Промежуточная аттестация по географии (5 класс)
1 вариант
Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
1) Пифагор; 2) Аристотель; 3) Пифей; 4) Эратосфен.
Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности: 1) глобус; 2) географическая карта; 3) план; 4) аэрофотоснимок.
Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
1) Ю; 2) ЗВ; 3) СЗ; 4) ЮВ.
Следствием осевого вращения Земли является
1) смена времён года; 2) смена погоды; 3) смена дня и ночи; 4) смена времени
Первое путешествие вокруг Африки совершили:
1) викинги; 2) финикийцы; 3) древние греки; 4) индусы.
Объекты расположенные на территории Евразии:
1) Конго, Сахара, Нил; 3) Ады, Амазонка, Титикака;
2) Инд, Байкал, Гималаи; 4) Кордильеры, Миссисипи, Колорадо.
Каменная оболочка земного шара, состоящая из мантии и земной коры называется:
1) Гидросфера; 2) Литосфера; 3) Атмосфера; 4) Биосфера
Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения, называется…
1) эпицентром 2) сейсмическая волна 3) сейсмическим поясом 4) центром землетрясения
Расставьте материки Земли в порядке возрастания их площади
1) Антарктида; 2) Африка; 3) Евразия; 4) Австралия.
Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью:
1) Евразия; а) Самый жаркий;
2) Африка; б) Самый холодный;
3) Антарктида; в) Самый большой;
4) Австралия; г) Самый маленький.
Из предложенного списка выберите 4 объекта природы:
1) компьютер; 2) подснежник; 3) песок; 4) море; 5) ручка; 6) собака.
Географическая долгота точки может изменяться:
1) От 0 до 180°; 2) От 0 до 90°; 3) От 0 до 360°; 4) От 90 до 180°
13. Укажите координаты точки, расположенной севернее других:
1) 42° ю.ш. 35° в.д.; 2) 16° с.ш. 8° в.д.; 3) 14° с.ш. 36° з.д.; 4) 4,5° ю.ш. 14° в.д.
14. Масштаб, записанный в виде выражения 1: 3000, называется:
1) именованный; 2) численный; 3) линейный
15. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:
1) Северным тропиком; 2) нулевым меридианом; 3) Южным тропиком; 4) экватором
16. С какого места на Земле можно начать движение только в северном направлении?
17. Самый глубокий и большой океан на Земле?
18. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
19. Определите объекты по координатам: 1) 230 с.ш. и 800 з.д. 2) 200 ю. ш. и 450в.д.
20. Картографический практикум. Назовите вид географического объекта (остров, полуостров, море, материк, пролив, залив, океан, часть света, горы, равнины, река).
Виды географических объектов | Названия географических объектов |
| Красное |
| Дрейка |
| Камчатка |
| Индийский |
| Австралия |
| Гудзонов |
| Европа |
| Исландия |
| Анды |
| Восточно-Европейская |
| Амазонка |
Промежуточная аттестация по географии (5 класс)
2 вариант
На русский язык слово «география» переводится как
1) землеочертание; 2) землеописание; 3) земленачертание; 4) земленаписание.
Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании
1) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома; 3) рисунка земной поверхности;
2) фотографии, сделанной с поверхности Земли; 4) космического снимка.
Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
1) Ю 2) СВ 3) СЗ 4) ЮС.
По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
1) сутки; 2) месяц; 3) год; 4) день.
Первым из европейцев, совершившим путешествие в Индию, является
1) Марко Поло; 2) Афанасий Никитин; 3) Васко да Гама; 4) Хр.Колумб.
Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки?
1) Кордильеры, Миссисипи, Колорадо; 3) Виктория, Конго, Нил;
2) Ады, Амазонка, Титикака; 4) Гималаи, Амур, Байкал.
Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
1) море, горы, равнины; 3) равнины, горы, низменность;
2) горы, муравей, облака; 4) облако, родник, овраг.
Европу отделяют от Азии: 1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Гималаи; 4) Тибет.
Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
1) Тихий; 2) Индийский; 3) Северный Ледовитый; 4) Атлантический.
Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой:
1) Евразия а) Гималаи;
2) Южная Америка; б) Кордильеры;
3) Северная Америка; в) Анды;
4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет.
Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
1) почва; 2) телевизор; 3) родник; 4) портфель; 5) дерево; 6) одежда.
12. Географическая широта точки может изменяться:
От 0 до 90° 2) От 0 до 180° 3) От 0 до 360° 4) От 90 до 180°
13. Укажите координаты точки, расположенной восточнее других:
2° ю.ш. 15° з.д. 2) 56° с.ш. 38° в.д. 3)14° с.ш. 136° в.д. 4) 45° ю.ш. 140° в.д.
14. Географическая широта бывает:
1) северной и южной; 2) южной и восточной; 3) северной и западной; 4) западной и восточной.
15. Масштаб, записанный в виде выражения в 1см 3000 км, называется:
1) именованный; 2) численный; 3) линейный.
16. Самый маленький и холодный океан на Земле?
17. Самый большой остров на Земле?
18. Кто открыл Америку?
19. Определите объекты по координатам: 1) 400 с.ш. и 1170 в.д. 2) 150 ю. ш. и 700 з.д.
20. Картографический практикум. Назовите вид географического объекта (остров, полуостров, море, материк, пролив, залив, океан, часть света, горы, равнины, река).
Виды географических объектов | Названия географических объектов |
| Берингово |
| Магелланов |
| Гвинейский |
| Северный Ледовитый |
| Евразия |
| Аравийский |
| Гренландия |
| Азия |
| Кордильеры |
| Западно - Сибирская |
| Миссисипи |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итогового тестирования за курс географии 5 класса
1. Назначение КИМ.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения пятиклассниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 5 класса.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание итоговой работы определяется на основе документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
- Программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2015)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования. В каждый вариант включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса Введение в географию и выполнение основных требования к уровню подготовки восьмиклассников.
4. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 20 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 9 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 1 задание на определение правильного порядка географического явления, 1 задание на сопоставление, 1 задание с выбором трех правильных ответов из 6, 7 заданий с кратким ответом, 1 задание на выявление географического метода по описанию, 1 задание является картографическим практикумом.
5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания №1, 14, по теме «Наука география». Второй – задания №2-4 по теме «Земля и ее изображение». Третий – задания №5, 12 по теме «История географических открытий». Четвертый – задания №6, 9-10, 13-18,20 по теме «Путешествие по планете Земля». Пятый – задания №7, 11 по теме «Природа Земли».
Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания 1-9 позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Задания 9-11, в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Задание 19 направлено на проверку умения определять географический метод по описанию. Задание 20 показывает умение ребенка работать с контурной картой, т.е.уровень сформированности практических умений.
Распределение заданий по содержанию
и видам учебной деятельности.
Содержание | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в измененной ситуации | Итого |
Наука география | 1 (№1) | - | 1 (№14) | 2 |
Земля и ее изображение | 2 (№3, №4) | 1 (№2) | - | 3 |
История географических открытий | 1 (№5) | 1 (№12) | - | 2 |
Путешествие по планете Земля | 2 (№6, №9) | 2 (№10, №13-18) | 1 (№20) | 11 |
Природа Земли | 2 (№7) | 1 (№11) | - | 2 |
7. Время выполнения работы.
На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.
9. Число вариантов в работе.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
Ключ:
Вариант 1. 1г, 2г, 3г, 4в, 5б, 6б, 7б, 8г, 9 0габв, 10-1в,2а,3б,4г, 11вге, 12.Магеллан. 13.Ондатра. 14.Тихий. 15.Австралия. 16.Анхель. 17. Черапунджи.18. африканский страус. 19.Описательный
Виды географических объектов | Названия географических объектов |
море | Красное |
пролив | Дрейка |
полуостров | Камчатка |
океан | Индийский |
материк | Австралия |
залив | Гудзонов |
часть света | Европа |
остров | Исландия |
горы | Анды |
равнина | Восточно-Европейская |
река | Амазонка |
20.
Вариант 2. 1б, 2г, 3г, 4в, 5б, 6в, 7в, 8а, 9вбга, 10-1а,2в,3б,4г, 11авд, 12.Колумб.13.Северный ледовитый океан. 14. Австралия. 15. Гренландия. 16. Северная Америка. 17. Мазамбикский пролив. 18. Кенгуру. 19. Описательный.
Виды географических объектов | Названия географических объектов |
море | Берингово |
пролив | Магелланов |
залив | Гвинейский |
океан | Южный |
материк | Евразия |
полуостров | Аравийский |
остров | Гренландия |
часть света | Азия |
горы | Кордильеры |
равнина | Западно –Сибирская |
река | Миссисипи |
20.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждый правильный ответ №1-8, 12-19 ставится 1 балл. За правильно выполненные задания 9-11 ставится по 2 балла, 1 балл в случае если допущена 1 ошибка. Задание 20 оценивается 6 баллами. Максимальный балл за работу – 30 баллов. «3» получает работа 9-15, «4» - с 16-25, «5» - 26-30 баллов.
Перечень проверяемых требований стандарта
№ задания | Проверяемое требование | Тип задания | Количество ответов | Время выполнения задания. |
1 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
2 | Уметь | Выбор | 4 | 2 мин. |
3 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
4 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
5 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
6 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
7 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
8 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
9 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
10 | Уметь | Определить правильные порядок географического явления. | 4 | 2 мин. |
11 | Уметь | Сопоставить | 4/4 | 2 мин. |
12 | Уметь | Выбор | 6 | 2 мин. |
13-18 | Уметь | Дать краткий ответ | - | 6 мин. |
19 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Определить методы географии по описанию | - | 3 мин. |
20 | Умение работать с картой | Определить вид географического объекта | - | 10 мин. |