Пояснительная записка.
Цель аттестации: выявление уровня освоения знаний по истории России (факты, термины, персоналии), в том числе по истории и культуре родного края, и опыта их применения в логике историко-культурного подхода к оценке общественных явлений и процессов обучающихся 9-х классов.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Основные проверяемые умения – находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках (текстовых, изобразительных) информацию о событиях, осмыслять сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Проверочная работа содержит задания по истории России XX – начала XXI вв. и истории родного края. Задание по региональной истории носит открытый характер и требует специальной подготовки выпускника, которому необходимо не только назвать расположенный в регионе памятник культуры, но и рассказать о памятнике или связанных с ним событиях и привести в своём рассказе не менее двух исторических фактов.
Задания контрольной работы (промежуточной аттестации) по истории России предусматривают проверку:
знаний основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий;
умений устанавливать причинно-следственные связи;
умений проводить поиск исторической информации в текстовых источниках;
умений работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры);
умений работать с исторической картой;
знаний истории родного края.
Проверочная работа состоит из 12 заданий в большинстве соответствующих базовому уровню. Ответом к каждому из заданий 1, 5 – 7 является буква, цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задания 2 – 4 и 8 – 12 предполагают свободный, развёрнутый ответ. Задания 4, 9, 10 и 12 относятся к повышенному уровню сложности. В заданиях 11 и 12 обучающийся сам выбирает для выполнения только одно из предлагаемых событий (процессов). Задания с развернутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Дополнительные материалы (атласы, справочники и т. п.) при выполнении проверочных работ по истории России не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1, 5 – 7 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; при наличии одной ошибки выставляется 3 балла; ответ с двумя-тремя ошибками оценивается 2 баллами; ответ с четырьмя ошибками – 1 баллом; за пять и более ошибок или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Если в заданиях 2, 3 и 8 правильно указаны оба элемента ответа, то ответ оценивается в 2 балла, если назван один элемент ответа – 1 балл.
В задании 4, если правильно дан ответ по предложенному тексту контрольной работы, то выставляется обучающемуся 1 балл.
В задании 9 необходимо указать событие или исторического деятеля, которому посвящен исторический памятник культуры на иллюстрации в проверочной работе. За правильный ответ выставляется 1 балл.
В задании 10 необходимо:
Критерии оценивания | Баллы |
Указать название памятника культуры | 1 |
Правильно указано название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе | 1 |
Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, указано неправильно. ИЛИ Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, не указано | 0 |
Изложить информацию о памятнике культуры | 2 |
Изложение содержит исторические факты об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. / ИЛИ / Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании; в изложении содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) ответ. ИЛИ В качестве ответа приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
В 11 задании ученикам необходимо назвать одного любого участника выбранного ими события (процесса). Указать один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указаны участник выбранного события (процесса) и его поступок (действие) | 2 |
Правильно указан только участник события (процесса) | 1 |
Указано только действие (участник события (процесса) указан неправильно или не указан). ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В задании 12 нужно написать, в чём состояло влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе необходимо использовать знание исторических фактов.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указано влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю с опорой на исторический(-ие) факт(ы) | 2 |
Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю не указано. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Общее время выполнения контрольной работы – 40 минут.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 6 | 7 – 12 | 13 – 17 | 18 – 21 |
Контрольная работа по истории России для 9 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 1.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1917 г., характеризующаяся одновременным существованием власти Временного правительства и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Ответ: __________________________________
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4. |
«С начала ……………… развитие реформы определяли две основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. «Закон о государственном предприятии» был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило право устанавливать прямые «горизонтальные» связи с другими предприятиями вместо того, чтобы прибегать к посредничеству Госплана. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой кон-
такт с иностранными фирмами.
В действительности же бюрократия центральных министерств сразу стала обходить положения этого закона, так как не хотела сдавать свои позиции и отказываться от прежних прерогатив. К тому же выполнение этих положений с самого начала должно было бы сопровождаться другими радикальными мерами (реформой ценообразования, материального снабжения и т. д.). В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними весьма ограниченные возможности коммерческой деятельности. Государство также, помимо приоритета в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и ставки налогообложения.
Установление экономических нормативов, образование фондов оплаты труда, фондов экономического стимулирования не только оставались произвольными, но часто наносили ущерб наиболее рентабельным предприятиям. Ещё одним «узким местом» оказались поставки. Из-за отсутствия оптовой торговли предприятия так и не смогли выбирать себе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной договорами между предприятиями, заключаемыми после выполнения госзаказов, в то время как сфера централизованного контроля, напротив, расширилась благодаря проверке «госприёмкой» качества производимой продукции в момент её сдачи (процедура, применявшаяся ранее только на военных предприятиях). Расширение государственного контроля за качеством продукции на деле привело прежде всего к фактическому сокращению заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий. С самого начала рабочие чувствовали, что, несмотря на шумиху, производимую вокруг «финансовой самостоятельности» предприятий и даже их «самоуправления», все решения продолжали им навязываться бюрократией без передачи предприятиям реальной возможности контроля».
Воронин Ю. М.
2. Впишите название и укажите годы явления (процесса), о котором говорится в тексте. Назовите руководителя нашей страны в этот период.
Ответ: _______________________________________________________
3. Какие доводы автор приводит, обосновывая несостоятельность реформы? Укажите любые два довода.
Ответ: _______________________________________________________
4. Укажите экономическую реформу в истории нашей страны, которая касалась деятельности хозяйствующих субъектов и не принесла ощутимого результата.
Ответ: …………………………………………….
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Событие | Год | Руководитель государства |
__________________________ (А) | 1991 | М.С. Горбачёв |
Начало сплошной коллективизации (год «великого перелома») | _____ (Б) | ________________ (В) |
_________________________ (Г) | 1920 | __________________ (Д) |
Полёт Ю.А. Гагарина в космос | ______ (Е) | __________________ (Ж) |
Начало Первой мировой войны | ______ (З) | ___________________ (И) |
Пропущенные элементы:
1) принятие плана ГОЭЛРО 2) Н.С. Хрущёв 3) И.В. Сталин 4) 1961 5) 1929 6) В.И. Ленин | 7) распад СССР 8) 1939 9) Л.И. Брежнев 10) 1914 11) Б.Н. Ельцин 12) Николай II |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7 |
6. Укажите название периода Великой Отечественной войны, к которому относятся обозначенные на схеме события.
Ответ: …………………………………………
7. Укажите кодовое название операции по окружению войск противника, проведённой Красной Армией в районе города, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ: ……………………………………
Рассмотрите изображения и выполните задания 8 – 10. |
| 8. Укажите фамилию исторического деятеля, в память о котором было построено это здание. Укажите город, где находится это здание. Ответ: ……………………… 9. Укажите с точностью до двух десятилетий период, когда было построено здание, изображённое на фотографии на переднем плане. Ответ: ……………………… |
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Невская битва 2) Крымская война 3) Революция 1905 – 1907 гг. 4) Наука и культура в СССР в 1954 – 1964 гг. |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс) _______
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: ……………………………………………
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: …………………………………………….
Контрольная работа по истории России для 9 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Участники массового движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получили от фамилии от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. Борьбу за высокие показатели социалистического труда.
Ответ: __________________________________________________
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4. |
«События кануна войны и её начала представляют для нас первостепенное значение. Всё происходившее тогда показывает, какие цели преследовали обе воюющие стороны, как они подготовились к боевым действиям и насколько реалистичными оказались замыслы их ведения...
Что же происходило в Финляндии? Какие решения принимались государственным и военным руководством?
Наибольшую активность в создавшейся обстановке стали проявлять именно те деятели, которые опасались возникновения войны и стремились к локализации конфликта с Советским Союзом. В их числе был прежде всего К. Г. Маннергейм. ...В свою очередь, тот, уже как главком, отдал приказ о начале финской армией
военных действий.
Однако произошёл такой казус, что официальное сообщение президента о введении военного положения в Финляндии было истолковано в ряде зарубежных стран как объявление ею войны ...Пришлось поэтому срочно направлять в зарубежные страны заявление, что «Финляндия не объявляла войны и не является воюющим государством». ...В первый день войны чувствовалось состояние растерянности в правительственных кругах Финляндии... правительство Р. Рюти сразу решило возвратиться к переговорам с Советским Союзом, но в то же время не ослаблять военных усилий на фронте и искать помощи за рубежом...
Главная проблема советской дипломатии заключалась в том, чтобы не допустить вмешательства в эту войну других государств и обосновать «законность» действий Красной Армии... Не случайно поэтому войну Финляндии так и не объявили. В дипломатической переписке между сотрудниками Наркомата иностранных дел СССР начало войны определялось такими формулировками, как «вхождение советских войск в Финляндию», «военное продвижение» и т.д.
Советским руководством предусматривалось с момента перехода границы частями Красной Армии создать представление о начале «революционного движения» в Финляндии, что должно было облегчить дальнейшее продолжение боевых действий уже под «знаменем пролетарской солидарности». Предполагалось появление нового финского «правительства» ... Советский Союз рассчитывал максимально изолировать Финляндию от других государств и постараться добиться международного признания «народного правительства», провозглашённого сразу после начала войны.
...В Москве полагали, что для военных операций Красной Армии в Финляндии была не столь уж неблагоприятная дипломатическая атмосфера. Во всяком случае, идти на мирное урегулирование конфликта советскому правительству не было необходимости ...Несостоятельность замысла представить события так, будто бы в Финляндии развернулось широкое массовое движение против существующего строя, становилась в дальнейшем всё более очевидной по мере консолидации финского населения. Отказ советского руководства вернуться за стол переговоров и создание марионеточного правительства Куусинена вызывали усиление антисоветских настроений и квалифицировались зарубежной печатью как попытка со стороны СССР осуществить осуждённую им прежде идею «экспорта революции» ... Разрывая отношения с Советским Союзом, Лига Наций одновременно призвала оказывать всемерную поддержку Финляндии. Против этого решения не проголосовал никто, и лишь воздержался ряд государств».
Барышников В. Н.
2. Укажите год, когда началась, указанная в тексте война. Назовите руководителя СССР в этот период.
Ответ: ____________________________________
3. Какие мнения советского руководства, касающиеся этой войны, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.
Ответ: ______________________________________________________
4. Укажите один исторический пример (событие, процесс, явление) из истории народов России и Финляндии, который свидетельствует об успешном взаимодействии.
Ответ: ___________________________________________________
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Событие | Год | Руководитель государства |
_________________________ (А) | 1936 | _________________ (Б) |
Запуск искусственного спутника Земли | ____ (В) | Н.С. Хрущёв |
«Пражская весна» | 1968 | ____________________ (Г) |
________________________ (Д) | 1905 | Николай II |
XIX Конференция КПСС | ____ (Е) | ___________________ (Ж) |
Расстрел Белого дома | ____ (З) | ___________________ (И) |
Пропущенные элементы:
1) И.В. Сталин | 7) Карибский кризис |
2) 1957 | 8) Б.Н. Ельцин |
3) Конституция СССР | 9) Манифест 17 октября |
4) 1961 | 10) 1911 |
5) М.С. Горбачёв | 11) 1993 |
6) 1988 | 12) Л.И. Брежнев |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. |
6. Напишите год, когда началась война, события которой отражены на схеме. Ответ: ___________________________________________
7. Напишите название сражения, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ: ________________________________
Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10. |
8. Укажите название мемориального памятника. В каком веке он был сооружён? Ответ: ______________________________
9. Какому событию посвящён мемориальный ансамбль?
Ответ: __________________________
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Походы монголо-татар на Русь 2) Отечественная война 3) Новая экономическая политика СССР 4) Коллективизация в СССР |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие _______
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: _______________________________________________________
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: _______________________________________________________
Контрольная работа по истории России для 9 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 3.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Обязательная сдача крестьянами Советскому государству по твёрдым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов в годы Гражданской войны.
Ответ: ………………………
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4. |
«На протяжении всего года [они] использовали наряду с основным
своим лозунгом старый лозунг Учредительного собрания. Видимая
верность демократическому принципу оказалась беспроигрышным
тактическим ходом. Правительство Керенского было свергнуто в октябре под флагом устранения последнего препятствия на пути к созыву Учредительного собрания. Но разгон Учредительного собрания был предрешён ещё в тот момент, когда [они] согласились на
Апрельской конференции с пересмотром своей программы. Одно это
делало маловероятным нахождение компромисса с другими социалистическими партиями...»
2. Укажите год и название партии, о представителях которой идёт
речь в отрывке. Ответ: ……………………….
3. Какие мнения, касающиеся истории этого события, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.
Ответ: ……………………….
4. Назовите событие в истории России, в ходе которого партия большевиков взяла власть. Ответ: …………………………
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Год | Событие | Участник события |
_____ (А) | Полёт в космос первого в мире космонавта | Ю.А. Гагарин |
1979 | ________________________ (Б) | ______________ (В) |
1989 | ________________________ (Г) | ________________ (Д) |
______ (Е) | Карибский кризис | Н.С. Хрущёв |
Пропущенные элементы:
1) 1964 | 6) В.М. Молотов | |
2) ввод советских войск в Афганистан | 7) Л.И. Брежнев | |
3) А.Д. Сахаров | 8) I съезд народных депутатов СССР | |
4) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе | 9) 1962 | |
5) 1961 | | |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. |
|
6. Укажите название войны, события которой обозначены на схеме.
Ответ: ……………………………….
7. Укажите название военно-политического блока, в составе которого Россия участвовала в этой войне. Ответ: ……………………………
Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10. |
| 8. Укажите название данного памятника (скульптуры) и город, где он установлен. Ответ: ……………………………. 9. Назовите руководителя СССР в период, когда был создан этот скульптурный памятник. Ответ: ……………………… 10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. |
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Отечественная война 2) Россия в Первой мировой войне 3) СССР в антигитлеровской коалиции 4) Современная российская культура |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие ………
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: ………………………………….
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: …………………………………
Контрольная работа по истории России для 9 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 4.
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Период военно-политической конфронтации двух блоков государств, возглавляемых СССР и США.
Ответ: …………………………………
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4. |
«Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и
оправдал возлагавшиеся на них надежды Пенсионная реформа.
Ранее пенсии были настолько мизерны, что носили символический
характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов
человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.
Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство сделало, по крайней мере, для вступающих в жилищные кооперативы
доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тог-
да вполне умеренными».
2. Укажите имя руководителя СССР, с которым связаны данные ре-
формы и годы правления.
Ответ: ………………………………
3. Какие мнения, касающиеся истории этого события, автор считает
неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.
Ответ: ……………………………………
4. Как изменилась в дальнейшем пенсионная реформа?
Ответ: ………………………………………
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Событие | Год | Руководитель государства |
_________________________ (А) | 1936 | _________________ (Б) |
Запуск искусственного спутника Земли | _____ (В) | Н.С. Хрущёв |
«Пражская весна» | 1968 | _________________ (Г) |
____________________________ (Д) | 1905 | Николай II |
XIX Конференция КПСС | ______ (Е) | _______________ (Ж) |
Расстрел Белого дома | ______ (З) | _______________ (И) |
Пропущенные элементы:
1) И.В. Сталин | 7) Карибский кризис |
2) 1957 | 8) Б.Н. Ельцин |
3) Конституция СССР | 9) Манифест 17 октября |
4) 1961 | 10) 1911 |
5) М.С. Горбачёв | 11) 1993 |
6) 1988 | 12) Л.И. Брежнев |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. |
6. Укажите название государства, с которым Россия вела войну, события которой обозначены в верхней левой части схемы.
Ответ: ………………………………….
7. Назовите командующего войсками белых, располагавшимися в Крыму в период, к которому относятся обозначенные на схеме события.
Ответ: …………………………………
Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10. |
| 8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится. Ответ: ……………………………. 9. Укажите событие, в честь которого воздвигнут данный памятник. Ответ: …………………………… 10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. |
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Движение декабристов 2) Русско-японская война 3) Россия в Первой мировой войне 4) Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие ………
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: ………………………………….
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: …………………………………