СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прорамма кружка по Волейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа сделана для обучающихся 2-3 классов. Программа составленна для проведения занятий 2 ч в неделю-68 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Прорамма кружка по Волейболу»




Содержание



Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.

Пояснительная записка

3


1.1.

Направленность программы

3


1.2.

Уровень освоения программы

3


1.3.

Актуальность программы

3


1.4.

Отличительные особенности программы

3


1.5.

Адресат программы

4


1.6.

Объем и сроки освоения программы

4


1.7.

Формы организации образовательного процесса

4


1.8.

Режим занятий

5

2.

Цель и задачи программы

5

3.

Содержание программы

5


3.1.

Учебный план

5


3.2.

Содержание учебного плана

6

4.

Планируемые результаты

14

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

1.

Календарный учебный график

15

2.

Условия реализации программы

17

3.

Формы аттестации/контроля

18

4.

Оценочные материалы

18

5.

5. Методическое обеспечение образовательной программы

23

6.

Список литературы

24

7.

Приложение1.Индивидуально-психологических особенностей, обучающихся занимающихся волейболом

24


Приложение 2.Развитие прыжковой выносливости у волейболистов

26













I.Комплекс основных характеристик программы


1.Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Волейбол» разработана на основе

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, СТ.12, ст. 75), (ст. 12, ст. 47, ст. 75). (п.1Д,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75)

(п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1 , п. 4 ст. 75), (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. 1726-р


1.1 Направленность программы


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы кружка «Волейбол» физкультурно-спортивная.



1.2 Уровень освоения программы

Программа составлена с учетом освоения основ техники по виду спорта волейбол; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепления здоровья; повышения уровня общей и специальной физической подготовки обучающихся.

1.3 Актуальность программы


Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы кружка «Волейбол»

Для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.

1.4 Отличительные особенности программы

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Волейбол», в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Волейбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья. Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.


1.5 Адресат программы


Программа предназначена для девочек 11-16 лет

Количество учащихся в объединении не менее 15 человек

Минимальный возраст детей для зачисления на обучения 11 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут


1.6 Объем и сроки освоения программы


Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на один год обучения (34 учебных недели - 68 часа).


1.7 Формы организации образовательного процесса


Форма обучения: очная.

Формы организации тренировочного процесса: тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное, экскурсионная (посещение городских соревнований).


1.8 Режим занятий

Занятия приводятся днем, после окончания первой смены: 12.10-12.50


2. Цели и задачи программы


Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Волейбол»: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.


Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол»

Образовательные:

- обучить учащихся техническим приемам волейбола;

- дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;

- дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);

- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола;

- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.

Развивающие:

- развить координацию движений и основные физические качества.

- способствовать повышению работоспособности учащихся,

- развивать двигательные способности,

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

- воспитывать дисциплинированность;

- способствовать снятию стрессов и раздражительности;

- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

- воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.


3. Содержание программы


3.1 Учебный план


Содержание

занятий


Месяцы

Ито-го

Всего

часов

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

34

нед.


теория

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1


12

ОФП

4

2

4

2

2

2

4

2

4

2


28

ТТП

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

20

Контрольные испытания


1



1



1


1

3

4

Восстановительные мероприятия




1


1


1


1

3

4

Соревнования

В сответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий

ИТОГО

8

7

7

6

6

6

7

7

7

7



68



3.2 Содержания учебного плана

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


1. Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Характеристика физкультурно-спортивных занятий оздоровительной и спортивной направленности. История возникновения волейбола.

2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Нервная система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.

3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Личная гигиена тела. Форма для занятий в спортивном зале и на улице. Временные ограничения и противопоказания к занятиям видами спорта предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях, доврачебная помощь. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания.

4. Основы техники и тактики игры. Основные понятия о спортивной технике и тактике игры. Взаимосвязь техники и тактики. Характеристика технической и тактической подготовки.

5. Оборудование и инвентарь. Разметка площадки. Оборудование и инвентарь, применяемые в процессе тренировки соревнований. Тренажерные устройства, технические средства.

6. Спортивные соревнования. Организация и проведение. Роль соревнований в подготовке занимающихся, в подготовке спортсменов. Правила соревнований по волейболу. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Общая физическая подготовка (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количе­ство препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эс­тафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борь­ба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокиро­вания и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал обучающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй уне­си», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).

Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками улица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают обучающему партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание тен­нисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи на­бивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или посылаемого мячеметом).

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги рука­ми. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой -вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого напада­ющего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.

Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера (посы­лаемого мячеметом) у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбра­сывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбра­сывает на различную высоту и т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность дей­ствий на основе перечисленных упражнений.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Техника нападения

Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений.

Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2.

Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения

Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки

Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.


Техника защиты

Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.

Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.

Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; прием подачи и первая передача в зону нападения.

Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).


ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Тактика нападения.

1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и зоне.

2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче); взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.

3. Командные действия: прием нижней подачи и первая передача в зону 3; прием нижней подачи и вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты.

1. выбор места при приеме нижней подачи;

2. расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


  1. Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с выполнением технических приемов данного года обучения.

  2. Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках структуры приемов техники.

  3. Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы техники.

  4. Многократное выполнение технических приемов с целью развития специальных физических качеств.

  5. Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.

  6. Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных, групповых и командных.

  7. Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.

  8. Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.

  9. Проведение контрольных игр с целью решения учебных задач и подготовки к соревнованиям.

  1. Участие в официальных соревнованиях различного уровня, выполнение установок на игру. Разбор игр

Восстановительные мероприятия


К здоровью спортсменов предъявляются большие требования, так как в процессе тренировочно-соревновательной деятельности могут возникнуть условия для развитии перенапряжения и утомления. Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает психолого-педагогические и медико-биологические воздействия.

Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ используется широкий круг средств и мероприятий с учетом возраста, этапа подготовки, интенсивности тренировочных нагрузок и индивидуальных особенностей юных спортсменов.

Педагогические средства: рациональное чередование нагрузок на тренировочном занятии в течении дня и в циклах подготовки. Ежедневные: гигиенический душ, водные процедуры закаливающего характера, сбалансированное питание. Чередование различных видов нагрузок, облегчающих восстановление по механизму активного отдыха, проведение занятий в игровой форме. Психолого-педагогические средства включают специальные восстановительные упражнения: на расслабление, дыхательные, на растяжение, восстановительного характера. Медико-гигиенические средства восстановления включают: сбалансированное питание, физические средства восстановления. Медико-гигиенические средства восстановления включают: сбалансированное питание, физические средства восстановления.

Соревнования и контрольные испытания


Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Соревнования проводятся в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий.


4. Планируемы результаты


Целью реализации основной образовательной программы является

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником

общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков икомпетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,государственными потребностями и возможностямиребёнка, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что

он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.

В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- основы рационального питания;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- основы развития познавательной сферы;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

научатся:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своём здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также

сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по

формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:

отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,

отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной

программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильными ловким.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся получат возможность узнать:

- значение волейбола в развитии физических способностей и

совершенствовании функциональных возможностей организма

занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

- названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной

техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и

тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных,

скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и

технической подготовленности, требования к технике и правилам их

выполнения;

- основное содержание правил соревнований по волейболу;

- жесты волейбольного судьи;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами

волейбола;

научатся:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на

занятиях волейболом;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние

организма) на занятиях волейболом;

- играть в волейбол с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты волейбольного судьи;

- проводить судейство по волейболу.


II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график




Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

план

факт

1

Правила поведения. ТБ на занятиях по волейболу.

1

05.09


2

Техника приема и передача мяча.Игра «пионербол»

1

08.09


3

Стойка игрока.Перемещение в сойке

1

12.09


4

Сдача входных нормативов.

1

15.09


5

Приём мяча двумяруками снизу

1

19.09


6

Верхняя передача мячав парах, тройках.

1

22.09


7

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

1

26.09


8

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

1

29.09


9

Позиционное нападение. Учебная игра

1

03.10


10

Комбинации из передвижений и остановок игрока.

1

06.10


11

Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

10.10


12

Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

13.10


13

Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

17.10


14

Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

20.10


15

Учебная игра. Развитие координационных способностей

1

24.10


16

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

1

27.10


17

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

1



18

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

1



19

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

1



20

Сдача нормативов (текущий контроль). Учебная игра.

1



21

Игра «Мяч через сетку» по основным правилам

1



22

Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству

1



23

Повторный инструктаж по технике безопасности. Двусторонняя игра

1



24

Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол»

1



25

Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол»

1



26

Стойка игрока. Перемещение в сойке

1



27

Стойка игрока. Перемещение в сойке

1



28

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

1



29

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

1



30

Приём мяча двумя руками снизу

1



31

Приём мяча двумя руками снизу

1



32

Верхняя передача мяча в парах, тройках.

1



33

Верхняя передача мяча в парах, тройках.

1



34

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

1



35

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

1



36

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

1



37

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

1



38

Позиционное нападение. Учебная игра

1



39

Промежуточная аттестация. Сдача нормативов. Учебная игра.

1



40

Позиционное нападение. Учебная игра

1



41

Комбинации из передвижений и остановок игрока.

1



42

Комбинации из передвижений и остановок игрока.

1



43

Комбинации из передвижений и остановок игрока.

1



44

Комбинации из передвижений и остановок игрока.

1



45

Верхняя подача мяча

1



46

Верхняя подача мяча

1


47

Верхняя подача мяча

1



48

Нижняя подача мяча

1



49

Нижняя подача мяча

1



50

Нижняя подача мяча

1



51

Двухсторонняя игра с элементами волейбола

1



52

Двухсторонняя игра с элементами волейбола

1



53

Двухсторонняя игра с элементами волейбола

1



54

Двухсторонняя игра с элементами волейбола

1



55

Верхняя подача, нижний прием

1



56

Верхняя подача, нижний прием

1



57

Верхняя подача, нижний прием

1



58

Нападающий удар, нижний прием

1



59

Нападающий удар, нижний прием

1



60

Нападающий удар, нижний прием

1



61

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

1



62

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

1



63

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

1



64

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

1



65

Соревнование в группах

1



66

Соревнование в группах

1



67

Соревнование в группах

1



68

Итоговой аттестации. Сдача контрольных нормативов.

1




2.Условия реализации программы


Для успешной реализации программы необходимы:

1. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-¬гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 18-20 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

2. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение.

3. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.

4. Специальное оборудование: Мячи, Сетка в/б, Свисток, Мячи теннисные.


  1. Формы аттестации/контроля


В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся- сдача входных нормативов.

Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).

промежуточный контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года сдача контрольных нормативов.

Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует знания, но и воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение (наблюдение, диагностические методики).


  1. Оценочные материалы


Диагностика результатов проводится в виде контрольных упражнений.

Контрольные нормативы по общефизической подготовленности

Виды

испытания

Возраст

(11лет)

(12-13 лет)

(14-15 лет)

(16 лет)

д

м

д

м

д

м

д

м

Челночный бег

3х10 м(с)


9,4-10,2


9,0-9,8


9,4-10,6


8,8-9,4


9,0-9,8


8,6-9,2


8,7-9,4


7,7-9,0

Прыжок в длину с места

(см)



110-130



120-140



140-170



155-190



160-180



180-220



170-190



200-240

Сгибание рук в висе на перекладине (кол.повт.)



5-10



1-4



8-13



3-8



10-15



6-10



10-15



8-12

Прыжок через скакалку (кол.раз за 1 мин)



70-100



60-90



90-120



80-115



110-125



100-120



125-140



120-130

Наклон вперед из положения сидя (см)



3-7



2-5



4-10



4-8



6-12



5-10



7-13



5-10


Контрольные нормативы по практической подготовленности


Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

I. Передача

мяча

1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз).

11

12

13

14

4

7

9

12

3

5

6

9

2

3

4

5

1

1

2

3

4

6

7

9

3

4

5

7

2

3

3

4

1

1

2

3

2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)

11

12

3

5

2

4

1

2

0

1

3

4

2

3

1

2

0

1

3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)

11

12

4

6

3

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

3

1

2

4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток)

13

14

15

16


4

6

6

6


3

5

5

5


2

3

3

3


1

2

2

2


3

5

5

5


2

4

4

4


1

2

3

3


0

1

2

2


5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

13

14

5

6

4

5

3

3

2

2

4

5

3

4

2

3

1

2

6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток)

15

16


4

4


3

3


2

2


1

1


3

4


2

3


1

2


0

1


7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

15

16


5

5


4

4


3

3


2

2


4

4


3

3


2

2


1

1


II. Подача мяча

1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

11

12

7

8

4

6

3

4

1

2

6

7

4

5

3

3

1

2

2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

11

12

4

6

3

4

2

3

1

2

4

5

3

4

1

2

0

1

3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

13

14

8

9

5

7

3

5

2

3

6

7

4

5

3

4

2

2

4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

13

14

5

6

4

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

2

1

1

5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

15

16


6

7


5

5


3

4


2

3


5

5


4

4


2

3


1

2


6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток)

15

16


5

7


4

6


2

4


1

2


4

5


3

3


2

2


1

1



Материал для проверки знаний по теоретической подготовке

Проверка знаний учащихся проводится в конце учебного года в виде устных ответов по

разработанным билетам. Педагогическое оценивание по 5-ти балльной системе.


1. Первая помощь при ушибе?

2. Основные средства закаливания организма?

3. Основные правила режима дня?

4. Что относится к личной гигиене?

5. В какой цвет должен быть окрашен мяч?

6. Сколько таймов в одном матче?

7. Какие бывают броски? 

8. Какими бывают передачи?

9. В каком году образовался волейбол?

10. Сколько длится матч?


1. Какие травмы можно получить при занятиях спортом?

2. Признаки переутомления?

3. Как изменяются мышцы при занятиях спортом?  

4. Спортивная одежда волейболиста?

5. Основные правила в волейболе?

6. Что такое стандартное положение?


1. Какое значение имеет закаливание для занятий спортом?

2. Для чего нужен дневник самоконтроля?

3. Первая помощь при вывихе?

4. Из чего состоит волейбольный матч?

5. Какие дополнительные правила используются в игре?

6. От чего зависит выбор тактики в игре?

7. Заслуги наших сборных по волейболу на Олимпийских играх






  1. Методическое обеспечение образовательной программы




Тема программы


Форма организации и проведения занятия


Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса


Дидактический материал, техническое оснащение занятий


Вид и форма контроля, форма предъявления результата



1

Введение. Техника безопасности. Общие основы волейбола. Правила игры и методика судейства.


Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный,

Положение о соревнованиях по волейболу.



2

Общефизическая подготовка

волейболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы



3


Специальная подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.


Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.



4

Техническая подготовка волейболиста

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование



5


Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование

6 Список литературы


Наименование учебно- методических материалов (может также включать перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе)

Количество


Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР/Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников. – М.: Советский спорт, 2007. – 112с.

1

Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.

1

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и тренеров-преподавателей/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2013. – 112с.

1

Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2011.

1

Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2013.

1

Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 2013.

1

Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 2015.

1

Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 2006.

1

Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 2007.

1

Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 2010.

1

Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 2011.


1

Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 2018.

Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 2018.

1

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 2002.

1

Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 2009.

1

Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 2008.

1

Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. 2010. – 111 с.

1

Кривошеин А.А. Волейбол. Психологическая, физическая и техническая подготовка игрока либеро в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно-спортивных клубов ВСК: — Ярославль: 2004. -74 с. 

1

Пуни А.Ц., Гурович Л.И. О волевой подготовке волейболистов. Статья. 2008.

1

Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток. Методические рекомендации. — М.: ВФВ, 2009. — 35 с. Брошюра. 

1

Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru

Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/

Российская федерация волейбола http://www.volley.ru/


7.Приложение 1. Индивидуально-психологических особенностей, обучающихся занимающихся волейболом

Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями. Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:

- развитие морально-волевых качеств личности спортсмена;

- развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера»;


- развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;

- развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия;

- развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.

Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств.

Известно, что волейбол как спортивная игра характеризуется большой эмоциональной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

Основные двигательные действия волейболистов – это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.

У младшего школьного возраста постоянно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильный хотя по прежнему преобладает процесс возбуждения. Поэтому дети легковозбудимы и импульсивны. Они испытывают большое значение движениям, которые необходимо при возможности удовлетворять(организовывать подвижные игры на уроках).

Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.

Следует отметить, что при построении процесса психологической подготовки необходимо исходить из двух взаимосвязанных задач:

- совершенствование общих психических качеств;

- психологическая подготовка к конкретным соревнованиям [30].

Младший школьный возраст – важнейший период формирования характера. Несколько медленнее развиваются черты характера, отражающие отношение учащихся к себе. Младшим школьникам трудно быть самокритичными. Они быстрее и легче замечают недостатки у других ребят, нежели свои собственные.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Систематическое преодоление трудностей в процессе занятий физической культурой должно быть направлено не только на воспитание воли, но и на познание детьми своих возможностей, своих положительных и отрицательных качеств, на формирование устойчивой адекватной самооценки.


Приложения 2. Развитие прыжковой выносливости у волейболистов

I  блок – упражнения в парах со скакалкой.

      Занимающиеся перемещаются от одной боковой линии к другой. На одной половине площадки скакалку вращает один, на второй – другой. Кто вращает,  двигается лицом по направлению движения, второй – спиной.

  1. Бег на скакалке

  2. Прыжки на двух ногах с междускоком

  3. Прыжки на правой ноге

  4. Бег на скакалке

  5. Прыжки на левой ноге

  6. Прыжки на двух с прямыми ногами

  7. Бег на скакалке

  8. Прыжки в приседе на двух

  9. Бег на скакалке

  10.  Один вращает скакалку по полу, второй прыгает

II блок – упражнения с использованием гимнастических скамеек

     Скамейки стоят параллельно боковым линиям. Построение по одному в первой зоне на одной и другой стороне площадки. Выполняется упражнение до второй зоны, затем  перемещение по диагонали с тем же заданием в пятую зону и из пятой в четвертую – снова выполнение задания  со скамейками. Затем учащиеся шагом переходят на другую сторону площадки в первую зону. Задание меняется после каждого круга.

  1. Бег с захлестом голени назад

  2. Прыжки на двух ногах

  3. Бег с высоким подниманием бедра (ближайшая к скамейке нога переносится через нее)

  4. Прыжки на правой ноге через скамейку

  5. Бег скрестным шагом с подскоком (дальняя нога от скамейки идет через нее)

  6. Прыжки на левой ноге через скамейку

  7. Прыжки на двух с прямыми ногами через скамейку

  8. Прыжки на двух через скамейку с поворотом на 180 градусов

  9. Прыжки в приседе на двух через скамейку. (Спину держать прямо, руки не касаются пола). По диагонали – бег с захлестом голени.

III блок – упражнения с использованием гимнастических скамеек. Имитация нападающего удара и блока.

     Учащиеся делятся на две группы. Построение в первой зоне на одной и другой стороне площадки. Задание меняется после каждого круга.

  1. Из зоны 1 по свистку учителя ускорение до сетки, рукой коснуться средней линии площадки, затем ускорение по диагонали в 5 зону, коснуться линии подачи, из 5 зоны ускорение к сетке в 4 зону, шагом перейти на другую сторону площадки.

  2. Скамейки стоят параллельно боковым линиям. В 1 зоне прыжки на двух ногах через скамейку, прыжком с двух во 2 зоне имитация нападающего удара, медленный бег до  б\б щита, выпрыгивание на б\б щит. В 5 зоне снова прыжки на двух ногах через скамейку и в 4 зоне выпрыгивание с двух ног. Переход на другую сторону площадки.

  3. В 1 зоне прыжки на правой через скамейку, во 2 зоне нападающий удар с движением руки.  Бег до  б\б щита, имитация нападающего удара на б\б щит. В 5 зоне прыжки на левой ноге через скамейку, в 4 зоне имитация нападающего удара с движением руки. Перейти на другую сторону площадки.

  4. Из 1 зоны премещение приставными шагами в стойке волейболиста между гимнастическими скамейками до 2 зоны и имитация нападающего удара. Спиной отбежать от сетки, в 3 зоне имитация нападающего удара, спиной отбежать в 5 зону и   в 4 зоне и выполнить имитацию нападающего удара. Перейти на другую сторону площадки.

  5. Из 1 зоны прыжки с прямыми ногами через скамейку. Во 2 зоне имитация блока, перемещение по диагонали спиной. Из 5 зоны прыжки с прямыми ногами через скамейки и имитация блока в 4 зоне. Перейти на другую сторону площадки.

  6. Из 1 зоны пробегание змейкой через скамейки до 2 зоны. Во 2 зоне имитация нападающего удара и сразу после перемещения имитация блока. В 3 зоне имитация нападающего удара и блок и тоже самое в 4 зоне. Перейти на другую сторону площадки.

III блок – упражнения в парах с использованием гимнастических скамеек.

     Учащиеся строятся парами, взявшись за руки,  на обеих сторонах площадки перед гимнастическими скамейками лицом к волейбольной сетке. Скамейки расположены параллельно сетке. После выполнения задания возвращаются на свои места, меняются местами и выполняют тоже задание второй раз. Держаться за руки во время выполнения задания

  1. Бег через скамейки, ногу проносить прямо вперед (не через сторону)

  2. Прыжки на двух ногах через скамейки

  3. Бег с высоким подниманием бедра через скамейки

  4. Прыжки на правой ноге

  5. Прыжки на левой ноге

  6. Прыжки на двух ногах боком к скамейке, взявшись двумя руками

 IV блок – упражнения c использованием набивных мячей

     Набивные мячи разложены параллельно боковой линии из зоны 1 до зоны 2. И из зоны 5 до зоны 4.  Из 2 зоны в зону 5 перемещение по диагонали.. После выполнения  разминки мячи используются для обучения верхней передачи мяча.

  1. Ускорение змейкой через мячи  и по диагонали

  2. Прыжки на двух ногах через мячи, по диагонали ускорение

  3. Бег с захлестыванием голени назад змейкой через мячи, по диагонали – бег с захлестыванием голени

  4. Прыжки на правой ноге через мячи. По диагонали – прыжки на правой, подтягивая толчковую ногу

  5. Бег с высоким подниманием бедра через мячи и по диагонали

  6. Прыжки на левой ноге через мячи. По диагонали – прыжки на левой, подтягивая толчковую ногу

  7. Перемещение приставным шагом правым боком вокруг мячей змейкой и по диагонали

  8. Прыжки на двух с прямыми ногами через набивные мячи, по диагонали – перемещение спиной в 5 зону

  9. Перемещение приставным шагом левым боком вокруг мячей змейкой и по диагонали

  10.  Перемещение приставным шагом в стойке волейболиста, касаясь рукой боковой линии с одной стороны, а с другой стороны другой рукой набивного мяча. По диагонали - перемещение в зону 5  приставным шагом в стойке волейболиста

V блок – упражнения с использованием тренажера «скоростная лесенка» и мячей

Лесенки лежат параллельно сетке.

  1. Бег с высоким подниманием бедра. Вдоль сетки – имитация верхней передачи. Переход на другую сторону.

  2. Бег с захлестыванием голени (шаг на каждую ступеньку лестницы). Вдоль сетки  - верхняя передача над собой

  3. Прыжки на двух ногах. Вдоль сетки  - верхняя передача над собой

  4. Прыжки на двух вперед-назад лицом к сетке. Вдоль сетки  - верхняя передача над собой


28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!