СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный модуль "Среда обитания живых организмов". Биология 5 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проектного модуля (системы уроков, направленных на формирование проектных компетенций школьников) по теме "Среда обитания живых организмов". Выполнена  к учебнику биологии 5 класса по линии Сонина Н.И. (концентрической)

Просмотр содержимого документа
«Проектный модуль "Среда обитания живых организмов". Биология 5 кл»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лужайская основная общеобразовательная школа

городской округ города Шахунья






Разработка проектного модуля

(системы уроков, направленных на формирование проектных компетенций школьников)


Биология 5 класс

Тема: Среда обитания живых организмов

(линия Н.И. Сонин, концентрическая)



Выполнила Смирнова Марина Леонидовна

Учитель биологии и географии

1 категория










2014 год

1. Предмет: Биология 5 класс

2. Раздел учебной программы. Тема: Среда обитания живых организмов

3. Количество учебных часов: 6 часов

4. Цели и задачи: в ходе проектной деятельности выявить причинно-следственные связи между средой обитания и приспособлениями живых организмов.

5. Актуальность:

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в основной школе, проектное обучение школьников приобретает важное значение, становится одной из важнейших технологий обучения. Пятиклассники уже имеют некоторые навыки работы по созданию проектов, но эти навыки необходимо совершенствовать и развивать.

Предмет биологии в 5 классе представляет для этого все возможности. Он позволяет создать предметные модули, в ходе которых учащиеся могут актуализировать уже имеющиеся у них знания и умения, а также получить новые.

Выбранная тема удобна для подобной работы, так как она имеет достаточный уровень сложности для большого количества самостоятельной работы, материал интересен обучающимся, очень иллюстративен. Создание проектного продукта позволит активизировать процессы запоминания, создать ассоциативный ряд, провести сравнение, выявить аналогии и построить причинно – следственные связи. Кроме того, полученный проектный продукт может иметь практическое применение в дальнейшем изучении биологии и географии, так как содержит и данные биогеографического характера, и наглядные примеры приспособленности организмов к среде их обитания.

Так как, согласно планированию, модуль предлагается для проведения во втором полугодии, обучающиеся уже имеют определённые навыки групповой рабты, целеполагания, рефлексивной деятельности, что помогает сохранять временные рамки выполнения проекта.

6. Планируемые результаты модуля:

  • Предметные:


Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами


  • Метапредметные:


Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


- Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Определять цель деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

  • Составлять план работы с учебником; выстраивать цепочку необходимых действий;

  • Критически оценивать значимость приведённых доказательств;

Получат возможность научиться:

  • Проанализировать и скорректировать свою деятельность с учётом допущенных ошибок;

  • Оценить результаты собственной деятельности.

- Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Принимать участие в совместной деятельности при работе группы;

  • Формулировать собственные суждения;

  • Оформлять высказывания в соответствии с правилами русского языка и речевого этикета;

  • Применять умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

- Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

  • Сравнивать объекты, выделять черты сходства и различия;

  • Анализировать, формулировать суждения; выделять существенные признаки;

  • Искать и отбирать источники необходимой информации, преобразовывать информацию в таблицу, схемы;

  • Находить ответы на вопросы, приводить доказательства, классифицировать объекты по признаку.


  • Личностные: 

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование навыков ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

— формирование познавательного интереса и мотивов изучения природы методами естественных наук.


7. Предметное содержание модуля


Известны четыре основные среды обитания:

  1. Наземно – воздушная среда.

  2. Водная среда.

  3. Почвенная среда.

  4. Организменная среда.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Для организмов, обитающих в них, характерны приспособления, которые касаются их внешнего вида и строения.

Отличаются условия жизни и на разных материках Земли. В связи с этим, на каждом из них сформировался свой уникальный растительный и животный мир. Растения и животные, которые встречаются на отдельных материках, имеют особенности строения и жизнедеятельности, которые появились у них как результат приспособленности к среде обитания.

В пределах растительного и животного мира одного материка также возникают отличия. Они выражаются в распространении природных зон. В первую очередь это связано с отличиями климата. Основные природные зоны Земли – это тундры, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. В каждой сформировался свой набор типичных представителей животного и растительного мира, приспособленных к обитанию в данной природной зоне.

В морях и океанах наблюдается большое разнообразие растительного и животного мира. Как и на суше, в воде существуют границы жизни тех или иных растений и животных. Разделение происходит в зависимости от глубины. Выделяют сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


8. Проблема проекта

В одной и той же среде обитания представители различных групп живых организмов часто имеют общие черты. Почему? Что именно объединяет обитателей разных сред обитания, природных сообществ, материков?

Выяснить, какими могут быть последствия изменений в среде обитания для живых организмов.


9. Ожидаемый проектный продукт


Путеводитель по средам обитания и природным зонам Земли. Он может быть представлен в виртуальном виде (презентация, мультимедийное пособие), либо в бумажном (альбом, атлас, стенд, фотоколлаж и др.) в зависимости от возможностей и подготовленности класса.

Отчёты по лабораторным работам № 5 и 6, практической работе № 1.


10. Организация деятельности в рамках модуля (см. таблицу №1)


Таблица №1

Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле

Фазы

П\Д

Этапы П\Д

уроков

Цели урока

Деятельность учителя



Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические)

Д\З

1

2

3

4

5

6

7

8




Актуализация

1

Три среды обитания живых организмов


  1. Предметные – способствовать формированию знаний о средах обитания; сравнить условия наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной среды обитания; познакомиться с обитателями, выделить приспособления их к среде обитания; определить содержание Путеводителя по средам обитания и природным зонам Земли.

  2. Метапредметные – устанавливать причинно – следственные связи; строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выдвигать предположения, определять проблему с помощью учителя, учиться создавать образ объекта проектирования.

  3. Личностные – способствовать формированию экологического мышления, осознанию необходимости бережного отношения к природе

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке целей проекта, выбору проектного продукта

Выдвигает проблему

Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации

Организует работу учащихся по реализации проекта: предлагает путь, с помощью которого можно достигнуть результатов работы - знакомит учащихся с алгоритмом работы, организует деление на проектные команды (группы), помогает распределить обязанности внутри группы


Систематизирующая таблица «Сравнение условий жизни в разных средах»

Кластеры «Обитатели наземно-воздушной среды обитания»

«Обитатели почвенной среды обитания»

«Обитатели водной среды обитания»

«Обитатели организменной среды»

Алгоритм создания Путеводителя по средам обитания и природным зонам Земли


Таблицы, иллюстрации с изображением животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания; организменной среды и их приспособлениями к условиям жизни среды обитания

Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор

  1. Учебник § 23, вопр. На с. 108

  2. Раб. Тетр. С. 66-67

  3. Принести иллюстрации для первого раздела путеводителя с изображением обитателей различных сред обитания

Проблематизация

Целеполагание

Концептуализация

Моделирование

Планирование

Реализация

2

Лабораторная работа

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

  1. Предметные - выявлять характерные черты растений и животных, связанные со средой обитания.

  2. Метапредметные – научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью по алгоритму; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости, корректного поведения.

  1. Личностные – сформировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к природе.

Актуализирует знания учащихся

Мотивирует учащихся к постановке познавательной цели урока

Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы

Наводящими вопросами помогает выяснить причинно-следственные связи строения живых организмов и среды их обитания, сделать необходимые выводы

Осуществляет поэтапную рефлексию учебной деятельности

Оценивает работу учащихся

Письменный отчёт по лабораторной работе

1 раздел Путеводителя (условия жизни и организмы разных сред обитания)

Коллекции насекомых

Видеофрагменты о средах обитания

Таблицы, иллюстрации с изображением животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания и их приспособлениями к условиям жизни среды обитания

Инструкции к лабораторной работе

Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор

  1. Учебник § 23

  2. Раб. Тетр. С. 68

  3. Подобрать информацию из разных источников о представителях разных сред нашей местности

Реализация. Социализация (представление)

3

Жизнь на разных материках

































4

Природные зоны Земли























































5

Жизнь в морях и океанах

  1. Предметные - расширить представления учащихся о многообразии проявления жизни на разных материках и в разных климатических зонах; перечислять представителей животного и растительного мира различных материков и климатических зон.

  2. Метапредметные – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом материале; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; учиться работать в группе, принимать мнение и позицию товарищей.

  3. Личностные – выразить своё отношение к разнообразию жизни на разных материках; формировать осознание необходимости защиты окружающей среды; ответственное отношение к природе; познавательный интерес.



  1. Предметные – расширить знания учащихся о биологическом разнообразии Земли; доказать необходимость его сохранения; выявлять черты приспособленности организмов к определённым условиям.

  2. Метапредметные – научится составлять план работы с учебником; определять необходимые источники информации; систематизировать информацию; работать с натуральными объектами; освоить основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; учиться адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  3. Личностные – обосновать необходимость бережного отношения к природным зонам Земли, понимание уникальной ценности каждой из них.



  1. Предметные – раскрыть черты приспособленности обитателей морей и океанов к разнообразным условиям, приводить примеры живых организмов; показать необходимость защиты вод Мирового океана.

  2. Метапредметные – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основании учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельно контролировать своё время; выбирать наиболее эффективные способы достижения цели.

  3. Личностные – формировать любознательность и интерес к изучению природы; ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.


Организует работу учащихся по изучению нового материала в виде виртуального путешествия по материкам Земли и природным зонам, в ходе которого идёт сбор информации, необходимой для выполнения проекта

Организует работу в проектных группах по намеченному плану

Консультирует учащихся по составлению путеводителя

Контролирует работу групп по созданию проектного продукта





Создаёт условия для выполнения лабораторной работы, организует деятельность учащихся по её выполнению

Наблюдает за работой групп, помогает в поиске необходимой информации, её оформлении


Систематизирующая таблица «Растения и животные разных материков»

Кластеры

2 раздел Путеводителя

(Животный и растительный мир материков Земли)


























Отчёт о выполнении лабораторной работы «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и т.д.)


Картосхемы


Систематизирующая таблица «Растения и животные разных природных зон Земли»


3 раздел Путеводителя

(Животный и растительный мир природных зон Земли)



Отчёт о выполнении ПР «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»




Сообщения о природном сообществе океана


Таблица «Природные сообщества морей и океанов»


4 раздел Путеводителя

(Природные сообщества морей и океанов)


5 раздел путеводителя

(Экологические проблемы и пути их решения. Возможные последствия изменения среды обитания)



Географическая карта полушарий

Таблицы «Растительный и животный мир материков»

Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор






















Географическая карта природных зон Земли


Гербарий растений разных природных зон Земли


Таблицы, иллюстрации, фотографии, слайды с изображением животных и растений разных природных зон Земли


Атласы – определители


Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор













Таблицы, фотографии, иллюстрации



Видеофильмы об обитателях океана



Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор


  1. Учебник § 24

  2. Раб. Тетр. С. 69 – 71

  3. Подготовить 2-3 интересных факта о растениях и животных разных материков

























  1. Учебник § 25

  2. Вопросы на с. 120.

  3. Раб. Тетр. С. 72 – 75.

  4. Подготовить сообщение об одном из природных сообществ Земли.









































  1. Учебник § 26

  2. Раб. Тетр. С. 75 – 77.

  3. Принести дополнительный материал о жизни в морях и океанах.





Социализация

6

Обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов»

  1. Предметные – систематизировать и обобщить знания о биологическом разнообразии Земли; разных средах обитания и приспособленности организмов к жизни в различных условиях; продемонстрировать знания по разделу «Среда обитания живых организмов».

  2. Метапредметные - оценить качества результатов деятельности, выделить недостающие знания и навыки; научиться правильно строить свою речь во время выступления.

Осуществить контроль своей деятельности и деятельности товарищей в процессе достижения результата; научиться учитывать разные мнения и интересы, уметь обосновывать свою точку зрения, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

  1. Личностные – формировать интеллектуальные и творческие способности, познавательные интересы и мотивы; социальные нормы поведения

Организует представление проектного продукта групп

Определяет критерии оценки деятельности

Принимает участие в обсуждении и оценивании проектного продукта

Организует рефлексию – высказывания учащихся

Подводит итоги, оценивает деятельность учащихся по ходу реализации проекта




Путеводитель по средам обитания и природным зонам Земли

Презентация проектного продукта (творческих работ учащихся)

Наглядные материалы, необходимые для презентации проектного продукта, накопленные в ходе освоения проектного модуля

Физическая карта полушарий

Зоогеографическая карта

Электронное приложение к учебнику, компьютер и мультимедийный проектор

Презентация к уроку


Итоговые задания в раб. Тетр. С. 77 – 81

Оценка Рефлексия.

Оценка


Рефлексия




  1. Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Сравнение условий жизни в разных средах

Условия жизни

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

Кислород





Вода





Изменения температуры




Свет





































Приложение 2

Лабораторная работа

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

(алгоритм выполнения)

Цель: рассмотреть и выявить особенности строения растений и животных, связанные со средой обитания.

Оборудование: коллекции насекомых, объекты живой природы, представители разных классов природы.

  1. Исследовать объект. Вспомнить, в какой среде этот организм обитает

  2. Выявить черты строения, благодаря которым живой организм приспосабливается к данной среде обитания.

Среди черт строения указать: внешний покров тела, наличие перьев, шерсти, кожи, строение органов чувств, строение конечностей.

Повторить пункты 1 и 2 для других объектов.



Вывод: У … в связи с образом жизни и средой обитания имеются следующие приспособления: … .





































Приложение 3

Терминологический диктант по теме «Среды обитания живых организмов»

Вставьте пропущенные слова.

  1. В природе существует четыре седы обитания: … .

  2. Для наземно – воздушной среды характерны следующие условия: … .

  3. В почве обитают … .

  4. Большинство животных обитает в … средах.

  5. Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для … .

  6. В водной среде ощущается нехватка … и … .

  7. Для почвенной среды характерны … и … .

  8. … и многие другие животные обитают в водной среде.

  9. В наземно – воздушной среде обитают такие растения и животные, как … .

  10. В организменной среде обитают … .



Ответы:

  1. Наземно – воздушная, почвенная, водная, организменная.

  2. Изменение температуры, давления, в некоторых районах недостаток влаги, ветер.

  3. Кроты, дождевые черви.

  4. Наземно – воздушной, водной.

  5. Запасания влаги.

  6. Света и кислорода.

  7. Недостаток кислорода и отсутствие света.

  8. Рыбы, скаты, акулы, дельфины, киты.

  9. Животные: лось, медведь, белка. Растения: сосна, черёмуха, берёза.

  10. Паразитические черви, бактерии.



























Приложение 4

Алгоритм участия группы в проекте



  1. Что будет сделано, кто и что именно будет делать.

  2. Как будет делать.

  3. Как долго будет делать.

  4. Где будет делать.

  5. Как будет информировать о проделанном.

  6. Где и как это будет использовано.

  7. Кому и где будут представлены результаты.



























































Приложение 5



Рефлексия



  1. Работая над проектом, узнали ли вы что-то новое для себя? Что именно?

  2. О чём бы вам хотелось узнать ещё больше?

  3. Что вам понравилось в проекте?

  4. Что не понравилось? Почему?

  5. К чему хотелось бы вернуться ещё?

  6. Комфортно ли было работать в группе?

  7. Ваша группа достигла поставленной цели?

  8. Если нет, то почему?

  9. Что ещё вы могли бы сделать в рамках данного проекта?

  10. Чему вы научились, работая над проектом?

  11. Где вы могли бы использовать полученные навыки?

  12. Что показалось сложным?



В зависимости от класса, количество вопросов можно изменить.

































  1. Использованная литература



  1. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 224 с.

  2. Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова/ авт. - сост. И.В.Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014, 206 с.

  3. Плетенёва О.В., Шуклина М.В. Рабочая программа как инструмент формирования проектной компетенции школьников// Нижегородское образование №3 2013.. – с. 126-133.

  4.  Плешаков А. А., Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник (линия "Живой организм"). – М.: Дрофа, 2012. – 160 с.

  5. Портфолио учителя биологии/ авт. – сост. М.М.Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012. – 54 с. – (Стандарты второго поколения)

  7. Программа основного общего образования по биологии. 5-9 класс. Концентрический курс. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Авторы Н.И.Сонин, В.И.Сивоглазов. – 2014.

  8. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа и учебное занятие: методическое пособие/ О.В Плетенёва, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – Н.Новгород: НИРО, 2014. – 172 с.

  9. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / авт. – сост. О.В Плетенёва, В.Я. Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. - 52 с. – Библиотека журнала «Методист», № 5 2014.

  10. Проектный метод в обучении здоровью. Пособие для учителей и преподавателей// Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Москва, 2005.

  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др; под. Ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с. : ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!