СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Происхождение и эволюция человека Проект учебного занятия по биологии в 11 классе с использованием элементов технологии развития критического мышления и технологии активной оценки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический сценарий урока

Класс: 11

Тема учебной программы: Происхождение и  эволюция человека (5ч)

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по главе «Происхождение и эволюция человека»

Место урока в учебной теме: 5

Цель урока: Создать условия для  обобщения и систематизации знаний учащихся  по теме   «Происхождение и эволюция человека», для осознания  места человека и человечества в биосфере; познакомить  с современными идеями развития человека и человечества.

Задачи урока:

Задачи урока перед учителем

Задачи урока перед учащимися

  • Создать условия для  самоопределения учащихся в выборе способов добывания , овладения, переработки и применения  знаний и для выработки  соответствующих умений;
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • Продолжить развитие у учащихся  коммуникативных навыков и навыков учебного труда, формировать умения самооценки и самоконтроля.
  • Продолжить развитие деятельностных способностей, содействовать формированию у учащихся  умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы;
  • Содействовать развитию познавательного интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся.
  • Формировать  научное мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за  свои поступки и выбор жизненной позиции
  • Знать основные биологические понятия и термины по теме;

Уметь

  • Характеризовать основные этапы антропогенеза;
  • Выделять основные особенности этапов становления человека и  факторов   антропогенеза
  • Анализировать, сравнивать, делать выводы
  • Самостоятельно работать  с учебной литературой, ЭСО, схемами, таблицами;
  • Слушать, владеть письменной и устной речью, сотрудничать, согласовывать позиции, уважать людей независимо от их  позиций и мнений;

 

Оборудование и материалы:  Информационные материалы для учащихся, репродукции картин различных эпох, мультимедийная презентация, проектор, листы бумаги, маркеры, магниты

Форма проведения:  Урок обобщающего повторения с использованием элементов ТРКМ через чтение и письмо  и  элементов ТАО.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение и эволюция человека Проект учебного занятия по биологии в 11 классе с использованием элементов технологии развития критического мышления и технологии активной оценки»

Отдел образования, спорта и туризма Жлобинского райисполкома Гомельской области

Государственное учреждение образования

«Нивская средняя школа Жлобинского района»





Происхождение и эволюция человека


Проект учебного занятия по биологии в 11 классе с использованием элементов технологии развития критического мышления и технологии активной оценки









Потапчик Жанна Павловна

учитель биологии и химии

первой категории


Нивы – 2015


Дидактический сценарий урока

Класс: 11

Тема учебной программы: Происхождение и эволюция человека (5ч)

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по главе «Происхождение и эволюция человека»

Место урока в учебной теме: 5

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Происхождение и эволюция человека», для осознания места человека и человечества в биосфере; познакомить с современными идеями развития человека и человечества.

Задачи урока:

Задачи урока перед учителем

Задачи урока перед учащимися

  • Создать условия для самоопределения учащихся в выборе способов добывания , овладения, переработки и применения знаний и для выработки соответствующих умений;

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;

  • Продолжить развитие у учащихся коммуникативных навыков и навыков учебного труда, формировать умения самооценки и самоконтроля.

  • Продолжить развитие деятельностных способностей, содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы;

  • Содействовать развитию познавательного интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся.

  • Формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за свои поступки и выбор жизненной позиции

  • Знать основные биологические понятия и термины по теме;

Уметь

  • Характеризовать основные этапы антропогенеза;

  • Выделять основные особенности этапов становления человека и факторов антропогенеза

  • Анализировать, сравнивать, делать выводы

  • Самостоятельно работать с учебной литературой, ЭСО, схемами, таблицами;

  • Слушать, владеть письменной и устной речью, сотрудничать, согласовывать позиции, уважать людей независимо от их позиций и мнений;


Оборудование и материалы: Информационные материалы для учащихся, репродукции картин различных эпох, мультимедийная презентация, проектор, листы бумаги, маркеры, магниты

Форма проведения: Урок обобщающего повторения с использованием элементов ТРКМ через чтение и письмо и элементов ТАО.

Ход урока:

1 этап - организационно-психологический (1-2 мин.)

Задачи этапа: создать доброжелательную обстановку, вызвать интерес у учащихся к теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Акцентирует внимание учащихся на том, что изучалось на предыдущих уроках, настраивает на восприятие новой информации.


Настраиваются на работу на уроке и внутренне определяют собственное отношение к предстоящей учебной деятельности.


Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Происхождение и эволюция человека» Девиз нашего урока - слова Ф. Тютчева « Счастлив, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом». Почему мы выбрали именно такой девиз, определимся к концу урока. Основные вопросы урока: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Откуда я», «Куда иду?» Эти вопросы волновали человечество с момента его зарождения, и каждый человек задаёт их себе.

2 этап - ориентировочно-мотивационный - вызов (9-10 мин.)

Задачи этапа: актуализация знаний по теме, пробуждение интереса к получению новой информации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вопросы для обсуждения, отражающие уровень усвоения учащимися понятий и сформированности у них умений по темам прошлых уроков


Отвечают на вопросы , участвуют в обсуждении ответов на более сложные вопросы, высказывают свою точку зрения.


Вопросы для обсуждения:

  1. Когда люди стали интересоваться вопросами происхождения человека? Почему вопросы антропогенеза и расогенеза привлекают такое большое внимание сейчас?

  2. Изложите концепцию животного происхождения человека. Существуют ли альтернативные концепции?

  3. Назовите признаки, по которым человек отличатся от животных

  4. Могут ли современные человекообразные обезьяны эволюционировать в сторону человека?

  5. Назовите основные этапы антропогенеза

  6. Какое значение в развитии человека имело появление прямохождения и развитие головного мозга?

  7. Перечислите факторы антропогенеза

  8. Когда и как естественный отбор действовал в эволюции человека? Действует ли в настоящее время естественный отбор в популяциях человека?

  9. Как вы понимаете биологическую и социальную сущность человека?

  10. Назовите основные расы человеческого рода. Каковы причины расогенеза?

  11. Существуют ли «чистые расы»? в чем научная несостоятельность расизма?

  12. Не угаснет ли в будущем вид Человек разумный, как случилось со многими видами живых организмов в ходе эволюции?

Давайте постараемся отразить в виде кластера то, что вы знаете по теме (5мин)

Факторы эволюции

Систематическое положение

Концепции происхождения





Этапы эволюции

Расы

Человек разумный





?

Видовые признаки



Демонстрация кластера на магнитной доске с пояснением каждого направления:

Тип- Хордовые

Подтип- Позвоночные

Класс –Млекопитающие

Отряд –Приматы

Семейство –Люди

Род –Человек







Предшественники человека

Древнейшие люди

Древние люди

Человек современного типа



Европеоидная

Монголоидная

Негроидная

Биологические

Социальные

Креационизм

Концепция животного происхождения

Иные концепции

Систематическое положение
















Прямохождение

Бинокулярное зрение

Разнообразие функций рук

Объем и особенности строения головного мозга

Психические особенности: речь, абстрактное мышление










3 этап – операционно-познавательный - осмысление (23-25 мин)

Задачи этапа: создать условия для самоопределения учащихся в выборе способов добывания, овладения, переработки и применения знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует групповую работу учащихся по вариантам (методика «Четыре угла»)

Консультирует, оказывает помощь группам при выполнении работ.Проводит коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися материала, организует обобщение результатов выполнения заданий.

Работают в группах по направлениям:

1 группа: Человек – непослушное дитя биосферы

2 группа: Человек – лидер эволюционного процесса на Земле

3 группа: Человек – надежда биосферы.

4 группа: Человек – тупиковая ветвь природы

Дают обоснование своему выбору, исходя из информационных материалов, прогнозируют будущее человека в соответствии со своим выбором



Как вы думаете, почему одно из направлений не определено? Что означает вопрос? Давайте попытаемся понять, куда идет человечество, что ждет человека будущего?

Послушайте стихотворение Роберта Рождественского:

До теперешней нашей Земли,

До её дождей и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели


Это – личная их беда,

За неё никто не в ответе,

Заблудились, пошли не туда.

Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь – направо и ветвь – налево

Человек разумный сидит

На вершине этого древа.


Он мыслитель. Он хмурит лоб.

Человека идея гложет:

Хочет что-то придумать, чтоб

Самого себя уничтожить.

Он подпёр подбородок рукой –

Вождь прогресса, краса и гордость….

Он - придумает! Он – такой!

Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.

Повороты. Круговороты…

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!


Может быть прав поэт, и человечество - тупиковая ветвь природы, обреченная на гибель?

Давайте попробуем оценить положение человека в современном мире, спрогнозировать его будущее.

Учащимся предлагается выбрать одно из суждений и в соответствии с выбором разбиться на 4 группы (метод углов)

  1. Человек – непослушное дитя биосферы.

  2. Человек – лидер эволюционного процесса на Земле.

  3. Человек – надежда биосферы.

  4. Человек – тупиковая ветвь природы.

Работая в группах, дайте обоснование своему выбору, найдите подтверждение ему в информационных материалах, лежащих у вас на столах, спрогнозируйте будущее человека в соответствии с вашим выбором.

Работа в группах. Звучит классическая музыка


4 этап - контрольно – коррекционный (5-7 мин)

Задача этапа: выяснить, освоены ли учащимися знания, способы действия с предложенным учебным материалом, осуществить контроль и коррекцию знаний учащихся по данной теме

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создать условия для размышления, рождения новых знаний, обсуждения проблем человечества, определения его будущего и роли каждого в этом будущем.

Аргументируют свой выбор, прогнозируют будущее человечества, задают вопросы другим группам, дискутируют.

Участвуют в коллективном обсуждении и оценивают свой собственный результат

Учащиеся групп осуществляют презентацию результатов своей работы в виде небольших сообщений, эссе, кластеров, схем и пр.

5 этап - рефлексивно-диагностический (2-3 мин)

Задачи этапа: провести рефлексию по результатам учебного занятия , подвести итоги урока, дать качественную оценку работе класса и отдельных учащихся, провести самооценку и оценку результатов работы, предложить домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует деятельность учащихся по осмыслению знаний и умений по новой теме и успешности достижения целей урока.

Подводит итоги урока, предлагает домашнее задание

Осмысливают собственные знания, оценивают результаты собственной деятельности и деятельности группы


“Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

"Что за мастерское создание человек! Как благороден разум! Как бесконечен способностью! В обличьях и движении - как выразителен и чудесен! В действии - как сходен с ангелом! В постижении - как сходен с богом! Краса вселенной! Венец всего живущего!"( У.Шекспир)

« Счастлив, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом». (Ф. Тютчев) Почему мы выбрали именно такой девиз урока?

Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам закончить предложения:

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня я научился лучше …, благодаря чему я могу…

-Раньше я думал, что…, а сейчас пришел к выводу ….

-Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет мне…

- Я по-прежнему хочу узнать…

8. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему “Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир", в котором вы могли бы предложить решение одной из экологических проблем.
























Список литературы и иных источников информации:


  1. Маглыш С.С. Биология: учеб. пособие для 11-го класса общеобразоват. учреждений с рус.яз. обучения / С.С. Маглыш, А.Е. Каревский; под ред.С.С.Маглыш.- Минск:Нар.асвета, 2010.

  2. Пехов А.П. Биология с основами экологии/А.П.Пехов. - СПб: Лань, 2001

  3. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Волгоград: Учитель, 2004.

  4. Біялогія: праблемы выкладання. №2, 2007. ст.11

  5. Хімія: праблемы выкладання. №2, 2012. ст.20

  6. http://www.uchportal.ru/

  7. http://kopilkaurokov.ru/
















Приложения: Информационные материалы

КРИЗИС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

(от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход): 1) ситуация, возникающая в экологических системах (биогеоценозах) в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений (например, наводнений, извержений вулканов, засухи, ураганов, смерчей, лесных пожаров, землетрясений и т. п.) или в результате воздействия антропогенных факторов (загрязнение человеком атмосферы, гидросферы, почвы, разрушения естественных экосистем, природных комплексов, лесные пожары, зарегулирование рек, вырубка лесов и др.); 2) напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой, характеризующееся несоответствием производительных сил и производственных отношений, с одной стороны, и ресурсно-экологических возможностей биосферы — с другой. Экологический кризис может быть предотвращен соответствующими природоохранными и природооздоровительными мероприятиями (рациональное использование природных ресурсов, безотходные технологии, замкнутый цикл недопотребления, организация заповедников и т. п.). Экологический кризис не является имманентным (неизбежным), но при современном отношении человека к биосфере (по крайней мере регионально) не исключен.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, нарушения взаимосвязей внутри экологических систем (или необратимые явления в биосфере), вызванные деятельностью человека и угрожающие его существованию. Различают локальные и глобальный Э. к. В 1980-е гг. понятие 'Э. к.' трактуется иногда излишне широко и получает ярко выраженную социальную окраску. В Э. к. включают все явления, прямо или косвенно негативно воздействующие на развитие нас. и общества, угрожающие естеств. основе жизни человека: опасность изменения наследственности человека, недостаточную энергетич., минерально-сырьевую и прод. обеспеченность развития, загрязнение среды, неравномерность по регионам мира темпов прироста нас., возросшую скученность нас.в городах и др. явления, имеющие социально-экон. природу.

Предпринятые во 2-й пол. 20 в. исследования причин и последствий Э. к. способствовали выделению двух осн. направлений в науч. и обществ. мысли: экологич. пессимизма и алармизма (от англ. alarm - тревога), науч.-технич. оптимизма. Сторонники первого направления отрицают возможность развития цивилизации при существующем соотношении между рождаемостью и смертностью, темпе экон. роста, масштабе загрязнения среды, считают необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико-экон. развитие, акцентируют внимание лишь на связи между совр. экологич. и демографич. ситуациями. Сторонники второго направления отстаивают тезис о возможности прогресса при условии обеспечения жёстких мер гос. регулирования рождаемости, произ-ва и потребления, рациональных методов природопользования, ими выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии, избавления её от просчётов, приведших к загрязнению окружающей среды, создания новых технич. средств и технологич. процессов (транспорта, энергетики и др.).приемлемых с экологич. точки зрения.

Глобальные проблемы характеризуются тем, что:

затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества;

вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений;

они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты;

их решение будет способствовать социальному прогрессу.

Выделяют три группы глобальных проблем:

1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности.

2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса.

3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности.

Учёные полагают, что решение этих проблем имеет определённые предпосылки.

1. Развёртывание информационной, биотехнической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации вымирания. Эта революция создаёт основу, которая позволяет отвести термоядерную экологическую угрозу. Человечеству необходимо выработать новое видение мира.

2. Возможность утверждения в качестве доминирующего нового типа мирового хозяйства, смешанной рыночной, социально-защищенной экономики. Эти экономические отношения будут увязывать интересы хозяйственных субъектов, способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Ненасилие должно стать регулятором человеческих отношений.

4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском вариантах. Необходим поиск того, что может сближать либералов и социалистов, католицизм и православие, коммунистов и консерваторов. Очень важно находить то, что объединяет всех людей планеты.

5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Очень важно, чтобы расширялись международные, экономические и культурные контакты, или широкие миграционные потоки, направленные к взаимопроникновению к взаимопроникновению культур. «Диалог» культур должен превращаться в «полилог».

Будущее человечества - оптимистический прогноз.

Мы живем в эпоху глобального научного переворота, темпы познания мира непрерывно возрастают, поэтому не просто предсказывать, каким будет мир в будущем. Прогнозы на будущее, за редким исключением, всегда недооценивали скорость технического прогресса. За последние несколько десятилетий человечество обрело больше научных знаний, чем за всю предыдущую историю. Логично предположить, что к концу XXI века объем научных знаний удвоиться еще не раз. Будущее само открывает людям свои тайны, когда наступает определённый период исторического развития. В далеком будущем люди должны будут покинуть Землю и переселиться к соседним звёздам. Сможет ли человечество возродиться где-то на планете, похожей на Землю, вращающейся вокруг такой же, как Солнце, звезды? Уже сегодня ученые-физики рассуждают о том, как в будущем одним усилием воли будут управляться компьютеры, как мы овладеем телепортацией, будем подключаться к мировому информационному полю, создавать парящие в воздухе автомобили, заселять Антарктиду, колонизировать Марс и Венеру. Идеальные города будущего поднимутся выше небоскребов и позволят человеку отдохнуть от шума и суеты в зеленом оазисе, как в проекте болгарского архитектора ЦветанаТошкова. Живописные высотки в виде цветков лотоса поднимут свои цветочные бутоны – крыши высоко над землей. Сегодня этот город в небесах похож на сказку, но она очень скоро может стать былью. Или Мега-Сити-Пирамиды из углеродного волокна, где смогут вместиться до миллиона человек. Они будет включать в себя дома, офисы, гостиницы, магазины. В будущем компьютеры распознают многие гены, ответственные за старение, и мы, возможно, будем вечно молодыми. Мы научимся замедлять, а может быть, и поворачивать вспять процесс старения. Компьютеры раскроют тайны генов, контролирующих наше тело, и мы сможем перестраивать свое тело по желанию, заменять изношенные органы и менять внешность даже на генетическом уровне. Ряд учёных полагают, что вид людей без генетических модификаций с учетом меняющихся условий жизни на Земле, вероятно, сможет просуществовать не более 3 - 5 тысяч лет. В космосе должны появиться новые генетические подвиды и виды человеческих ДНК, у которых будет иной набор хромосом и генов. И эта «фантастическая» перспектива начнет воплощаться в ближайшие100 - 250 лет. Первые генные нанотехнологии, оперирующие клетками и сложными белковыми конструкциями, учёные планируют получить уже в этом веке. Кажется невероятным, что через пару столетий по Земле будут ходить люди, заметно отличающиеся от современного человека. А роботы, которых можно будет легко спутать с человеком, появятся уже к середине XXI столетия?! Сторонники «кибернетического бессмертия» уверены, что технологии искусственного тела помогут человеку относительно безопасно летать в космос. Для этого необходимо будет скорректировать программы космической деятельности и выходить в «большой космос», будучи оснащенными личными «аватарами». К середине века ученые завершат создание новых ракет-носителей, чтобы снизить стоимость запусков. Возможно, в космос будет запущена солнечная электростанция мощностью 1 ГВт — громадный спутник площадью в несколько квадратных километров, полностью облицованный солнечными батареями. Не исключено, что к концу текущего века развитие нанотехнологий сделает возможным даже знаменитый космический лифт. Согласно исследованиям писателя, футуролога Владимира Стрелецкого, 2040-2058 годы станут временем масштабных природных катаклизмов. Процессы глобального потепления спровоцируют ускоренное таяние ледникового покрова Антарктиды настолько, что многие территории Северной Евразии и океанского побережья обоих Америк окажутся под водой. В 2090 году климат Антарктиды будет напоминать климат современной Швеции.

С 2065 года в ближнем космосе начнут строиться промышленные комплексы для производства и беспроводной передачи на Землю электроэнергии, полученной из солнечных излучений. Начнется промышленное освоение Луны с целью извлечения из её недр гелия-3 - топлива для безопасных и компактных термоядерных станций.

2160-2255 годы станут годами открытия новых технологий освоения человечеством Вселенной. Будет создана компьютерно-телепатическая сеть «Теленет», открывающая путь к симбиозу человеческого сознания, телепатических техник и виртуальной реальности.

2250 - 2350 годы станут периодом активной колонизации Луны, Венеры и Марса, спутников планет-гигантов, а также промышленной разработки пояса астероидов. Начнутся первые межзвёздные перелеты.

До 2445 года человечество научится пользоваться энергией земного ядра. Литосфера Земли станет средой расположения высокотехнологических городов-мегаполисов, разветвлённой сети подземных коммуникаций, промышленных комплексов и геоэнергетических станций.

До 2550 года будет завершено строительство инфраструктуры подводной цивилизации. Не исключается, что «погружение» человеческой цивилизации в недра планеты и океан будут вызваны краткосрочным остыванием Солнца в 2318-2328 годах, когда существование человека на поверхности планеты в результате высоких температур и интенсивного испарения атмосферы станет не очень комфортным.

В период с 2555 до 15120 года основные свои усилия человечество сосредоточит на колонизации всех пригодных для развития жизни планет Галактики. Вокруг этих планет будут созданы ноосферы – многослойные банки памяти людей. Путешествия в прошлое и будущее станут обычными явлениями. Их возможность обеспечат эксперименты с гравитацией и «чёрными дырами».

Известный американский изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл заявил, что человек обретет совместную форму существования вместе с машинами, которой не страшна даже смерть. Ученый считает, что в ближайшее время компьютеры станут умнее людей, человеческий разум и тело сможет слиться с машиной и перевоплотится в суперкиборга. В отдаленном будущем, когда люди научатся переносить структуру своего мозга в машину, роботы или человекоподобные киборги, возможно, подарят нам бессмертие. Эта мысль кажется сказкой, но не выходит за пределы возможного. По представлениям некоторых ученых, в будущем человека ждет бессмертие (в кремниевой форме или в виде искусственных тел с улучшенной ДНК). Космическое агентство NASA опубликовало футурологический прогноз, в котором говорится, что уже в этом веке человечество может создать межпланетные космические корабли на ядерном топливе, которые будут генерировать антиматерию и двигаться за счет ее выброса. В NASA полагают, что подобные двигатели будут реализованы в сверхбыстрых межпланетных кораблях, которые могут долететь до Юпитера меньше чем за 4 месяца, а кроме того, они откроют путь к новым горизонтам пилотируемого освоения Солнечной системы. Первые успехи в этой области можно будет получить примерно через 40 лет, а реальные двигатели на ядерном топливе и антиматерии могут появиться лишь через 60-80 лет. В качестве сырья для топлива нового типа будут применяться тяжелые изотопы водорода — дейтерий и тритий. Кроме того, для проведения ядерной реакции двигателям понадобится уран, которые будут создавать в процессе работы частицы антивещества — позитроны. По расчетам NASA, для того, чтобы достичь Юпитера потребуется всего 1,16 граммов антипротонов.


Пессимистические сценарии будущего человечества.

1. Восстание машин. Такой пессимистический сценарий довольно подробно проработан голливудскими сценаристами, и, к сожалению, направление развития человечества на данный момент достаточно ясно указывает, что такой сценарий является наиболее вероятным. Мы лишь продолжим мысль, показав, что победившие машины сами со временем уничтожатся под влиянием внешних факторов среды, сбоев в работе управляющих ими компьютерных программ. Но главной причиной гибели объектов обладающих искусственным интеллектом станет не это. Будущее человечества во многом определяется стремлением человека к саморазвитию, наделить которым машины будет просто не возможно. Как говориться: жизнь есть жизнь.

2. Деградация. Будущее человечества находится под угрозой также из-за другой особенности человеческого мозга. Многие из людей, и я не исключение, продолжают наносить себе вред, хотя прекрасно это осознают. В качестве примеров можно привести курение, употребление алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов. Причём действия правительств некоторых государств, недвусмысленно указывают на определённую заинтересованность их в развитии таких видов бизнеса. В будущем человечество может столкнуться с проблемой поголовного употребления лекарственных препаратов, содержащих наркотики, или самих наркотиков, и усилия рекламы, похоже, направлены на то, чтобы приучить наших детей считать лекарства, чем-то жизненно необходимым, обыденным. Лекарства превращаются из средства лечения, в продукт питания, а это чревато очень серьёзными последствиями в будущем человечества.

3. Отдельной строкой мы поставим проблему употребления генетически модифицированных продуктов. Спору нет, ГМО может решить проблему голода на Земле. Однако представьте себе следующий, вполне вероятный вариант будущего человечества. Учёные, под давлением корпораций, оправдываясь внешними причинами, разрешают производство генетически модифицированных продуктов, и такие продукты входят в повсеместное употребление, быстро вытесняя обычные, экологически чистые продукты питания.Но предположим, что ГМО оказывают угнетающее воздействие на репродуктивную функцию. Такое воздействие, допустим, понизит на 5% рождаемость способного к размножению потомства в десятом поколении. Из-за эффекта мультипликации через 20 поколений, 10% рождающихся не смогут иметь нормальных детей. Когда такая тенденция будет обнаружена. Изменить будет уже ничего нельзя, так как не употреблявших «новые» продукты людей просто не останется. Численность населения Земли постепенно, но с ускорением, будет приближаться к нулю.

4. Проблема перенаселения Земли может возникнуть в будущем, и если развитие современной химии, физики и биологи будет продолжать топтаться на месте, как это происходит последние 50 лет. Это не вина учёных, это их беда. Науки упёрлись в непреодолимое ограничение, имя которому «КВАНТ». И до тех пор, пока физика будет опираться на квантовый подход, потолок пробить не удастся. К счастью в этом вопросе наметился выход, и, наконец создана альтернативная квантовой механике простая теория, не прибегающая к виртуальности и неопределённости при описании физических процессов. Это общая теория взаимодействий.

5. Самой неочевидной, но, на мой взгляд, самой труднопреодолимой является угроза примитивизации человеческого интеллекта. Примитивизация интеллекта проявляется в данный момент в отсутствии объединяющей философии познания и обучения. Но главное, наша система образования "заточена" подтакого вида "знания", которые заключаются в неосмысленном повторении мнений (а часто и заблуждений) научных светил прошлого. Мы не учим детей думать, анализировать. Мы прививаем им привычку действовать как роботы, копируя в сотый и тысячный раз свои действия, хотя они очень часто не приносят желаемого результата. Уши наших детей забиты пробками наушников, глаза устремлены в экраны телевизоров или мониторы компьютеров, а смысл, в том числе и cмысл жизни, ими не улавливается. А если так дальше пойдёт, то о смысле вообще перестанут вспоминать.

Основные законы эволюции живого вещества в биосфере

Закон необратимости эволюционных процессов (Луи Долло) — эволюционные процессы необратимы. Организм не может вернуться хотя бы частично к предшествующему состоянию.

Закон ускорения темпов эволюции — в течение геологического времени происходит ускорение биологической эволюции. Наблюдается закономерное сокращение протяжённости геологических эр (так, палеозойская эра длилась 340 млн лет, мезозойская эра — 170 млн лет, кайнозойская эра — 60 млн лет), что отражает ускорение темпов эволюции. Между началом и концом каждой эры наступали кардинальные изменения в составе фауны и флоры.

Закон неравномерности эволюционного развития — эволюция отдельных групп организмов протекает с разной скоростью. Существуют консервативные группы, практически не изменившиеся в ходе геологического времени. Наиболее консервативными оказались некоторые бактерии, по существу не изменившиеся со времени раннего докембрия. К «живым ископаемым» (термин Ч.Дарвина) относятся древовидные папоротники, головоногий моллюск наутилус и другие. Консервативные формы составляют небольшую часть известных организмов.

Закон увеличения разнообразия организмов — в ходе эволюции биосферы количество видов организмов возрастало по экспоненте и достигло современного значения, которое оценивается разными специалистами от 5 до 10 млн. видов.

Закон скачкообразного характера эволюции — на фоне общей тенденции ускорения эволюции наблюдались отдельные эпохи повышенного видообразования. Промежутки между этими эпохами характеризовались затуханием видообразования и вымиранием организмов.

Закон цефализации — в ходе геологического времени происходит необратимое развитие головного мозга. Цефализация особенно ярко наблюдается в ряду позвоночных животных — от рыб до человека. Этот закон эмпирически вывел североамериканский геолог, и биолог Д. Д. Дана (1813—1895). Его соотечественник, Д. Ле-Конт (1823—1901), назвал этот закон «психозойской эрой»[1].

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез).

Закон снижения энергетической эффективности природопользованияС ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все больше энергии (расходы на одного человека в каменном веке был 4 тыс. ккал/сут, в индустриальную эпоху – 70 тыс. ккал/сут, в развитых странах настоящего времени – 250 тыс. ккал/сут).

Закон ускорения эволюцииС ростом сложности организации продолжительность существования вида в среднем сокращается, а темпы эволюции возрастают.

Закон усложнения организации организмов (К. Ф. Рулье) Историческое развитие живых организмов (природных систем) приводит к усложнению их организации путем дифференциации функций и органов (подсистем), выполняющих эти функции.


В. И. Вернадский вывел два фундаментальных закона (сам он назвал их «принципами») развития биосферы.

Первый биогеохимический закон — биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к своему максимальному проявлению. Анализ геологических данных показывает, что распространение жизни, живых существ (давление жизни) неуклонно нарастает. Живые организмы способны занимать самые различные экологические ниши, сохраняться в самых неблагоприятных условиях (в горячих и серных источниках, на дне океанов, на ледниках). Это дало основание говорить о «всюдности» жизни (термин Вернадского).

Второй биохимический закон — эволюция видов, приводящая к созданию форм жизни, устойчивых в биосфере, должна идти в направлении, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере. Согласно этому закону, в биосфере право на жизнь получают только виды, необходимые самой биосфере для выполнения определённых функций и усиления тем самым биогенной миграции химических элементов. По законам Вернадского, биосфера на определённой стадии своего развития преобразуется в сферу разума — ноосферу.

В.И. Вернадский сформулировал пять постулатов, относящихся к функции биосферы.

Первый постулат: «С самого начала биосферы жизнь, в нее входящая, должна была быть уже сложным телом, а не однородным веществом, поскольку связанные с жизнью ее биогеохимические функции по разнообразию и сложности не могут быть уделом какой-нибудь одной формы жизни». Другими словами, первобытная биосфера изначально отличалась богатым функциональным разнообразием.

Второй постулат: «Организмы проявляются не единично, а в массовом эффекте... Первое появление жизни... должно было произойти не в виде появления одного какого-нибудь вида организмов, а их совокупности, отвечающей геохимической функции жизни. Должны были сразу появиться биоценозы».

Третий постулат: «В общем монолите жизни, как бы ни менялись его составные части, их химические функции не могли быть затронуты морфологическим изменением». То есть первичная биосфера была представлена «совокупностями» организмов типа биоценозов, которые и были главной «действующей силой» геохимических преобразований. Морфологические изменения «совокупностей» не отражались на «химических функциях» этих компонентов.

Четвертый постулат: «Живые организмы... своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом... непрерывной сменой поколений... порождают одно из грандиознейших планетных явлений... — миграцию химических элементов в биосфере», поэтому «на всем протяжении протекших миллионов лет мы видим образование тех же минералов, во все времена шли те же циклы химических элементов, какие мы видим и сейчас».

Пятый постулат: «Все без исключения функции живого вещества в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными организмами».

Разрабатывая учение о биосфере, В.И. Вернадский пришел к выводу, что главным трансформатором космической энергии является зеленое вещество растений. Только они способны поглощать энергию солнечного излучения и синтезировать первичные органические соединения.

Природа и современная цивилизация – и человек

  • Современный человек служит двум богам – природе и цивилизации.

  • Люди с высоким интеллектом и силой воли способные противостоять природе, страдают от болевых ощущений включаемых ею при невыполнении требований.

  • Природа возносит сильных, цивилизация – умных.

  • Современная цивилизация губительна для природы.

  • Лишь только человек ограничится выполнением программ, заложенных природой, как проблемы современной цивилизации тут же дают о себе знать.

  • Цивилизация набирает все большую скорость – не имея тормозов.

  • Цивилизация – смертельный враг природы.

  • В природе все необходимо, в цивилизации много ненужного.

  • В природе человек всегда богат, в цивилизации – вечно беден.

  • Весеннее солнце может обрадовать душу сильнее, чем дорогая хрустальная люстра.

  • Современный человек не способен остановить необратимый процесс полного разрушения природы.

  • У современного человечества, в таком качестве, в каком оно существует – нет будущего. Оно погибнет вместе с гибелью природы, разрушающейся современной цивилизацией.

  • Человек настолько глуп, эгоистичен, безудержен, продажен, что уничтожает природу, даже несмотря на то, что является ее частью.

  • Главное – природа и духовность, а не современная цивилизация и деньги.

  • Все вместе взятые прелести современной цивилизации не стоят одного одуванчика.

  • Все, что взято из природы и правильно применено, полезно; все, что придумано цивилизацией, может дать сбой и даже оказаться опасным.

  • Каждый человек должен сделать выбор, как жить: ближе к при- роде или окунуться по уши в цивилизацию.

  • Очень важно, приспосабливаясь к современной цивилизации, находить универсальные методы, устраивающие и природу.

  • Природа не терпит больших перемен в одном поколении, задача людей – обеспечить плавный переход.

  • Желание людей увидеть плоды своего труда, связанные с природой, в более короткие сроки, часто заканчивается плачевно.

  • Лишь поставив законы природы выше потребностей цивилизации, человек способен выжить.

  • Ум более необходим человеку для атрибутов современной цивилизации; что же касается природной стороны жизни, здесь порой целесообразней полагаться на чувства, интуицию, инстинкты…

  • Прелести цивилизации уводят человека все дальше от родной природы.

  • Цивилизация разрушает защищающие человека природные механизмы.

  • Человечество рассчитывало, что цивилизация сделает людей лучше – оно ошиблось.

  • Цивилизация пошла наперекор природе – чем поставила человека, дитя ее в сложные условия.

  • Если человек не изменится природа, чтобы спасти себя вынуждена будет его убить. Есть гипотеза, что подобное уже происходило.

  • Человек, создавая цивилизацию, мало учитывал то, что он дитя природы – а больше служил выгоде.

  • Главной целью дальнейшего формирования цивилизации должно быть уменьшение противоречий с природой – в противном случае не миновать гибели человечества.

  • Человечество усложняет свою жизнь настолько, насколько позволяет это сделать возрастающий интеллект.

  • В погоне за соблазнами современной жизни мы забываем о главном.

  • Чем человек больше окунается в цивилизацию – тем меньше размножается.

  • Человек должен изучать природу с целью познания – а не наживы.

  • Природу следует не побеждать – а приспосабливаться к ней и сохранять.

  • Природа дает человеку все – ему необходимо лишь этим правильно распорядится.

  • Чтобы познать природу, надо быть ученым и поэтом.

  • Что делается согласно природе, можно предавать изучению, но не для того, чтобы решать, хорошо это или плохо. Это всегда хорошо.

  • Любовь к природе в первую очередь лежит через рост духовности и нравственности.

  • Природа – это огромное тело, в котором все, в том числе и люди, является его членами, которые связаны между собой.

  • В природу надо вмешиваться в самом крайнем случае.

  • Бороться с нежелательными проявлениями природы можно, только используя ее законы.

  • Судьба земли в руках людей.

  • Человек лишь часть мира, если он будет заботиться только о себе – он его разрушит.

  • Природу надо не покорять и менять – а молить Бога, чтобы в ней ничего не изменилось.

  • Природа не была бы нам столь интересна – если бы постоянно не меняла свои наряды.


  • Как долог путь твой, Человек!

С познаньем ловли и охоты

Трудился ты не один век,

Чтобы решить свои заботы

Орудия труда, огонь

И первый хлеб, и мир животный:

Друзьями стали пес и конь -

Ведь не боялся ты работы.

Всегда стремился к красоте;

Наскальные рисунки, лепка;

Ты побеждал свой страх везде,

И душу не держал ты в клетке.

Ты победил, о Человек!

Ты стал разумным и прекрасным.

Но осторожен будь вовек,

Чтобы этот труд был не

напрасным.



  • Человек — он ведь тоже природа.
    Он ведь тоже закат. И восход.
    И четыре в нем времени года.
    И особой в нем музыки ход.
    И особое таинство цвета,
    То с жестоким, то с добрым огнем.
    Человек – он зима. Или лето.
    Или осень. С грозой и дождем.
    Все вместил в себя. Версты и
    Время.
    И от атомных бурь он ослеп.
    Человек – он и почва, и семя.
    И сорняк среди поля. И хлеб.
    И какая в нем брезжит погода?
    Сколько в нем одиночеств?
    И встреч?
    Человек – он ведь тоже
    Природа…
    Так давайте природу беречь.

Сергей ОСТРОВОЙ


  • Приход наш и уход загадочны их цели

все мудрые Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель? Омар Хайям

  • СТОН ЗЕМЛИ

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет
Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды
А ведь на них идет моя руда! 
А что мне стоит только штат Невады
Его подземных взрывов череда!



  • Зачем друг друга люди так боятся,
    Что позабыли о самой Земле?
    Ведь я могу погибнуть и остаться
    Обугленной песчинкой в дымной мгле.

    Не потому ли загораясь мщеньем, 
    Я против сил безумных восстаю,
    И сотрясая твердь землетрясеньем, 
    На все обиды свой ответ даю

    И не случайно грозные вулканы
    Выплескивают с лавой боль Земли…
    Очнитесь, люди!
    Призовите страны,
    Чтобы меня от гибели спасти!


Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло:
Опомнись, вздрогни, человек.
Недолог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой? Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу. С. Михалков


  • Есть одна планета – сад в этом космосе холодном. 
    Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных .
    Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой 
    И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно 
    Береги свою планету – ведь другой похожей нет 
    Берегите Землю, берегите! 
    Берегите будущего ради! 
    Это слово из моей тетради. 
    Все дарю! И все от вас приемлю! 
    Только берегите, люди, Землю!



ПОМНИТЕ! 
один единственный костер загрязняет воздух так же, как 2500человек. 
Народная мудрость гласит: один человек оставит след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. 
Покидая луг, берег реки, лес посмотрите, что вы оставили после себя. Бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, железная банка – 90 лет, пластиковая бутылка никогда не разложится. Сделайте так, чтобы после вашего ухода ручей остался прозрачным, трава – пушистой, лес – зеленым и здоровым, а совесть – чистой! 


Шестой день Творения

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой(Быт. 1, 24–31).

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2, 18,21-25).

Итак, человек – образ Божий потому, что он поставлен над всем творением. И еще: Бог – Творец. Человек также обладает способностью творить. Решающее отличие творчества человека от творчества высокоразвитых животных заключается в том, что животное творит, следуя инстинктам, несознательно (например, птица, строящая гнездо), а человек творит осознанно. Животное творит лишь то, что полезно в утилитарном смысле, человек творит, воплощая в своем творчестве ту красоту мира, которую он видит и чувствует. В свою очередь, решающее отличие творца-человека от Творца-Господа – в том, что человек творит из материала, а Бог может творить из ничего. «Человек по подобию сотворшего его Бога строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния… Бог создает и из не-сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд» (св. Феодорит Кирский).





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!