СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Куколки-подружки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить происхождение кукол и развить интерес к теме проекта у сверстников, научиться и научить всех желающих изготавливать тряпичных кукол.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Куколки-подружки"»











КУКЛЫ ИЗ ПРОШЛОГО








Тип проекта: творческий

Авторский коллектив:

Игнатьева Евгения, Кирсанова Дарья,

Руководитель проекта:

Акимова Анжелика Викторовна

МБОУ г. Астрахани "СОШ № 35"

















АСТРАХАНЬ-2016

Оглавление


1. Введение. Описание проекта с. 2-4

2. Основная часть:

а) Планирование работы с. 5

б) Подробное описание этапов проекта с. 6-7

в) Перечень основных мероприятий ,объём и содержание работы с. 9

3. Результаты реализации проектами с. 10

4. Приложение с.11-26

5. Библиографический список с. 27


























Описание проекта

Название проекта: Куклы из прошлого.

Ресурсное обеспечение:

  1. Куклы семьи.

  2. Печатные и электронные источники информации.

  3. Помощь мам и бабушек.

Цель проекта: Изучить происхождение кукол и развить интерес к теме проекта у сверстников, научиться и научить всех желающих изготавливать тряпичных кукол.

Задачи проекта:

  1. Изучить материал по истории происхождения тряпичных кукол.

  2. Изучить и применить на практике технологии по изготовлению тряпичных кукол.

  3. Организовать совместно со взрослыми мероприятия, привлекающие внимание к теме проекта, провести мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол для всех желающих, побудить сверстников обратить внимание на красоту кукол, сделанных своими руками.

  4. Определить план дальнейшей работы по изучению других техник изготовления кукол.

Срок реализации проекта: Месяц.

Проблема проекта: Возвращение тряпичной куклы в детство современных детей.

Актуальность проекта: Живя в 21 веке, в веке бурного развития техники и электроники, остро ощущая нехватку человеческих отношений, мы возвращаемся к истокам народной культуры. Мостиком между современностью и нашей историей является самая обыкновенная кукла. Кукла пришла к нам из глубины веков, кажется известно про неё всё… Однако, она всё так же молода и загадочна. В наших семьях к куклам всегда было трепетное и живое отношение. Почему? Как раз этот вопрос и заинтересовал нас. Наши мамы и бабушки для нас сами делали тряпичных кукол — это были первые и самые любимые наши куклы. Когда мы повзрослели, у нас стали возникать вопросы о происхождении кукол, о том, как и из чего их делали раньше. Поэтому мы решили реализовать творческий проект, посвящённый истории тряпичных кукол.

Новизна проекта: В среде детей наиболее популярны куклы — стандартные модные образы и персонажи. А мы, создавая тряпичных кукол, хотим привлечь внимание к игрушкам, у которых есть душа, и от которых веет теплом рук, их сделавших. Именно такие куклы мы изготовили и подарили своим ровесникам. А всех, кто хотел научиться, мы научили делать самых обыкновенных тряпичных кукол.

Ожидаемые результаты: Приобщение ровесников к истокам народной культуры; повышение их заинтересованности в желании что-то сделать самостоятельно своими руками; изготовление кукол для маленьких детей.

Сроки и этапы реализации проекта:

Таблица № 1. Планирование работы по проекту и временные характеристики

№ п/п

Этап проекта

Срок реализации

1.

Подготовительный этап. Работа по организации поиска информации из разных источников о тряпичной кукле. Выдвижение гипотезы.

1 неделя

Понедельник

2.

Разработка проекта. Структурирование теоретической и практической информации.

1 неделя



Знакомство с художественными произведениями, посвящённых куклам.

1 неделя

Вторник


Беседа с мамой и бабушкой о том, какими куклами они играли в детстве.

1 неделя

Среда


Посещение Музейно-культурного центра «Дом купца Г.В. Тетюшинова»

1 неделя

Четверг


Сделать фотографии кукол своих и маминых

1 неделя

Пятница


Подведение итогов.

1 неделя

Суббота

3.

Внедрение проекта. Создание материалов-заготовок для мастер-классов.

2 неделя

Понедельник, вторник


Проведение мастер-класса для взрослых

2 неделя

Среда


Проведение мастер-класса для детей

2 неделя

Четверг


Проведение мастер-класса для детей

2 неделя

Пятница


Подведение итогов.

2 неделя

Суббота

4.

Проведение выставки работ детей и взрослых.

3 неделя


Подготовка работ для выставки.

3 неделя

Понедельник


Творческие задания для детей: подготовка рисунков на тему: «Моя любимая кукла».

3 неделя

Вторник, среда


Поиск стихотворений на тему: «Моё любимое стихотворение про куклу».

3 неделя

Четверг


Обработка фотографий.

3 неделя

Пятница


Подведение итогов.

3 неделя

Суббота

5.

Итоговый этап. Создание с помощью взрослых презентации по теме проекта.

4 неделя

Понедельник, вторник


Подготовка выступления по проекту при помощи взрослых.

4 неделя

Среда


Подготовка текста проектной работы при помощи взрослых.

4 неделя

Четверг, пятница


Подведение итогов. Рефлексия.

4 неделя

Суббота


Планирование работы:

  1. Подготовительный этап. Работа по организации поиска информации из разных источников о тряпичной кукле. Выдвижение гипотезы.

  2. Разработка проекта. Структурирование теоретической и практической информации. Включает в себя анализ результатов первого этапа: знакомство с художественными произведениями, посвящённых куклам, беседу с мамой и бабушкой о том, какими куклами они играли в детстве; посещение Музейно-культурного центра «Дом купца Г.В. Тетюшинова», сделать фотографии кукол своих и маминых; подвести итоги.

  3. Внедрение проекта. Создание материалов-заготовок для мастер-классов. Включает в себя: мастер-класс для взрослых, мастер-класс для детей, подведение итогов. Проведение выставки работ детей и взрослых. Подготовка работ для выставки, творческие задания для детей: подготовка рисунков на тему: «Моя любимая кукла», поиск стихотворений на тему: «Моё любимое стихотворение про куклу». Фотографирование всех мероприятий. Примечание: девочки рисуют и готовят стихи, а мальчики — оценивают их работу тайным голосованием. Обработка фотографий. Подведение итогов.

  4. Итоговый этап: Создание с помощью взрослых презентации по теме проекта. Подготовка выступления по проекту при помощи взрослых. Подготовка текста проектной работы.

Подробное описание этапов проекта:

1 этап — подготовительный.

Первая неделя.

Беседы дома и в группе на тему проекта. По вопросам: «Моя любимая игрушка — кукла»; «Откуда пришла к нам кукла?», «Где можно найти нужную информацию?».

Чтение сказок, загадок, стихотворений про куклы.

Мы прочитали и обсудили следующие сказки:

  1. [4mother.ru] Сказка про куклу. Надежда Романова

  2. [skazki-detyam.com] Про куклу.

  3. [s-skazka.org] Сказка Астрид Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

И пришли к выводу, что главным героиням в этих сказка больше нравились куклы, сделанные руками любящих людей.

Очень интересны и поучительны были стихи и загадки.

Все перечисленные художественные произведения даны в Приложении.

Далее мы выдвинули гипотезу:

Гипотеза: «Мы думаем, что наши бабушки и мамы в детстве играли куклами непохожими на наши».

2 этап — разработка проекта.

Первая неделя нашего проекта был очень интересной, насыщенной, поучительной и познавательной. Мы познакомились с интересными произведениями, посвящёнными куклам. Оказывается, кукла — это не просто игрушка, которую можно поиграть и бросить. Кукла — способ познания жизни и для тех, кто её создаёт, и для тех кто с нею общается. Кукла не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии: от древних — до новейших. Особенно это касается самой обыкновенной тряпичной куклы.

Традиционная тряпичная кукла несёт в себе память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный результат для занятия рукоделием с детьми [noel.ucoz.ru].

В разговоре с нашими бабушками и мамами мы не только узнали, что куклы у них были не похожие на наши, но и оказывается, наши мамы умеют делать тряпичных кукол и могут нас научить, а мы можем научить сверстников.

Мы посетили Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова», было очень интересно и запоминающееся на всю жизнь. Экскурсовод рассказала о происхождении кукол, о том, как когда-то были практически утрачены технологии изготовления тряпичных кукол. А сейчас происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, и мы решили продолжить обязательно научится делать тряпичных кукол и познакомить с ними наших сверстников. Ведь эти куклы красивые и добрые. Мы сделали очень много фотографий в музее и не хотели из него уходить.

3 этап — внедрение проекта.

Вторая и третья недели нашего проекта позволили нам реализовать себя в качестве учителей сверстников. Мы обучили 15 человек изготавливать тряпичных кукол. Интересно, что в этом процессе участвовали не только девочки, но и мальчики.

Совместно с мамами мы участвовали в создании материалов-заготовок для мастер-классов. Мастер-класс для взрослых — провела Акимова Анжелика Викторовна, мастер-класс для детей — провели: Игнатьева Евгения и Кирсанова Дарья. Далее мы задумали провести выставку работ детей и взрослых. Подготовка работ для выставки заняла продолжительное время. Нашим ровесникам были предложены творческие задания: подготовка рисунков на тему: «Моя любимая кукла» и поиск стихотворений на тему: «Моё любимое стихотворение про кукол». Девочки рисовали и готовили стихи, а мальчики — оценивали их работу тайным голосованием.

4 этап — итоговый этап.

Четвёртая неделя нашего проекта была самая ответственная. С помощью взрослых мы создали презентацию по теме проекта. Подготовили выступление по проекту и текст проектной работы.

Таблица № 2

Перечень основных мероприятий, объём и содержание работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Работа в классе

Проведение бесед по теме проекта

Печатные и электронные издания

Акимова Анжелика Викторовна

Первая неделя проекта


Чтение литературных произведений, посвящённых куклам

Примеры произведений в разделе: Приложение




Подготовка творческих работ (рисунков)

Принадлежности для рисования, имеются в группе

Акимова Анжелика Викторовна,

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Вторая и третья недели проекта


Проведение мастер-класса для детей

Материалы для мастер-класса в разделе: Приложение

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Вторая неделя проекта


Проведение мастер-класса для взрослых

Печатные и электронные источники информации

Акимова Анжелика Викторовна

Вторая неделя проекта


Проведение выставки творческих работ детей и взрослых


Акимова Анжелика Викторовна,

Кирсанова Ольга Николаевна, Игнатьева Оксана Юрьевна,

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Третья неделя проекта

Работа в семьях

Беседа с бабушками и мамами


Игнатьева Оксана Юрьевна,

Кирсанова Ольга Николаевна

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Первая неделя проекта


Создание презентации по теме проекта. Подготовка выступления и текста проектной работы.

Печатные и электронные источники информации

Акимова Анжелика Викторовна,

Кирсанова Ольга Николаевна, Игнатьева Оксана Юрьевна

Четвёртая неделя проекта



Результаты реализации проектами:

Результатами реализации проекта стали: подготовленная выставка творческих работ, повышение интереса у детей и взрослых к народным игрушкам. Произошли интересные изменения у нас самих, принимая активное участие в проекте мы стали ответственнее относиться к поручениям, внимательнее и уважительнее к старшим, заинтересовались способами изготовления тряпичных кукол, стали больше рисовать, лепить, работать с тканью.

Мы решили, что будем беречь своих кукол, чтобы передать их своим детям; научиться делать кукол различных видов, таких как: дранка, зерновушка, изучить значение кукол-оберегов и научиться их делать.










































ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Художественные произведения, посвящённые куклам.

4mother.ru. Сказка про куклу. Надежда Романова

В одном игрушечном магазине на витрине стояла кукла. Ей было одиноко, и у нее была мечта — найти хозяйку.

В витрине магазина было пыльно, кукла стояла там уже давно. Она была очень хорошенькая: красивое платье с блёстками, шляпка с перьями и миленькие туфельки.

Целыми днями она смотрела на улицу и мечтала. Мимо бежали, шли, ковыляли, торопились и прохаживались нога за ногу прохожие: взрослые и дети. Кукла так хотела, чтобы кто-нибудь обратил на нее внимание, чтобы она кому-нибудь понравилась, но прохожие были заняты своими делами, и взгляд на витрину игрушечного магазина падал редко. Когда светило солнце, дети катались на роликах и велосипедах, а когда шёл дождь или снег, неслись сломя голову домой или в ближайшее кафе с одним желанием: напиться горячего чаю и забраться с ногами в любимое кресло или сесть за очередную компьютерную игру.

Но все же кукла не теряла надежды, хотя ей было очень грустно. Ведь ее сделали на радость детям, а дети её не покупали и не играли с ней. В магазине охотно расходились роботы и трансформеры, а девочки покупали Барби с красивыми домиками, посудой и бытовыми приборами. Наша кукла была самой обычной, она, правда, умела ходить, и у неё были чудесные густые волосы и красивые глаза, но куда ей до ярких иностранок…

Почему её поставили на витрину? Непонятно. Но, слава Богу, хоть не в тёмной сырой кладовке.

И вот когда надежды уже не осталось…

Шёл проливной дождь, и люди, как обычно, спешили разойтись по домам. Все бежали мимо, но вот за витриной показались двое: укрытые одной курткой, бежали папа с дочкой. Папа уже собирался проскочить мимо, как вдруг девочка остановилась, как вкопанная, напротив магазина и внятно сказала: «Папа, хочу куклу».

Если бы у куклы было сердце, то оно бы сейчас ёкнуло…

Папа как раз накануне получил зарплату, и как раз подумывал о том, что давно не покупал ребёнку подарка, а день рождения прошёл как-то бестолково… Поэтому он согласился: «Хорошо. Давай зайдём».

Девочка решительно открыла дверь магазина. Звякнул колокольчик, подняла голову продавщица: «Здравствуйте! Что вам угодно?»

Девочка сказала: «Я хочу вон ту куклу, которая стоит на витрине. В шляпке».

Продавщица удивилась: «Девочка, зачем тебе эта кукла? Смотри, сколько вокруг красивых игрушек! Возьми Барби или Кена, а сегодня нам завезли новые наборы посуды. А эта кукла пыльная, она давно там стоит, все никак не можем её убрать: давно пора заменить на пару роботов…

Девочка торопливо перебила её: «Мне нравится ЭТА кукла! Папа! Почему тётя мне её не даёт?»

Папа растерялся: «Собственно, девушка, действительно… Если дочке понравилась именно эта игрушка, зачем вы навязываете нам другие?»

Продавщица смутилась: «Я хотела, как лучше. Все берут Барби… такие куклы давно никто не покупает, не понимаю, почему её до сих пор не убрали… Вашу дочку будут дразнить…»

Девочка даже ногой топнула: «Меня никто не будет дразнить! Мне она нравится! Я буду её баюкать, кормить, водить за руку, я познакомлю её с другими игрушками. Дайте мне эту куклу. — Она чуть не плакала.

Папа начал терять терпение: «Послушайте! Дайте нам, наконец, эту куклу и дело с концом!»

Продавщица пожала плечами и пошла открывать витрину. А кукла замерла: неужели её все-таки купят? Неужели у неё появится хозяйка? И ей, наконец, дадут имя? Многие куклы уже продавались с готовым именем, например, кукла Маша или Алена, только у этой имени не было.

Продавщица открыла витрину, небрежно схватила коробку, нехотя стряхнула с неё пыль и протянула мужчине: «С вас 500 рублей. Касса в соседнем зале». В конце концов, ей было все равно; покупателей сегодня было мало: за весь день зашли двое карапузов и купили воздушные шарики, да одна бабушка приобрела внуку пару раскрасок. А выручку делать надо. Но девочка все-таки странная. Несовременная какая-то. И в компьютерные игры не играет, наверное. Вот у её племяшки только и разговоров, сколько уровней она прошла…

Папа пересчитал купюры в кошельке: у него с собой было как раз пятьсот рублей. Денег хватало, а до дома можно и пешком дойти. Вон как дочка сияет!

Он протянул чек, продавщица равнодушно завернула коробку в обёрточную бумагу и протянула малышке. Девочка схватила свёрток так быстро, словно кто-то собирался его отнять. Она бережно прижала куклу к себе и напевая «Папа подарил, папа подарил…», потянула отца к выходу. У двери она оглянулась и звенящим от радости голосом сказала: «Спасибо! Спасибо вам!»

А кукла внутри коробки была на седьмом небе. Наконец-то! Её мечта сбылась! Её несли ДОМОЙ!

skazki-detyam.com Про куклу

Жила-была маленькая девочка. Её семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу её кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоём.

По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали что она ведьма, по-этому её боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребёнок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с её куклой. И то что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало сделать какую-то гадость.

Старуха подкараулила девочку и её куклу когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала что куклы у неё нету.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так её и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю что вскоре заболела. С каждым днём ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы чёрного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы по выдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донёс куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось её настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала что её план не сработал, так расстроилась, что её хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить-поживать да добра наживать.

s-skazka.org

Сказка Астрид Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»

Жила была на свете принцесса. Звали её Лисе Лотта. Волосы у неё были светлые, кудрявые, глаза голубые, почти как у всех принцесс. А ещё была у неё целая комната игрушек. Чего там только не было: и чудесная маленькая мебель, и игрушечные кухонные плиты с настоящими маленькими кастрюльками и кофейниками. Были там и всякие игрушечные звери, и мягкие игрушечные кошки, и косматые игрушечные собачки, и кубики, и коробки с красками, и альбомы для раскрашивания, и настоящий игрушечный магазин с изюмом, миндалём, сахаром и леденцами в коробочках и много кукол. Но принцесса не желала играть в куклы. Не желала — и все тут.

Её мама королева всякий раз огорчалась, когда видела, как Лисе Лотта сидит невесёлая в своей красивой комнате с игрушками и всё о чем-то думает, да думает.

— Лисе Лотта, почему ты не хочешь в куклы играть?

— Это так скучно, — отвечала Лисе Лотта.

— Может, тебе купить новую куклу? — спрашивала королева.

— Нет, нет, — отвечала Лисе Лотта, — я вовсе не люблю кукол.

И тогда королева стала думать, что Лисе Лотта захворала, и послала за собственным доктором принцессы, который тут же явился и дал новое лекарство. Теперь-то уж она приободрится, повеселеет и начнёт играть в куклы, решил доктор.

Но не тут-то было. Лисе Лотта, правда, попыталась успокоить свою маму королеву. Сотни миленьких кукольных платьиц висели на маленьких премаленьких вешалках, оставалось только выбирать. Она взяла куклу в голубом платьице и надела вместо него красное. Но тут же, едва успев переодеть куклу и взглянуть на неё, сказала:

— Ты такая же противная, как и была.

И, зашвырнув куклу в угол, заплакала.

Принцесса жила в необыкновенно красивом замке вместе с папой королём и мамой королевой. И была у них целая сотня придворных дам и столько же кавалеров. У Лисе Лотты ни братьев, ни сестёр не имелось, и других детей она не знала. Королева считала, что маленькой принцессе не подобает играть с детьми, которые родились не принцессами и не принцами. Лисе Лотте, никогда не видавшей других детей, казалось, что на свете есть одни только взрослые, а маленькая она одна. Если иногда какая-нибудь из придворных дам пыталась поиграть с Лисе Лоттой, девочка замыкалась, потому что считала это нелепым, садилась на стул и молчала.

Замок располагался посреди большого сада, а вокруг тянулась высокая каменная стена. Заросшая колючими розами, она все равно оставалась высокой каменной стеной, так что не выглянешь на волю и не узнаешь, что за этой стеной находится. Правда, в той стене были чудесные ворота с высокими решётками, которые открывались и закрывались всякий раз, когда король выезжал в своей золочёной, запряжённой шестёркой белых лошадей карете. Но у ворот всегда несли службу королевские солдаты, и Лисе Лотта не хотела туда ходить: она была немножко застенчива.

В самой глубине сада находилась маленькая-премаленькая решетчатая калитка. Ни одного солдата возле неё на страже не стояло, калитка была заперта, а ключ висел рядом на крючке. Принцесса часто гуляла у этой калитки и смотрела на волю.

Но однажды случилось нечто удивительное. Подойдя к решётке, принцесса увидела, что за ней стоит человечек ничуть не больше её самой. Это была просто напросто маленькая девочка, точь-в-точь такая же маленькая, как и сама принцесса, только платье на этой девочке было не шелковое, как на Лисе Лотте, а ситцевое, в скромную клеточку. Девочку звали Майей.

— Почему ты такая маленькая? — спросила Лисе Лотта.

— Не меньше, чем ты, — ответила Майя.

— Так то оно так, — сказала Лисе Лотта, — но мне казалось, что я — единственная на свете такая малышка.

— Мы с тобой, пожалуй, одинаковые, — сказала Майя. — Тебе бы нужно повидать моего братца у нас дома, он — вот такой малюсенький.

И Майя показала руками, какой именно он величины. Лисе Лотта осталась весьма довольна. Подумать только, на свете есть люди, такие же маленькие, как она сама. А может, найдутся и ещё меньше.

— Открой мне калитку, и мы сможем поиграть, — предложила Майя.

— Ну уж нет, — сказала Лисе Лотта, — хуже игр ничего на свете нет, уж я то знаю. А ты любишь играть?

— Ещё бы! И в самые разные игры, — сказала Майя. — Вот с этой моей куклой.

Она протянула что-то, больше похожее на чурбанчик, закутанный в тряпки. Это была деревянная кукла. Когда то, возможно, у неё и было лицо, но теперь нос отвалился, а глаза Майя сама нарисовала красками. Лисе Лотта никогда в жизни не видела такой куклы.

— Её зовут Крошка, — пояснила Майя. — И она такая славная!

«Может, — подумала Лисе Лотта, — с Крошкой играть веселее, чем с другими куклами. Как бы то ни было, это очень приятно побыть с кем то, кто такой же, как ты». Лисе Лотта поднялась на цыпочки, достала ключ и открыла Майе калитку. В этой стороне сада были густые заросли сирени. Девочки укрылись в них, словно в беседке, и их никто не мог видеть.

— Как хорошо! — сказала Майя. — Давай поиграем, будто мы здесь живём, будто я мама, ты служанка, а Крошка — маленький ребёнок.

— Я согласна! — сказала Лисе Лотта.

— Но тебе нельзя называться Лисе Лоттой, раз ты служанка, — продолжала Майя. — Я буду звать тебя просто Лоттой.

— Я согласна! — повторила Лисе Лотта. И они начали играть. Поначалу игра не ладилась, ведь Лисе Лотта не знала, что должна делать служанка, не знала, как ухаживать за маленькими детьми, но довольно быстро она научилась. «Все таки играть довольно весело», — подумала принцесса.

Вскоре «хозяйке» понадобилось пойти в город — купить провизию.

— Теперь, Лотта, ты должна подмести пол, — велела она. — И не забудь сварить Крошке молочный суп к двенадцати часам. Если она будет мокрая, переодень её.

— Хорошо, это я могу сделать, — согласилась Лисе Лотта.

— Нет, ты не так говоришь, — сказала Майя. — Ты должна отвечать: «Слушаюсь, госпожа».

— Слушаюсь, госпожа, — повторила Лотта.

И тогда «госпожа» отправилась в «город», а Лотта подмела пол веником из ветвей, которые она наломала, и Крошка поела молочный суп; Лисе Лотта очень за ней ухаживала. Вскоре «хозяйка» вернулась домой, принесла «сахар», «шпинат» и прекрасную «телятину». Лисе Лотта видела, конечно, что «сахар» — это просто песок, «шпинат» — листья сирени, «телятина» же — обыкновенная дощечка. Но уж очень приятно было думать, что они взаправдашние. И до чего весело! Щеки принцессы порозовели, глаза сияли.

Потом «хозяйка» с Лоттой взяли малину и отжимали её через красивый платочек принцессы, малиновый сок стекал по её розовому платьицу, и принцесса никогда ещё так не веселилась.

Зато какой переполох поднялся в замке. Придворные дамы и кавалеры повсюду искали принцессу, а королева плакала от горя. Наконец она сама отправилась на поиски и отыскала Лисе Лотту в глубине сада за густыми зарослями.

— Дорогое моё дитя, — ещё не придя в себя, закричала королева, — так поступать не годится!

Но тут заплакала Лисе Лотта.

— Ах, мама, не мешай нам, уходи, ведь мы играем, — попросила она.

Королева увидела «сыр», «шпинат», «жаркое из телятины» и Крошку… И сразу поняла, кто научил Лисе Лотту играть и почему щеки у принцессы порозовели… Королева была достаточно умна и тут же предложила Майе приходить к ним каждый день и играть с принцессой. Можете представить себе, как обрадовались девочки. Они взялись за руки и закружились на месте.

— Но мама, почему ты никогда не дарила мне такой куклы, как Крошка, с которой можно играть? — полюбопытствовала Лисе Лотта. Королева смогла лишь ответить, что никогда не видела подобной куклы в тех дорогих лавках, где обычно покупала игрушки для принцессы. Теперь же, во всяком случае, Лисе Лотте страшно захотелось иметь у себя такую куклу, как Крошка, и вот королева спросила, не хочет ли Майя поменяться и взять взамен одну из кукол Лисе Лотты. Поначалу Майя и слышать об этом не хотела. Но королева уговорила её хотя бы сходить с ними в замок и посмотреть кукол Лисе Лотты.

Когда Майя вошла в детскую принцессы, глаза её расширились от удивления и стали такими большими, как блюдца. Столько игрушек сразу ей никогда видеть не доводилось, и сначала она подумала, что попала в игрушечную лавку.

— Ой, сколько кукол! — ошеломленно сказала Майя.

— Миленькая, моя миленькая, можешь взять, какую захочешь, только отдай мне Крошку, — попросила принцесса.

Майя посмотрела на Крошку и посмотрела на все этих кукол с закрывающимися глазами. У Майи никогда ни одной такой не было.

— Да, — сказала она, — надо же подумать и о Kpoшкином счастье. Так чудесно, как здесь, у меня дома ей никогда не будет. Там ей придётся лежать просто в старой обувной коробке. Бери её.

— Спасибо, милая, милая Майя, — прошептала счастливым голосом Лисе Лотта. — Не горюй, ты будешь приходить и видеть её каждый день.

— Непременно, — согласилась Майя, разглядывая большую куклу с кудрявыми каштановыми волосами, в светло голубом шелковом платьице.

— Можно я возьму её? — прошептала она.

Ей позволили. И когда Майя расправляла платьице на животе куклы, та пролепетала: «Мама».

— Мне нужно пойти домой и показать куклу моей маме, — сказала Майя.

И она сбежала по ступенькам и выскользнула из калитки; Майя крепко прижимала к груди куклу и была так рада, что даже забыла попрощаться.

— Приходи завтра опять, — крикнула Лисе Лотта.

— Обязательно приду, — прокричала Майя. И скрылась из виду.

— Моё самое красивое, милое дитя, — сказала Лисе Лота Крошке, — тебе пора спать. У Лисе Лотты было несколько игрушечных колясок, но одна была гораздо красивее других. В ней уже лежала кукла, но её Лисе Лотта безжалостно швырнула на пол.

И вот теперь Крошка лежала на розовой шелковой, вышитой цветами простынке, а накрыли её светло зелёным шёлковым одеяльцем. Так она и лежала, с разбитым носом и нарисованными глазками, и глядела в потолок, как будто не могла поверить, что всё это правда.

bim-bom.info

На прогулку я хожу,

За собой её вожу

Кукла Маша в ней лежит

И от качки крепко спит.

Коляска для куклы

www.prozagadki.ru

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(кукла)

У моей сестрёнки — дочка:

Кудри, розовые щёчки.

Если доченька болеет,

То сестра её жалеет.

Эта дочка — понарошку,

Ведь сестра пока что крошка.

(Ответ: кукла)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь —

Будет спать

День, и два, и даже пять.

(Ответ: кукла)

bintoshka.ru

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

(кукла)

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу — встаёт опять

И стоит — качается.

Как он называется?

(кукла-неваляшка)

Может хочешь поиграть

И меня на руки взять,

На прогулку отвести

И косички заплести?

Уложи меня в коляску,

Я тогда закрою глазки.

(кукла)


Приложение № 2

Материалы для проведения мастер-класса по изготовлению тряпичных кукол

Тема: «Тряпичная кукла» (ручной труд)

Программное содержание: познакомить детей с изготовлением традиционной тканевой куклы.

Цели:

— познакомить с разновидностями народных кукол;

— учить детей изготавливать куклу из ткани;

— учить работать руками;

— развивать мелкую моторику;

— развивать индивидуальные способности;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности;

— воспитывать любовь и уважение к русской культуре. Материалы: на каждого ребёнка: ткань белого цвета (25х25, 15x15), ткань цветная набивная (20x20, 10x10), ленты тонкие атласные в тон ткани, мулине, светлые шерстяные нитки; для демонстрации: сундук, традиционные русские куклы разных видов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в группу и садятся на коврик вместе с воспитателем. Ребёнок читает стихотворение:

М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»

Кукла у Наташи

Свёрнута из тряпки.

Не отыщешь краше:

Руки, словно лапки,

Глазки — пара точек,

А лицо-комочек!

Кукла смотрит косо,

Взгляд её уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Наташа любит,

Нежит и голубит,

И целует в щёчку

Маленькую дочку [1].

— Ребята, о ком это стихотворение?

— О кукле.

— Правильно, сегодня мы будем говорить о куклах. Скажите, а какие бывают куклы, из каких материалов их делают?

— Верно! И сегодня я хочу вас кое с кем познакомить. А для этого я приглашаю вас в русскую избу. (Дети за воспитателем под русскую народную музыку проходят в часть группы, оформленную по образу русской избы) и садятся на скамейку напротив воспитателя.

— Посмотрите, у меня есть сундучок. Но он не простой, а с сюрпризом. Хотите узнать, что там лежит? Сначала послушайте мою загадку. Может, кто-нибудь догадается, что там внутри…

Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь — будет спать,

День, и два, и даже пять!

(Кукла)

— Да, это кукла. Да не одна… (Достаёт разные виды кукол). Такими куклами играли ваши прабабушки в детстве. Когда дети были маленькими, кукол им делали их мамы и бабушки, а в вашем возрасте ребята могли уже сами смастерить себе куклу.

Например, была кукла-стригушка. Её делала мать ребёнку из травы или соломы, когда шла в поле работать, а ребёнка брала с собой.

Ещё одна кукла носила название кукла-зерновушка. Внутрь неё помещали зерна гречи, гороха и т.п.

Также была кукла-рванка. Её называли так, потому что она изготавливалась без помощи ножниц. Её делали только руками, разрывая полотно на куски.

Также была кукла, называемая младенчик-пеленашка. А самая простая кукла делалась из обыкновенного полена.

(Весь рассказ сопровождается показом)

Сегодня мы будем делать ещё один вид кукол, которые называются куклы-скрутки.

Но прежде чем приступить к работе, мы немного потанцуем с нашими куклами. Они ведь очень устали, ожидая нас в своем волшебном сундучке.

Физкультминутка (под фонограмму).

Садятся за столы.

(Показ воспитателя сопровождается рассказом, выполнение работы идёт совместно с детьми)

Берём больший кусок белой ткани, сворачиваем его в валик. Складываем валик пополам, на сгибе закрепляем мулине — это будут волосы. Затем валик перетягиваем нитью-формируем голову. Затем из второго куска белой ткани сворачиваем валик поуже и вкладываем между половинками большего валика и ниже ещё раз перетягиваем нитью-получаются руки. Цветной лентой перетягиваем концы рук, чтобы получить кисти. Далее цветной кусок ткани складываем вчетверо и со сгиба делаем два параллельных надреза. Раскрываем-получаем сарафан, надеваем сарафан на куклу, подвязываем его цветной лентой. И осталось завязать платок. Его мы сделаем из меньшего куска цветной ткани, сложив пополам по диагонали.

(Во время работы воспитатель, при необходимости помогает детям).

Когда работа закончена, дети рассматривают кукол, любуются ими. Подводится итог: что нового узнали, что наиболее запомнилось и понравилось.



Приложение № 3

Источники информации

Печатные:

  1. Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства: В двух томах. Том 1. А-Н. — Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2008. - 518 с.

  2. Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции. 2007. - 120 с.

  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 2006. - 304 с.

  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 174 с.

  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 208 с.

Электронные:

www.krupenichka.ru

4mother.ru

skazki-detyam.com

s-skazka.org

noel.ucoz.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!