СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание опыта проектной деятельности в процессе занятий робототехникой

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС»


Проектная деятельность на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС

Пасанова Светлана Викторовна,

учитель физики

МБОУ «Ребрихинская СОШ»


«Уже в школе дети должны получить возможность
раскрыть свои способности, подготовиться к жизни
в высокотехнологичном конкурентном мире».

Д. А. Медведев[1]

Всё большую значимость в современной школе приобретает образовательная робототехника. Учащиеся различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей – роботов и их программирования.

Востребованность обучающих программ Lego Education обусловлена несколькими причинами, среди которых необходимость соответствия новым Стандартам среднего общего образования.

Основаниями для применения элементов робототехники в учебном процессе, на уроках или во внеурочное время могут служить следующие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

«развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [2,стр. 8]

«использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; »[2,стр. 9]

«приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач»; [2,стр. 12]

«определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих»; [2,стр. 9]

В условиях реализации требований ФГОС нового поколения школьники должны научиться работать с приборами обратной связи, освоить основы конструирования, программирования и управления моделями. Именно поэтому робототехника органично вписывается в учебный процесс.

Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся часто выступают в качестве юных исследователей и инженеров.

Результативность процесса обучения основам робототехники во многом зависит от формы организации занятий. В арсенале учителя огромный выбор методов, среди которых:

  • объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);

  • эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

  • проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

  • программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

  • репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

  • частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

  • поисковый – самостоятельное решение проблем;

Одним из интерактивных методов современного обучения, который используется при изучении робототехники, является метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.[3]

Формировать проектное мышление учащихся на занятиях необходимо с первого класса. В процессе планировании и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

Основные этапы разработки Лего-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора Лего. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.

В процессе проектной деятельности учащиеся учатся эффективному поиску информации в различных источниках, самостоятельной работе в группе, приобретают опыт самопрезентации. Таким образом, с помощью широкой исследовательской деятельности, формируется личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижении.

В течение текущего учебного года учащимися Ребрихинской средней школы было успешно реализовано несколько Лего-проектов, которые были презентованы аудитории школы, района и края.

Проект учащихся под названием «Первые шаги в робототехнику» был нацелен на знакомство учащихся начальных классов с основами образовательной робототехники. Его идея возникла в марте 2012 года. На тот момент в нашей школе имелись конструкторы двух видов: модели ПервоРобота Lego Wedo и Lego Mindstorms.

В ходе реализации проекта учащиеся провели большую предварительную исследовательскую работу, изучив печатную литературу и источники Интернета по вопросам образовательной робототехники. Совместно с учащимися «Станционно-Ребрихинская СОШ» разработали сценарий районного фестиваля «Первые шаги в робототехнику», приготовили доклады и фильмы к данному фестивалю. Для учащихся начальной школы организовали несколько занятий по конструированию и провели школьный фестиваль «Робомир». После этого мероприятия количество учащихся, желающих заниматься робототехникой, увеличилось в разы.

Продуктами данного проекта являлись собранные модели, снятые фильмы, проведённые фестивали. Презентация проекта прошла на окружном семинаре во время проведения конференции «Юность. Наука. Творчество. Прогресс».

В апреле 2012 года команда наших робототехников «Солярис» при подведении итогов 12 педагогического фестиваля на всероссийской конференции «Информатизация образования» была отмечена дипломом как самая активная начинающая команда робототехников в категории «LEGO Wedo». В декабре того же года проект «Первые шаги в робототехнику» занял первое место по номинации «ИКТ-проект» на региональном конкурсе ИКТО-2012.

В этом учебном году в проектную деятельность были вовлечены самые юные робототехники - первоклассники. Проекты, реализованные ими, были в основном кратковременными и выполнялись группами. Одной из учениц был разработан индивидуальный творческий проект «Пять причин не бояться роботов». Реализовывая его, девочка провела опрос среди ребят, занимающихся робототехникой, собрала не только стандартные модели, но и свои авторские. Результатом работы над проектом стал фильм с одноимённым названием, который участвовал в краевом конкурсе творческих работ по робототехнике.

Со своим проектом ученица выступила перед учащимися начальных классов, и педагогами края во время окружного семинара «Реализация проектной деятельности учащихся» и заняла 1 место на Первой Краевой ярмарке детских проектов в с. Шелаболиха.

В процессе работы над любым проектом учащиеся получают жизненный опыт, способствующий их личностному и образовательному росту. Доказательством этого служат победы учащихся на конкурсах и олимпиадах разного уровня, среди которых -1 место в категории «LEGO Wedo» и 2 место в основной категории «LEGO Mindstorms» на III краевой олимпиаде по робототехнике(2014), 2 место в категории «LEGO Wedo» в краевом конкурсе для обучающихся по робототехнике и интеллектуальным системам(2016год) и другие.

В заключении хотелось бы отметить, что в процессе занятий робототехникой школьники учатся смотреть на проблемы шире и решать их, учатся быть лидером и брать на себя ответственность. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее” .[4]

Список использованной литературы:

  1. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской ФедерацииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // НОВОСТИ 2008-11-05 16:57:39

  2. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 6 октября 2009 г. №373

  3. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

  4. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!