СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по экологии Работа ШНО «Искатель»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе по проектной деятельности описана характеристика основных этапов проектного обучения, наиболее авжные педагогические приёмы, которые используются в методе проектов. Даны рекомендации по организации и проведению занятий с использованием метода проектов, оценочный лист участника проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по экологии Работа ШНО «Искатель»»







«Утверждаю» «Проверено»

Директор ГБОУ «Школа №2083» Заместитель директора

__________ Т.В. Наумкина __________ О.В. Шелепова «_____»______________2014 г. «_____»________________2014 г.



Рабочая программа

Проектная деятельность по экологии

Работа ШНО «Искатель»


для 7-11 классов

на 2014-2015 учебный год

учитель – Свечникова И.Н.













СП «Знамя Октября»



2014

Пояснительная записка к учебному курсу по химии «Проектная деятельность» Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.



Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,

обработка и анализ

информации по теме проекта



- обсуждают проблему

с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели

и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты



- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует



- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия



2. Конструкторский

- поиск оптимального решения

задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской

и технологической документации


- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ

и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию


- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует


- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа


3. Технологический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор

необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

- выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию


- выполняют необходимую подготовку

и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества

обработки деталей изделия


- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами

обработки материалов;

- консультирует, советует


- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа


4. Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования


- осуществляют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта


- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументировано оценивает

работу учащихся


- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра


Наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов.

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.

Рекомендации по организации и проведению занятий с использованием метода проектов.

  1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

    • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

    • обсуждение возникших идей;

    • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

    • формирование темы проекта для класса или группы учащихся.


2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    • уточнение намеченной цели и задач;

    • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

    • обмен информацией с другими людьми (учащимися, учителями, родителями, консультантами);

    • интерпретация данных;

    • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


3.Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

    • систематизация полученных данных;

    • построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации).



4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

    • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



1.1


Вводный этап. 5 часов

Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.

1.2

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и прочее)

1.3

Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.


1.4

Обсуждение и отбор идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации

1.5

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работ. Установление процедур и критериев оценки проекта.



2.1


Поисково-исполнительский этап. 14 часов


Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей и жанром работы.


2.2

Индивидуальные и групповые консультации в поиске оптимальных решений и технологий выполнения проектных работ.

2.3

Выбор путей и средств ресурсного обеспечения проектной деятельности.

2.4

Консультирование деятельности учащихся в осуществлении целей проектных работ.

2.5

Анализ и обсуждение промежуточных результатов в целях оптимизации процесса проектной деятельности.



3.1


Обобщающий этап. 10 часов


Систематизация и обобщение материалов, формулирование выводов.

3.2

Репетиционно – консультационное занятие: «предзащита» проектов

3.3

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

3.4

Подготовка к публичной защите проектов:

определение даты и места; определение программы и сценария публичной защиты; распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-видио-съёмка и прочее); оформление пригласительных билетов, подготовка аудитории.

3.5

Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятий.



4.1


Заключительный этап. 4часа


Публичная защита проектов

4.2

Анализ выполненной работы, подведение итогов.



5.1


Итоговый этап. 1час


Обобщение результатов. Оформление отчётов о проделанной работе. Архивирование материалов по выполнению и защите проектов.











СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА

Этап

Содержание

Этап 1. «Начальный»

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска, выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации

Этап 3. «Исследовательский»

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результатов»

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных результатов в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный»

Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, составление письменного отчёта, подготовка к публичной защите проекта, рефлексия проделанной работы

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов.

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, драматизация пьесы .

Информативно-исследовательские проекты.

Творческие работы.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов, статьи в газету.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Задачи проекта:

  • Рассмотреть проблему.

  • Проанализировать.

  • Выяснить отношение к исследуемому явлению у различных групп населения







Методы исследования:

  • анализ специальной литературы, internet-материалов, прессы;

  • интервью, социологический опрос, беседа, анкетирование.

  • методы математической обработки данных.

Этапы работы над проектом.

Традиционно последовательность работы над проектом следующая:

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2

Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов (формы проекта);

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности;

д) распределение обязанностей между членами команды.

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Наблюдает за деятельностью учащихся.

3

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом “мозгового штурма”. Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4

Формулирование результатов или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся

5

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, писменный отчет

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6

Оценка результатов.

Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет качество отчета.

Рекомендации по организации и проведению занятий с использованием метода проектов.

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

    • обсуждение возникших идей;

    • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

    • формирование темы проекта для класса или группы учащихся.


2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    • уточнение намеченной цели и задач;

    • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

    • обмен информацией с другими людьми (учащимися, учителями, родителями, консультантами);

    • интерпретация данных;

    • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;

    • построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации).


4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

    • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города).





Оценочный лист участника проекта.

Этапы организации работы над учебным проектом

(название проекта) ----------------------------------------------------------------

ученицы ________ кл. Ф.И.---------------------------------------------------------------------



Содержание работ

Сроки

Контроль

Примечание


1.1

Вводный этап.

Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.




1.2

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и прочее)




1.3

Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.





1.4

Обсуждение и отбор идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации




1.5

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работ. Установление процедур и критериев оценки проекта.




2.1

Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей и жанром работы.





2.2

Индивидуальные и групповые консультации в поиске оптимальных решений и технологий выполнения проектных работ.




2.3

Выбор путей и средств ресурсного обеспечения проектной деятельности.




2.4

Консультирование деятельности учащихся в осуществлении целей проектных работ.




2.5

Анализ и обсуждение промежуточных результатов в целях оптимизации процесса проектной деятельности.




3.1

Обобщающий этап.

Систематизация и обобщение материалов, формулирование выводов.




3.2

Репетиционно – консультационное занятие: «предзащита» проектов




3.3

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.




3.4

Подготовка к публичной защите проектов:

определение даты и места; определение программы и сценария публичной защиты; распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-видио-съёмка и прочее); оформление пригласительных билетов, подготовка аудитории.




3.5

Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятий.




4.1

Заключительный этап.

Публичная защита проектов




4.2

Анализ выполненной работы, подведение итогов.




5.1

Итоговый этап.

Обобщение результатов. Оформление отчётов о проделанной работе. Архивирование материалов по выполнению и защите проектов.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!