СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое воздействие отметки на участников образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое воздействие отметки на участников образовательного процесса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тонкинская средняя школа»





Учитель истории:

Кириллова Ксения Ивановна









Проектная работа

Психологическое воздействие отметки на участников образовательного процесса





















Тонкино, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава 1Теоретический анализ проблемы школьной отметки в педагогике и психологии…………………………………………………………………...……5

1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы отметки в учебной деятельности………………………………………………………………..……..5

1.2 Школьная отметка как психолого-педагогическая проблема………8

Выводы по Главе I……………………………………………………………….12

Глава II. Исследование отношения к школьной отметке участников образовательного процесса………………………………………………….…..13

2.1 Организация и методы исследования…………………………..……13

2.2 Анализ результатов исследования………………………..………….16

Выводы по Главе II………………………………………………………..……..18

Заключение………………………………………………………………...……..19

Приложение № 1………………………………………………..………………..20

Приложение № 2……………………………………………...………………….22

Список литературы……………………………………………...……………….26




















Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что с поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами. Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку.

Оценка рассматривается учеными как развернутый процесс, или деятельность оценивания. Раскрывается роль оценки в структуре учебной деятельности, подчеркивается ее значение для развития личности школьника, прежде всего, для развития функций контроля, самоконтроля, формирования реалистичной самооценки. Практически все психологи и педагоги выражают позитивное отношение к оценке.

 Отметка  как формально-логический результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно. С одной стороны, по мнению ряда психологов и педагогов,  школьная   отметка  не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных особенностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулом к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся.

Целью работы является изучение психологического воздействия отметки на участников образовательного процесса.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Изучить особенности отношения к  отметке  учащихся 11-х классов.

3. Определить условия формирования позитивного отношения учащихся к  школьной   отметке  как показателю результативности учебной деятельности.

4. Дать психолого – педагогические рекомендации педагогам по корректному выставлению отметок обучающимся и родителям по адекватному отношению к школьной отметке.

Объектом исследования является школьная отметка, как результат оценивания.

Предметом исследования является психологические особенности отношения участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) к школьной отметке.

Гипотеза: Предположим, что во-первых отношение участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся и родителей к школьной отметке неоднозначно. Во-вторых условием совпадения объективного и субъективного компонентов отметки учителя и ученика является эффективное, личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика в процессе оценивания. В-третьих, является ли эффективным взаимодействие родителей и учащихся в процессе оценивания.

Методы исследования.

1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;

- систематизация, обобщение.

2. Методы эмпирического исследования:

- беседа;

- анкетирование;

- математическая обработка полученных данных;

Структура работы: Проектная работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения, списка литературы.


Глава I. Теоретический анализ проблемы школьной отметки в педагогике и психологии.

1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы отметки в учебной деятельности.

Проблема оценки знаний учащихся весьма интенсивно обсуждалась и обсуждается в отечественной педагогической и психологической литературе (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Е.Д. Божович, М.В. Богуславский, И.В. Дубровина, В.М. Полонский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и другие). Это связано с тем, что оценка является обязательным компонентом любой полноценной деятельности, позволяя отслеживать ее эффективность как на этапе становления (формирования деятельности), так и на этапе реализации (полноценного функционирования деятельности).1

Оценка рассматривается учеными как развернутый процесс, или деятельность оценивания. Раскрывается роль оценки в структуре учебной деятельности, подчеркивается ее значение для развития личности школьника, прежде всего, для развития функций контроля, самоконтроля, формирования реалистичной самооценки. Практически все психологи и педагоги выражают позитивное отношение к оценке.2

Отметка же как результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно. С одной стороны, по мнению ряда психологов и педагогов, школьная отметка не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных особенностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулом к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и другие). Так, Л.С. Выготский считал, что отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной отметки или получить хорошую. С другой стороны, долгая история существования системы отметок в школе показывает их необходимость и значимость для процесса обучения. Работы исследователей истории отметки (М.В. Богуславский, В.М. Полонский) показывают, что, несмотря на попытки отменить бальную систему оценивания, в российской педагогике не найден до сих пор более четкий и адекватный способ оценивания результатов учебной деятельности. Это противоречие порождает необходимость психологического исследования оценочной стороны обучения, и в частности, школьной отметки, которая не только фиксирует успешность усвоения школьной программы, но и во многом определяет эмоциональное благополучие ребенка в школе, влияет на его отношения с родителями, педагогами и сверстниками, отношение к самому себе.1

Несмотря на многочисленные исследования проблемы оценки знаний учащихся, остаются недостаточно изученными отношение самих учащихся к школьной отметке, понимание ими психологической сущности отметки, условия формирования у учеников отношения к отметке как к показателю результата собственной учебной деятельности.2

Проблема отметки как одного из видов оценки учебных достижений учащихся остается актуальной для педагогической и психологической наук. В разное время к ней обращались П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Т.С. Шацкий, Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, М.В. Богуславский и др. В их работах однозначно подчеркивалась роль отметки для процесса становления и развития деятельности.3

Проблема отметки стала предметом специальных исследований не только в различных психологических дисциплинах, но и в других науках. Особенно велико внимание к проблеме оотметки в философских дисциплинах: в гносеологии, этике, эстетике, логике, аксеологии. В некоторых из них категории «отметка» придается настолько большое значение, что она рядополагается таким фундаментальным категориям, как «познание», «отражение», «ценность» (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, П.Абеляр, М. Монтень и др.). В общей психологии рассматривается процесс порождения отметок, система психических явлений, участвующих в реализации оценочной функции, а также место и роль отметок в процессе мышления, саморегуляции деятельности, в формировании самооценки как свойств личности (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Батурин ); педагогической психологии изучается отметка как средство стимуляции и ориентации ученика, отметка как необходимый компонент учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); в возрастной — онтогенез самооценки (Л.И Божович, А.И.Липкина, А.В. Захарова); в социальной психологии — оценка как средство социальной регуляции и как компонент аттитюда (А.А. Кроник, B.C. Магун, В.П. Трусов, A.M. Яковлев и др.); в педагогике — оценка знаний и поведения ученика (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.Ф. Шаталов и др).1

Комплекс переживаний, обусловленных оценками деятельности личности ученика, может являться источником психического нездоровья, причинами которого является высокий уровень тревожности. В узле проблем, связанных со школьной отметкой, переплетены родительская любовь, собственная самооценка школьника, взаимоотношения в системе «учитель – ученик», уважение одноклассников и множество других сильных эмоциональных переживаний ребенка. Если предложить детям школьного возраста закончить предложение «Когда я получаю плохую отметку….», то можно предугадать варианты их ответов. Скорее всего, это будут следующие слова: «Пропадает настроение на весь день», «Я сильно огорчаюсь, и мне становится грустно», «Становлюсь раздражительным», «Пропадает желание делать уроки», «Я обижаюсь на учителя» и т.д. Школьная отметка является сверхсильным раздражителем для ребенка, с которым психика ребенка не в состоянии справиться. Результат действия такого раздражителя – резкие перепады настроения, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности.1


1.2 Школьная отметка как психолого-педагогическая проблема

Место оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной деятельности ребёнка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.2

Условным отражение оценки является  отметка, обычно выраженная в баллах. В отличие от других способов оценивания,  отметки  учащихся фиксируются в  школьной документации – классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся – дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. Исторический анализ показал, что зачастую под  отметкой  в российском образовании понималась оценка и наоборот. Шкала  отметок  и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником государственной программы образовательного стандарта. Она проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.1

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от  отметки ) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи  отметка  не решает. Оценка всегда направлена "во внутрь" личности школьника, а  отметка  обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна,  отметка  – подчеркнуто формализована. Еще одним спорным вопросом в теории и практике  школьного  образования является проблема объективности школьных бальных оценок. В методике преподавания считается, что для объективного оценивания ответа ученика требуется лишь строго следовать заданным нормам, которые содержатся в "Программах средней общеобразовательной школы". Однако, даже первоначальный анализ выявляет размытость норм  отметок , к тому же, в указанной инструкции нет ни одного количественного критерия.2

В официальной педагогике считается, что на оценку не должны влиять настроение учителя, личная симпатия к ученику или антипатия. Исследования показали, что объективность выставляемых  отметок  зависит от мастерства учителя, т.к. опытные учителя имеют в своем арсенале много методических приемов и средств и способны учитывать большое количество факторов (критериев) при оценке. Итак,  отметка , являясь частным случаем оценки, несет на себе в учебно-воспитательном процессе  все ее функции: стимулирующую, ориентирующую, контролирующую, прогностическую, мотивационную, воспитывающую и др.1

  Отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой. Эта функция  отметки  усиливается в связи с отменой в настоящее время в учебных заведениях характеристик учащихся. Аттестат с  отметками  является единственным документом, при получении которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения. Ряд авторов отмечают, что  отметка  выполняет социальную функцию: благодаря  отметке ребенок начинает сознавать общественный, государственный смысл учения, в результате чего он начинает вкладывать этот общественный смысл в понятие своего долга перед родителями, школой, обществом. Это способствует формированию у ребенка общественного сознания.2

Являясь показателем успешности учебной деятельности школьников,  отметка  вместе с тем выступает как характеристика деятельности учителя как методиста и предметника. Анализ  отметок  учащегося по отдельной учебной дисциплине выявляет следующую динамику успеваемости: растущая, колеблющаяся падающая, стабильная. По А.П. Беляевой, при правильном соотношении объема, сложности изучаемого учебного материала и времени, отведенного учителем на его изучение, динамика успеваемости школьников должна быть стабильной или растущей. Выявленные отклонения позволяют выявить недостатки в структуре учебной деятельности, критические темы. Учет успеваемости по изученной теме позволяет учителю сделать вывод о работе отдельных учащихся и класса в целом.3

Л.И. Божович, анализируя динамику  отметок, считает, что многовершинность кривой  отметок , ее подъем в конце четверти свидетельствует о доминировании мотива  отметки  и является показателем "погони за  отметками ". Таким образом,  отметка  – самостоятельный феномен в учебно-воспитательном  процессе , призванный выражать успеваемость учащихся.1















Выводы по Главе I.

Проблема оценки знаний учащихся весьма интенсивно обсуждалась и обсуждается в отечественной педагогической и психологической литературе. Отметка же как результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно.

С одной стороны, по мнению ряда психологов и педагогов, школьная отметка не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных особенностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулом к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся. Место оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. Условным отражение оценки является отметка, обычно выраженная в баллах. В отличие от других способов оценивания, отметки учащихся фиксируются в школьной документации – классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся.

Отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой. Являясь показателем успешности учебной деятельности школьников, отметка вместе с тем выступает как характеристика деятельности учителя как методиста и предметника. Таким образом, отметка это феномен, который призван выражать успеваемость обучающихся.









Глава II. Исследование отношения к школьной отметке участников образовательного процесса.

2.1 Организация и методы исследования.

Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения Тонкинская средняя общеобразовательная школа. Были доверены обучающиеся 11 –х классов, выше указанного образовательного учреждения, в возрасте 17 – 18 лет. Была проведена 1 встреча, которая была организована в форме классного часа на которую были приглашены родители и педагоги.

Целью исследования явилось получение экспериментальных данных, отражающих актуальные проблемы отношения к школьной отметке с точки зрения участников образовательного процесса - учителей, учащихся, родителей.

Основные задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать особенности отношения к школьной отметке учащихся старших классов.

2. Проанализировать эмоциональное восприятие школьной отметки учащимися.

3. Проанализировать восприятие учащимися эффективности педагогических отметок, их мотивирующее влияние на учебную деятельность.

4. Сопоставить ответы учащихся с ответами учителей и родителей, выявить сходства и различия в их отношении к отметке.

С целью изучения отношения к школьной отметке в качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, и наблюдение за поведением учащихся и педагогов в процессе выставления отметки для изучения особенностей их поведения и переживаний в ситуации выставления отметки.. Нами были составлены три варианта анкеты: «Отметка глазами учеников», «Отметка глазами родителей», «Отметка глазами педагогов». При составлении анкет нами учитывались требования надежности и валидности. В анкетах использовались вопросы открытого типа. В анкету вошли вопросы, позволяющие получить информацию о следующих аспектах:

1. Особенности отношения учащихся, их родителей, педагогов к школьной отметке.

2.Понимание значения школьной отметки всеми участниками образовательного процесса.

3. Понимание различий между школьной отметкой и оценкой учебной деятельности всеми участниками образовательного процесса.

4. Динамика восприятия школьной отметки в подростковом и юношеском возрасте.

5. Оценка учащимися эффективности педагогических отметок, мотивирующего влияния отметок на учебную деятельность.

6. Отношение к современной пятибалльной системе отметки.

Вопросы анкеты идентичны для каждой группы испытуемых. Анкета предполагает развернутые ответы на вопросы.1

Также родителям, педагогам и обучающимся было предложено ответить на вопрос вопрос: «Для чего на уроке нужна отметка?» Каждая группа вносит свои ответы в предложенную таблицу мнений, которая находится на учебной доске.2

В жизни каждого человека существует много оценок деятельности, но в памяти каждого, кто прошел через школьное обучение, или находится в процессе отметка «5» является источником положительных эмоций, самопоощрения, подарком, самореализацией в учебной деятельности и просто цифрой, которая несет в себе высокий заряд созидательной энергии. Участникам предлагается задание написать перечень основных своих достижений на данный момент времени, за которые они сами себе поставят отметку 5. Пример:

Мои достижения, способности, умения. Мои успехи, мои лучшие поступки и т.д.

Отметка «5»

Я самый справедливый педагог

5

Я самый верный друг

5

Я самый добрый человек

5

Я самая хорошая мама

5

Я самый честный человек

5

Я самый прилежный ученик

5

Я самый целеустремленный

5

В конце беседы подведены итоги.













2.2 Анализ результатов исследования

Результаты проведенного исследования позволили выдвинуть предположение о том, что отношение к школьной отметке у учащихся как показателю результативности собственной деятельности зависит от того, как соотносятся объективные и субъективные компоненты отметки учителя и ученика. Условием совпадения объективного и субъективного компонентов отметки учителя и ученика мы считаем взаимодействие учителя и ученика в процессе оценивания результатов учебной деятельности, основанное на принципах субъектности, информированности, прогностичности, рефлексивности, персонификации. Именно реализация данных принципов позволяет соотнести и скорректировать критерии оценивания деятельности учащегося, ожидания ученика и учителя, что позитивно скажется на эмоциональном состоянии учащегося, его способности адекватно оценивать свои достижения.1

В результате опроса можно сделать вывод, что отношение участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся и родителей неоднозначно. Представления школьника о себе складываются на основе тех оценок и реакций на результаты своей учёбы, которые он получает от учителей и родителей.

Главным достижением этой работы для детей должно стать - новое отношение к отметке. Уменьшение ее значимости для своей самооценки (всегда можно найти то, за что вы себя похвалите, всегда можно найти то, за что вы себе поставите 5, всегда можно учесть субъективность отметки). Нужно ориентироваться на собственное представление о себе и в меньшей мере оценочные суждения других, пусть даже значимых для вас людей.

Главным достижением этой работы для педагогов должно стать - новое понимание значимости отметки для школьников, новый взгляд на природу оценивания личности и знаний ребенка, понимания чувств и эмоций детей в результате получения тех или иных отметок.

Главным достижением этой работы для родителей должно стать - изменение отношения к отметкам, которые приносят дети. Безоценочное принятие своих детей, забота, прежде всего о психологическом благополучии ребенка и в меньшей степени о том, отличник Ваш ребенок или нет.



























Выводы по Главе II

С поступлением в школу в жизни ребёнка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом. Успехи и неудачи в учебной деятельности, а главное оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, т.е. его самооценку.

Изучение мнений учащихся показало, что положительные систематические подкрепления их учебной деятельности, свидетельствующие об их достижениях, не являются гарантией позитивности их самооценки, но значительно повышают вероятность такого результата. Кроме того, успеваемость стала предметом конкурентной борьбы детей, и при этом страх ребёнка потерпеть в ней поражение используется педагогами как основное средство учебной мотивации. Очень часто оценки в учебно-воспитательном процессе служат главным средством воздействия учителя на учащихся.



















Заключение

Проблематика отметки не потеряла своей остроты для всех участников учебного процесса: учителей, учащихся и их родителей причем для последних даже в большей степени. При этом роль и значимость отметок для учителей состоит в получении обратной связи об эффективности обучения и как основание для суждения о личности учащегося; для учащихся - как оценка своего прилежания, как основание для формирования самооценки и уровня притязаний, возможность поступить в вуз; для родителей - как оценка способности своих детей и собственных усилий в их воспитании.

Многие учителя, учащиеся и их родители признают субъективность отметок. Среди многих факторов, приводящих к субъективности отметок, одним из ведущих является стиль руководства учителя, зависящий в свою очередь от личностных особенностей учителей.

На основе наблюдения мы можем сделать следующий вывод, что наиболее объективно оценивают знания и умения учащихся учителя с демократическим стилем руководства. Учителя с авторитарным стилем руководства занижают отметки, а учителя с попустительским стилем - завышают их.

Стиль руководства учителей влияет на методику проведения опроса и оценивания успеваемости учащихся. Учителя с демократическим стилем руководства создают более благоприятные условия для реализации учащимися своих знаний, чаще используют отметки и фиксируют их в школьной документации. Учителя-автократы, проявляя агрессивность, создают напряженную обстановку в классе.




Приложение № 1

Анкета для учащихся «Изучение отношения к школьной отметке» включает следующие вопросы:

1. Нужна ли школьная отметка? Если да, то зачем?

2. Устраивает ли вас современная отметочная система?

3. Объективны ли, на ваш взгляд, отметки, выставляемые учителями?

4. Известны ли вам критерии выставления отметки учителем?

5. Сколько баллов должно быть при выставлении школьной отметки?

6. Ваши предложения по изменению системы выставления отметок.

Анкета для педагогов «Изучение отношения к школьной отметке» включает следующие вопросы:

1. Зачем нужна школьная отметка?

2. Устраивает ли Вас современная отметочная система?

3. Есть ли у Вас четкие критерии выставления отметки ученикам?

4. Как часто учителя выставляют объективные отметки?

5. Ваши предложения по изменению отметочной системы в школе.

Анкета для родителей учащихся «Изучение отношения к школьной отметке» включает следующие вопросы:

1. Нужна ли школьная отметка?

2. Устраивает ли вас современная оценочная система?

3. Соответствуют ли знания вашего ребёнка его отметкам?

4. Знаете ли вы критерии, по которым должна выставляться отметка учителем?

5. Считаете ли вы, что не важны отметки, были бы знания?

6. Знаете ли вы, какие отметки стоят у вашего ребёнка в дневнике? А в журнале?

7. Как вы реагируете, если ребёнок приносит плохую отметку?

8. Какую систему школьных отметок вы могли бы предложить?

Анкета предполагает развернутые ответы на вопросы.























Приложение № 2

Участникам предлагается ответить на вопросы и занести результаты в таблицу.

Вопрос № 1. Для чего на уроке нужна отметка?

Команда Учащихся

Команда родителей

Команда педагогов

Отметка нужна для того, чтобы:

• определить уровень знаний

• для контроля знаний

• для стимулирования внимания на уроке

• учитель смог отличить одного ученика от другого

• оценить подготовку ученика к уроку

«Для констатации заслуг или результатов работ ученика»

«Для того, чтобы лучше оценить свои знания»,


Отметка нужна для того, чтобы:

• помочь ученику оценивать свои знания, работоспособность, прилежность, ответственность

• осуществить учащимися самоконтроль, как мотивирующее средство, для контроля со стороны учителя, и контроля со стороны родителей

• представить ученику уровень его знаний

• стимулировать познавательную активность у школьников

• оценить уровень преподавания предмета, оценка ученика – показатель труда учителя

• пробуждать интерес к предмету

• стимулировать хорошего ученика и наказать бездельника

Вопрос № 2

Для учащихся: Что Вы чувствуете получаю отметку?

Для педагогов: Что чувствует ребенок, получаю «плохую» или «хорошую» отметку?

Команда учащихся

Команда педагогов

Многое зависит от учителя – он оценивает», «Когда отметка хорошая, разумеется, я радуюсь, но не расслабляюсь. А когда отметка плохая я стараюсь ее исправить», «Если отметка положительная, то мое настроение очень сильно поднимается и у остальных окружающих меня людей то же, глядя на мою радость», «Если отметка отрицательная я становлюсь угрюмым, пропадает интерес к предмету. Особенно если отрицательная отметка не заслуженная», «Обиду, если отметка не объективная и заниженная», «При положительных отметках чувствую прилив сил и радости», «При положительных отметках на душе так все хорошо», «Даже плохая погода за окном на меня не влияет на меня, если я пришел домой с пятеркой. И родители радуются за ребенка вдвойне».

«При получении хорошей отметки у ученика появляется стимул, уверенность, что он может хорошо учиться, при получении плохой отметки у ученика теряется уверенность в себе, появляется сильное расстройство».

«Если ученик чувствует, что оценка поставлена справедливо и учитель объясняет за что, и какая оценка поставлена, то воспринимает любую оценку правильно». «При положительной оценке: чувство собственной компетенции, самодостаточность, уверенность, потребность в похвале»

«При отрицательной оценке: неуверенность в себе, страх перед родителями, желание в следующий раз улучшить оценку не все учащиеся».

«Самое страшное – задавить школьника двойками или тройками, и сформировать у него психологию троечника. Плохая оценка – это всегда стресс для ребенка. Хорошая отметка чаще всего взывает положительные эмоции. Однако. Если она дается легко, то у ученика пропадает желание изучать предмет глубоко».

«Это зависит от нескольких обстоятельств: психологии ребенка, уровня знаний ребенка, наличия или отсутствия навыков устного ответа, отношения учителя к ученику, отношения ученику к учителю».

«Испытывает чувство радости»,

«Нужно спросить у самого ребенка. Я предполагаю при получении плохой оценки или разочарование в себе или учителе, или безразличие, если уже привык к плохим оценкам























Список литературы

1. Амонашвили М.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М., 1984.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. A.A.Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980.

3. Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дисс. . канд.психол.наук.- С.-Петербург, 1995.-

4. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1989, №2

5. Беляева А. П., Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977

6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации детей подростков.- М., 1972

Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977

7. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников.- М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991

9. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика.- М., 1968, Ж. 7

10. Патрина К. Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. М.: Педагогика. 1978

11. Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977

12. Полонский В. М. Оценка знаний школьников.- М.: Знание, 1981.

13. Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М., 1946.

15. И. С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников.- М.: АПН СССР, 1990.

Интернет-ресурсы:

  1. www.kipr-edu.ru

  2. www. Pedagogika.ru

  3. www. gou160.narod.ru/problemaotch.htm



1 Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977.- 379 с.

2 Там же. С. 380

1 Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977.- С. 382.

2 Там же. С. 383.

3 Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1989, №2.- С. 1-89.

1 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации детей подростков.- М., 1972.- С. 7-45

1 Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дисс. . канд.психол.наук.- С.-Петербург, 1995.- 217 с.

2 Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. A.A.Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980.- С. 128-266.


1 Амонашвили М.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М., 1984.

2 Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. A.A.Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980.- С. 128-266.


1 Амонашвили М.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М., 1984.

2 Там же.

3 Беляева А. П., Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977

1 Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников.- М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951.- С. 105-131.


1 См. Приложение № 1

2 См. Приложение № 2

1 Мнацакян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.


27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!