Произношение и образ
Презентацию подготовила
учитель – Гажала Валентина Алексеевна.
«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа ».
Известно, что каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Чтобы быстро и легко понимать друг друга и при слушании речи не задумываться над её звучанием, а сразу воспринимать её смысл, существует единство правил произношения.
Орфоэпия –это совокупность правил нормативного литературного произношения
Ошибка! Надо: «отсюда»!
В обыденной речи, в официальной обстановке ненормативные отступления от произношения – это ошибка. Но почему же тогда поэты и писатели, чья речь для нас должна быть образцом, воспроизводят эти ошибки?
«Приезжай, милый дедушка, продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа».
Когда читаем рассказ А.П.Чехова «Ванька», мы понимаем, что главный герой, бедный крестьянский мальчик, нигде не учившийся , не может говорить на правильном литературном языке. Значит, автор, оставаясь верным жизненной правде, использует особенности произношения для создания образа.
Как особенности произношения используются для создания образа в художественном произведении?
Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит?
— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?
— Чаво ?
А.П.Чехов «Злоумышленник»
Что я могу узнать о герое, когда услышу, как он говорит?
Мне идтить ? – спрашивает Денис после некоторого молчания…
… и не крал, кажись , и не дрался…
Несколько посторечных реплик – и создан образ дремучей невежественности.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
*мусью – искаж. «мсье»
Автор ведет рассказ о сражении от лица простого русского солдата.
В сказке:
Литературная норма:
Мама, я шшеночка купил…
щеночка
Коклеты
Анбар
котлеты
амбар
Змеиной папа не знат, как Ваньку принеть, куда посадить.
Жаних
жених
Здренье
зренье
обман
Омман
?
Б.Шергин
«Волшебное кольцо»
Б.Шергин
«Волшебное кольцо»
Б.Шергин воспроизвел в сказке особенности произношения жителей Архангельской губернии.
?
Выводы:
Когда автор показывает своеобразие произношения персонажа, он раскрывает:
- его национальную и социальную принадлежность;
- степень его образованности;
- место проживания (диалектные особенности).
Итак, теперь я знаю, что фонетическими средствами можно охарактеризовать персонаж или рассказчика в художественном произведении.
Спасибо за внимание!
Литература:
- Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М.: Худож. Лит., 1984. – 543 с.
- Чехов А.П.Рассказы и повести. – М.: Правда, 1979. 640 с.
- Шергин Б.В. Изящные мастера – М.: Мол.гвардия, 1989. – 430 с.
- Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.
- Современный русский язык. (В 2-х ч.) Ч.1.Под ред. Д.Э.Розенталя. Изд.2-е, испр. Учебник для ун-тов. М., Высш. школа, 1976 – 352 с.
Интернет-ресурсы:
- http://ebem.narod.ru/chekhov.htm
- http://www.bukinist.su/cgi-bin/buk.
- http://bse.scilib.com/particle031343.html
- http://lit.1september.ru/2001/18/lit18_05.htm
- http://www.m-impulse.net/index.php?showtopic=1279
- http://www.1812panorama.ru/org_draving/lermontov.html
- http://www.patrwar1812.ru/