приходит исследовательский метод, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. В ходе работы было выявлено, что метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

Остановимся более подробно защите проектов. Она всегда проходит очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.

Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения исследований по литературе у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей? Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.

Например, при изучении творчества А.Чехова, начиная с 5 класса, накапливается исследовательский материал. Сначала предлагается создать хронологическую таблицу. Следующая задача для учеников 5 класса: какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова? Результатом работы может стать защита проекта, где ребята анализируют этапы жизни Чехова и как каждый важный этап отразился в творчестве. Так же уже на этом этапе изучения литературы в школе мы пробуем анализировать лирические произведения. Не секрет, существует огромное количество схем комплексного анализа лирического текста. Вот одна из них.

1.Автор и название.

2.Собственные впечатления после прочтения.

3.История создания ( если известна)

4. Тема.

5. Проблема.

6. Изобразительно-выразительные средства.

7. Стихотворный размер.

8. Клаузула.

9. Рифма.

10. Место стихотворения в творчестве поэта.

Данную схему мы начинаем изучать постепенно, из года в год усложняя и дополняя её. На уроках в 5 классе дети безошибочно находят эпитеты, олицетворения, сравнения, умеют определять двусложные размеры, строить схемы. Есть уроки ( по программе Коровиной), где дети учатся определять способы рифмовки, и это у них хорошо получается. Всё это происходит потому, что учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, даёт школьникам возможность самим ( по образцам) находить необходимую информацию и применять добытые самостоятельно знания при анализе лирического текста. Они понимают. Что стихотворения. Написанные от имени лирического героя, усиливают возможность передачи искреннего и открытого высказывания, передают отношение автора к описываемому: весёлое, грустное. Исследование поэтической речи во многом помогает понять использование стихотворного размера, определённого авторского стиля. Анализ лексики стихотворения может дать значительный материал для углубленного восприятия текста. Здесь на помощь приходят знания русского языка.

Можно предложить и другие задания, которые носят исследовательский характер. Это , например, работа с учебным докладом. Индивидуальный по своей направленности выбор темы позволяет полнее учитывать склонности учащихся. Знания школьников становятся глубже и прочнее. Собственными усилиями преодолевая познавательные барьеры и открывая новую истину, «ученик вырастает в собственных глазах». В конечном итоге, самостоятельное выполнение исследовательских заданий, на котором может основываться подготовка докладов, ориентировано на формирование инициативной, интеллектуальной личности, способной к активности и творчеству в различных областях деятельности.

Очевидно, что работа над учебным докладом позволяет развивать и совершенствовать у школьников информационно- логические и структурные умения единого речемыслительного процесса. Следует отметить, что при формировании умений подготовки учебного доклада существует трудность в том, что в учебные пособия не включается полный текст-образец школьного доклада. Но это и позволяет ребёнку смоделировать собственные видения, а слушателям, на этапе рефлексии оценить работу, используя корректные формы замечаний ( им то и должен научить педагог, предварительно обговорив необходимые компоненты в общей структуре доклада).

Рассмотрим ряд исследовательских заданий по литературе:

-лингвистический эксперимент, в ходе которого обязательно следует учитывать основные этапы этого вида деятельности (гипотеза- наблюдения-выводы),

-творческие работы с элементами исследования (творческий портрет поэта, рассказ через знаковые образы, цитаты),

-инверсионные тексты(подбор примеров из текстов, создание собственных с использованием инверсии),

- аналитические задания сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами),

-задания-тезисы для критического осмысления,

которые способствуют развитию критического мышления.

Задачи исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, анализируя знания, в ходе практической работы, или закрепления материала, в качестве выполнения домашних заданий . Данная работа может оставаться в рамках одного урока. Темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов.

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы даёт возможность учащимся приобрести знания и опыт, побуждающие их участвовать в научных конференциях.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!