СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектное задание на тему: ИМИДЖ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного проекта является: создание позитивного имиджа мастера производственного обучения путем развития у него умения целенаправленно, избирательно использовать знания в сложных, меняющихся условиях практической деятельности, обучить профессии.

         С этой целью решались следующие задачи:

  • рассмотреть понятия определения имиджа мастера производственного обучения;
  • проанализировать сущность и значения производственного обучения;
  • уметь управлять познавательной и учебно-производственной деятельностью, планировать учебный материал;
  • организовывать индивидуальную познавательную деятельность;
  • умение мастера производственного обучения устанавливать взаимоотношения с учащимися в группе.

         Объект исследования – имидж мастера производственного обучения.

         Предмет исследования – основные составляющие в создании имиджа мастера производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проектное задание на тему: ИМИДЖ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»



ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет развития профессионального образования

Кафедра профессионального образования











ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

«ИМИДЖ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»







Выполнил:

Дёмин Сергей Владимирович

Мастер п/о

ГАОУ СПО ЛО «ВТАЛК»

Руководитель:

Белов Василий Иванович

док. пед. наук, профессор кафедры ПО














Санкт-Петербург

2015

Содержание


Введение………………………………………………………………. 2 - 3

Глава 1. Педагогическая деятельность мастера производственного обучения

    1. Требования к личности мастера производственного обучения… 4 - 10

    2. Профессиональные функции инженерно-педагогического работника …………………………………………………………………………11-18

Заключение……………………………………………………………. 19-20

Список литературы…………………………………………………… 21-22



































ВВЕДЕНИЕ

Образование становится одним из основных факторов, определяющих уровень развития государства, степень соответствия его национальной безопасности. Мы являемся свидетелями того, как во всем мире начинает разворачиваться глобальное противоборство в области интеллектологии. Положение человека в современном мире определяется особенностями, которые проявились и актуализировались в 21 столетии. Жизнь современного человека постоянно усложняется, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. Стремительные изменения в духовной социально-политической, экономической сферах жизни общества требует от личности адекватного ответа на вызов времени.

В решении человеческих проблем первостепенное значение придается образованию, развитие современной теоретико-методологической и методической базы становится актуальной задачей. Педагогический коллектив и учащиеся должны выбрать оптимальную модель развития училища и построить на ее основе целостный образовательный процесс.

В современных условиях рыночных отношений неизбежна потребность в нововведениях, во внедрении новых педагогических технологий в содержание профессионального образования и методы обучения и воспитания.

Новые педагогические технологии тесно связаны с инновационной деятельностью профессионального педагога.

Требования, предъявляемые к имиджу мастера производственного обучения в условиях рыночной экономики, также стали другими. В обществе продолжает развиваться процессы демократизации, предусматривающие в свою очередь поиск нового содержания и метода профессионального обучения для профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих. Данная проблема будет успешна решена лишь в том случае, если качество профессиональной подготовки рабочего будет оставаться ведущей проблемой.

Анализ контингента мастеров производственного обучения показывает, что одни учат мастерству, не владея в совершенстве профессией, а другие не могут передать грамотно профессиональные знания, навыки и умения, потому что не достаточно владеют основами педагогического мастерства.

Именно это и определяет актуальность исследуемой темы.

Целью данного проекта является: создание позитивного имиджа мастера производственного обучения путем развития у него умения целенаправленно, избирательно использовать знания в сложных, меняющихся условиях практической деятельности, обучить профессии.

С этой целью решались следующие задачи:

  • рассмотреть понятия определения имиджа мастера производственного обучения;

  • проанализировать сущность и значения производственного обучения;

  • уметь управлять познавательной и учебно-производственной деятельностью, планировать учебный материал;

  • организовывать индивидуальную познавательную деятельность;

  • умение мастера производственного обучения устанавливать взаимоотношения с учащимися в группе.

Объект исследования – имидж мастера производственного обучения.

Предмет исследования – основные составляющие в создании имиджа мастера производственного обучения.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что его материалы можно использовать для целенаправленного формирования у учащихся системы профессиональных знаний, умений и навыков.









I. Педагогическая деятельность мастера производственного обучения

    1. Требования к личности мастера производственного обучения

«… Есть и художники нашего, земного дела, для них работа – наслаждение». Это слова Максима Горького. И относятся они ко всем, кто «глубоко чувствует поэзию труда»1.

«Художники земного дела» - они были во все времена, и у каждого из них был Учитель. Был Мастер, который помог ученику найти себя в деле. Был воспитатель и наставник, который чутко уловил устремления юности и подвигнул к новым знаниям, к тому неизведанному, которое так часто сопутствуют большим свершениям на жизненном пути каждого.

Художником нужно родиться, этот талант – дар природы. Вместе с тем ученые утверждают, что в каждом подростке заложены огромные творческие способности и от их раскрытия, выработки активной жизненной позиции во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.

Существует такая притча. Господа Бога попросили указать величайшего полководца всех времен и народов. Он указал на бедного сапожника, корпевшего над парой стоптанных башмаков: оказывается, в нем погиб, так и не развившись, величайший полководческий талант.

Хорошо, если в жизни каждого произойдет встреча с Мастером, который поможет познать себя и найти верную дорогу для успешного движения по жизни.

От мастера профессионального обучения во многом будет зависеть, каким войдет в самостоятельную жизнь будущий специалист и с какой буквы – строчной или прописной – будет вспоминать ученик имя своего учителя. От встречи с Мастером, который вводит в профессию, зависит любовь к ней. От воспитания, умения видеть творчество в большом и в малом зависит успех ученика в будущей трудовой деятельности.



Подготовка рабочих для производства в условиях ускорения экономического развития страны требует решение целого ряда психолого-педагогических задач, среди которых всестороннее развитие учащихся профессионально-технических училища приобретает особое значение.

Требования, предъявляемые к качеству выпускаемой продукции в современных условиях таковы, что они могут быть реализованы только профессионалом с высокой квалификации, конкурентоспособным на современном рынке труда. Развитие творческого потенциала каждого рабочего – необходимое условие нашего времени. Именно по этому все большее внимание в профессионально-технических учебных заведениях уделяется индивидуальному подходу в обучении и воспитании учащихся и, в частности, в процессе подготовки будущих молодых рабочих к труду на современном производстве. Такая подготовка осуществляется в разнообразных формах трудового воспитания, и здесь на первый план выступает личность мастера производственного обучения.

Роль мастера в воспитании будущих рабочих переоценить трудно, особенно в воспитании трудовом. Хороший мастер передает учащимся не только свои знания и практический опыт, но и свое отношение к миру, к людям, к материальным и духовным ценностям, к труду как средству и потребности в жизнедеятельности всесторонне развитой личности.

Именно мастер производственного обучения, в течение 3-х лет общаясь со своими воспитанниками в процессе наиболее значимой для них сферы деятельности – профессиональной, наблюдая за учащимися в разнообразных ситуациях, в полной мере может узнать индивидуальное своеобразие каждого учащегося, его сильные и слабые стороны, его самооценку, реальность жизненных планов и устремлений, в соответствии с этим выбирает методы и приемы воспитательной работы.

Зная закономерности формирования наиболее значимых качеств личности, мастер сможет лучше понять своего ученика, учесть мотивы его поступков, помочь в разрешении конфликтов, затруднений, сложных жизненных ситуаций, которые бывают у любого подростка и переживания которые способствуют его взрослению, освоению мира человеческих взаимоотношений, в том числе и возникающих в процессе трудового взаимодействия.

Формирование будущего рабочего – это, как правило, перестройка психологии бывшего школьника. Производство предъявит к нему требования, существенно отличающиеся от тех, к которым он привык в школе. Мастером производственного обучения его воспитанники должны восприниматься как будущие специалисты. Это тот критерий, который должен определять подход мастера к оценке любой ситуации, возникающей в процессе взаимодействия в группе.

Усвоение, включение каждым учащимся в собственную мотивационную сферу требований производства – процесс сложный, опосредованный множеством факторов: организацией производственного обучения и практики, сплоченностью коллектива учебной группы, авторитетом мастера и – в значительной степени – индивидуальными особенностями самого учащегося, системой ценностей, которые сформировались у него к 15-16 годам.

Задача педагогических работников – разработать конкретные пути, средства и методы поставленных задач. Педагогическая деятельность мастера производственного обучения предусматривает наличие, по крайней мере, 2-х сторон: объективная – это набор методов и приемов работы, которые традиционно используются, и личностный – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является учитель, владеющий профессиональным и педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.

Можно следующим образом охарактеризовать индивидуальный стиль работы мастер производственного обучения:

- с точки зрения содержательных характеристик. В данный раздел входят: преимущественная ориентация мастера производственного обучения либо на процесс обучения, либо на процесс и результаты обучения, а может лишь на результаты обучения;

- адекватность – неадекватность планирования учебно-производственного и воспитательного процесса;

- оперативность – консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Рефлективность – интуитивность.

Следующий параметр – динамические характеристики:

- гибкость – традиционность;

- импульсивность – осторожность;

- устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;

- стабильно – положительно эмоциональное отношение к учащимся – неустойчивое эмоциональное отношение.

Результативные характеристики, а именно:

- однородность – неоднородность уровня знаний учащихся;

- стабильность – неустойчивость у учащихся навыков учения;

- высокий – средний – низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

Существуют различные виды стилей деятельности мастера производственного обучения, наиболее характерными являются следующие: 1. Эмоционально-импровизационный. Такой мастер преимущественно ориентируется на сам процесс обучения, но недостаточно верно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; он отбирает наиболее интересный материал, а важный, но не интересный оставляет на самостоятельное обучение.

Ориентируясь в основном на сильных учащихся, старается, чтобы его работа была творческой. Данный мастер обычно часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако, при всем этом его минусами являются низкая методичность, недостаточное закрепление и повторение учебного материала, отсутствие контроля за знаниями учащихся.

  1. Эмоционально-методический. В этом случае мастер адекватно планирует материал, не упуская его закрепления и запоминания, он включает в свою деятельность повторение и контроль знаний учащихся. Обычно такой мастер ориентируется как на результат, так и на процесс обучения. Можно сказать, что такой мастер более рационален, рефлексивен, но менее интуитивен.

  2. Рассуждающе – методический. Такой мастер обычно консервативен в средствах и способах своей педагогической деятельности. У него имеется стандартный набор методов обучения, которыми он пользуется.

Выделяются уровни результативной деятельности мастера производственного обучения. По результатам каждый мастер может быть отнесен к одному из следующих уровней:

- репродуктивный уровень – мастер может и умеет научить тому, что умеет сам;

- адаптивный уровень – мастер умеет приспособить свои знания к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям;

- локально-моделирующий уровень – мастер умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;

- системно-моделирующий уровень – мастер владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, удовлетворение его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Мастер производственного обучения может создать на занятиях нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими принципами:

  1. С самого начала учебного процесса показывать полное доверие к обучаемым.

  2. Помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым учащимся.

  3. Надо исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к обучению.

  4. Мастер должен быть для учащегося источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.

  5. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы.

  6. Должен быть активным участником группового взаимодействия.

  7. Должен стремиться к пониманию чувств и к переживанию каждого учащегося.

  8. Наконец, он должен хорошо знать себя.

Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических, личностных способностей.

Дидактические способности – способности мастера производственного обучения передать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к учебе; возбуждать самостоятельную мысль. Мастер с дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудное – легким, сложное – простым, непонятное – ясным и понятным.

Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно издавать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко руководить познавательной активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону.

Мастер производственного обучения должен знать свой предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следить за открытиями своей профессии, свободно владеть материалом, умениями и навыками, проявлять интерес. Мастер должен уметь проникать во внутренней мир учащегося, по незначительным признакам улавливать малейшие изменения внутреннего состояния учащегося.

Самое обязательное нравственное требование к мастеру производственного обучения – он должен любить своих учеников. Причем любить всех, и хороших, и плохих. Мастер, не любящий учащихся, профессионально непригоден.

Производственное обучение имеет решающее значение в профессиональной подготовке, формировании развития личности будущих рабочих. Следовательно, содержание, организация и методика производственного обучения являются вопросами первостепенной важности. Деятельность человека всегда не только объективно, но и субъективно обусловлено мотивацией, целеполаганием, волей и т.д., поэтому от того, какие цели ставит перед собой мастер производственного обучения и учащийся, какие у них сформированы потребности и мотивы, зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса. Поэтому воспитание у учащихся желания учится, развитие у них положительного отношения к учению и труду должно занять в работе каждого мастера производственного обучения одно из важных мест.












    1. Профессиональные функции инженерно-педагогического работника

Анализ контингента мастеров производственного обучения показывает, что одни учат мастерству, не владея в совершенстве профессией сами, а другие не могут грамотно передать учащимся профессиональные знания, навыки и умения, потому что не достаточно владеют основами педагогического мастерства. При обучении профессии мастеру необходимо уметь управлять познавательной и учебно-производственной деятельностью, основываясь на психологических закономерностях процесса обучения, планировать учебный материал, проектировать учебный процесс, организовывать индивидуальную познавательную деятельность учащихся, устанавливать взаимоотношения с коллективом группы, вызывать интерес к познанию.

Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности инженерно-педагогических работников. Её общественный смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, навыков и умений. Имея общую целевую направленность, обучающие функции мастера и преподавателя специализированы. Деятельность мастеров профессионального цикла направлена в основном на формирование в технико-технологических знаний и умений. Обучающая функция мастера производственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных навыков и умений. Обучающая функция инженерно-педагогических работников в профессиональных учебных заведениях имеет интегрированный характер, так как деятельность преподавателя и мастера производственного обучения направлена на достижение одной цели – обучение профессии. Они должны согласовано, с единых технологических позиций формировать у учащихся целостную профессиональную деятельность.

Воспитательная функция инженерно-педагогических работников заключается, прежде всего, в профессиональном воспитании учащихся. Мастера производственного обучения профессиональных учебных заведений занимаются многими формами воспитания, но главное в их воспитательной работе – это воспитание профессиональной направленности личности учащихся: формирование потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о воспитательной функции в педагогической деятельности мастера производственного обучения, а не о функциях классного руководителя или мастера-воспитателя.

Развивающая функция состоит в психическом развитии личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значение этой функции обусловливается двумя факторами.

Во-первых, среди учащихся профессиональных учебных заведений немало педагогически запущенных подростков. Отсутствие учебно-познавательных мотивов и интереса к учению отрицательно сказалось на развитии у них основных психических процессов – памяти и мышления. Трудновоспитуемость подростков зачастую обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Перед педагогами профессиональных учебных заведений стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекции у части учащихся.

Вторым фактором является формирование профессионально-важных свойств и качеств личности. Для каждой профессии эти качества специфичны. Развитие их в профессиональных учебных заведениях – залог успешного освоения профессиональной деятельности.

Мотивационная и целевые функции реализуются рядом конкретных операционных функций. Их состав определен на основе анализа технологии инженерно-педагогической деятельности: научно-методическая, организаторская, инженерно-техническая, производственно-технологическая и диагностическая.

Научно-методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Правомерность выделения методической функции обусловлена особенностью педагогической деятельностью преподавателя общетехнических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Централизованное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа существующих профессий. Поэтому педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы значительно больше в профессиональных учебных заведениях, чем в общеобразовательной школе. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Эта функция предлагает также осмысление эффективности форм, методов и средств педагогического воздействия, учебно-воспитательного процесса. Научно-методическая функция порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности, способствует переходу от репродуктивной деятельности к творческой, к педагогическому мастерству.

Организаторская функция реализуется при выполнении учебно-воспитательного процесса. Она осуществляется при проведении уроков теоретического и производственного обучения, организации познавательной деятельности учащихся.

Важной профессиональной функцией инженера-педагога является инженерно - техническая. Она включает разработку конструкторско-технологических проектов, производственно-технической документации, рационализаторство и изобретательство.

Следующей специфической функцией, характерной для педагогов профессиональных учебных заведений, является производственно-технологическая. Что же представляет собой эта функция? В труде мастера производственного обучения она сводится к выполнению следующих видов работ: наладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, выполнение производственных работ, требующих высокой квалификации при изготовлении сложной продукции.

К вышеперечисленным функциям мастера следует добавить подготовку к занятиям (отработку сложных трудовых приемов и выполнение трудоемких операций, необходимых при показе учащимся), изготовление образцов и эталонов предстоящих производственных работ учащихся, изготовление технологической оснастки, необходимой для закрепления умений и навыков, планирование производственного обучения, подготовку материально-технической базы к уроку, объяснение и показ рациональных способов и приемов выполнение трудовых действий, развитие творческого мышления учащихся, обеспечение безопасных условий труда.

Производственно-техническая функция мастера производственного обучения заключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, в разработке и изготовлении наглядных пособий, рационализаторстве, для демонстрации рабочих приемов и выполнение операций в процессе производственного обучения.

Производственно-технологическая деятельность мастера выступает как сложный, комплексный вид труда, определяющий инженера, квалифицированного рабочего и методиста. Выполнение этой функции занимает у инженерно-педагогических работников достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских и другое.

Одной из важных функций инженерно-педагогических работников является диагностическая. Владение методикой познания учащихся составляет основу профессионального мастерства любого педагога. Выделение диагностической функции в деятельности инженера-педагога обусловливается следующими компонентами:

- формирование контингента учащихся ведется из выпускников общеобразовательных школ, причем разных школ города и села. Следовательно, инженер-педагог психологически должен уметь диагностировать не только уровень обученности, но так же и обучаемости учащихся;

- среди учащихся профессиональных учебных заведений выше, чем в школе, процент подростков с разного рода отклонениями, а поэтому инженерам-педагогам нужны знания в области психологии и умения владеть не сложными, но оперативными методами диагностики отклоняющегося поведения учащегося, их воспитанности и, что очень важно, воспитуемости;

- достижение основной цели профессиональной подготовки обусловливает необходимость определения уровня профессиональной подготовленности учащихся. Ее диагностика позволит прогнозировать успешность адаптации выпускника профессионального училища на производстве, а также дальнейший профессиональной рост.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности мастера производственного обучения позволяют выделить 3 целевых функции: обучающую, воспитательную и развивающую – и 5 операционных функций: научно-методическую, организаторскую, инженерно-техническую, производственно-технологическую и диагностическую. Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых функций. В реальной педагогической деятельности все 8 рассмотренных функций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приводит к обогащению каждой функции в отдельности и всей деятельности в целом.

Пред мастером производственного обучения ставятся следующие вопросы:

  1. Для чего учить? – по всем учебным дисциплинам в первую очередь следует установить цели и задачи обучения данному предмету. Если раньше главной задачей обучения было развитие процессов в памяти, то в настоящее время от учебного процесса требуется развитие мыслительной деятельности учащихся. Учебно-производственный процесс должен быть организован так, чтобы он требовал от учащихся достаточного умственного напряжения, развивал их логическое и техническое мышление и ориентировал их на самостоятельную работу.

  2. Чему учить? – при составлении новых учебно-производственных программ для профессиональных учебных заведений необходимо учитывать соответствие учебных предметов современным требованиям науки и техники, а также стандарту образования.

  3. Как учить? – учебный процесс всегда имеет две стороны: обучение (подача знаний) и учение (усвоение знаний). Под методикой обучения понимается прежде всего деятельность педагога, при помощи которой он руководит работой учащихся, в результате чего они приобретают необходимые знания, навыки и умения, у них складываются мировоззрения и развиваются способности.

  4. Как учащиеся должны учиться? - исследования в области педагогики показывают, что эффективность усвоения учебного материала зависит, в основном, от организации деятельности, т.е. учение учащегося. Под учение понимается сознательная деятельность учащихся в учебном процессе под руководством учителя.

Деятельность на уроке мастера производственного обучения

  1. Организация учебно-производственного процесса

  2. Сообщение темы и цели урока производственного обучения.

  3. Проверка знаний учащихся по материалу спец. дисциплин и производственного обучения, связанных с материалом предстоящего урока.

  4. Объяснение характера работы, порядка выполнения упражнений или самостоятельных работ.

  5. Демонстрация образцов предстоящих учебно-производственных работ.

  6. Ознакомление учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для урока.

  7. Объяснения и показ способов в последовательности выполнения задания.

  8. Объяснения способов самоконтроля процесса работы и контроля качества выполненной работы учащихся.

  9. Разбор документов письменного инструктирования, инструкционных карт.

  10. Рассмотрение возможных ошибок учащихся и способов их предупреждения.

  11. Объяснение способов организации рабочего места при выполнении производственного задания.

  12. Разъяснение правил безопасных условий труда.

  13. Проверка усвоения учащимися материала вводного инструктажа.

  14. Управление познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся в процессе текущего инструктирования учащихся.

  15. Проведение заключительного инструктажа.

  16. Сообщение и комментирование оценок учащимся.

  17. Сообщение темы следующего урока производственного обучения и задания на дом.

Деятельность на уроке учащегося

  1. Слуховое восприятие.

  2. Осмысление темы и целей урока.

  3. Продумывание ответов на поставленные вопросы:

  • припоминание;

  • сопоставление;

  • сравнение;

  • анализ, синтез;

  • выделение главного;

  • систематизация;

  • воспроизведение;

  • ответы на вопросы.

  1. Запоминание характера учебно-производственного задания и последовательности его выполнения.

  2. Зрительное восприятие.

  3. Наблюдение объектов, явлений, технологических процессов.

  4. Работа со справочными таблицами и технической литературой, а также с инструкционными картами.

  5. Подготовка различных инструментов к рабочему состоянию.

  6. Выполнение учебно-производственных заданий под руководством мастера производственного обучения.

  7. Самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий.

  8. Выполнение самоконтроля в процессе отработки трудовых приемов и выполнение различных операций.

  9. Соблюдений правил безопасности условий труда.

  10. Анализ ошибок, допущенных при выполнения здания, и определение путей их устранения.

  11. Сдача учебно-производственного задания мастеру.











Заключение

Самым действенным средством привлечение учащихся на занятия – это педагогическое мастерство педагога. Как известно, это комплексное понятие определяемое множеством параметров. Это и внешний вид педагога, его тон и манера обращения с учащимися и коллегами по работе, владением методикой преподавания, постоянное использование инновационных технологий, совершенство в овладении индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе обучения и воспитания и многое другое.

Таким образом, прослеживается связь: каков учитель – такой и ученик.

Профессиональная подготовка мастера производственного обучения не заканчивается в стенах училища, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования мастера является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условиям постоянно обогащения индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.

Какие бы формы методической работы не избрал мастер производственного обучения, ее эффективность в конечном итоге определяется мерой самостоятельной работы мастера, его самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Педагогическое самообразование мастера предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности.

Работа с группой – основное в деятельности мастера. Имея в своем распоряжении различные «инструменты» воздействия на гибкую, но податливую структуру подростка, мастер может оказать огромное влияние на развитие личности своего ученика. И в первую очередь личным примером. За годы обучения перед учащимся проходит вереница педагогов, но не все они запоминаются, не каждый оставляет свой след в душе ученика.

Вот что писал почти 250 лет назад видный организатор профессионального образования России В.Н. Татищев: «… учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей.

Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников…».









Список литературы

1. Аганисьян В.М. Модернизация содержания и методов обучения и воспитания учащихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2004.

2. Аганисьян В.М. Педагогические основы обучения. Выпуск 1 Основы психологии: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2007.

3. Барболин М.П. Методические основы развивающего обучения. – М., 2005.

4. Баршев С.Я. Подготовка рабочих-профессионалов. – М., 2005.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2006.

6. Варковецкая Г.М. Методика осуществления межпрежметных связей в профтехучилищах. – М., 2007.

7. Гейжан Н.Ф. Мастеру производственного обучения об индивидуальном подходе в трудовом воспитании учащихся средних профтехучилищ: учебное пособие - Изд-во Москва «высшая школа», 2006.

8. Герасимов В.Г. От знаний к творчеству: становление личности. – М., 2007.

9. Димова М. Содержание и организация производственного обучения: Изд-во Москва – «Высшая школа», 2005.

10. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение текстов успешности обучения. – М., 2006.

11. Исаев И.Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя. М.: Изд-во «Академия», 2005.

12. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие. – М., 2004.

13. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М., 2004.

14. Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. – М., 2003.

15. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: методическое пособие. – М., 2002.

16. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». – М., 2001.

17. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебник. 2-ая часть/ И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изв-во «Владос», 2003.

18. Сластенина В.А. Педагогика профессионального образования. М. «Академия», 2004.

19. Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. – М., 2003.







1 Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения. М. Академия, 2008 С.3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!