СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Дружба и порядочность"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои  мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне.                                                           Философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Дружба, доброта отзывчивости и порядочности – это человеческие качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Дружба и порядочность"»

МБОУ «Алексеевская начальная школа – детский сад №4»



Номинация:

«Лучшая инновационная разработка года»



Проектная работа

«Дружба и порядочность»













Автор разработки:

Шайхутдинова Ф.Г.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







Содержание

Введение

    1. Понятие и проявление дружбы.

    2. История развития понятия дружба и порядочность.

    3. Роль доверия в укреплении дружбы.

    4. Качество настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

    5. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы.

    6. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ.

    7. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

    8. Родители и дружба.

    9. Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по теме: «Дружба и порядочность» (модуль « Основы светской этики», автор учебника М.Г.Студеникин)

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы




























Введение

О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои  мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Дружба, доброта отзывчивости и порядочности – это человеческие качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание Актуальность проекта. Дружба является одним из вечно актуальных вопросов. Что же она собой представляет? Актуальность заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как дружба и порядочность. Каждый ли человек умеет быть другом? Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь до дружбы надо дорасти. Не сможет стать другом тот, кто самолюбив и хочет быть главным в дружбе, кто не придет другу на помощь в беде. Другом не сможет стать и тот, кто не умеет искренне, без зависти радоваться успехам другого. Ведь истинная дружба проходит испытание не только бедой, но и радостью. Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить не умеют. А ведь дружба – это важная часть нашей жизни. Знать, как ее сохранить - это самое главное. Цель исследования: Формирование у детей представления о понятии дружба и порядочность. Задачи исследования: - Изучить понятия дружба и порядочность; - Определить место дружбы и порядочности, как позиций в этике; - Рассмотреть становление дружбы и порядочности.

    1. Понятия дружбы и порядочности.

Ученые с запада исследовали такой феномен, как настоящая дружба. Они попытались выяснить, что заставляет человека искать друзей, и что при этом он преследует. Зачем общается со своими друзьями и помогает им в трудную минуту. В ходе исследований выяснилось, что «бескорыстность дружбы» - это миф. Любой человек заводит друзей только из корыстных побуждений. Как правило, это либо цель совместного времяпровождения, общения, либо дальновидность в будущее, и надежда, что друг поможет в тяжелое время, сообщают новости науки. Помогая своему другу, любой человек на подсознательном уровне уверен, что друг отплатит ему тем же. Такого рода дружба образовалась еще в первобытные времена, когда люди объединялись в племена ради выживания, и сохранилась по сей день.Таким образом, ученые развеяли миф, о том, что дружба является бескорыстным проявлением отношений. На самом же дела, дружба заложена на подсознательном уровне, еще с древних времен. И основной целью такой дружбы является взаимная помощь, и выживание. Попробуйте вспомнить, как часто вы обращаетесь к своим друзьям? Будь то предложение заняться чем-то, либо просто поболтать. И оказывается что все это – корыстные побуждения на подсознательном уровне. Дружба – это отношения, построенные на взаимной симпатии. Дружба может быть мимолетной и пройти вместе с этой симпатией. Иногда дружба длится годами и постоянно в это время укрепляется. Основана настоящая дружба на доверии, взаимопомощи. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Ученые же заверяют, что в такого рода дружбе ничего плохого нет. Ведь, по сути, это объединение людей, связанных между собой дружескими отношениями и обязательствами. Ученые отмечают, что не нужно путать дружеские отношения, и приятельские. Хотя они схожи между собой, тем не менее, имеют колоссальные отличия. Если дружба – это взаимопомощь между людьми, то приятельство, это простое общее времяпровождение. В русских переводах Платона как порядочность передан термин κοσμιοτης, родственный слову космос. Согласно диалогу «Горгий», достоинство каждой вещи, в том числе души - слаженность и упорядоченность, именно такова умеренная и воздержная душа. Сократ в диалоге говорит: Мудрецы учат, Калликл, что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность и высшая справедливость; по этой причине они и зовут нашу Вселенную "космосом", а не "беспорядком", друг мой, и не "бесчинством" Согласно «Определениям» платонической школы, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера» В переводах этических сочинений Аристотеля как "порядочность" иногда ] передается термин эпиэйкейя (который чаще переводится как доброта). Порядочный (эпиэйкес) человек по своей воле никогда не сделает дурного. Он избирает в своем поведении то, что законодатель определил в общем плане, но не смог детализировать для каждого отдельного случая. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимопонимание. Не случайно появилась поговорка: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносящего умышленного вреда окружающим. Таким образом, если человек следит за тем, чтобы не навредить другим, то неприятные для окружающих последствия его действий (т.е. произошедшие помимо воли делающего) не могут характеризовать человека, как непорядочного. Так же не могут характеризовать человека как непорядочного, действия причинившие вред, если эти действия совершены с целью предотвращения еще большего вреда, или совершены при необходимой обороне, (в том числе самообороне). Словарь Ушакова определяет порядочность как честность, неспособность к низким поступкам. Словарь Ожегова определяет порядочность как честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

1.2 История развития понятия дружба и порядочность.

В разные периоды истории понятие дружбы наполняется разным содержанием. В раннем средневековье восхваляется и поэтизируется героическая рыцарская дружба, воинское братство и побратимство. Христианские богословы спорят о соотношении дружбы между конкретными людьми и любовью к Богу. В начале Нового времени дружеские чувства противопоставляются отношениям, основанным на сословной принадлежности или общности коммерческих интересов. Романтики конца 18 – начала 19 вв. создали культ нежной лирической дружбы, главной ценностью которой является психологическая интимность и самораскрытие собственного Я. В 20 в. заговорили об оскудении дружбы под влиянием урбанизации, ускорения темпов социального обновления и возникновения массового общества. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «узнать можно только те вещи, которые приручишь... У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».

Однако историко-социологические исследования демонстрируют не столько «оскудение» дружеских чувств и отношений, сколько усложнение и психологизацию их критериев, в свете которых реальные личные связи сплошь и рядом выглядят неудовлетворительными. Новая, более динамичная форма общественных отношений не уничтожила элементарной потребности отдельного человека в теплоте и спонтанности в отношениях с другими людьми и не привела к исчезновению желания надежного и постоянного подтверждения собственных чувств со стороны других людей и желания быть рядом с теми, кто вызывает симпатию.

1.3 Роль доверия в укреплении дружбы.

Дружба понятие предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность. Вначале дружба возникает на взаимном интересе, по мере развития этих отношений она перерастает во взаимное уважение и доверие. Эти качества являются базисными для этого понятия. Доверие предполагает уверенность в своем друге и его морально-нравственных качествах. Доверие не идеализирует людей, напротив, она заставляет признать тот факт, что люди несовершенны. Но доверие невозможно, если человек сомневается в том, что другой его обманет или предаст. Уважение предполагает умение разделять с человеком его точку зрения, его привязанности, увлечения, манеру поведения. Человек, которого уважают, чувствует себя более уверенно, достойно. Он знает, что на свете есть человек, который ценит его как личность. Доверие и уважение – два основных качества, без которых невозможна дружба. Отличительной чертой дружбы является ее стабильность и долговременность. Чувство дружбы длится иной раз на протяжении всей жизни человека. Долговременность дружбы определяют такие качества людей, как искренний интерес к жизни друга, умение выслушать и поддержать в трудную минуту, прийти на помощь по первому зову, сохранить секрет друга, доверять другу. Так как дружба – это чувство, нельзя путать ее  такими понятиями, как приятельство или товарищество. Такие отношения связаны не чувствами, а общностью интересов, хобби, умением вместе весело проводить время. Очень часто приятели являются частью рабочего коллектива. Настоящая дружба может не предполагать постоянных контактов для общения, тогда, как приятельство постепенно без них затухает. Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за нее бороться.

1.4 Качество настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Каждый ли человек умеет быть другом? Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь до дружбы надо дорасти. Не сможет стать другом тот, кто самолюбив и хочет быть главным в дружбе, кто не придет другу на помощь в беде. Другом не может стать и тот, кто не умеет искренне, без зависти радоваться успехам другого. Ведь истинная дружба проходит испытание не только бедой, но и радостью. Надо уметь радоваться вместе с другом, разделяя его успехи, его счастье. Дружба всегда связана с взаимопониманием, взаимной ответственностью и открытостью, доверительностью, активной взаимопомощью, искренностью и бескорыстием чувств, интересом к делам и переживаниям друга. Не даром в одной поговорке сказано, что «друзья – не разлей вода», а в другой – «дружба до первого дождя». Вчитаемся в наставление татарского просветителя и педагога Каюма Насыри (1825 – 1902). «Один мудрец сказал сыну: «О сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся с лжецом – слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадежен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупый вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний – один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст тебе, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью – испытаешь лишь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия. В дружбе надо быть требовательным, то есть иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Дружеские отношения могут разладиться из – за обидных слов, грубости и злости, капризов и слез по пустякам. Друзья разучились слушать друг друга, уступать друг другу, не могут сделать первый шаг к примирению. Вот что мешает дружбе и даже ведет ее к потере: вспыльчивость, глупость, зависимость, зависть, корыстолюбие, ложь, ненадежность, обман, предательство, хитрость. А это помогает сохранить дружбу: бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надежность, равноправие, свобода, симпатия, честность.

1.5 Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы.

Во многих сказках дружба, сплоченность помогают одержать победу над злом. Например, сказка «Три поросенка», «Сказка о козе и баране» Г. Тукая. О дружбе написано много книг: В Осеева «Три товарища», И.Василенко «Мостик», Ю. Азаров «Один за всех – все за одного», «Снежная королева» , где описывается что Герда - смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной королеве, что дружба и верность могут творить чудеса

    1. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ.

Друг, приятель, товарищ – эти понятия - синонимы очень близки по смыслу, почти похожи, но имеют разный смысл. Настоящий друг обладает такими качествами, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость, не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться. Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости. Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый. Товарищ – человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни. С товарищами ты чаще всего связан совместной деятельностью, учебой. Высшей степенью товарищества будет дружба. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

    1. Правила дружбы. Очевидно, из выше сказанного правила будут следующие:

- Не оставляй друга в беде;

- Помогай другу во всем;

- Будь верным в дружбе, верь в друга;

- Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе;

- будь требовательным к дружбе;

- Не ссорься и не спорь с другом по пустякам;

- Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других;

- В спорах с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок);

- Умей уступать другу;

-Не обманывай друга;

- Не требуй от своего друга жертв ради тебя;

- Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так;

- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось;

- Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось;

- Не смейся над недостатками друга;

- Останови друга, если он делает что-то плохое;

- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику;

- Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

1.8 Родители и дружба.

Иногда возникает вопрос: надо ли спрашивать разрешения родителей, с кем дружить? Личное право каждого ребенка выбирать своих друзей. Но чтобы не навредить, ни себе, ни родным и близким, хорошо бы посоветоваться с родителями. Ведь это они несут ответственность за твою жизнь и здоровье, за твое будущее.

Заключение

Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один. Проблемы дружбы, порядочности, бескорыстия, доверия, искренность, милосердия, надежности, равноправия, честности были и остаются центральными и вечными пробле­мами этики. представлено здесь лишь некоторые подходы к их пониманию. Надеюсь, что полученные знания и собственный жиз­ненный опыт помогут всем каждый раз правильно ориентироваться в жизни и делать верный моральный выбор. Дружба и порядочность — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше таких качеств будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Словарь терминов

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам. Список используемой литературы

  1. Андеpсен, Г.-Х. Сказки.

  2. Пляцковский М. Урок дружбы 

  3. Студеникин М.Т. «Основы духовно – нравственной культуры народов России», Модуль «Основы светской этики», М «Русское слово» 2012     

  4.    Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

  5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г

  6. Этика: Уч. пос./ Под ред. Т. В. Мишаткиной.- Мн.: Новое знание, 2004



























Проект урока

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

по теме: «Дружба и порядочность»

(модуль « Основы светской этики», автор учебника М.Г.Студеникин)



Тема: «Дружба и порядочность»

Цель: раскрыть значение понятий «дружба, порядочность», учить детей жить в дружбе и согласии;

Задачи:

 - воспитывать самостоятельность в работе по заданию, умение работать в группах;

 - познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность» с отличительными чертами дружбы;

 - развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.

Тип урока – открытие нового знания

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

 Личностные УУД:

 - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

 - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 Регулятивные УУД:

 - умение выражать свои мысли;

 - умение определять цель деятельности на уроке;

 - умение определять успешность своего задания;

 Познавательные УУД:

 - формировать умение отбирать главное, синтезировать;

 - оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

 - строить логическое рассуждение

 Коммуникативные УУД:

 - умение слушать и понимать других;

 - умение оформлять свои мысли в устной форме;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы: проблемно – поисковый, словесный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

групповая

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Оборудование:

  • проектор, экран, компьютер;

  • сигнальные карточки;

  • рисунок радуги;

  • выставка книг о друзьях и дружбе;

  • карточки со словами, определяющих качества друзей;

  • свеча;

  • тексты  пословиц;

  • сердце и сердечки из картона;

  • лепестки  ромашки  из картона, цветы из цветной бумаги;

  • рисунки  детей.

  • учебник по ОРКСЭ М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс

  • «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами

  • аудиозапись для физкультминутки

  • презентация.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы

с членами семьи, с родителями.

Словарь терминов:

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.


Ход урока:

1.Организационный момент.   Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  Каким бы вы хотели видеть урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте», пожалуйста.
 (Дети поднимают карточку – «настроение»)  2.Определение темы урока. А чтобы тему урока узнать, нужно нам загадку разгадать:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
( На доске рисунок радуги, но бесцветной) - Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых  цветами радуги их можно прочитать/: Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство. Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему урока.
– О чем будем говорить? /О дружбе./ « Дружба» Звучит песня В.Шаинского “О дружбе”. /“Дружба верная…”./
-   О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои  мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? - Ребята!  Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте   отзывчивости и порядочности – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание. 3.Целеполагание. - Какую  цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
      - Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить? Дети становятся в круг.
- Давайте поприветствуем друг друга.  
Упражнение “Аплодисменты по кругу.
- Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.) Беседа о дружбе. Работа с учебником. На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»
- Продолжите предложение.
 - Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Что такое дружба? (словарь).
- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.62. Работа в группах.
- Подбери слова, которые  связанно по смыслу со словом дружба
Д_________________
Р_________________
У_________________
Ж________________
Б_________________
А_________________ Выставка книг о друзьях и дружбе. - Посмотрите на выставку книг. В сво­бодное время вы можете прочитать любую изэтих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях». Викторина. - Собрались однажды четыре музыканта, по­дружились. Вместе концерты давали, вместе раз­бойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.). - Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок) - Какая девочка выручила своего друга из ледо­вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту­пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая) - Этот герой бухнулся на кровать и, схватив­шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье.) - Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш­ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни­ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору) - У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон) - Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела) Физкультминутка:
-Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
 И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
 С этим лучиком в груди
 Ты на мир ясней гляди. Беседа о друге.
      - Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.
     - У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
- Чему он может вас научить?
- Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями? Вывод: взрослый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
      - Для чего дружить ровесникам?    Стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи»  Мальчик Миша мается -
Миша заикается. Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся.
И смелее говори! Миша выговорит слово,
А другого не видать... Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать! Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
-Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают. Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце. Стихотворение Т. Агибаловой « У меня теперь есть друг» У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь Игра «Цветик-семицветик». .  Работа в группах. Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми  можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.  Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.) 
 - Назовите  из этих качеств, 1 которое есть у вас.
 -  Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг. - Какое надежное и емкое слово дружба.
- А кто  такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.
  - поможет в трудные минуты;
  - выручит, когда ты окажешься в беде;
  - тебя понимает лучше всех;
  - поделится последним куском хлеба;
  - ничего не пожалеет для тебя;
  - которому можно рассказать все свои секреты. Понятие «Дружба». 
- А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники.
 Ученики читают стихотворение «Что такое дружба». - Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
-Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,    
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-  Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-  На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Релаксация. Закройте глаза.
Дыхание ровное.
Представьте место, где вы можете отдохнуть.
Море, солнышко, плещется вода.
Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.  
Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,  Вы чувствуете их поддержку.
А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем  глаза. Работа в группах. 1). Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете? Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет.
С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка. -  Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. 2). Задание. - Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. ( У каждой группы 2 сердечка.)
- Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце - Посмотрите, оно как будто забилось.
- Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский. «Правила дружбы»  В. А. Сухомлинского.
 - Выбирай друзей по  душевным качествам, не по одёжке.
 - Не обманывай друга ни в чём.
 - Будь с ним честен.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Останови друга,  если он делает  что-то плохое.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом. Понятие «порядочность». Работа с учебником.
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
- Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
-Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?
-Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Работа с учебником.   Определение стр. 64.
-Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
(По Ю. Яковлеву)
-«Порядочность — это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам». В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.
-Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
-Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Игра. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.     Продолжи предложения: Урок заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с урока. - Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.

Домашнее задание: прочитать стр. 62 – 74, написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.
( Учащиеся выходят из класса, взявшись за руки попарно, под песню «Дружба крепкая»)











МБОУ «Алексеевская начальная школа – детский сад №4»







Номинация:

«Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»










Автор разработки:

Шайхутдинова Ф.Г.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории














Методическая разработка

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»


(Модуль « Основы светской этики», автор учебника М.Г.Студеникин)



Тема: «Дружба и порядочность»

Цель: раскрыть значение понятий «дружба, порядочность», учить детей жить в дружбе и согласии;

Задачи:

 - воспитывать самостоятельность в работе по заданию, умение работать в группах;

 - познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность» с отличительными чертами дружбы;

 - развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.

Тип урока – открытие нового знания

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

 Личностные УУД:

 - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

 - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 Регулятивные УУД:

 - умение выражать свои мысли;

 - умение определять цель деятельности на уроке;

 - умение определять успешность своего задания;

 Познавательные УУД:

 - формировать умение отбирать главное, синтезировать;

 - оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

 - строить логическое рассуждение

 Коммуникативные УУД:

 - умение слушать и понимать других;

 - умение оформлять свои мысли в устной форме;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы: проблемно – поисковый, словесный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

групповая

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Оборудование:

  • проектор, экран, компьютер;

  • сигнальные карточки;

  • рисунок радуги;

  • выставка книг о друзьях и дружбе;

  • карточки со словами, определяющих качества друзей;

  • свеча;

  • тексты  пословиц;

  • сердце и сердечки из картона;

  • лепестки  ромашки  из картона, цветы из цветной бумаги;

  • рисунки  детей.

  • учебник по ОРКСЭ М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс

  • «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами

  • аудиозапись для физкультминутки

  • презентация.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы

с членами семьи, с родителями.

Словарь терминов:

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.


Ход урока:

1.Организационный момент.   Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  Каким бы вы хотели видеть урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте», пожалуйста.
 (Дети поднимают карточку – «настроение»)  2.Определение темы урока. А чтобы тему урока узнать, нужно нам загадку разгадать:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
( На доске рисунок радуги, но бесцветной) - Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых  цветами радуги их можно прочитать/: Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство. Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему урока.
– О чем будем говорить? /О дружбе./ « Дружба» Звучит песня В.Шаинского “О дружбе”. /“Дружба верная…”./
-   О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои  мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? - Ребята!  Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте   отзывчивости и порядочности – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание. 3.Целеполагание. - Какую  цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
      - Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить? Дети становятся в круг.
- Давайте поприветствуем друг друга.  
Упражнение “Аплодисменты по кругу.
- Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.) Беседа о дружбе. Работа с учебником. На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»
- Продолжите предложение.
 - Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Что такое дружба? (словарь).
- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.62. Работа в группах.
- Подбери слова, которые  связанно по смыслу со словом дружба
Д_________________
Р_________________
У_________________
Ж________________
Б_________________
А_________________ Выставка книг о друзьях и дружбе. - Посмотрите на выставку книг. В сво­бодное время вы можете прочитать любую изэтих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях». Викторина. - Собрались однажды четыре музыканта, по­дружились. Вместе концерты давали, вместе раз­бойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.). - Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок) - Какая девочка выручила своего друга из ледо­вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту­пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая) - Этот герой бухнулся на кровать и, схватив­шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье.) - Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш­ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни­ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору) - У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон) - Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела) Физкультминутка:
-Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
 И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
 С этим лучиком в груди
 Ты на мир ясней гляди. Беседа о друге.
      - Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.
     - У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
- Чему он может вас научить?
- Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями? Вывод: взрослый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
      - Для чего дружить ровесникам?    Стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи»  Мальчик Миша мается -
Миша заикается. Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся.
И смелее говори! Миша выговорит слово,
А другого не видать... Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать! Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
-Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают. Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце. Стихотворение Т. Агибаловой « У меня теперь есть друг» У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь Игра «Цветик-семицветик». .  Работа в группах. Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми  можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.  Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.) 
 - Назовите  из этих качеств, 1 которое есть у вас.
 -  Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг. - Какое надежное и емкое слово дружба.
- А кто  такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.
  - поможет в трудные минуты;
  - выручит, когда ты окажешься в беде;
  - тебя понимает лучше всех;
  - поделится последним куском хлеба;
  - ничего не пожалеет для тебя;
  - которому можно рассказать все свои секреты. Понятие «Дружба». 
- А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники.
 Ученики читают стихотворение «Что такое дружба». - Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
-Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,    
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-  Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-  На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Релаксация. Закройте глаза.
Дыхание ровное.
Представьте место, где вы можете отдохнуть.
Море, солнышко, плещется вода.
Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.  
Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,  Вы чувствуете их поддержку.
А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем  глаза. Работа в группах. 1). Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете? Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет.
С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка. -  Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. 2). Задание. - Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. ( У каждой группы 2 сердечка.)
- Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце - Посмотрите, оно как будто забилось.
- Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский. «Правила дружбы»  В. А. Сухомлинского.
 - Выбирай друзей по  душевным качествам, не по одёжке.
 - Не обманывай друга ни в чём.
 - Будь с ним честен.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Останови друга,  если он делает  что-то плохое.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом. Понятие «порядочность». Работа с учебником.
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
- Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
-Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?
-Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Работа с учебником.   Определение стр. 64.
-Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
(По Ю. Яковлеву)
-Порядочность — это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам». В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.
-Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?” Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
-Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Игра. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.     Продолжи предложения: Урок заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с урока. - Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.

Домашнее задание: прочитать стр. 62 – 74, написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.
( Учащиеся выходят из класса, взявшись за руки попарно, под песню «Дружба крепкая»)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!