СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа на тему "Имена прилагательные в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная  деятельность  в  современной  школе  это  одно  из  разнообразных  направлений новых педагогических  технологий.

Надеюсь,  что   исследовательская  работа  моих учащихся,  пригодиться  кому-то ещё.  

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа на тему "Имена прилагательные в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ





ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

«Имена прилагательные

в «Сказке о рыбаке и рыбке»

в рамках предмета

русский язык, литературное чтение





Подготовила учащаяся 4 «А» класса: Полякова Софья

Руководитель: Олейникова С.А



2015г.

Г.Бутурлиновка



Содержание


  1. Введение…………………………………………3-4


1.1. Актуальность выбранной темы

1.2. Гипотеза

1.3. Цель и задачи

1.4. План

1.5. Предисловие.


  1. Основная часть……………………………4 - 7


    1. Словосочетания.

Существительные которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.


    1. Имена прилагательные употреблённые в сказке в переносном значении.

    2. Синонимы и антонимы которые можно подобрать к именам прилагательным в сказке.

    3. Формы устаревших слов в сказке.


  1. Заключение…………………………………………8


  1. Список литературы………………………………..9


  1. Приложение……………………………………10




















  1. Введение.

Русский язык - это прежде всего 

Пушкин — нерушимый причал русского языка.

Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький. ... Тургенев И. С. 

Актуальность.

Мы, современные школьники, чтению художественных произведений,

отводим совсем немного времени.

А ведь так поступать нельзя!

Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой

русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной,

грамотной, красивой, понятной для окружающих.

Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и

расширять знания о языке.

На примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как

имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту

русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно

передаёт характеры людей.

А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и

потребности в чтении.


Гипотеза.

Думаю, что если мы будем больше читать таких произведений, то

расширим свой словарный запас, будем больше знать, появится интерес к

поэзии, будем умело различать справедливость, добро, зло.

Научимся делать соответствующие выводы.

Исследовательская работа научит нас работать с текстом, логически

мыслить , по- другому смотреть на литературное произведение.

Ценить, понимать и любить красоту русского языка.























Цель:

• Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и

рыбке".

• Научиться работать с текстом.

• Расширить свой словарный запас, разнообразить речь.

• Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с

именами существительными, установить, как они между собой связаны.

• Найти в тексте имена прилагательные, употреблённые в переносном

значении.

• Найти в тексте имена прилагательные, к которым можно подобрать

синонимы и антонимы.

• Найти в тексте сказки устаревшие слова.


Задачи:

• Проанализировать художественные образы произведения.

• Развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление, умение правильно и точно

использовать в речи имена прилагательные.

• Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к поэзии, к языку, к сказке.

•Воспитывать нравственно- эстетические качества личности, чувство доброты, справедливости.




План.


  1. Перечитать сказку А.С.Пушкина.

  2. Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.

  3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному.

  4. Записать составленные имена существительные.

  5. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.

  6. Записать устаревшие формы слов.

  7. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

  8. Оформить проект.

  9. Сделать вывод.

  10. Представить проект для защиты.














В 1830-е годы Пушкин начинает писать сказки для детей, как обычно принято называть «Сказку о рыбаке рыбке» (1833),

«Сказку о золотом петушке» (1834),

«Сказку о царе Салтане» (1831) и др. Александр Сергеевич вряд ли мыслил себя «детским» писателем. За сказочными образами, за волшебными сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. 



«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — написана 

14 октября 1833 года. Впервые напечатана

в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

В рукописи есть помета:

«18 песнь сербская».

Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав

«Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

























II.Основная часть

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

я обратила внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке.

Эти прилагательные я выписала в сочетании с существительными.


Словосочетания:

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка,

ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба,

тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка,

дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги,

грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины,

грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.



В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении.


Например: сердитые волны, чёрная буря


прямой простофиля,

золотая рыбка,



В ходе чтения сказки мною были выделены формы устаревших слов:


Чупрун - прядь волос, спадающая на лоб;

(« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин).


Кичка - Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

( «На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка». А.С. Пушкин),


Землянка - крытое углубление в земле, вырытое для жилья.



Очи - это глаза




Корыто - продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей.





Душегрейка -


Палаты -














К отдельным прилагательным из сказки можно подобрать:


Синонимы:


Заморская - иностранная,

ласковое – хорошее,

ветхая - старая,

разбитое – сломанное.




Антонимы:

СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ,

ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА - УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ








III.Заключение

При выполнении этой проектно-исследовательской работы мне было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых я раньше и не задумывалась), чтобы красочно описать происходящие действия.

Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое.

Например используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы:

неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море.

Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей:

Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе,

А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке:

«Смилуйся, государыня рыбка!»

Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию.

То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным.

Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!