СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произношение и образ. Презентация по теме "Фонетика. Орфоэпия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать в 5 классе во внеурочной деятельности по предмету

Просмотр содержимого документа
«Произношение и образ. Презентация по теме "Фонетика. Орфоэпия"»

Произношение и  образ Презентацию подготовила учитель – Гажала Валентина Алексеевна.

Произношение и образ

Презентацию подготовила

учитель – Гажала Валентина Алексеевна.

«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа ». Известно, что каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Чтобы быстро и легко понимать друг друга и при слушании речи не задумываться над её звучанием, а сразу воспринимать её смысл, существует единство правил произношения.   Орфоэпия –это совокупность правил нормативного литературного произношения Ошибка!  Надо: «отсюда»!  В обыденной речи, в официальной обстановке ненормативные отступления от произношения – это ошибка. Но почему же тогда поэты и писатели, чья речь для нас должна быть образцом, воспроизводят эти ошибки?

«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа ».

Известно, что каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Чтобы быстро и легко понимать друг друга и при слушании речи не задумываться над её звучанием, а сразу воспринимать её смысл, существует единство правил произношения.

Орфоэпия –это совокупность правил нормативного литературного произношения

Ошибка! Надо: «отсюда»!

В обыденной речи, в официальной обстановке ненормативные отступления от произношения – это ошибка. Но почему же тогда поэты и писатели, чья речь для нас должна быть образцом, воспроизводят эти ошибки?

«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа». Когда читаем рассказ А.П.Чехова «Ванька», мы понимаем, что главный герой, бедный крестьянский мальчик, нигде не учившийся , не может говорить на правильном литературном языке. Значит, автор, оставаясь верным жизненной правде, использует особенности произношения для создания образа.

«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа».

Когда читаем рассказ А.П.Чехова «Ванька», мы понимаем, что главный герой, бедный крестьянский мальчик, нигде не учившийся , не может говорить на правильном литературном языке. Значит, автор, оставаясь верным жизненной правде, использует особенности произношения для создания образа.

Как особенности произношения используются для создания образа в художественном произведении?

Как особенности произношения используются для создания образа в художественном произведении?

Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит? — Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было? — Чаво ? А.П.Чехов «Злоумышленник»

Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит?

— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Чаво ?

А.П.Чехов «Злоумышленник»

Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит?  Мне идтить ? – спрашивает Денис после некоторого молчания… … и не крал, кажись , и не дрался… Несколько посторечных реплик – и создан образ дремучей невежественности.

Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит?

Мне идтить ? – спрашивает Денис после некоторого молчания…

… и не крал, кажись , и не дрался…

Несколько посторечных реплик – и создан образ дремучей невежественности.

М.Ю.Лермонтов «Бородино» Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!  Постой-ка, брат мусью! *мусью – искаж. «мсье» Автор ведет рассказ о сражении от лица простого русского солдата.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

*мусью – искаж. «мсье»

Автор ведет рассказ о сражении от лица простого русского солдата.

В сказке: Литературная норма: Мама, я шшеночка купил… щеночка  Коклеты Анбар котлеты  амбар Змеиной папа не знат, как Ваньку принеть, куда посадить. Жаних жених Здренье зренье обман Омман ? Б.Шергин «Волшебное кольцо»

В сказке:

Литературная норма:

Мама, я шшеночка купил…

щеночка

Коклеты

Анбар

котлеты

амбар

Змеиной папа не знат, как Ваньку принеть, куда посадить.

Жаних

жених

Здренье

зренье

обман

Омман

?

Б.Шергин

«Волшебное кольцо»

Б.Шергин «Волшебное кольцо» Б.Шергин воспроизвел в сказке особенности произношения жителей Архангельской губернии. ?

Б.Шергин

«Волшебное кольцо»

Б.Шергин воспроизвел в сказке особенности произношения жителей Архангельской губернии.

?

Выводы:  Когда автор показывает своеобразие произношения персонажа, он раскрывает:  его национальную и социальную принадлежность;  степень его образованности;  место проживания (диалектные особенности).

Выводы:

Когда автор показывает своеобразие произношения персонажа, он раскрывает:

  • его национальную и социальную принадлежность;
  • степень его образованности;
  • место проживания (диалектные особенности).
Итак, теперь я знаю, что фонетическими средствами можно охарактеризовать персонаж или рассказчика в художественном произведении.  Спасибо за внимание!

Итак, теперь я знаю, что фонетическими средствами можно охарактеризовать персонаж или рассказчика в художественном произведении.

Спасибо за внимание!

Литература: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М.: Худож. Лит., 1984. – 543 с. Чехов А.П.Рассказы и повести. – М.: Правда, 1979. 640 с. Шергин Б.В. Изящные мастера – М.: Мол.гвардия, 1989. – 430 с. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с. Современный русский язык. (В 2-х ч.) Ч.1.Под ред. Д.Э.Розенталя. Изд.2-е, испр. Учебник для ун-тов. М., Высш. школа, 1976 – 352 с.  Интернет-ресурсы: http://ebem.narod.ru/chekhov.htm http://www.bukinist.su/cgi-bin/buk. http://bse.scilib.com/particle031343.html http://lit.1september.ru/2001/18/lit18_05.htm http://www.m-impulse.net/index.php?showtopic=1279 http://www.1812panorama.ru/org_draving/lermontov.html http://www.patrwar1812.ru/

Литература:

  • Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М.: Худож. Лит., 1984. – 543 с.
  • Чехов А.П.Рассказы и повести. – М.: Правда, 1979. 640 с.
  • Шергин Б.В. Изящные мастера – М.: Мол.гвардия, 1989. – 430 с.
  • Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.
  • Современный русский язык. (В 2-х ч.) Ч.1.Под ред. Д.Э.Розенталя. Изд.2-е, испр. Учебник для ун-тов. М., Высш. школа, 1976 – 352 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://ebem.narod.ru/chekhov.htm
  • http://www.bukinist.su/cgi-bin/buk.
  • http://bse.scilib.com/particle031343.html
  • http://lit.1september.ru/2001/18/lit18_05.htm
  • http://www.m-impulse.net/index.php?showtopic=1279
  • http://www.1812panorama.ru/org_draving/lermontov.html
  • http://www.patrwar1812.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!