Чтение
Тема: л. н. толстой и Д. Ушинский о детях
Цели: развивать речь, логическое мышление, память, навыки выразительного чтения.
Оборудование: учебник, портреты Л. Н. Толстого и Д. Ушинского, выставка книг.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
ЗАЛ ? ОВОД (Буква П: залп, повод.)
ТЕ ? ЛО ЩЕ ? КА
(Буква П: тепло, дупло; щепка, репка.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/15/s_5ad343411a3a2/883126_1.png)
(Ответ: пласт, пушки, почки, пирог, плуг, спор, липа, щепка, шапка.)
Буква П плывёт на лодке по реке. Останавливаясь у пристани, образует слова. В узких местах реки слова образуются сразу с двух пристаней.
2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [п], [п′].
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 94.
1. Беседа о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. (На доске портрет писателя. Выставка книг).
Л. Н. Толстой родился в 1812 году в Ясной Поляне – родовом имении недалеко от Тулы. В семье Толстого было пятеро детей: четыре брата и сестра. Когда мальчику не было ещё и двух лет, умерла мать. Воспитывала детей тётя. Л. Н. Толстой окончил Казанский университет. Он открыл в Ясной Поляне школу, в которой учил крестьянских детей и писал для них книги. Результатом творческой работы Толстого в школе стала книга «Азбука».
Л. Н. Толстой написал такие произведения, как «Детство», «Прыжок», «Акула», «Черёмуха», «Муравей и голубка», «Два товарища», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Мильтон и Булька». (Если есть эти книги, сделать выставку). Ещё очень много произведений создал Л. Н. Толстой, но о них вы узнаете в старших классах.
1) Работа с первым текстом.
Вопросы:
– У кого был конь?
– Что произошло между Петей и Митей?
– Кто решил их спор?
2) Работа со вторым текстом.
Вопросы.
– Что дала тётка девочке?
– Что сшила девочка?
– Чем была горда девочка?
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 95.
Слово учителя.
– Сегодня вы познакомитесь ещё с одним писателем, который писал тоже много произведений для детей – К.Д. Ушинским.
С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество».
Ушинский написал для детей учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов. Сегодня вы прочтёте два из них.
Обратить внимание на заголовок текста. Выяснить, как дети понимают его смысл.
Объяснить значение слова «худо» – плохо.
Вопросы:
– Что попросили у Гриши?
– Что он ответил?
– Какую помощь попросили оказать Гришу?
– Что он ответил?
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [c].
Мир – (ссора); трусливый – (смелый); пасмурный – (солнечный); легкомысленный – (серьёзный); солёный огурец – (свежий…); тесная обувь – (свободная…); кислое яблоко – (сладкое…).
Выясняется, как дети понимают смысл заголовка текста.
Дети рассказывают о похожих случаях, произошедших с ними.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?