СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно – исследовательская работа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Компьютерные игры- польза или вред?"

работу выполнил ученик 3 а класса Мамутов Радмир

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская работа»


МОБУ «Черкасская Общеобразовательная Школа им. Чумакова Г.Т.»

Компьютерные игры – польза или вред?

Проектно – исследовательская работа




Мамутов Радмир ученик 3 «А» класса





Содержание












































Введение


XXI век – это век продвинутых технологий, Интернета, компьютерных и мобильных игр. Почти в каждом доме есть компьютер, ноутбук и смартфон – мы не говорим уже о мобильных телефонах самых современных моделей с разнообразными функциями. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Современное поколение родилось и растёт в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что взрослым кажется чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой другой игрушкой.

Одним из любимых занятий современных детей традиционно остались игры, но с поправкой на компьютерные технологииСовременные дети мало читают и много играют в компьютерные игры – об этом с тревогой говорят не только родители, но и психологи, и педагоги.

Все мы знаем, что такое компьютерные игры. Либо сами играли, либо видели, как другие играют. Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.

В нашей школе ребята также играют в компьютерные игры. Поскольку это увлечение среди учащихся нашей школы очень распространено и за компьютерными играми ребята проводят достаточно много времени, мы решили изучить данный вопрос более подробно.


В ходе изучения информационных источников у нас возникло несколько гипотез. Мы взяли две:

  • Компьютерные игры вредны и даже опасны, так воздействуют не только на  здоровье, но и могут вызывать болезненную форму психологической зависимости – игроманию.

  • Компьютерные игры полезны, так как развивают.



Предполагаемый результат - после завершения проекта учащиеся смогут:

1. Оценивать полезность компьютерных игр;

2. Выбирать игры развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;

3. Выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проведенном у компьютера;

4. Рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за компьютером  своим близким, знакомым.

Цель моего исследования – выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников и ответить на главный вопрос: играть в компьютерные игры – это полезно или вредно?



План исследования:

1.Найти и изучить в литературе и интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей.

2.Получить консультации у специалистов: медицинского работника, учителя

3.Провести анкетирование у одноклассников, которое поможет выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.

4.Разработать Памятку по безопасному пользованию компьютерными играми.

5.Провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

6.Сделать анализ результатов

7.Выполнить презентацию по собранному материалу.

8.Представить свою презентацию перед учащимися.



Классификация компьютерных игр, их особенности.

Игры разделяются на игры он-лайн и оф-лайн. Он-лайн игры - это игры, в которые можно играть только через Интернет (н-р, Властелин колец онлайн: тени Ангмара). Оф-лайн – это игры, в которые можно играть простой установкой на собственный компьютер. Среди компьютерных игр можно выделить ряд жанров. Это:

  • «стрелялки» (Shooter).  Основная цель игры – убить всех или завоевать какой-нибудь атрибут (Counter Strike, Dead Space);

  • «бродилки»  (Action). Основная цель – выполнить различные миссии, получая за это вознаграждение. Также связаны с уничтожением кого-либо (Collapse, Saints Row 2, Silverfall: магия Земли);

  • «гонки» (Racing). Необходимо обогнать всех и заработать вознаграждение. В некоторых гонках необходимо разбить машины противников (NFS, Burnout Paradise, Полный Привод);

  • спортивные (Sport) – баскетбол, футбол, теннис и др. (NBA, FIFA, NHL);

  • стратегии (Strategy). Логические игры, связанные с планированием действий на несколько ходов вперёд. Некоторые основаны на исторических сюжетах. Как правило, игровое поле отражается верху (Starcraft 2, Sid Meier’s Pirates, Наполеон: эпоха завоеваний);

  • имитационные (Simulator) – имитируют реальную жизнь (The Sims переезд в новую квартиру).

  • ролевые (MMORPG). Основной принцип любой ролевой игры – совершенствование и развитие выбранного вами виртуального персонажа, улучшение его навыков и умений. Игра может длиться годами. Всё это время повышается уровень, меняется одежда, доспехи. По ходу разгадывается сюжетная тайна. На себя принимаете определённая роль, например, воин, маг (1).

  • приключения (Adventure). Необходимо выполнить определённое задание. По ходу главный герой попадает в разные переделки («Остров сокровищ. В поисках пиратского клада», DRACULA 3: адвокат дьявола);

  • логические  - связаны с решением различных головоломок, проблемных ситуаций, возникающих по ходу игры («Братья Пилоты», «Петька и Василий Иванович»).

  • традиционные (шашки, шахматы, нарды, пасьянсы)  

  • обучающие и развивающие – большой спектр игр, помогающих научиться считать, читать,  развивающие навыки работы на компьютере и т.д., н-р, «Алик, скоро в школу».


Компьютерные игры вредны.

В настоящий момент в средствах массовой информации, на форумах Интернета часто и горячо обсуждается вопрос о вреде и пользе компьютерных игр. Посетив один из форумов, мы задали вопрос: «Компьютерные игры вредны или полезны?» Получили массу разных ответов. Также воспользовались и другими форумами, где обсуждались аналогичные проблемы.

Сначала выберем из них мнения, утверждающие, что компьютерные игры вредны. Итак, компьютерные игры вредны, потому что:

  • компьютерные игры влияют на психику подростков. Может возникнуть зависимость (аддикция),   которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, oскудение эмоциональной сферы и т.д. Как следствие происходит сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах;

  • некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы. Есть данные, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей младшего школьного возраста (6-9 лет); но есть примеры крайних форм агрессии у подростков и вполне взрослых людей, например, случай с убийством из-за виртуального меча в Китае (2);    

  • возникают соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, - прямое следствие "компьютеризации" свободного времени подростков. Есть  данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием (3);

  • компьютерные игры могут вызвать деформацию пальцев у детей. Искривления пальцев происходят в результате того, что, играя на компьютере, ребенок производит пальцами огромное количество повторяющихся действий  (4);

  • распространенные компьютерные игры со сценами насилия вызывают у подростков нестабильный сердечный ритм во время сна (5);

  • человек тратит реальное время на вымышленное развитие, обменивает свое здоровье на увеличение цифр, существующих лишь в памяти компьютера и больном воображении;

  • увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, в случая неудач переигрывая неприятные моменты!

  • Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга;

  • неумеренная игра (в течение длительного времени без перерыва) приводит к  дисфункции сердечно-сосудистой системы, истощению организма, потере сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая. Так, например, умерли тайцы Танет Соммои и Юен Лонг, проиграв целую ночь в "Counter Strike" и "Diablo II" соответственно; Также с компьютерными играми связаны случаи самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". Но это скорее крайние формы игровой зависимости, чем норма.


Компьютерные игры полезны:

  • с их помощью можно улучшить свои рефлексы, такие как внимательность к мелочам, умение работать в команде, увеличение реакции в опасных условиях. Развитие тактических и стратегических способностей. Умение просчитывать ситуацию. Некоторые игры развивают способности организации и управления. Распределять время – так как во многих играх действовать нужно в строго ограниченное время;

  • компьютерная игра может отвлечь ребенка от пагубного влияния улицы. Выпивка, курение и другие вредные увлечения могут отступить на десятый план. Ребенок находит друзей легче, тем более, если у него с этим проблемы;

  • правильно подобранные компьютерные игры позволяют достаточно быстро научиться считать, читать, изучить иностранные языки, развить логическое мышление, улучшить память, внимание;

  • игры, основанные на реальных событиях, могут вызвать к этим событиям неподдельный интерес и мотивировать  их изучение.



Мнения геймеров о компьютерных играх.

Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Гордость творения «игрушечных» программеров – стратегии. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом,  все игрушки можно классифицировать на вредные («бродилки» «стрелялки»),  безвредные – «спортивные» и «гонки», и полезные – «стратежки», а также «головоломки», например, шахматы.

Результаты исследования

За последние несколько лет окружающий мир изменился, изменились и увлечения учащихся нашей школы. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 84 % учащихся 7-10 классов. В день проводят за компьютером от 10 минут до 9 часов. 7 % опрошенных посвящают этому занятию до 1 часа, 41 % - играют 1-2 часа, 9% - 3-4 часа, 8% - более 4 часов.

Проведённый опрос показал, что ребята игры в основном берут у знакомых, друзей. Можно говорить о возникновении некой субкультуры, внутри которой ребята делятся мнением о компьютерных играх, обмениваются играми.

Любимыми жанрами компьютерных игр являются «Гонки» (44 человека), «стрелялки» (35 человек), «бродилки» (26 человек), «приключения» (25 человек), «стратегии» (21 человек), обучающие (15 человек), шашки, карты, шахматы (11 человек), ролевые (8 человек), имитационные (7 человек), восемь учащихся играют во всевозможные компьютерные игры. 83 респондента

На вопрос «Почему играют в компьютерные игры» мы получили следующие ответы:

  • нечем заняться (33 респондента);

  • хочу испробовать разные роли (33 респондента);

  • меня привлекает свобода в игре, могу делать, что хочу (23 респондента);

  • я чувствую удовлетворение и гордость, когда перехожу на следующий уровень или дохожу до финала (21 респондент);

  • игры способствуют развитию способностей (18 респондентов);

  • я – увлекающийся человек (10 респондентов).

В игры, где необходимо убивать, и льётся кровь играют 66% опрошенных. Прежде чем сопоставить данные, мы при помощи опросника «Басса-Дарки» выяснили уровень агрессии учащихся 7-11 классов. С повышенным уровнем агрессии оказались 30 % учащихся, соотношение девочек и мальчиков - 50 на 50 %.  Если рассматривать различные формы проявления агрессии, то можно отметить, что с повышенным уровнем вербальной агрессии - 39 %; с повышенным уровнем физической агрессии -  14 %, с повышенным уровнем  вербальной и физической агрессии – 14 %, с повышенным уровнем вербальной и косвенной агрессии – 6 % респондентов.  При сопоставлении вышеприведённых данных, мы выяснили, что у 33 % любителей агрессивных игр повышен индекс агрессивности, у 72 % высокий уровень вербальной и физической агрессии. При этом ребята испытывают следующие чувства и эмоции:

  • не нравится, но хочется дойти до финала игры – 20 респондентов;

  • просто нравится – 16 респондентов;

  • радость от того, что самый сильный – 8 респондентов;

  • выделяется адреналин – 5 респондентов;

  • возникает желание убивать ещё – 4 респондента;

  • отвращение – 2 респондента;

  • также были получены следующие единичные ответы: интересные спецэффекты; можно выпустить пар, когда достают; люди ненастоящие, ничего не испытываю; ненависть; страх; можно выпустить свою злость, чтобы потом никого не трогать.

Видимо, эти игры некоторые ребята с повышенным уровнем агрессии используют для того, чтобы каким-то образом выплеснуть свою агрессию безопасным для окружающих образом. В то же время есть опасность, что подростки, психика которых ещё не до конца сформировалась, могут воспринимать поведение виртуальных героев как модель собственного поведения и вынести это в реальный мир. Вызывает опасение и то, что 27 % учащихся не хотят или не могут отказаться от компьютерных игр в пользу других занятий.

Исходя их полученных данных, весьма неутешительных, мы решили выяснить, контролируется ли как-нибудь ситуация родителями учащихся. Мы задали ещё один вопрос: «Интересуются ли родители,  в какие игры ты играешь?» Оказалось, что всего 52 % родителей интересуются, чем занимаются их дети, и ещё меньше запрещают ребятам играть во вредные игры. Такое положение вещей могло сложится из-за недостатка у родителей необходимой информации.


Выводы:

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

  • была проведена классификация компьютерных игр как по местонахождению, так и по жанрам;

  • собранный материал позволяет утверждать, что сами по себе компьютерные игры не обладают признаком вредности или полезности. Главное -  с какой целью и в каком объёме играть, всё, как правило, зависит от индивидуальных особенностей;

  • повышенным уровнем агрессии обладают 30 % учащихся, соотношение девочек и мальчиков - 50 на 50 %;

  • в школьном сообществе формируется некая субкультура на основе компьютерных игр. В компьютерные игры играют подавляющее большинство учащихся 7-10 классов нашей школы. Многие любители агрессивных игр имеют повышенный уровень агрессии. Родителями ситуация с компьютерными играми контролируетсятолько в половине случаев.






Правила работы за компьютером.


Для того, чтобы компьютер был другом а не врагом для ребенка, необходимо соблюдать ряда правил. 


  1. Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500 


  2. Источник света должен быть дневным и находиться слева.


  3. Следует соблюдать правильную осанку, сидеть прямо (не сутулясь, не наклоняясь).


  4. Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.


  5. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.


  6. Колени - на уровне бедер или немного ниже.


  7. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.


  8. Малоподвижный образ жизни вредит организму. В перерывах необходимо делать физические упражнения.
    Обязательно нужна гимнастика для глаз .


Рекомендуется использовать защитные очки для работы с компьютером.

Глоссарий.

Агрессия – реакция личности на враждебную человеку окружающую среду.

Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием разрушительных тенденций в отношениях с другими людьми.

Аддикция – болезненная психологическая зависимость от чего-либо (наркотиков, алкоголя, табака, компьютерных игр, азартных игр).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Геймер – человек, постоянно играющий в компьютерные игры.

Игромания – психологическая зависимость от компьютерных игр, иногда принимает крайние формы, тогда можно говорить о заболевании.

Индекс агрессивности – включает в себя показатели физической, косвенной и вербальной агрессии.

Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.




Информационные источники

1.Леонтьев В.П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

2.http://gamerplus.ru

3. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь. 2006  №5, 6, 8, 9.

4.В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 

5.Krugosovetov.ru /Вред и польза компьютерных игр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!