СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Использование технологии решения проектных задач позволяет добиться тех целей, которые ставит перед нами современное образование

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы»

Вильмс Н. Г.

Проектная деятельность на уроках литературы

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от привычного, так называемого, традиционного урока. Что же такое этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить?

В соответствии с ФГОС уроки литературы должны способствовать личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают «культурную самоидентификацию школьника», призваны максимально включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, поддерживать стремление выразить себя в слове.

Литература как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Использование технологии решения проектных задач позволяет добиться тех целей, которые ставит перед нами современное образование.

Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Вторая ступень школьного образования яв­ляется исключительно благоприятным периодом для развития ком­муникативных способностей, сотрудничества, кооперации между детьми, что позволяет успешно входить в проектную деятельность.

Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование универсальных учебных действий, ученик приобретают качества, необходимые успешному человеку ХХI века: самостоятельность, активность, ответственность, умение использовать ИКТ в творческой и исследовательской деятельности.

Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.

При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

На уроках могут использоваться разные виды проектов:

  1. Практико-ориентированные (журнал «Шаги», копилки пословиц и поговорок, сборники стихотворений разных авторов, объединенные одной темой).

  2. Творческие (инсценировки, сочинения, творческие работы разных жанров).

  3. Игровые (игры для уроков «Народ против», «Брэйн-ринг»).

  4. Исследовательские (научно-исследовательские работы).

По количеству участников проекты могут быть личностными, парными, групповыми.

В течение учебного года в 6Б классе на уроках литературы ребята работали над несколькими проектами. Одним из самых удачных стал проект «А мир остался ярким и большим», где ученики продемонстрировали умения строить письменные высказывания, создавать поэтические зарисовки, выдерживая заданный стиль и основные жанровые, реализуя навыки использования в тексте средств художественной выразительности.

Темой проекта стала Великая отечественная война, которая прошла через судьбы многих людей, принесла горе и слезы, стала настоящей народной трагедией, но и великим народным подвигом. Нет таких семей в России, которых она не коснулась. Но, к сожалению, мы забываем об этом. Забываем тех, кто пожертвовал своей молодостью, здоровьем, а часто и жизнью ради Родины, ради нас с вами. Помять об этих людях мы обязаны хранить. Ребята 6Б класса создали сборник стихов «А мир остался ярким и большим», посвященный своим дедам и прадедам, прошедшим дорогами войны.

Стихотворения из сборника «А мир остался ярким и большим»

Мой прадед мне рассказывал, что было в те года,

Страницы той истории залиты кровью.

Тогда внезапно началась война.

Теперь, пусть это было не со мной - я помню.


Наверное, возникли паника и страх,

Но каждый прятал их в душе.

И слезы, сдерживаемые в глазах,

Готовы были вырваться уже.


Но ослабеть никак нельзя,

Ведь враг такой жестокий был!

И все, кто мог – винтовки взял,

Боролись вместе фронт и тыл.


И ни на шаг не отступили,

Сражались, как никто другой.

Врага и на земле, и в небе били,

Ведь защищали дом родной!


И так пять долгих лет без передышки

Боролись вместе стар и млад.

Из лап врага герои вырвали Победу,

И в мае состоялся их Парад!


И вновь пришла весна, Весна Победы!

Замолкли пушки, зацвели сады,

И на земле теплей и радостнее стало.

Все потому, что больше не было беды.


Спасибо тем, кто за меня сражался,

Спасибо всем - погибшим и живым,

Спасибо им за то, что мир остался

Таким же ярким и большим.

Флигинская Екатерина


Еду в автобусе домой

С друзьями, не один.

И май так в зелени цветет

После сибирских зим.

А наши деды в этот час

Уже брали Берлин,

А мы ходили на Парад

И диктор громко говорил,

Как брали Сталинград.

Я нес в руках своих цветы,

И мы притихли у огня…

А мне представилось на миг

Как плавится броня.

Пусть не померкнет доблесть их

В новом рассвете дня.

Дедам «спасибо» говорю,

Кто мир спас, и меня.

Алейников Захар

Все, что было не со мной помню…

Война…

Ведь сколько в этих звуках,

И горького, и муки,

Что люди испытали,

Когда над нашею страной

Бомбили и взрывали!

Отважные солдаты в бой идут,

Чтоб попасть в окопы, на редут!

А сестры плачут и в тылу

В патриотическом пылу,

Что братья их сказали:

« Мы за Россию все пойдем,

Врага мы, немца, обойдем!»

Во время отдыха присядет мать,

Записку сына прочитать,

Заветный треугольник,

Раздастся крик, иль стон невольный,

И с фронта формою другой

Послание придет.

А в нем слова, что шел он в бой.

Но прерван тот полет.

На танки люди безоружны шли,

Спасая Родину, кто как могли…

В тылу трудясь,

На вылазки осмелясь,

Добились, и Победа, вот она!

Выстояла огромная страна!

И вот цена, расплата…люди.

Пусть больше ужасов таких не будет!

Так будем помнить,

Подвиг тот,

Что совершили все,

Ушедшие на фронт!

Бондаренко Софья

Внезапно вышли немцы в бой

На русскую границу.

И мой прадед, парнишка молодой,

Не дал врагу вступить ногой.

Он прошел сквозь боль, огонь и смерть.

И много-много долгих дней,

Почти четыре года,

Солдаты шли на гибель в ад

За Родину, за матерей, детей.

И в этой схватке снова победили,

Клятву Родине сдержали -

И Парад Победы нам отдали.

Полещук Алина

Я по фильмам знаю о войне,

По рассказам бабушки и папы.

Пусть не снится даже мне во сне,

Как сражались русские солдаты.


А сражались они смело и отважно,

Закрывая грудью амбразуры!

Защитить Россию – было важно!

Вот такие русские натуры!

Кутрань Анастасия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!