СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промышленная экология и другие области наук. Ресурсы природы, классификация.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промышленная экология в сознании человека в настоящее время ассоциируется с проблемами, возникающими в результате радикального преобразования природы под воздействием антропогенной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Промышленная экология и другие области наук. Ресурсы природы, классификация.»

2 урок. Промышленная экология и другие области наук. Ресурсы природы, классификация.


Цель: Установить связь промышленной экологии с другими научными областями.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «Природные ресурсы», их классификация.

  2. Сформировать представление о связи промышленной экологии с другими науками.

  3. Развитие у учащихся интереса к окружающей среде, памяти, мышления.

Тип урока: урок-лекция.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия: «Природные ресурсы».


Ход урока:

Приветствие





Рассказ






Записать в тетрадь
































Рассказ






Записать в тетрадь




Рассказ












Записать в тетрадь




















Рассказ




















Написать на доске

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!


Формирование знаний.

Промышленная экология в сознании человека в настоящее время ассоциируется с проблемами, возникающими в результате радикального преобразования природы под воздействием антропогенной деятельности (любой вид хозяйственной деятельности человека в его отношении к природе).Поэтому она связана с биологическими, техническими и социальными науками.

Кратко опишем их.

  • Философия. Актуальным философским элементом является экологическая этика, связанная с экологически корректным обращением человека с природой, осознанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком право жить на планете.

  • Биологические науки. Основой является фактический материал многих отраслей биологии, так как эффект воздействия среды на организм оценивается по конкретным биологическим признакам. Например, физиология, биохимия, морфология (наука о языке), этология (изучает поведение животных в естественной среде).

  • Математика. Исследуя любые взаимодействия между организмами и средой, оценивается теснота их связи, уровни взаимодействия и реакций, изменения во времени и пространстве. Промышленная экология – точная наука и нуждается в собственном математическом аппарате, так как все эти взаимодействия описываются мерой и числом.

  • Химические науки. В основе жизни находится обмен веществ между организмами и средой: ассимиляция (совокупность процессов биосинтеза органических веществ с затратой энергии в живом организме), метаболизм (обмен веществ), диссимиляции вещества (разрушение органических соединений с превращением белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов). Это всё – химические процессы.

  • Физика. Закономерности биологических процессов преобразования веществ в пищевых цепях.

  • Географические науки. Разные участки поверхности и глубин нашей планеты очень разнообразны и освоены жизнью. Восприимчивость природных систем как водных, так и наземных не одинакова к антропогенным воздействиям (деятельность человека).

  • Медицина.Ухудшение качества окружающей среды в результате тех или иных природных процессов из-за антропогенного воздействия означает отклонение в организмах. Реакция на отклонение является – заболевание, а может – смерть. Выявлением причин – задача медицины.

  • Безопасность жизнедеятельности. Изучает взаимодействие человека с созданными им системами и включает в себя: охрану труда, технику безопасности.

  • Экономика.Направлена на экономичное природопользование, так как пренебрежение этим приводит к тяжелым последствиям для людей.

  • Правоведение. Правовое обеспечение природопользования, подчинение промышленности и хозяйства, как индивидуальной, так и общественной деятельности, является сферой экологического права, в основе которого лежит Конституция РФ.

Природопреобразующая деятельность людей, явившаяся новой движущей силой развития природы, называется антропогенным фактором.

Человек использует отдельные компоненты окружающей природной среды для своих разнообразных целей. Таким образом, эти компоненты становятся ресурсами деятельности человека.


Природные ресурсы – это совокупность естественных тел, веществ и явлений природы, которые человек использует для достижений целей, направленных на обеспечение своего существования.


К ним относятся: воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, естественные строительные материалы, полезные ископаемые и многое другое.


Первым признаком классификации природных ресурсов является их вид. Согласно этому признаку они подразделяются на природные явления (например, солнечная энергия, ветер, приливы и отливы океана), животный мир, растительный мир, природные вещества (вода, воздух, почва) и полезные ископаемые (например, нефть, золото, руды). Причем полезные ископаемые могут быть готовыми к потреблению (уголь, драгоценные и отделочные камни, соль) и требующими переработки, синтеза (нефть, руда, синтетические удобрения).


  • Схема 1. Классификация природных ресурсов.


Вторым признаком классификации природных ресурсов является их исчерпаемость.По этому признаку их классифицируют как исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые природные ресурсы— природные физические явления и тела, количество и качество которых практически не меняется или меняется лишь неощутимо в процессе длительного природопользования. Такими ресурсами являются солнечная энергия, ветровая энергия, энергия движущейся воды, энергия земных недр.

Исчерпаемые природные ресурсы— природные физические тела и явления, количество и качество которых существенно изменяются в процессе длительного природопользования.

Третий признак классификации — возобновимость исчерпаемых ресурсов. По этому признаку выделяют следующие исчерпаемые ресурсы:

  • Возобновимые— способные к самовоспроизводству (растительный и животный мир, мир микроорганизмов);

  • невозобновимые — образовавшиеся в недрах земли в течение миллионов лет (рудные и нерудные полезные ископаемые, длительное пользование которыми приводит к истощению их запасов, пополнение которых практически невозможно);

  • относительно возобновимые— способные к воспроизводству в темпах, отстающих от темпов потребления (чернозем, деревья большого возраста — секвойя, баобаб, слоновое дерево и др.).


Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!