Вильмс Н. Г.
Проектная деятельность на уроках литературы
Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от привычного, так называемого, традиционного урока. Что же такое этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить?
В соответствии с ФГОС уроки литературы должны способствовать личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают «культурную самоидентификацию школьника», призваны максимально включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, поддерживать стремление выразить себя в слове.
Литература как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Использование технологии решения проектных задач позволяет добиться тех целей, которые ставит перед нами современное образование.
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, школьник фактически осваивает основы способа проектирования.
Вторая ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей, сотрудничества, кооперации между детьми, что позволяет успешно входить в проектную деятельность.
Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование универсальных учебных действий, ученик приобретают качества, необходимые успешному человеку ХХI века: самостоятельность, активность, ответственность, умение использовать ИКТ в творческой и исследовательской деятельности.
Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.
При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
На уроках могут использоваться разные виды проектов:
Практико-ориентированные (журнал «Шаги», копилки пословиц и поговорок, сборники стихотворений разных авторов, объединенные одной темой).
Творческие (инсценировки, сочинения, творческие работы разных жанров).
Игровые (игры для уроков «Народ против», «Брэйн-ринг»).
Исследовательские (научно-исследовательские работы).
По количеству участников проекты могут быть личностными, парными, групповыми.
В течение учебного года в 6Б классе на уроках литературы ребята работали над несколькими проектами. Одним из самых удачных стал проект «А мир остался ярким и большим», где ученики продемонстрировали умения строить письменные высказывания, создавать поэтические зарисовки, выдерживая заданный стиль и основные жанровые, реализуя навыки использования в тексте средств художественной выразительности.
Темой проекта стала Великая отечественная война, которая прошла через судьбы многих людей, принесла горе и слезы, стала настоящей народной трагедией, но и великим народным подвигом. Нет таких семей в России, которых она не коснулась. Но, к сожалению, мы забываем об этом. Забываем тех, кто пожертвовал своей молодостью, здоровьем, а часто и жизнью ради Родины, ради нас с вами. Помять об этих людях мы обязаны хранить. Ребята 6Б класса создали сборник стихов «А мир остался ярким и большим», посвященный своим дедам и прадедам, прошедшим дорогами войны.
Стихотворения из сборника «А мир остался ярким и большим»
Мой прадед мне рассказывал, что было в те года,
Страницы той истории залиты кровью.
Тогда внезапно началась война.
Теперь, пусть это было не со мной - я помню.
Наверное, возникли паника и страх,
Но каждый прятал их в душе.
И слезы, сдерживаемые в глазах,
Готовы были вырваться уже.
Но ослабеть никак нельзя,
Ведь враг такой жестокий был!
И все, кто мог – винтовки взял,
Боролись вместе фронт и тыл.
И ни на шаг не отступили,
Сражались, как никто другой.
Врага и на земле, и в небе били,
Ведь защищали дом родной!
И так пять долгих лет без передышки
Боролись вместе стар и млад.
Из лап врага герои вырвали Победу,
И в мае состоялся их Парад!
И вновь пришла весна, Весна Победы!
Замолкли пушки, зацвели сады,
И на земле теплей и радостнее стало.
Все потому, что больше не было беды.
Спасибо тем, кто за меня сражался,
Спасибо всем - погибшим и живым,
Спасибо им за то, что мир остался
Таким же ярким и большим.
Флигинская Екатерина
Еду в автобусе домой
С друзьями, не один.
И май так в зелени цветет
После сибирских зим.
А наши деды в этот час
Уже брали Берлин,
А мы ходили на Парад
И диктор громко говорил,
Как брали Сталинград.
Я нес в руках своих цветы,
И мы притихли у огня…
А мне представилось на миг
Как плавится броня.
Пусть не померкнет доблесть их
В новом рассвете дня.
Дедам «спасибо» говорю,
Кто мир спас, и меня.
Алейников Захар
Все, что было не со мной помню…
Война…
Ведь сколько в этих звуках,
И горького, и муки,
Что люди испытали,
Когда над нашею страной
Бомбили и взрывали!
Отважные солдаты в бой идут,
Чтоб попасть в окопы, на редут!
А сестры плачут и в тылу
В патриотическом пылу,
Что братья их сказали:
« Мы за Россию все пойдем,
Врага мы, немца, обойдем!»
Во время отдыха присядет мать,
Записку сына прочитать,
Заветный треугольник,
Раздастся крик, иль стон невольный,
И с фронта формою другой
Послание придет.
А в нем слова, что шел он в бой.
Но прерван тот полет.
На танки люди безоружны шли,
Спасая Родину, кто как могли…
В тылу трудясь,
На вылазки осмелясь,
Добились, и Победа, вот она!
Выстояла огромная страна!
И вот цена, расплата…люди.
Пусть больше ужасов таких не будет!
Так будем помнить,
Подвиг тот,
Что совершили все,
Ушедшие на фронт!
Бондаренко Софья
Внезапно вышли немцы в бой
На русскую границу.
И мой прадед, парнишка молодой,
Не дал врагу вступить ногой.
Он прошел сквозь боль, огонь и смерть.
И много-много долгих дней,
Почти четыре года,
Солдаты шли на гибель в ад
За Родину, за матерей, детей.
И в этой схватке снова победили,
Клятву Родине сдержали -
И Парад Победы нам отдали.
Полещук Алина
Я по фильмам знаю о войне,
По рассказам бабушки и папы.
Пусть не снится даже мне во сне,
Как сражались русские солдаты.
А сражались они смело и отважно,
Закрывая грудью амбразуры!
Защитить Россию – было важно!
Вот такие русские натуры!
Кутрань Анастасия