Тематика коллективных проектов:
“Моя семья”,
“Берегись автомобиля” ,
“Хлебу почтение вечное”,
Вокруг света,
горизонты открытия,
“Вместе делаем книгу”,
“Загадочный мир животных”,
“Удивительное рядом”,
“Давайте дом построим”,
“Творческая мастерская”,
“Наша Родина – Россия”.
"История школы" ,
Хлеб - всему голова»,
«Колыб.песни»,
«История моды»,
«Династия Романовых»,
«Уст.нар.тв.»,
«Книга через века»,
«Чайная гостиная»,
лечеб.травы (санитары леса)
"Яблони в цвету - залог здоровья и благополучия"
"Есть в осени первоначальной"
"Человек и космос"
"Времена года в творчестве русских поэтов"
"Театр у микрофона"
"Этот мир очарованья, этот мир из серебра"
"Нобелевские лауреаты"
"Наши питомцы"
"Берегите животных"
"Календарь"
"Как встречают Новый год"
"Давайте говорить правильно"
Тайна упаковки
История создания куклы
Тайна чисел
Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки;
- развивать познавательные способности;
развивать творческое воображение;
Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:
- общеисследовательские методы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
- эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи - обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:
- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,
- наблюдения по плану,
- рассказы детей и учителя,
- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности,
- мини-исследования;
во внеурочной деятельности:
- экскурсии,
- индивидуальное составление моделей и схем,
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- эксперименты.
В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через:
- дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:
- мини-исследования,
- уроки-исследования,
- групповая работа,
- ролевые игры,
- самостоятельная работа,
- коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.),
- составление энциклопедий,
- наблюдение,
- анкетирование,
- эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.
В программе определено, что кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Структура подготовки и проведения:
Название этапа
Содержание работ
Время исполнения
Подготовительный этап работы педагогического коллектива по разработке вводных установок
выделение предполагаемых направлений работ;
составление распорядка дня;
расписание консультаций преподавателей;
разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.
Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;
определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
выдвижение гипотез и способов решения;
обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);
распределение работы между участниками группового проекта;
начало работы по сбору информации.
Основной этап:
продолжение работы по сбору информации;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
систематизация и анализ полученных данных;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
подведение итогов, оформление результатов.
Заключительный этап
презентация проекта;
представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график и т.п.);
рефлексия.