СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании УУД».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.. 

Просмотр содержимого документа
««Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании УУД».»

  «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании УУД».

Автор: Кись Елена Андреевна, учитель начальных классов

МБОУ «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур Пуровского района



Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В процессе работы над проектом целесообразно проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).


Анализируя этапы проекта, убеждаемся, что они дают возможность для формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации проектной деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, предоставляется возможность формирования коммуникативных УУД. А, так как в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектную деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Учитель начальных классов ведёт несколько предметов, поэтому и проекты самые разнообразные и по времени, по теме, количеству участников, по месту проведения и т.д. ИКТ применяется на различных этапах работы над проектом, начиная от выбора темы, пошагового выполнения заданий, до защиты проекта. Рассмотрим некоторые проекты, выполненные моими учениками.

Применение ИКТ на уроках:

Визуальная информация (разнообразные здания), поиск информации, создание презентации. Дети делают свои работы, выполняют коллективную работу, защищают. По такому же принципу выполняли проекты по технологии, ИЗО, истории:, …

Исследовательский проект: «Вредна ли газировка?»

Вышел за рамки урока. Для работы мы выбрали проблему: приносит ли вред здоровью газированная вода. Дети проводили анкетирование, искали информацию в литературе, интернете, проводили эксперименты и делали выводы, дали рекомендации.

Урок окружающего мира и музыки. Проект «Влияние музыки на жизнь растений».

Для работы мы выдвинули гипотезу: музыка влияет на рост растений. Дети выбрали одинаковые растения, провели эксперимент по изучению влияния классической музыки и «тяжёлого рока» на развитие растений, сделали выводы по полученным результатам, дали рекомендации.

Урок литературного чтения. Проект «Зимняя сказка».

Дети поставили цели, изучили авторские и народные сказки, создали свою сказку «В поисках деда Мороза», презентовали работу. По такому же принципу выполняли проекты: «Ненецкие сказки», «Игры народов мира».

Краткосрочные проекты выполнялись по различным предметам:

- русский язык и литература («Приставка», «Размышления о сказке»);

- математика («Математическая сказка», «Весёлые задачки», «В мире геометрических фигур»);

- окружающий мир («Комнатные растения», «Юный кулинар», «Отчего листья осенью меняют цвет», «Армия в нашей семье»);

- ИЗО и технология («Синичкин дом», «Красота в умелых руках», «Осенняя пора – очей очарование», «С праздником весны»).

Такая работа помогает детям быть более уверенными в своих силах, стараться узнавать больше, приобретать новые знания. Учащиеся нашего класса активно участвуют в онлайн-олимпиадах и занимают призовые места.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, позволяет сделать учебный процесс насыщенным познавательной деятельностью, а это способствует улучшению качества знаний; даёт возможность каждому чувствовать себя умелой личностью, что в свою очередь повышает самооценку, мотивацию и интерес к занятиям, вызывает привычку к систематической учебной деятельности, к труду. Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.


Литература:

  1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!