СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произносительная культура учащихся в условиях местного диалекта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причиной диалектных ошибок является постоянное и активное общение учащихся с окружающими, являющимися диалектоносителями. В речи наших учащихся встречаются диалектные ошибки трех видов: лексические, морфологические и фонетические.

Просмотр содержимого документа
«Произносительная культура учащихся в условиях местного диалекта»

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ

КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО ДИАЛЕКТА

«Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех будет обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам», - сказано в Программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Причиной диалектных ошибок является постоянное и активное общение учащихся с окружающими, являющимися диалектоносителями. Местный говор ребенок слышит с первого года жизни, на нем он заговорит впервые и будет овладевать языком через его посредство.

Несмотря на нивелировку диалектов русского языка, в настоящее время уровень произносительной культуры школьников Тамбовской области остается далеким от совершенства. Усвоение литературного произношения – предпосылка для формирования орфографического навыка. Поэтому достаточно высока необходимость изживания диалектных ошибок в произношении слов для освоения их правильного написания. Многолетние наблюдения за речью учащихся заставляют считать этот аспект в работе учителей- словесников актуальным.

В речи наших учащихся встречаются диалектные ошибки трех видов: лексические, морфологические и фонетические.

Лексические диалектизмы (корец- ковш, рогач- ухват, кочет- петух) после соответствующих объяснений учителя и изучения этого материала могут обогатить речь учащихся стилистическими синонимами.

К морфологическим диалектам у нас относится отсутствие среднего рода существительных ( кислая молоко, моя пальто, большой яблок) и смешение падежных форм: мимо мене, у мене, у козе, в клубу. Сохраняется и произношение мягкого т в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени ед. и мн. числа. Эта разновидность диалектных ошибок заметно тормозит выработку орфоэпических навыков уч-ся.

Самыми распространенными являются фонетические диалектные ошибки: следы яканья (чаво, бяжи, кряпива), фрикативное г (гусак, сапох, снех), смешение ч и ц (руцка, цайник).

Диалектная речь мешает учащимся быстро и в полной мере овладеть произносительными нормами литературного языка, отрицательно сказывается на уровне орфографической грамотности. Поскольку орфография и орфоэпия- это две стороны литературного языка, то в школе необходимо, наряду с орфографией, проводить систематические занятия по орфоэпии.

«Чтобы решать орографический вопрос, надо сперва решить орфоэпический», - справедливо заметил Л.В.Щерба.

Обучение русскому языку в условиях сохранившейся диалектной среды имеет свои сложности, но вместе с тем открывает широкие возможности для наблюдения над словарным составом окружающего диалекта. Как показывает практика, лингвистическое краеведение целесообразно развивать через систему кружковых занятий, во внеклассной работе в ходе предметной недели. Но делать это можно и на уроках через лингвокраеведческие пятиминутки: «Предметы быта нашего села», «В русской избе», « Народные названия птиц», «Народные названия трав», «Прозвища нашего села», «Народные названия грибов» и т.п.

Особый интерес у учащихся вызывают местные географические термины и микротопонимы, которые обладают значительным информационным потенциалом. Они зачастую скрывают указание на состав и характер растительного и почвенного покрова, формы и типы рельефа, поселений и многие другие особенности природной среды. В них отражена специфика материальной культуры, истории народа.

Собирание диалектного материала не только расширяет знания учащихся в области родного языка, но и развивает у них способность анализировать окружающие явления, замечать, чем одно отличается от другого, умение более четко формулировать мысли.

Внедрение этнопедагогических технологий в преподавание русского языка не только обогащает знания учащихся, но и влияет на формирование высоких гражданских и нравственных качеств личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!