СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность — одно из направлений профессионального самоопределения молодежи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность,  в последнее время широко распространенная технология, уместна и в решении  профессионального самоопределения личности, так как включает молодежь в решение различных видов профессионально-предопределяющих задач, развивает творческий потенциал обучающихся и их профессиональные компетенции, мотивацию к познанию и творчеству, поддерживает интерес к будущей профессии, а при правильной организации со стороны педагога, принятие соответствующего решения по выбору профессии.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность — одно из направлений профессионального самоопределения молодежи.»

Панюков Л.В.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ.

Стандарты общего и профессионального образования, дополненные стандартами дополнительного образования, преемственны по своей сути и направлены на ориентацию в мире профессий, на понимание профессиональной деятельности и профессиональных предпочтений в интересах развития общества, поэтому современный подход к развитию профессионального образования в условиях применения стандартов требует использования новых педагогических способов, методов и технологий для разрешения одной из главных проблем - профессионального самоопределения обучающейся молодежи.

Проблема профессионального самоопределения начинается еще со школьной скамьи, затрагивая как доступность получения в дальнейшем профессионального образования, так и семейные традиции и особенности устройства на работу (чаще всего семейная профессиональная ориентация имеет приоритет по сравнению с аналогами).

Одним из решений проблемы профессионального самоопределения может являться психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, другим — организация профильного обучения и профильных классов. Можно еще перечислять, но современный итог таков - около 2/5 молодых людей находят новую профессию в течение первых двух лет после получения соответствующего, как им ранее казалось, профессионального образования. А сколько молодежи работает не по специальности? Как предупредить эту ситуацию? Необходимо создать условия уже на уровне школы, чтобы обучающийся чувствовал себя автором своей собственной работы или идеи, или соавтором общественно-значимого продукта.

Реализация повышения качества профессионального самоопределения молодежи осуществляется через участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах, в которых проектно-исследовательская деятельность — один из важных этапов. Современные стандарты общего образования ориентированы на молодежь, которая понимает, что такое профессиональная деятельность, и на создание необходимых условий, которые обеспечивают возможность организации проектно-исследовательской деятельности. Работа над проектом или исследованием — необходимое средство для профессиональной ориентации и самоопределения обучающегося, адаптации в обществе и самореализации личности, которые в последствии будут являться основой дипломных и курсовых работ.

Проектно-исследовательская деятельность, в последнее время широко распространенная технология, уместна и в решении профессионального самоопределения личности, так как включает молодежь в решение различных видов профессионально-предопределяющих задач, развивает творческий потенциал обучающихся и их профессиональные компетенции, мотивацию к познанию и творчеству, поддерживает интерес к будущей профессии, а при правильной организации со стороны педагога, принятие соответствующего решения по выбору профессии.

Обучающиеся, прошедшие школьный этап проектно-исследовательской деятельности, самостоятельны и независимы в принятии своих решений, конкурентноспособны в обучении и работе, а, соответственно, мала вероятность их ошибок при дальнейшем выборе профессии. Нельзя забывать и о том, что проектно-исследовательская деятельность в школе оказывает влияние как на становление, так и на формирование профессиональных качеств и компетенций. Опыт работы над проектами поможет молодому человеку в выборе профессиональной траектории, определить стратегию развития его личности и профессионального самоопределения.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести молодому человеку качества, которые так необходимы для успешного профессионального самоопределения:

  • четко и грамотно выражать свои мысли и идеи при обосновании и защите проекта;

  • создание команды единомышленников и распределение ответственности внутри команды;

  • уверенность в себе и возможность ставить перед собой и командой цели в области стратегии и тактики выполнения проекта или исследования, при этом не снимая ответственности с себя;

  • самостоятельно работать и учиться, анализируя и систематизируя структуры и процессы, лежащие в основе проектно-исследовательской деятельности;

  • обладать глубокими и обширными знаниями, а при отсутствии таковых, уметь получить их из всевозможных источников, включая современные информационно-коммуникативные технологии.

Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в школе возможно использовать стандарты WorldSkills, которые способствуют профессиональному самоопределению и постижению основ и сути выбранной профессии:

  • ежегодный выбор проектов, связанных с перспективными профессиями и их результатами, востребованными на рынке;

  • использование новейших технологий;

  • проектно-исследовательская работа должна иметь завершенный вид и результат;

  • программное обеспечение и оборудование должно, по возможности, соответствовать современному уровню;

  • оценку проектно-исследовательской деятельности должна осуществлять независимая экспертная группа профессионалов.

Такая организация проектно-исследовательской деятельности даст возможность молодежи в дальнейшем на достойном уровне участвовать в движении WorldSkills International и WorldSkills Russia.

Организация проектно-исследовательской деятельности в реализации профессионального самоопределения обучающихся опирается на схему профессионального выбора — «хочу, могу, надо» — попадая практически в зону оптимального выбора, где пересекаются интерес к проекту-исследованию (хочу) со способностями обучающегося (могу) и востребованностью профессии (надо).

С точки зрения профессионального самоопределения стандарты направлены на:

  • развитие способностей школьников к саморазвитию, что очень ярко проявляется в проектно-исследовательской деятельности;

  • личностное самоопределение, в нашем случае — профессиональное;

  • построение собственной образовательной траектории на базе знаний о мире профессий и профессиональных предпочтениях, учитывая познавательные интересы;

  • умение соотносить свои собственные особенности личности с профессиями; умение правильно ориентироваться в мире профессий.

Программа социализации обучающихся на ступени общего образования должна быть направлена на:

  • формирование мотивации к труду, потребности к профессиональному самоопределению;

  • овладение навыками и умениями поиска информации, связанной с профессиональным самоопределением и профессиональной деятельностью, поиском необходимой специальности на рынке труда в сети, СМИ и службах занятости населения;

  • развитие собственных представлений о своем профессиональном образовании и будущей профессии;

  • приобретение практического опыта, который соответствует интересам и способностям.

Проектно-исследовательская деятельность — не только реализация [1] развития научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях и одно из направлений по выявлению одаренных детей и молодежи для создания центров [2] по выявлению и поддержке одарённых детей, но и одно из направлений по профессиональному самоопределению обучающейся молодежи на базе общеобразовательных учреждений, поэтому на современном этапе важно вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельности для правильного формирования готовности к профессиональному самоопределению.


Библиографический список

      1. Постановление от 23 мая 2015 г. N 497 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. http://www.pravo.gov.ru , 28.05.2015

      2. 2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 5 декабря 2016 г. №ПР-2346, п.4 б) http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!