Пояснительная записка.
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по ИСТОРИИ РОСИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ для 6-ых классов
Цель аттестации: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям, предъявляемым к ученикам 6-х классов на конец учебного года по истории России.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Проверочная работа основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Наряду с предметными результатами оцениваются метапредметные результаты, уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Контрольная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опыта применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Проверочная работа проверяет знание обучающимися истории России с древнейших времен до конца XV века с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы.
Работа состоит из 11 заданий, из них по уровню сложности: базового – 7; повышенного – 4. Общее время выполнения работы – 40 минут. Максимальный первичный балл за контрольную работу – 25.
Ответом к каждому из заданий А1 – А6 и В1, В2 – является цифра или последовательность цифр.
Задание В3 предполагает работу с текстом.
Задания С1 и С2 предполагают работу с иллюстративным материалом.
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Задания А1 – А6 включают в себя шесть заданий в форме теста с выбором одного верного ответа из четырех (трех) предложенных вариантов, каждый ответ оценивается в один балл.
Задание В1 включает в себя ряд исторических событий, которые необходимо расположить в верной хронологической последовательности.
В задании В2 необходимо установить соответствие между историческими деятелями и событиями, которые произошли в годы их жизни.
Задание В3 включает в себя работу с текстом. Обучающимся необходимо заполнить пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз.
Задание С1 нацелено на проверку знаний фактов истории культуры России и зарубежных стран. В задании используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании С1 требуется определить, какие из предложенных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран.
Задание С2 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения с событиями (процессами), к которым относятся эти изображения.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания А1 – А6 считаются выполненными верно, если указана цифра правильного ответа. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.
Задания В1 и В2 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. Правильный ответ на задание В1 оценивается 1 баллом, а В2 – 2 балла.
В задании В3 каждое правильно подобранное слово выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за задание В3 – 12 баллов.
Задания С1 и С2 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. Правильный ответ на задание С1 и С2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл. Если допущено 2 или более ошибки – 0 баллов.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 11 | 12 – 16 | 17 – 22 | 23 – 25 |
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов
Вариант 1.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Для феодальных отношений характерны:
1) собственность феодала на землю
2) собственность феодала на скот и орудия труда
3) рыночная экономика
4) родовая община.
А 2. Крещение Руси относится к:
ХІ веку 2) Х веку 3) XIII веку 4) VIII веку
А 3. Какое из названных событий произошло в XIII в.?
1) походы на Русь хана Батыя
2) Куликовская битва
3) присоединение к России Астраханского
4) присоединение к России Казанского ханства
А 4. Как называли в Древнерусском государстве сбор дани князем с подвластных племен?
1) полюдье 2) оброк 3) барщина 4) выкуп
А 5. Прочтите отрывок и напишите название сражения, о котором говорится в отрывке.
«Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро... множеством тех и других воинов...
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью...»
1) Куликовская битва 3) «стояние» на Угре
2) Ледовое побоище 4) битва на реке Калке
А 6. Выберите правильный ответ. Какое из названных событий произошло позже всех?
1) Ледовое побоище
2) битва на Калке
3) первое упоминание о Москве
В 1. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Крещение Руси Б) Битва на Калке
В) Образование Древнерусского государства
В 2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Жанна Д’Арк | 1) Невская битва |
Б) Владимир I | 2) битва на реке Сить |
В) Александр Ярославич | 3) Крещение Руси |
Г) хан Батый | 4) освобождение Орлеана |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
Первое столкновение русских и монгольских войск произошло в (1) ____ году в сражении у реки (2) ________, где объединенное войско (3) _____ и русских потерпело поражение, причиной которого было отсутствие (4) _______. В (5) _______ году внук Чингисхана (6) _______ привел на Русь монгольскую (7) _________. Первой, не дождавшись помощи, пала (8) ________. После падения (9) _________, князь Юрий Всеволодович в (10) _________ году близ реки (11) ________ попытался дать сражение, но русская (12) ___________ была разбита.
(Сить, Владимира, половцев, 1238, Батый, 1237, Калка, рать, орду, 1223, Рязань, единства и согласия, Козельск).
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |
С 2. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Перечень событий (процессов) А) Возникновение государства у славян в IX веке Б) походы Святослава В) крещение Ольги Г) сбор дани |
1) | 2) |
3) | 4) |
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Общими причинами политической раздробленности в Западной Европе и на Руси являются:
1) господство натурального хозяйства 2) развитие ремесла и торговли;
3) междоусобицы 4) усовершенствование орудий труда.
А 2. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-татарами, произошла в:
1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1380 г. 4) 1480 г.
А 3. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской 2) Александр Невский
3) Святослав Игоревич 4) Иван Калита
А 4. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
1) нашествия хана Батыя 2) набегов хазар
3) походов Чингисхана 4) набегов половцев
А 5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.
«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным сёлам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
1) ясак 2) полюдье 3) барщина 4) тягло
А 6. Кто из перечисленных князей правил раньше других?
1) Ярослав Мудрый 2) Князь Олег (Вещий)
3) Владимир Красно Солнышко 4) Александр Невский
В 1. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Нашествия Батыя Б) Походы Олега на Византию
В) Ледовое побоище Д) Любечский съезд
В 2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Карл Великий | 1) первая налоговая реформа на Руси |
Б) Княгиня Ольга | 2) создание первого письменного свода законов Руси |
В) Ярослав Мудрый | 3) Любечский съезд |
Г) Владимир Мономах | 4) создание империи в Западной Европе |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
После разорения (1) ______ Руси (2) _____ двинулся к (3) _______. Но (4) _______ была обескровлена – один только город (5) ________, прозванный «(6) ________», задержал монгол на семь недель – началась весенняя (7) _______, и хан повернул назад. Новый поход (8) ____ года был направлен на (9) _______ Русь. Захватив Переяславль, (10) ________, монголы осадили (11) _______, который оборонялся три месяца. Затем монголы двинулись на Запад и дошли до берегов (12) ______ моря.
(Южную, Новгороду, Адриатического, злой город, орда, 1239, Козельск, Северо-Восточной, Киев, Чернигов, Батый, распутица, Чёрного)
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |
С 2. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (историческая личность). Установите соответствие между событиями (именами личности) и иллюстрациями: к каждому событию (имени личности) подберите по одной иллюстрации.
Перечень событий (историческая личность) А) князь Олег Б) князь Святослав В) князь Владимир Святой Г) князь Ярослав Мудрый |
1) | 2) | |
3) | 4) | |
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов
Вариант 3.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Двумя центрами образования Древнерусского государства были:
1) Владимир и Киев 2) Киев и Новгород
3) Псков и Ладога 4) Рязань и Чернигов
А 2. Славяне называли варягами:
1) скандинавов 2) кельтов
3) германцев 4) франков
А 3. От рук печенегов погиб киевский князь:
1) Игорь 2) Аскольд 3) Святослав 4) Олег
А 4. Для украшения храмов в Древней Руси использовали:
1) скульптуры 2) портреты
3) фрески 4) миниатюры
А 5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.
«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным сёлам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
1) ясак 2) полюдье 3) барщина 4) тягло
А 6. Кто из перечисленных князей правил раньше других?
1) Ярослав Мудрый 2) Князь Олег (Вещий)
3) Владимир Красно Солнышко 4) Александр Невский
В 1. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Принятие Русью христианства
Б) Походы Олега на Византию
В) Первое упоминание о Москве
Д) Любечский съезд
В 2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Иван III | 1) Битва на реке Сить |
Б) Владимир I | 2) Невская битва |
В) Александр Ярославич | 3) Присоединение Новгорода к Московскому государству |
Г) Батый | 4) Освобождение Орлеана |
Д) Жанна Д’Арк | 5) Крещение Руси |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
V. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
Первое столкновение русских и монгольских войск произошло в (1) ______________ году в сражении у реки (2) ____________, где объединенное войско (3) ___________ и русских потерпело поражение, причиной которого было отсутствие (4) ______________. В (5) ____________ году внук Чингисхана (6) __________________ привел на Русь монгольскую (7) __________________. Первой, не дождавшись помощи, пала (8) _______________. После падения (9) _______________, князь Юрий Всеволодович в (10) ______________ году близ реки (11) ____________ попытался дать сражение, но русская (12) __________________ была разбита.
(Сить, Владимира, половцев, 1238, Батый, 1237, Калка, рать, орду, 1223, Рязань, единства и согласия, Козельск).
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |
С 2. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Перечень событий (процессов) А) Образование Древнерусского государства Б) Монгольское нашествие на Русские земли В) Возвышение Москвы в п/п XIV века Г) Образование и усиление Франкского государства |
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов
Вариант 4.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Родоначальник первой русской княжеской династии:
1) Рюрик 2) Синеус 3) Трувор 4) Олег
А 2. Русь приняла крещение из:
Литвы 2) Польши 3) Византии 4) Болгарии
А 3. Иностранные купцы покупали у славян:
1) меха 2) драгоценные камни
3) вино 4) шёлк и парчу
А 4. Какой русский город держал оборону от монголов 7 недель:
1) Рязань 2) Торжок 3) Козельск 4) Киев
А 5. Прочтите отрывок и напишите название сражения, о котором говорится в отрывке.
«Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро... множеством тех и других воинов...
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью...»
1) Куликовская битва 3) «стояние» на Угре
2) Ледовое побоище 4) битва на реке Калке
А 6. Выберите правильный ответ. Какое из названных событий произошло позже всех?
1) Куликовская битва
2) съезд князей в Любече
3) образование Древнерусского государства
В 1. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Стояние на Угре Б) Походы Олега на Византию
В) Нашествие Батыя на Русские земли
В 2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Дмитрий Иванович | 1) создание первого письменного свода законов Руси |
Б) княгиня Ольга | 2) создание империи в Западной Европе |
В) Ярослав Мудрый | 3) первая налоговая реформа на Руси |
Г) Карл Великий | 4) Куликовская битва |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
После разорения (1) ____________ Руси (2) ____________ двинулся к (3) ____________. Но (4) ______________ была обескровлена – один только город (5) ____________, прозванный «(6) _______________», задержал монгол на семь недель – началась весенняя (7) ____________, и хан повернул назад. Новый поход (8) ________ года был направлен на (9) ___________ Русь. Захватив Переяславль, (10) ____________, монголы осадили (11) ________________, который оборонялся три месяца. Затем монголы двинулись на Запад и дошли до берегов (12) _____________ моря.
(Южную, Новгороду, Адриатического, злой город, орда, 1239, Козельск, Северо-Восточной, Киев, Чернигов, Батый, распутица, Чёрного)
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |
С 2. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Перечень событий (процессов) А) Невская битва Б) Любечский съезд В) Раздробленность Древнерусского государства Г) Правление Юстиниана в Византийской империи |
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов (АОП ООО)
Вариант 1.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Для феодальных отношений характерны:
1) собственность феодала на землю
2) собственность феодала на скот и орудия труда
3) рыночная экономика
4) родовая община.
А 2. Крещение Руси относится к:
ХІ веку 2) Х веку 3) XIII веку 4) VIII веку
А 3. Какое из названных событий произошло в XIII в.?
1) походы на Русь хана Батыя
2) Куликовская битва
3) присоединение к России Астраханского
4) присоединение к России Казанского ханства
А 4. Как называли в Древнерусском государстве сбор дани князем с подвластных племен?
1) полюдье 2) оброк 3) барщина 4) выкуп
А 5. Выберите правильный ответ. Какое из названных событий произошло позже всех?
1) Ледовое побоище 2) битва на Калке 3) первое упоминание о Москве
В 1. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
Первое столкновение русских и монгольских войск произошло в (1) ____ году в сражении у реки (2) ________, где объединенное войско (3) _____ и русских потерпело поражение, причиной которого было отсутствие (4) _______. В (5) _______ году внук Чингисхана (6) _______ привел на Русь монгольскую (7) _________. Первой, не дождавшись помощи, пала (8) ________. После падения (9) _________, князь Юрий Всеволодович в (10) _________ году близ реки (11) ________ попытался дать сражение, но русская (12) ___________ была разбита.
(Сить, Владимира, половцев, 1238, Батый, 1237, Калка, рать, орду, 1223, Рязань, единства и согласия, Козельск).
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |
Промежуточная аттестация (контрольная работа) по истории России, всеобщей истории для 6-ых классов (АОП ООО)
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий А1 – А6 выберите номер правильного ответа |
А 1. Общими причинами политической раздробленности в Западной Европе и на Руси являются:
1) господство натурального хозяйства 2) развитие ремесла и торговли;
3) междоусобицы 4) усовершенствование орудий труда.
А 2. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-татарами, произошла в:
1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1380 г. 4) 1480 г.
А 3. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской 2) Александр Невский
3) Святослав Игоревич 4) Иван Калита
А 4. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
1) нашествия хана Батыя 2) набегов хазар
3) походов Чингисхана 4) набегов половцев
А 5. Кто из перечисленных князей правил раньше других?
1) Ярослав Мудрый 2) Князь Олег (Вещий)
3) Владимир Красно Солнышко 4) Александр Невский
В 1. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Каждое слово можно использовать только один раз. Обратите внимание, что одно слово – лишнее!
Нашествие монголо-татар на русские княжества.
После разорения (1) ______ Руси (2) _____ двинулся к (3) _______. Но (4) _______ была обескровлена – один только город (5) ________, прозванный «(6) ________», задержал монгол на семь недель – началась весенняя (7) _______, и хан повернул назад. Новый поход (8) ____ года был направлен на (9) _______ Русь. Захватив Переяславль, (10) ________, монголы осадили (11) _______, который оборонялся три месяца. Затем монголы двинулись на Запад и дошли до берегов (12) ______ моря.
(Южную, Новгороду, Адриатического, злой город, орда, 1239, Козельск, Северо-Восточной, Киев, Чернигов, Батый, распутица, Чёрного)
ЧАСТЬ 2.
С 1. Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задание.
На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники древнерусской культуры, а на каких – памятники зарубежной культуры? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники древнерусской культуры | Памятники зарубежной культуры |
| | | |