СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная аттестация "История России" 9 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация "История России" 9 класс ФГОС»

Пояснительная записка.

Цель аттестации: выявление уровня освоения знаний по истории России (факты, термины, персоналии), в том числе по истории и культуре родного края, и опыта их применения в логике историко-культурного подхода к оценке общественных явлений и процессов обучающихся 9-х классов.

Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Основные проверяемые умения – находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках (текстовых, изобразительных) информацию о событиях, осмыслять сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Проверочная работа содержит задания по истории России XX – начала XXI вв. и истории родного края. Задание по региональной истории носит открытый характер и требует специальной подготовки выпускника, которому необходимо не только назвать расположенный в регионе памятник культуры, но и рассказать о памятнике или связанных с ним событиях и привести в своём рассказе не менее двух исторических фактов.

Задания контрольной работы (промежуточной аттестации) по истории России предусматривают проверку:

  • знаний основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий;

  • умений устанавливать причинно-следственные связи;

  • умений проводить поиск исторической информации в текстовых источниках;

  • умений работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры);

  • умений работать с исторической картой;

  • знаний истории родного края.

Проверочная работа состоит из 12 заданий в большинстве соответствующих базовому уровню. Ответом к каждому из заданий 1, 5 – 7 является буква, цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задания 2 – 4 и 8 – 12 предполагают свободный, развёрнутый ответ. Задания 4, 9, 10 и 12 относятся к повышенному уровню сложности. В заданиях 11 и 12 обучающийся сам выбирает для выполнения только одно из предлагаемых событий (процессов). Задания с развернутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Дополнительные материалы (атласы, справочники и т. п.) при выполнении проверочных работ по истории России не используются.


Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Каждое из заданий 1, 5 – 7 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; при наличии одной ошибки выставляется 3 балла; ответ с двумя-тремя ошибками оценивается 2 баллами; ответ с четырьмя ошибками – 1 баллом; за пять и более ошибок или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Если в заданиях 2, 3 и 8 правильно указаны оба элемента ответа, то ответ оценивается в 2 балла, если назван один элемент ответа – 1 балл.

В задании 4, если правильно дан ответ по предложенному тексту контрольной работы, то выставляется обучающемуся 1 балл.

В задании 9 необходимо указать событие или исторического деятеля, которому посвящен исторический памятник культуры на иллюстрации в проверочной работе. За правильный ответ выставляется 1 балл.

В задании 10 необходимо:

Критерии оценивания

Баллы

Указать название памятника культуры

1

Правильно указано название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе

1

Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, указано неправильно.

ИЛИ Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, не указано

0

Изложить информацию о памятнике культуры

2

Изложение содержит исторические факты об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют

2

В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. / ИЛИ / Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют

1

Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании; в изложении содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа.

ИЛИ В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) ответ.

ИЛИ В качестве ответа приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


В 11 задании ученикам необходимо назвать одного любого участника выбранного ими события (процесса). Указать один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно указаны участник выбранного события (процесса) и его поступок
(действие)

2

Правильно указан только участник события (процесса)

1

Указано только действие (участник события (процесса) указан неправильно или не указан).

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

В задании 12 нужно написать, в чём состояло влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе необходимо использовать знание исторических фактов.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно указано влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю с опорой на исторический(-ие) факт(ы)

2

Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю не указано.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1


Общее время выполнения контрольной работы – 40 минут.


Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 – 6

7 – 12

13 – 17

18 – 21

Контрольная работа по истории России для 9 класса

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Вариант 1.

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1917 г., характеризующаяся одновременным существованием власти Временного правительства и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Ответ: __________________________________





Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4.


«С начала ……………… развитие реформы определяли две основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. «Закон о государственном предприятии» был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило право устанавливать прямые «горизонтальные» связи с другими предприятиями вместо того, чтобы прибегать к посредничеству Госплана. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой кон-
такт с иностранными фирмами.

В действительности же бюрократия центральных министерств сразу стала обходить положения этого закона, так как не хотела сдавать свои позиции и отказываться от прежних прерогатив. К тому же выполнение этих положений с самого начала должно было бы сопровождаться другими радикальными мерами (реформой ценообразования, материального снабжения и т. д.). В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними весьма ограниченные возможности коммерческой деятельности. Государство также, помимо приоритета в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и ставки налогообложения.

Установление экономических нормативов, образование фондов оплаты труда, фондов экономического стимулирования не только оставались произвольными, но часто наносили ущерб наиболее рентабельным предприятиям. Ещё одним «узким местом» оказались поставки. Из-за отсутствия оптовой торговли предприятия так и не смогли выбирать себе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной договорами между предприятиями, заключаемыми после выполнения госзаказов, в то время как сфера централизованного контроля, напротив, расширилась благодаря проверке «госприёмкой» качества производимой продукции в момент её сдачи (процедура, применявшаяся ранее только на военных предприятиях). Расширение государственного контроля за качеством продукции на деле привело прежде всего к фактическому сокращению заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий. С самого начала рабочие чувствовали, что, несмотря на шумиху, производимую вокруг «финансовой самостоятельности» предприятий и даже их «самоуправления», все решения продолжали им навязываться бюрократией без передачи предприятиям реальной возможности контроля».

Воронин Ю. М.

2. Впишите название и укажите годы явления (процесса), о котором говорится в тексте. Назовите руководителя нашей страны в этот период.

Ответ: _______________________________________________________


3. Какие доводы автор приводит, обосновывая несостоятельность реформы? Укажите любые два довода.

Ответ: _______________________________________________________


4. Укажите экономическую реформу в истории нашей страны, которая касалась деятельности хозяйствующих субъектов и не принесла ощутимого результата.

Ответ: …………………………………………….


5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.


Событие

Год

Руководитель

государства

__________________________ (А)


1991

М.С. Горбачёв

Начало сплошной коллективизации (год «великого перелома»)

_____ (Б)

________________ (В)

_________________________ (Г)


1920

__________________ (Д)

Полёт Ю.А. Гагарина

в космос

______ (Е)

__________________ (Ж)

Начало Первой мировой

войны

______ (З)

___________________ (И)

Пропущенные элементы:

1) принятие плана ГОЭЛРО

2) Н.С. Хрущёв

3) И.В. Сталин

4) 1961

5) 1929

6) В.И. Ленин

7) распад СССР

8) 1939

9) Л.И. Брежнев

10) 1914

11) Б.Н. Ельцин

12) Николай II

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7


6. Укажите название периода Великой Отечественной войны, к которому относятся обозначенные на схеме события.

Ответ: …………………………………………


7. Укажите кодовое название операции по окружению войск противника, проведённой Красной Армией в районе города, обозначенного на схеме цифрой 1.

Ответ: ……………………………………

Рассмотрите изображения и выполните задания 8 – 10.




8. Укажите фамилию исторического деятеля, в память о котором было построено это здание. Укажите город, где находится это здание.

Ответ: ………………………


9. Укажите с точностью до двух десятилетий период, когда было построено здание, изображённое на фотографии на переднем плане.

Ответ: ………………………



10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.


Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните

задания 11 и 12.

1) Невская битва

2) Крымская война

3) Революция 1905 – 1907 гг.

4) Наука и культура в СССР в 1954 – 1964 гг.


Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс) _______


11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: ……………………………………………


12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответ: …………………………………………….



Контрольная работа по истории России для 9 класса

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Вариант 2.

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Участники массового движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получили от фамилии от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. Борьбу за высокие показатели социалистического труда.

Ответ: __________________________________________________




Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4.

«События кануна войны и её начала представляют для нас первостепенное значение. Всё происходившее тогда показывает, какие цели преследовали обе воюющие стороны, как они подготовились к боевым действиям и насколько реалистичными оказались замыслы их ведения...

Что же происходило в Финляндии? Какие решения принимались государственным и военным руководством?

Наибольшую активность в создавшейся обстановке стали проявлять именно те деятели, которые опасались возникновения войны и стремились к локализации конфликта с Советским Союзом. В их числе был прежде всего К. Г. Маннергейм. ...В свою очередь, тот, уже как главком, отдал приказ о начале финской армией
военных действий.

Однако произошёл такой казус, что официальное сообщение президента о введении военного положения в Финляндии было истолковано в ряде зарубежных стран как объявление ею войны ...Пришлось поэтому срочно направлять в зарубежные страны заявление, что «Финляндия не объявляла войны и не является воюющим государством». ...В первый день войны чувствовалось состояние растерянности в правительственных кругах Финляндии... правительство Р. Рюти сразу решило возвратиться к переговорам с Советским Союзом, но в то же время не ослаблять военных усилий на фронте и искать помощи за рубежом...

Главная проблема советской дипломатии заключалась в том, чтобы не допустить вмешательства в эту войну других государств и обосновать «законность» действий Красной Армии... Не случайно поэтому войну Финляндии так и не объявили. В дипломатической переписке между сотрудниками Наркомата иностранных дел СССР начало войны определялось такими формулировками, как «вхождение советских войск в Финляндию», «военное продвижение» и т.д.

Советским руководством предусматривалось с момента перехода границы частями Красной Армии создать представление о начале «революционного движения» в Финляндии, что должно было облегчить дальнейшее продолжение боевых действий уже под «знаменем пролетарской солидарности». Предполагалось появление нового финского «правительства» ... Советский Союз рассчитывал максимально изолировать Финляндию от других государств и постараться добиться международного признания «народного правительства», провозглашённого сразу после начала войны.

...В Москве полагали, что для военных операций Красной Армии в Финляндии была не столь уж неблагоприятная дипломатическая атмосфера. Во всяком случае, идти на мирное урегулирование конфликта советскому правительству не было необходимости ...Несостоятельность замысла представить события так, будто бы в Финляндии развернулось широкое массовое движение против существующего строя, становилась в дальнейшем всё более очевидной по мере консолидации финского населения. Отказ советского руководства вернуться за стол переговоров и создание марионеточного правительства Куусинена вызывали усиление антисоветских настроений и квалифицировались зарубежной печатью как попытка со стороны СССР осуществить осуждённую им прежде идею «экспорта революции» ... Разрывая отношения с Советским Союзом, Лига Наций одновременно призвала оказывать всемерную поддержку Финляндии. Против этого решения не проголосовал никто, и лишь воздержался ряд государств».

Барышников В. Н.

2. Укажите год, когда началась, указанная в тексте война. Назовите руководителя СССР в этот период.

Ответ: ____________________________________


3. Какие мнения советского руководства, касающиеся этой войны, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.

Ответ: ______________________________________________________


4. Укажите один исторический пример (событие, процесс, явление) из истории народов России и Финляндии, который свидетельствует об успешном взаимодействии.

Ответ: ___________________________________________________


5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.


Событие

Год

Руководитель

государства

_________________________ (А)


1936

_________________ (Б)

Запуск искусственного спутника Земли

____ (В)

Н.С. Хрущёв

«Пражская весна»

1968

____________________ (Г)


________________________ (Д)


1905

Николай II

XIX Конференция КПСС

____ (Е)


___________________ (Ж)

Расстрел Белого дома

____ (З)


___________________ (И)




Пропущенные элементы:

1) И.В. Сталин

7) Карибский кризис

2) 1957

8) Б.Н. Ельцин

3) Конституция СССР

9) Манифест 17 октября

4) 1961

10) 1911

5) М.С. Горбачёв

11) 1993

6) 1988

12) Л.И. Брежнев


Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.


6. Напишите год, когда началась война, события которой отражены на схеме. Ответ: ___________________________________________


7. Напишите название сражения, обозначенного на схеме цифрой 1.

Ответ: ________________________________

Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10.



8. Укажите название мемориального памятника. В каком веке он был сооружён? Ответ: ______________________________


9. Какому событию посвящён мемориальный ансамбль?

Ответ: __________________________


10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.


Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.

1) Походы монголо-татар на Русь

2) Отечественная война

3) Новая экономическая политика СССР

4) Коллективизация в СССР


Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие _______


11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ: _______________________________________________________


12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответ: _______________________________________________________

Контрольная работа по истории России для 9 класса

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Вариант 3.

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Обязательная сдача крестьянами Советскому государству по твёрдым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов в годы Гражданской войны.

Ответ: ………………………


Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4.

«На протяжении всего года [они] использовали наряду с основным
своим лозунгом старый лозунг Учредительного собрания. Видимая
верность демократическому принципу оказалась беспроигрышным
тактическим ходом. Правительство Керенского было свергнуто в октябре под флагом устранения последнего препятствия на пути к созыву Учредительного собрания. Но разгон Учредительного собрания был предрешён ещё в тот момент, когда [они] согласились на
Апрельской конференции с пересмотром своей программы. Одно это
делало маловероятным нахождение компромисса с другими социалистическими партиями...»

2. Укажите год и название партии, о представителях которой идёт
речь в отрывке.
Ответ: ……………………….


3. Какие мнения, касающиеся истории этого события, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.

Ответ: ……………………….


4. Назовите событие в истории России, в ходе которого партия большевиков взяла власть. Ответ: …………………………


5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Год

Событие

Участник события

_____ (А)


Полёт в космос первого в мире космонавта

Ю.А. Гагарин

1979

________________________ (Б)


______________ (В)

1989

________________________ (Г)


________________ (Д)

______ (Е)


Карибский кризис

Н.С. Хрущёв

Пропущенные элементы:

1) 1964

6) В.М. Молотов


2) ввод советских войск в Афганистан

7) Л.И. Брежнев


3) А.Д. Сахаров

8) I съезд народных депутатов СССР


4) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

9) 1962


5) 1961



Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.



6. Укажите название войны, события которой обозначены на схеме.

Ответ: ……………………………….


7. Укажите название военно-политического блока, в составе которого Россия участвовала в этой войне. Ответ: ……………………………

Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10.


8. Укажите название данного памятника (скульптуры) и город, где он установлен.

Ответ: …………………………….


9. Назовите руководителя СССР в период, когда был создан этот скульптурный памятник.

Ответ: ………………………


10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.



Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.

1) Отечественная война

2) Россия в Первой мировой войне

3) СССР в антигитлеровской коалиции

4) Современная российская культура


Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие ………


11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ: ………………………………….


12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответ: …………………………………

Контрольная работа по истории России для 9 класса

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Вариант 4.

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Период военно-политической конфронтации двух блоков государств, возглавляемых СССР и США.

Ответ: …………………………………


Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания 2 – 4.

«Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и
оправдал возлагавшиеся на них надежды Пенсионная реформа.
Ранее пенсии были настолько мизерны, что носили символический
характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов
человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство сделало, по крайней мере, для вступающих в жилищные кооперативы
доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тог-
да вполне умеренными».


2. Укажите имя руководителя СССР, с которым связаны данные ре-
формы и годы правления.

Ответ: ………………………………


3. Какие мнения, касающиеся истории этого события, автор считает
неверными и опровергает? Укажите любые два мнения.

Ответ: ……………………………………


4. Как изменилась в дальнейшем пенсионная реформа?
Ответ: ………………………………………


5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Событие

Год

Руководитель государства

_________________________ (А)


1936

_________________ (Б)

Запуск искусственного спутника Земли

_____ (В)


Н.С. Хрущёв

«Пражская весна»

1968

_________________ (Г)


____________________________ (Д)


1905

Николай II

XIX Конференция КПСС

______ (Е)


_______________ (Ж)

Расстрел Белого дома

______ (З)


_______________ (И)


Пропущенные элементы:

1) И.В. Сталин

7) Карибский кризис

2) 1957

8) Б.Н. Ельцин

3) Конституция СССР

9) Манифест 17 октября

4) 1961

10) 1911

5) М.С. Горбачёв

11) 1993

6) 1988

12) Л.И. Брежнев


Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

6. Укажите название государства, с которым Россия вела войну, события которой обозначены в верхней левой части схемы.

Ответ: ………………………………….


7. Назовите командующего войсками белых, располагавшимися в Крыму в период, к которому относятся обозначенные на схеме события.

Ответ: …………………………………


Рассмотрите изображение и выполните задание 8 – 10.


8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится.

Ответ: …………………………….


9. Укажите событие, в честь которого воздвигнут данный памятник.

Ответ: ……………………………


10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.



Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.


1) Движение декабристов

2) Русско-японская война

3) Россия в Первой мировой войне

4) Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия


Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие ………


11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ: ………………………………….


12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответ: …………………………………



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!