ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3–4 классов по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.
Планируемые результаты.
Личностные: – проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда; – выражать эмоционально и вербально чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда. Метапредметные: – сравнивать жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей; – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города…среди них – город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим.
Демонстрация видео (дикторский текст). Видео "Блокада Ленинграда"
Учитель. Ребята, а вы обратили внимание на звук, который сопровождал последние кадры видео? Кто-нибудь знает, какой прибор его издаёт? Ответы детей.
Учитель. Это звук знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда, его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Что же такое блокада? Как жили ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Послушайте стихотворения о блокадном Ленинграде.
Чтец 1: 8 сентября, обычный день недели, Начало осени, красивое и яркое, Сентябрьский ветерок, и голуби летели, И лес к себе манил людей подарками… (Г. Станиславская)
Чтец 2: Мне повезло, я позже родилась, Не надо мной в осколки небо рвалось, 5 Когда земля под взрывами тряслась, Не я в бомбоубежище кидалась. (О. Аникеева)
Чтец 3: А каким был блокадный ребёнок? Воробьиные рёбрышки… Бледные губки… Старичок семилетний В потрёпанной шубке… (В. Лифшиц)
Чтец 4: Чёрное дуло блокадной ночи… Холодно, холодно, холодно очень… Вставлена вместо стекла картонка… Вместо соседнего дома – воронка… Есть очень хочется…Страшно… Темно… (Н. Радченко)
Чтец 5: Воспоминания мирного времени Кажутся просто несбыточным сном. Окна крест-накрест бумагой заклеены… Только, как сердце, стучит метроном… (Е. Шарова)
Чтец 6: Не мне ночами снился тёплый хлеб, Сводя с ума до судорог голодных, И не за мной тянулся санок след До ямы той, где хоронили мертвых. (О. Аникеева)
Чтец 7: Я в гору саночки толкаю. Ещё немного – и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжёлой стала, как свинец. Метёт колючая пороша, А ветер каменит слезу. Изнемогая, точно лошадь, Не хлеб, а воду я везу. (В. Вольтман-Спасская)
Чтец 8: Людское горе – кто его измерит Под бомбами, среди полночной тьмы? И многие, наверно, не поверят, Что было так, как рассказали мы. (А. Гитович)
Учитель. Трудно поверить, что так всё и было. Но есть ещё одно доказательство этой страшной страницы Великой Отечественной войны. Это дневник Тани Савичевой. Ваша ровесница, ленинградская школьница, записывала в блокнот страшные события, происходившие в её семье. Посмотрите на экран. Помолчим несколько минут.
Видео "Дневник Тани Савичевой" 1-2кл
Учитель. Представьте, что чувствовала девочка, записав дрожащей от голода рукой слова «Осталась одна Таня». Расскажите. Ответы детей.
Учитель. Семья Тани умерла от голода. И сама Таня не узнала о победе – умерла от истощения. А сегодня мы не голодаем. Хлеба много, да и сладости едим каждый день. Но послушайте стихи.
На помойках валяется хлеб. Как мне к этому относиться? Нет с продуктами больше проблем, Сыт народ! Этим надо гордиться! Но и бедный, поев, и богатый Недоеденный хлеб не бросали; Как велось на Руси когда-то, Крошки в рот с ладони ссыпали. Хлеб, в помойках лежащий открыто Для меня одно означает — Память прошлого позабыта, Память в сытости засыпает. (Е. Головчинер)
Учитель. О чём говорит автор? Что означает выражение «память в сытости засыпает»? Как можно использовать сухой, несвежий хлеб? Ответы детей: «Хлеб нельзя выбрасывать! Мама говорит, что это – грех! Много на Земле людей, которые голодают, а мы помойки хлебом «кормим»!», «Память засыпает – это когда все сытые, богатые и не помнят о том, что у когото даже хлеба нет!», «Автору стыдно и грустно, что он хлеб на помойке увидел», «Из сухого хлеба можно сделать сухарики…».
Учитель. В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким!
Видео "Блокадный хлеб"
Рассмотрите фотографию и давайте её помнить: натруженные руки, которые так бережно держат кусочек чёрного хлеба
Учитель. Рассмотрите фото. Опишите труд жителей Ленинграда во время блокады. Ответы детей: «Жители города копали рвы. Это для того, чтобы танки фашистские не вошли в Ленинград. На фото видно, что работают одни женщины, потому что мужчины все воюют». «В городе строили баррикады: старики, женщины кладут кирпичи, брёвна. Никто тогда не боялся тяжёлой работы. Наверное, каждый думал: „нужно спасать город“». «На крыше стоят дежурные, следят, когда самолеты прилетят бомбить. Тогда всем скажут, что нужно бежать в бомбоубежище». «Девочка в госпитале помогает раненому.
Учитель. Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград: жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая её родному городу, работало ленинградское радио. В 1942 году в Ленинграде открылся драматический театр. Его до сих пор называют Блокадным театром.
Учитель. Рассмотрите фотографию блокадной школы. Опишите её: где проходит урок, в какой обстановке учатся дети. Ответы детей: «Даже не понятно, где это происходит? Может быть, в бомбоубежище?», «Тесное помещение, как чуланчик маленький: окон нет, света яркого нет, доски тоже нет! Как можно учиться?», «А как же они пишут?».
Учитель. Когда объявлялась воздушная тревога, все спускались в бомбоубежище, там и продолжался урок. Но все учились очень добросовестно, потому что знали, что это очень важно для отца, который воевал на фронте, для матери, которая суткам работала на заводе, или в госпитале, или дежурила на крыше… Всю блокаду в Ленинграде работало 39 школ.
Учитель. Рассмотрите фотографии. Используя информацию, которая на них представлена, составим коллективный рассказ об этих событиях. Первое предложение сделаю я: «4 января 1944 года началась операция «Искра» советских войск по прорыву блокады».
Ответы детей: «В наступлении участвовали артиллеристы. Они стреляли по врагу, не давали ему опомниться»; «Пехота освобождала посёлки, деревни. А впереди пехоты шли танки»; «С моря стреляли по врагу наши корабли и катера».
Учитель. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве. Немецким войскам не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Блокада продолжалась 872 дня, но Ленинград выстоял! Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа.
Вот как говорит об этом поэтесса блокадного города Ольга Берггольц: Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикадыМы не покинем наших баррикад… И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамёна Петрограда.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Когда в немецком городе Нюрнберге проходил после войны суд над руководителями фашизма, записная книжка ленинградской девочки была представлена как документ, который доказывал, что фашизм принёс на советскую землю горе и смерть. Дневник Тани, как будто кричит: это никогда не должно повториться! Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это всё повториться!» (Е. Лотнер)
Учитель. Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины.