Праздник «Спасибо, азбука!»
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова — в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда ,
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам азбука хорошим другом стала,
И этот урок посвящаем мы ей!
Азбука — мудрая книга, и каждый человек начинает учебу с азбуки. На ее страницах даны азы русской грамоты. Азбука сделала вас грамотными. Страницы азбуки учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
1-й ученик.
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
2-йученик.
Парта — это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
3-й ученик.
Ответить хочешь — не шуми
И только руку подними.
Учитель спросит — надо встать.
Когда он сесть позволит — сядь.
С. Маршак
У ч и т е л ь. Теперь я предлагаю отправиться в Буквоград к королеве Азбуке, чтобы поблагодарить ее за все, чему она нас учила. Отправимся мы в путь на поезде, который нас уже ждет.
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мнится
От границы до границы,
По степям до синих гор
На зеленый семафор.
4 й ученик.
Так садись в счастливый поезд
И катись от А до Я.
Очень нравится мне поезд,
- Очень нравится, друзья!
На доске открывается изображение поезда: паровоз и три вагона, в окнах лица звуковичков.
Учитель. Повезут нас звуковички, которые желают всем нам (читаем надпись на поезде) удачи. Звуковички просят вашей помощи. Помогите надеть им шапочки.
Три ученика выходят к доске и выполняют задание: если звук согласный и твердый — шапочка синего цвета, если звук согласный и мягкий — зеленого цвета, если звук гласный — красного.
Учитель. Пока ребята наряжают звуковичков, мы попрощаемся со всеми, чтобы за нас не волновались.
1-й ученик.
Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы сидим за партой прямо!
Если дождик льется косо,
Все равно стучат колеса.
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит!
2-й ученик.
А учительница с нас
Целый день не сводит глаз.
С нами в классе лишь она,
А как будто вся страна!
Учитель. Звуковички готовы! Теперь в путь! В дороге контролер просит всех предъявить билеты. Для этого нужно выполнить задания, которые даны в них.
На билетах у каждого свое предложение: У куста стоит аист. Оля катала кукол. Алик искал Нину и Аллу. У окна стоит столик. У Иры растут кактусы. И т.п. Задания: поставьте ударения в словах;
посчитайте, сколько слов в предложении,
и напишите цифру рядом с предложением;
подчеркните главные члены предложения.
Учитель. Если задания выполнены, отдаем билеты контролеру.
Наш поезд почему-то остановился. Что случилось? Посмотрите, это наш друг Незнайка. Он шел в Буквоград и рассыпал слова. Давайте поможем ему собрать слова и возьмем его в наш поезд.
1-й ряд: ро, та, чу, ща, све, кри, щу, ча-(ро-
ща, свеча, кричу, тащу).
2-й ряд: ту, кру, чу, пи, щу, ча, ка, ща (туча,
пища, кручу, щука).
3-й ряд: уго, чу, ча, ку, ча, мол, щу, ща (угощу,
чаща, куча, молчу).
Ученикам раздаются конверты со слогами. Дети составляют слова из слогов.
Учитель Молодцы! Хорошо потрудились. На какие правила Незнайка принес слова?
1-й ученик. . В сочетаниях ча — ща Пишем только букву а.
2-й ученик.
В сочетаниях чу— щу Пишут только букву у.
Учитель. Едем дальше! Какие правила мы еще выучили? Посмотрите, какие красивые облака: щучка жизнь, пушинка, ночной. (Слова написаны на «облаках».)
3-й ученик.
Знаем мы наверняка, Где чн и где чк — Мягкий знак не пишется.
Четверо учеников (буквы ж, и, ш, и), построившись паровозиком, выходят к доске.
'Буква Ж. Звуки [ж] и [ш] звучат всегда очень твердо.
Буква И. Мягкость их обозначать брались очень многие.
Б у к в а Ш. Пробовала буква ё, но не вышло у нее.
Буква И. Даже сам мягкий знак не смягчил их никак. Отказались все от них, кроме доброй буквы и.
Буквы (уходят со словами). «Жи — ши, жи — ши с буквой и всегда пиши». •
Учитель. Вот новая остановка. Посмотрите, какие красивые цветы! Давайте соберем цветы для королевы Азбуки и отдохнем. Что это за буквы?
К доске прикреплены десять ромашек с гласными в центре цветка.
Сколько гласных букв вы знаете? Сколько гласных звуков? На какие группы можно разделить гласные буквы?
1-й ученик. Буквы, которые обозначают мягкость согласных.
2-й ученик. Буквы, которые обозначают твердость согласных.
3-й ученик. Буквы, которые обозначают два звука.
У ч и т е л ь. Теперь давайте отдохнем.
4-йученик.
В старом дереве — дупло,
Это домик буквы о.
Рядом с нею на суку
Примостилась буква у.
В гости к ним издалека
Прибежала буква а.
Прилетела буква я
На спине у воробья.
5-й ученик.
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнуть,
То опять плясать начнут.
Учитель. Отправляемся дальше. Посмотрите, какое яркое солнышко нам светит. Что написано на его лучах?
На доске рисунок солнышка, на его лучах —
имена детей.
Учитель. Это ваши имена. Почему все эти слова написаны с большой буквы?
1-й ученик. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Учитель. Правильно! Когда мы еще пишем большую букву в словах?
2-й ученик.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги:
Но почему? За какие заслуги?
3-й учен и к.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
4-йученик.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
5-й ученик.
Буква большая, — совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Учитель. Вот мы и подъезжаем к Буквограду. Посмотрите, кто это нас встречает?
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Ученики (хором). Буквы!
Учитель. Как называются все буквы одним словом?
1-й ученик.
Буквы — значки, как бойцы на парад,
2-йученик.
В строгом порядке построены в ряд.
3-й ученик. Каждый в условленном месте стоит...
4-й у ч е н и к. И называется ряд алфавит.
Учитель. Сколько же букв в русском алфавите?
5-й у ч е н и к. Тридцать три!
Учитель. Кто из вас может рассказать весь алфавит?
Ученики.
— А, б, в, г, д, е—- Буквы нам нужны везде.
-Ё, ж, з, и, и, к,л — Побеждает тот, кто смел.
— М, н, о, п, р, с, т — Будь всегда на высоте.
— У, ф, х, ц, ч, ш, щ — Потрудись! Ведь без труда Не поймаешь и леща.
— Твердый знак и мягкий знак
—Не звучат они никак,
Но без них, мои друзья,
Обойтись никак нельзя.
—Между ними буква ы
— Не теряйте головы.
— Э, ю, я — Конец науки.
Превратились в буквы звуки. Учитель. Что обозначают буквы? (Звуки.)
Вот мы и в Буквограде (открывает карту города). Посмотрите, какие здесь улицы. Кто живет в этих домах? На какие группы делятся все звуки? Мы уже говорили о гласных. А что вы знаете о согласных? (Твердые, мягкие, звонкие, глухие, парные, непарные.)
Чей это дом? (Здесь живут предлоги.) Назовите их. Что вы знаете о предлогах? Вот и дорожка ко дворцу королевы Азбуки. Дорожка состоит из крутых гор. Чтобы выровнять ее, нужно составить из данных слов предложения.
На доске памятны слова тополь, черемуха, солнце, цветёт, нт-цнни, стройный, зележет, ду-иСтая.
ловите слова, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки предметов,
мы и пришли. Сама королева Азбука вышла к ним,
Выходит королева Азбука. Все кланяются ей.
1-й ученик,
Я с «той книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
2-й ученик.
Букв Сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Учитель. Королева Азбука приготовила
вам подарки.
Ученики получают новые учебники по чтению.
1-й ученик.
Мы хотим сказать тебе «( ам
Вы прочли азбуку от корки д
Вам по чтению — пятерка!
Позади нелегкий труд Слогового чтения...
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки,
Так что в путь, друзья!
Не грустите! Не жалейте,
Что закончили азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую да и»,
Научиться дружить и добрыми быть
И в беде помогать,
И решительными быть.
Ученик и ученица.
Пусть книги друзьями заходит I» ,'И!
Читайте всю жизнь — набирай I