СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ. Статья для сборника XV Всероссийской научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья написана для сборника XV Всероссийской научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования»

Просмотр содержимого документа
«ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ. Статья для сборника XV Всероссийской научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования»»



УДК 372.857


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ


Родыгина Е. А.


Краевое бюджетное общеобразовательное учреждение

“Школа дистанционного образования”

Красноярск, Российская Федерация

Е-mail: helen.verb @gmal.com


Автор данной статьи предпринял попытку провести анализ контрольно-измерительных материалов, разработанных им для проведения промежуточной аттестации по биологии в 2023 году в 6-ом классе в соответствии с новыми ФГОС.

Ключевые слова: промежуточная аттестация, спецификация, кодификатор, критерии оценивания.


NTERMEDIATE CERTIFICATION IN BIOLOGY


Rodygina E. A.


Regional budgetary educational institution

School of Distance Education”

Krasnoyarsk, Russian Federation

E-mail: helen.verb @gmal.com


The author of this article has attempted to analyze the control and measuring materials developed by him for the interim certification in biology in 2023 in the 6th grade in accordance with the new Federal State Educational Standards.

Keywords: intermediate certification, specification, codifier, evaluation criteria.


Необходимость разработки контрольно-измерителных материалов для проведения промежуточной аттестации возникла в связи с особенностями обучения детей с ОВЗ – учащимися КБОУ “Школа дистанционного образования” г. Красноярска.

Пакет документов, подготвенный автором статьи для проведения промежуточной аттестации по биологии в 6-ом классе в соответствии с новыми ФГОС, содержит спецификацию, кодификатор, три варианта контрольных тестов и критерии оценивания для каждого из вариантов контрольной работы. Все контрольно-измерительные материалы разработаны на основе документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2023 года [3]. При подготовке контрольно-измерительных материалов учитывались изменения КИМ ОГЭ 2023 года [5]. При разработке вариантов контрольных работ автор опирался на примерную рабочую программу основного общего образования предмета «Биология» [1]. Вопросы были взяты из открытого банка заданий сайта «Федерального института педагогических измерений» для проведения ОГЭ по биологии в 2023 году [4], а также из сборника типовых заданий ФГОС для проведения Всероссийской проверочной работы [2].

Спецификация для проведения промежуточной аттестации по биологии в 6-ом классе в соответствии с ФГОС составлена на базе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ [3] и определяет:

1. назначение контрольной работы;

2. документы, определяющие её содержание;

3. подходы к отбору содержания при разработке структуры КИМ;

4. характеристику структуры и содержания аттестационной работы;

5. продолжительность выполнения работы;

6. систему оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Общее представление о количестве заданий и распределении их в контрольной работе содержит таблица 1.

Таблица 1


Части работы


Тип заданий


Количество вопросов


Максимальный балл


%

Часть 1

Задания с кратким ответом

(базового уровня сложности)


10


10


48

Часть 2

Задания повышенного и высокого уровня сложности:

на установление соответствия, множественный выбор (три из шести), определение последовательности объектов, процессов, явлений, умение дать развёрнутый ответ.







5







11







52

Итого:


15

21

100


Задания части 1 позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание о строении и функциях органов растений, растительной клетки и её органоидов; функциях растительного организма в целом. Задания части 2 осуществляют проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на клеточном и организменном уровнях организации живого; проверку умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления. Из таблицы 1 видно, что задания повышенного и высокого уровня сложности преобладают над заданиями базового уровня сложности, что вполне оправдано, так как именно эти задания в наибольшей степени развивают у школьников универсальные учебные действия.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточной аттестации учащихся по биологии в 6-ом классе в соответствии с ФГОС составлен на базе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ в 2023 году [3] и состоит из трёх разделов.

Раздел 1: «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по БИОЛОГИИ» скорректирован в соответствии с содержанием курса биологии в 6-ом классе [1], и ФГОС ООО [6]. Автор статьи постарался максимально полно отразить в этом разделе то, что должны знать и понимать учащиеся 6-го класса, что должны уметь, и как должны применять приобретённые умения и знания в практической и повседневной жизни. Раздел 2: «Кодификатор элементов содержания курса биологии 6-го класса» полностью отражает элементы содержания курса биологии 6-го класса, опираясь на Примерную рабочую программу основного общего образования [1]. Раздел 2 приведён в таблице 2.

Таблица 2.

Раздел 1. Растительный организм.

1.1

Ботаника — наука о растениях. Связь ботаники с другими науками.

1.2

Разнообразие растений. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.

1.3

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком).

1.4

Растительные ткани. Функции растительных тканей.

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма.

Питание растения

2.1


Корень — орган почвенного (минерального) питания. Виды корней и корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Видоизменение корней.

2.2

Побег и почки. Строение и функции листа. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист — орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.

Дыхание растения

2.3

Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.

Транспорт веществ в растении

2.4

Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину.

2.5

Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды.

2.6

Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и хозяйственное значение.

Рост растения

2.7

Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов.

Размножение растения

2.8

Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

2.9

Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение.

2.10

Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.

2.11

Состав и строение семян. Условия прорастания семян.

Развитие растения

2.12

Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.


Раздел 3: «Перечень элементов содержания курса биологии 6-го класса, проверяемых на основном государственном экзамене по БИОЛОГИИ» составлен на базе раздела 2 и приведён в таблице 3.

Таблица 3.


Код


Уровень



Элементы содержания, проверяемые заданиями

Раздел 1. Растительный организм.

1.1

Часть 1

1

Ботаника — наука о растениях. Связь ботаники с другими науками.

1.2

Часть 1

8

Разнообразие растений. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.

1.3

Часть 1

2

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком).

Часть 2

14

1.4

Часть 1

4

Растительные ткани. Функции растительных тканей.

Часть 2

14

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма.

Питание растения

2.1

Часть 1

9

Корень — орган почвенного (минерального) питания. Виды корней и корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Видоизменение корней.

Часть 2

11

2.2

Часть 2

11;

14

Побег и почки. Строение и функции листа. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист — орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.

Дыхание растения

2.3

Часть 1

3

Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.

Часть 2

14

Транспорт веществ в растении

2.4

Часть 1

10

Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину.


Часть 2


15

2.5

Часть 1

3

Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды.

2.6

Часть 2

11

Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Их строение; биологическое и хозяйственное значение.

Рост растения

2.7

Часть 1

6

Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов.

Размножение растения

2.8

Часть 2

12

Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

2.9

Часть 1

10



Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение.


Часть 2

12

2.10

Часть 1

7

Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.

Часть 2

15

2.11

Часть 2

13,

15

Состав и строение семян. Условия прорастания семян.

Развитие растения

2.12

Часть 1

5

Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.


Три варианта контрольной работы [2,4]. Каждый вариант контрольной работы содержит инструкцию по выполнению работы, в которой отражены в том числе и критерии оценивания. Представляется интересным продемонстрировать примеры некоторых заданий. Вопрос 2 каждого варианта части 1 [2] (базовый уровень) предполагает один ответ, который необходимо выбрать из перечня ответов на основании изучения рисунка. При этом ученик должен не только знать строение растительной клетки и её органоидов, но и их функции (см. таблица 3): «На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?


1) контролируют жизнедеятельность

2) поглощают энергию солнечного света

3) хранят наследственную информацию

4) запасают воду»


Вопрос 3 части 1 [2] проверяет знание темы «Транспорт веществ в растении» (см.таблица 3): « На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.

Как называется процесс испарения воды листьями растений?

1) транспирация

2) конденсация

3) дыхание

4) фотосинтез».


Знание этой же темы проверяет и вопрос 14 части 2 [4] (повышенный уровень сложности). Учащемуся предлагается текст и список понятий, из которого необходимо выбрать и вставить в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения, а затем вписать номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Вопрос 15 части 2 [4] каждого варианта контрольной работы предполагает свободный ответ (высокий уровень сложности): «Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения» и знания из школьного курса биологии ответьте на следующие вопросы: Что такое луб? В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов? На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление»? Учащемуся предлагается текст, при внимательном изучении которого он должен ответить на предложенные выше вопросы.

Ответы и критерии оценивания [3]. В критериях подробно описано во сколько баллов оценивается то или иное задание и на основании каких критериев; указывается тип заданий: с выбором одного правильного ответа, множественный выбор (три верных ответа из шести), на установление соответствия, определение последовательности объектов, процессов, явлений; работа с текстовой информацией биологического содержания; задание с развёрнутым ответом. Даны рекомендации проверяющим, приведена шкала перевода первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по пятибальной шкале и ответы по каждому вопросу каждого из вариантов контрольной работы.

На основании проведённого анализа контрольно-измерительных материалов можно сделать вывод: предлагаемые контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по биологии в 6-ом классе в соотвествии с новыми ФГОС могут быть рекомендованы для оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Библиографический список.

1. Примерная рабочая программа основного общего образования. Биология. Базовый уровень (для 5–9 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г. — М., 2021.

2. Ю. Н. Касаткина, А. В. Шариков. Всероссийская проверочная работа. Биология: 6 класс: 25 вариантов. Типовые задания ФГОС. (Серия ВПР. Типовые задания). М.: Экзамен, 2019. 207,[1]c.

3. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демоверсии, спецификации, кодификаторы. 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-6

4. Открытый банк заданий сайта «Федерального института педагогических измерений» для проведения ОГЭ по биологии в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php? proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90
5. Изменения в КИМ ОГЭ 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2023/Izmeneniya_KIM_OGE_2023.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://uchitel.club/uploads/2022/07/additions/fgos-ooo.pdf

Bibliographic list.

1. An approximate work program of basic general education. Biology. Basic level (for grades 5-9 of educational organizations). Approved by the decision of the Federal Educational and Methodological Association for General Education, Protocol 3/21 of 27.09.2021 - M., 2021.

2. Yu. N. Kasatkina, A.V. Sharikov. All-Russian verification work. Biology: Grade 6: 25 options. Typical tasks of the Federal State Budget. (VPR series. Typical tasks). M.: Exam, 2019. 207,[1]p.

3. State final certification of educational programs of basic general education in the form of the basic state examination (OGE). Demos, specifications, codifiers. The year is 2023. [electronic resource]. URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-6

4. An open task bank of the website of the Federal Institute of Pedagogical Measurements for conducting the OGE in biology in 2023. [electronic resource]. URL: https://http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php? proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90

5. Changes in the KIM OGE 2023. [electronic resource]. URL: https://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2023/Izmeneniya_KIM_OGE_2023.pdf

6. Federal State Educational Standard of Basic General Education (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 of 31.05.2021). [electronic resource]. URL: https://uchitel.club/uploads/2022/07/additions/fgos-ooo.pdf












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!