СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии" содержит материал из опыта работы. 

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ

Залозных Ольга Владимировна

МБОУ "СОШ №51"города Курска


Каждый учитель стремится к тому, чтобы его предмет был интересным для обучающихся. С предметом химия в этом плане возникают проблемы: надо успеть изучить большой объем материала за небольшой отрезок времени (1-2 часа, отведенных в учебном плане).

Для повышения интереса у своих учеников к химии, я все чаще использую проектно-исследовательскую деятельность как на уроке, так и во внеурочное время. Ведь давно известно, то, что делается своими руками, запоминается и усваивается лучше, чем полученное в готовом виде.

Эту работу я начинаю с первых уроков. В 7 классе, где у меня есть часы пропедевтики, научно-исследовательская и проектная деятельность предусмотрена автором УМК О.С. Габриеляном. Данный курс содержит как лабораторные опыты ("Адсорбция активированным углем красящих веществ в пепси-коле", "Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ") и практические работы, выполняемые в классе, так и домашние опыты ("Определение содержания воды в свежей зелени", "Диффузия марганцовки в желатине") и домашние практические работы - "Выращивание кристаллов", "Изучение процесса коррозии железа". Выполняя эти работы, ребята учатся наблюдать, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Каждая работа предусматривает определенную форму отчета, в том числе и составление проекта.

В конце учебного года проводятся уроки-конференции "Великие русские химики", "Химические реакции в жизни человека", "Мое любимое вещество", на которых обучающиеся выступают с докладами на выбранную заранее тему. Все это способствует повышению интереса к химии, как предмету и науке, показывает важность ее в жизни современного человека, воспитывает чувство патриотизма.

Уроки-исследования, проводимые в старших классах, дают возможность обучающимся самим накапливать знания, систематизировать факты, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, создавать теории. Подобные занятия были проведены мною по темам "Кислоты", "Химические свойства основных классов неорганических веществ" 8 класс; "Амфотерные соединения", "Химические свойства металлов" 9 класс; "Химические свойства карбоновых кислот", 10 класс; "Гидролиз солей", 11 класс и др.

Изучение темы "Химия в жизни общества" (10-11 классы), на мой взгляд, лучше проводить в виде уроков-конференций или уроков защиты проектов, которые обучающиеся готовят самостоятельно. Такие формы работы повышают интерес учащихся, что способствует глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно сделанные школьниками, как ответ на проблемный вопрос. У обучающихся в ходе таких уроков формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные, ответственное отношение к своему здоровью.

Целесообразно использовать исследовательскую работу и в домашнем задании. Например, при знакомстве в 8 классе с понятием индикаторы, я даю задание провести домашний опыт "Растения-индикаторы у нас дома", в 9 классе - подобрать интересные факты о скорости реакции и их практическом применении, а в 10 классе при изучении темы "Белки" -домашний эксперимент "Свойства белков". Подготовка сообщений и докладов по разным темам регулярно используется мною на протяжении изучения всего курса химии. Это стимулирует творческие способности у обучающихся: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность.

К 9 классу объем знаний обучающихся уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Этим этапом является выступление на школьной научно-практической конференции "Поиск и творчество", олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, конференциях разного уровня. Мои ученики активно участвуют в Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» по химии, в региональном рейтинге по химии, организованном Центром поддержки талантливой молодежи, в олимпиадах и конференциях, организованных КГМУ и КГУ, в городском профориентационном конкурсе «Профессия. Новый формат» и многих других. Темы работ для конференций обучающиеся чаще всего выбирают самостоятельно.

Так в 2015 году Глущенко Наталья с работой "Жевательная резинка" стала победителем в школьной научно-практической конференции "Поиск и творчество", а Сибряева Ангелина - с работой "Глутамат натрия" - призером; Цыбина Алиса получила диплом второй степени в I городском профориентационном конкурсе «Профессия. Новый формат»; Лысова Т. заняла I место в региональном рейтинге V Всероссийской предметной олимпиаде организованной Центром поддержки талантливой молодежи и получила сертификат участника в студенческой научной конференции «Химия и медицина». Булатников Дмитрий стал призером заочного тура и участником очного тура олимпиады школьников СПбГУ.

В 2016 году Челышева Наталья стала победителе в школьной научно-практической конференции "Поиск и творчество" с работой "Влияние тяжелых металлов на живые организмы". Сапрыкина Анна (8 класс), Павлова Валерия (9 класс) заняли первое место, а Сидорова Елена (9 класс) - второе место во Всероссийском турнире "Осенний марафон". Полученные результаты свидетельствуют о том, что проектно - исследовательская деятельность имеет важное значение для развития способностей обучающихся.

Подводя итог, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность, являясь одной из форм организации учебного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителя и обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность дает большие возможности для развития творческой, активной личности. Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно смело сказать, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным.

Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и задача учителя – мотивировать обучающихся на это, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!